Воспитани л обучение в учреждениях профессионального образования
взаимодействие, цель которого - цель которого создание условий для личностного становления индивида в процессе вхождения в культуру и принятие им гуманистических ноавственных ценностей Культурно-информационное пространство - это система взаимосвязанных источников информации. Одним из таких источников информации и, одновременно, средством нравственного воспитания является устное или письменное повествование студента о себе, своих близких, о своем жизненном опыте, собственной точке зрения на то или иное событие, повлиявшее подчас на его мировоззрение и ставшее заметной вехой на его пути освоения культурных и нравственно ценных образцов жизни. В исследовании H.H. I ладченковой среда становления нравственного опыта понимается как поле жизнедеятельности субъекта, обуславливающее нравственное развитие личности на основе присвоения гуманистических ценностей, обретения личностных смыслов, познания окружающего мира и преобразования себя в атмосфере нравственного взаимодействия, в качестве полноправного у частника педагогического процесса [1].
Нравственный опыт является важным компонентом в структуре личности, он всегда субъектен и личностно значим, что особенно проявляется в лексике и стилистике повествований студентов -многократное использование личных и притяжательных местоимений, частое употребление таких вводных предложений как «я думаю (полагаю, считаю, догадываюсь, размышляю, вспоминаю)» и тд.
Нравственное развитие личности студента выступает как процесс интериоризчции этических ценностей превращения их в личностное достояние. Эти положения позволяют нам трактовать получаемый студентами нравственный опыт как результат активного информационного взаимодействия личности с окружающим миром и овладения его нравственными ценностями гуманитарной культуры, а, следовательно, и формирования нравственно ценностных мотиваций социального поведения.
Библиографический список
1 .Гладченкова Н.Н. Культурно-
информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2001. - 15 с.
2.Голубович К. Встреча в Венеции // Дружба Народов. - 2006. - №9. - С. 195-203.
3 .Дивиденко Е.С. Личностно-
ориентированный подход к ооучению пониманию смысла иноязычного художественного текста: Дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2003. - 166 с.
4.Разин А. В. Нравственный мир человека. - М.: Академический Проект, 20ПЗ - 432 с.
5.Кристиан Сальмон. Всепроникающий Storytelling // Le Monde diplomatiqut - 2006. - №5. -С. 4-5
в.Цветова Н. Наблюдения пессимистки // Нева. -2006.-№11.-С. 203-217.
О. J1. Ипатова
ТЕКУЩИЙ САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
В статье рассматривается возможность применения режима текущего самоконтроля студентов языкового факультета педвуза с целью развития у них общеучебных и профессиональных умений самоорганизации и самоуправления.
Традиционный подход к организации педагогического контроля в вузе предполагает совокупность внешних воздействий, оказываемых преподавателем на студента с целью проверки и оценки уровня его знаний, умений и навыков. Такому подходу присущи внешняя заданность всех параметров контролирующей деятельности, наличие
преимущественно внешней обратной связи, субъективизм в оценивании, низкая степень самостоятельности студентов, преобладание у них внешних мотивов учения. Переход высшей школы к личностно-ориентированной образовательной парадигме требует формирования у студентов навыков и умений самоорганизации и
104
Веьгник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007. Том 13
©О.Л. Ипатова, 2007
Текущий самоконтроль студентов языкового факультета педвуза
самоуправления учебной деятельностью, в совокупности ведущих к развитию у них автономии. Данные умения особенно актуальны в контексте подготовки студентов к педагогической деятельности, так как современный учитель должен быть готов к непрерывному самообразованию и
самосовершенствованию. В связи с этим мы полагаем, что организация контроля в педвузе в условиях личностно-ориентированного подхода подразумевает передачу максимально возможного объема ответственности за его проведение самим студентам как активным субъектам учения и будущей профессиональной деятельности, развитие и совершенствование у них умения самоконтроля.
