политической конъюнктуры и «революционного правосознания», а также повальным внедрением в закон исключений из правил.
«Правила игры» должны соблюдаться всегда и везде, в том числе и в законотворчестве.
Литература
1. См.: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ.
2. Введены Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 352-Ф3.
3. Введены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №321-Ф3.
4. См.: Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ.
5. См.: Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ.
6. См.: Федеральные законы от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ, от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ, от 9 декабря 2010 г. № 352-Ф3, от 1 марта 2012 № 18-ФЗ.
7. См.: Федеральный закон от 7 декабря 2011 № 420-ФЗ.
8. См.: Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ.
9. См.: Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ.
Т.В. Заец
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ АСПЕКТА «ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ»
DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE IN THE ASPECT OF «HOME READING»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования и развития информационной компетенции и компетентности с позиции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) применительно к аспекту «домашнее чтение», при условии интеграции в учебный процесс электронного учебного пособия. Помимо теоретических вопросов, в статье затрагивается практическая сторона.
Ключевые слова: информационная компетенция, информационная компетентность, аспект «домашнее чтение», электронное учебное пособие, ФГОС ВПО.
Abstract: in the article following questions of formation and development of information competence and the competency are considered bаsing on the Federal state educational standard of higher professional schools (home reading aspect, when electronic textbook is integrated into the training process). Both theory and practice are at issue.
Keywords: informational competence, information competency, the aspect of «home reading», electronic textbook, Federal educational standard.
Современное общество предъявляет всё возрастающие требования к специалистам всех областей. Жизненный успех современного человека напрямую зависит от его инициативности, самостоятельности и способности к личностному развитию, а умение работать с информацией - добывать ее, критически оценивать, обрабатывать и сохранять - становится жизненно необходимым для специалиста, желающего эффективно работать в XXI веке. Мы живём в бесконечном потоке информации самого различного рода и свойства. Совершенно естественным представляется факт, что одной из важнейших компетенций в современном,
© Т.В. Заец, 2012
перенасыщенном информацией мире становится информационная компетенция. В докладе международной комиссии по образованию Юнеско [4, с.9;14;18-19;21;23] в 1996 году особое внимание уделяется роли информации в современном обществе. Информационная компетенция является «суперкомпетенцией», в состав которой входит умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
В связи с тем, что в научной литературе встречается одновременное использование понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», необходимо уточнить, что понимается под этими терминами. С.В. Тиршина и А.В. Хуторской рассматривают информационную компетентность как ключевую компетентность, которая «имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности» [9]. «Д.М. Грицков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев используют термин «информационная компетенция» и определяют его как «владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения в образовательном процессе, а также критическое отношение к распространяемой информации» [7, с.98].
Несомненный интерес представляет определение «информационной компетентности», данное исследователями Американской Ассоциации библиотек образовательных и научных учреждений ACRL (The Association of College and Research Libraries). Они рассматривают её как «набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию» [цит. по 3] и выделяют следующие составляющие названной компетенции:
- понимание необходимости получения информации;
- знание о том, как найти нужную информацию;
- умение выбирать надлежащий источник и отбирать соответствующую
- информацию;
- умение анализировать и синтезировать информацию;
- умение использовать и передавать информацию [цит. по 3].
Если сравнить названные составляющие информационной компетентности с общекультурными компетенциями (ОК), представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «международные отношения», то можно выявить много совпадений. В стандарте зафиксировано, что у будущего специалиста-международника должны быть сформированы не только профессиональные, но и общекультурные компетенции, в которых основной акцент ставится на умениях работать с информацией, что предполагает:
- способность обобщения, анализа, восприятия информации;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения;
- переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
- умения постановки и достижения целей;
- умение выявлять, понимать, анализировать, систематизировать;
- мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы и процессы;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию [1, с.4].
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно утверждать, что
информационная компетенция является одновременно частью общекультурных компетенций и важной составляющей профессионально значимых компетенций. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в названных компетенциях не акцентируется внимание на владении иностранным языком. Это объясняется тем, что их сформированность является обязательным гарантом эффективности профессионального общения на всех языках, включая владение иностранные. Однако в данном случае необходимо подчеркнуть, что в процессе обучения иностранному языку в вузах перенос сформированных в школе и развиваемых в вузе информационных компетенций с одного языка на другой язык не всегда может быть осуществлен автоматически. Это связано с несколькими причинами.
Первая - информационная перегрузка общества, когда человек уже не способен обрабатывать и интегрировать информацию, в результате чего снижаются когнитивные способности человека [5, с.229, 230]. Вторая - неумение многих девушек и юношей, в отличие от большинства людей старшего возраста, самостоятельно оценивать качество информации [5, с.192]. Третья причина вытекает в определенной степени из первых двух: сама по себе информационная компетенция, даже исходя из позиции родного языка, сформирована еще у будущих студентов не в достаточной степени, хотя ее формирование и предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) [2, с.6, 7, 9]. Последняя, четвертая причина затрагивает ситуацию, которая сложилась с иностранными языками в школе и которая накладывает свой отпечаток и на развитие информационной компетенции в вузах. Основным иностранным языком в российских школах является английский, который часто начинают преподавать со второго класса школы, и студенты первого курса, изучавшие его в школе, уже обладают определенной информационной компетентностью с точки зрения английского языка. С другими иностранными языками ситуация складывается иначе: их начинают изучать только в вузах, поэтому необходимо научить студентов переносить их умения и навыки работы с информацией на новый язык.
«Домашнее чтение» является одним из аспектов общего языка, позволяющим в процессе обучения успешно развивать информационные компетенции на иностранном языке, начиная с начального этапа обучения. Под домашним чтением понимается специальный аспект изучения иностранного языка, освоение которого предусматривается программой и на который выделяется специальное время в рамках программы и учебного плана. В данном случае чтение рассматривается как речевая деятельность, а художественное произведение - это материал, на котором изучается иностранный язык, формируются и развиваются необходимые компетенции. Этот аспект позволяет, с одной стороны, закрепить, повторить, расширить и употребить в новых речевых ситуациях материал основного курса. С другой стороны, работая над этим аспектом, студенты учатся самостоятельно извлекать и анализировать информацию, содержащуюся в художественном произведении, чтобы затем трансформировать ее в устные и письменные речевые высказывания, а также формулировать и отстаивать свою точку зрения. Эти цели напрямую связаны с требованиями ФГОС ВПО по формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
Интеграция электронного учебного пособия (ЭУП) по домашнему чтению в этот процесс оптимизирует развитие информационной компетенции, так как она «связана со
знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий» [7, с.98]. Это, прежде всего, связано с ОК-13, ОК-14, представленных в ФГОС ВПО [1, с.4]. Таким образом, уже само по себе обучение с помощью ЭУП определяет развитие компетенций, связанных с информацией, представленной в компьютерном виде.
Выполняя задания по аспекту «домашнее чтение», студент развивает информационную компетенцию, используя, например, содержащиеся в пособии гиперссылки. Их задача состоит в том, чтобы
- ознакомить студентов с немецкоязычным Интернет-пространством;
- показать, как определенные Интернет-ресурсы могут помочь в изучении иностранного языка, например, ссылки на словари, информационные порталы;
- дополнить и расширить материал пособия, предоставив студенту возможность выбирать понравившийся ему материал, руководствуясь рекомендациями, представленными в пособии;
- показать механизмы поиска необходимой информации в рамках аспекта «домашнее чтение»;
- научить перерабатывать материал, представленный в письменной форме, в устное высказывание, соответствующее их уровню владения языком.
Не менее важную роль при развитии этой компетенции играет постановка задач перед чтением, во время и после чтения произведения, они акцентируют внимание студентов на следующих видах деятельности:
- сбор и анализ определенной информации;
- выделение значимых моментов прочитанного, их интерпретация, систематизация, обобщение;
- интерпретация определенных моментов прочитанного текста;
- извлечение из текста важной страноведческой информации. Например, перед чтением всего произведения студента просят собирать информацию о достопримечательностях, называемых в книге, а в конце работы предлагается сделать мультимедийную презентацию про те места, которые они хотели бы в будущем посетить.
Следовательно, формирование и развитие информационных компетенций является составляющей частью аспекта «домашнее чтение», так как этот процесс предусмотрен не только целями и задачами самого аспекта, но и ФГОС ВПО. Таким образом, домашнее чтение помогает студентам применить знания, полученные на основном языке в новых условиях и с информацией, представленной в другом виде. Эффективность развития этих компетенций в рамках данного аспекта усиливается благодаря внедрению ЭУП, которое помогает овладеть стратегиями получения, обработки и сохранения информации и научиться ориентироваться в потоке информации, который характеризует современное общество, при помощи информационных и коммуникационных технологий [8, с.13].
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) «бакалавр»). - М.: Министерство образования и науки РФ № 815 от 22.12.09
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Министерство образования и науки РФ № 413 от 17.05.12
3. Ахаян А.А., Кизик О.А. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся // Письма в emissia.offline URL: http://www.emissia.ors/offline/2007/1220.htm (дата обращения: 25.07.12).
4. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для 21 века, представленный ЮНЕСКО // «Информация для всех» URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 17.07.12).
5. Палфри Дж. Дети цифровой эры / Палфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. - М., 2011. - 368 с.
6. Северова Н. Ю. Формирование гипермедиакомпетенции студентов педагогических вузов как необходимое условие подготовки специалистов в контексте требований Болонского процесса // Гумбольдтовские чтения. Перспективы развития языкового образования в свете требований Болонских реформ: Сб. науч. тр. Ч. I. - М. 2007. - С. 20 - 22.
7. Сысоев П.В., М.Н. Евстигнеев Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // URL: www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/04/image/04-096.pdf (дата обращения: 30.06.12).
8. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6, с. 12 - 21.
9. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 01.07.12).
Д.С. Зеленое
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ «СКЛОННОСТИ К ОБМАНУ»
SUBSTANTIATION OF A TECHNIQUE OF PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS «PROPENSITIES TO A DECEIT»
Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к изучению «склонности к обману», даются основные ее виды: ситуативная, позиционно-личностная, патологическая склонность к обману. Раскрываются признаки каждого вида склонности и методика их диагностики.
Ключевые слова: «склонность к обману», личность, нравственность, социальная роль, демонстративность, эгоцентризм, макиавеллизм.
Abstract: in article the main approaches to studying «tendencies to deception» are considered, its main types are given: situational, item and personal, pathological tendency to deception. Reveals signs of each type of tendency and a technique of their diagnostics.
Keywords: propensity, deceit, «propensity to a deceit», the person, morals, a social role, demonstrative person, an egocentrism.
В современной науке понятие «склонность» не получило однозначного толкования. В основных подходах склонность понимается как направленность на определенную деятельность, как профессиональная направленность как потребность в
© Д.С. Зеленов, 2012