Понятие «самоконтроль» получает разноплановые толкования в психолого-педагогической и методической литературе, В общепсихологическом смысле самоконтроль является характеристикой самосознания личности, компонентом ее волевой саморегуляции и предполагает «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [9, с. 553]. Самоконтроль тесно взаимодействует с процессами самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции и самооценки. В качестве универсальной способности личности самоконтроль развивается за счет интериоризации внешнего контроля, в ходе которого, согласно Л.С. Выготскому, происходит слияние функций исполнения и управления внутри одной личности [2]. В соответствии с этими данными педагогика и психология рассматривают самоконтроль как важнейший компонент и инструмент саморегуляции и самоуправления учебной деятельностью со стороны студента, как учебное умение в ряду организационно-управленческих умений,
необходимое субъекту учения для самообразования, а его формирование - как переход внешнего контроля со стороны преподавателя к внутреннему самоконтролю обучаемого [5; 6; 7; 8].
В системе обучения иностранным языкам самоконтроль имеет свое специфическое значение и определ ется как «внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностьк ч> [3, с. 24]. По аналогии с общим механизмом саморегуляции для функционирования самоконтроля в р али^ации речевого действия необходимо- 1) наличие эталона; 2) совершение сличения произведенного действия с
эталоном; 3) принятие решения о совпадении / несовпадении выполненного действия с этим эталоном: 4) регулирование на проверенный результат действия и констатация либо его совпадения с эталоном, т.е. получение подкрепления, либо несовпадения с эталоном, следствием чего должна явиться коррекция [4]. Таким образом, самоконтроль изучающего иностранный язык проявляется в умении сравнивать в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью результаты собственного выполнения какой-либо учебной задачи с эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать ошибки в своей деятельности или ее результаты. Ме.одисты указывают, что в результате недостаточной отработанности механизма самоконтроля у школьников они «привыкают к тому что их речь исправляется учителем и, адресуя ее внешнему контролю, снимают с иебя ответственность за реализацию собственной программы» [4, с. 54]. Как следствие, у многих студентов языкового факультета педвуза наблюдается низкий уровень развития самоконтроля. Студенты привычно адресуют свою иноязычную речь внешнему контролю преподавателя, игнорируют грубые языковые ошибки, не стремятся к самооценке и самокоррекции. Вместе с тем важно заметить, что самоконтроль является одним из важнейших компонентов методической подготовки будущего учителя иностранного языка - ведь его речь будет выступать эталоном для школьников. Таким образом, у студентов языкового факультета педвуза необходимо развивать и совершенствовать самоконтроль комплексно как механизм саморегуляции речевой деятельности и как общеучебное умение посредством реализации режима самоконтроля как составляющей самоуправления учебным процессом.
Мы считаем, что текущий контроль представляет собой наиболее благоприятный этап для развития и совершенствования самоконтроля. В сопоставлении с промежуточным и итоговым видами контроля, текущая проверка наименее регламентирована и стандартизирована в отношении целей, задач, средств и форм. Е; потенциал проявляется в следующих моментах: 1 .В холе текущего контроля студенту предоставляется реальная возможность выступать субъектом контролирующей деятельности, особенно в режиме самоконтроля и взаимоконтроля. 2.На этапе текущего контроля осуществляется
Педагогика. Психолы ия. Социальная работ! Ювснология. Социокинетика ♦ № 3, 2004
10*
Воспитание и обучение в учреждениях профессионального образования
систематическая профилактика ошибок, отслеживание хода становления навыков, умений, компетентностей у каждого студента, коррекция и самокоррекция ошибок.
3.Данный вид контроля обладает наибольшим обучаю>цим потенциалом. Регулярная текущая проверка практически сливается с обучением, являясь одновременно способом тренировки в употреблении нового языкового материала и источником информации о ходе его усвоения
4.Важна развивающая роль текущего контроля: совершенствуется саморегуляция, произвольность внимания, навыки рефлексии. Возможность самоуправления контролирующей деятельностью создает предпосылки для доминирования внутренних мотивов учения над внешними.
5.Ярко проявляется воспитательная функция текущего контроля. Систематическая проверка требует от студента ответственности, воли, самодисциплины. Таким образом, характер текущего контроля позволяет ему выступать условием развития и совершенствования самоконтроля студентов.
Важное место отводилось формированию самоконтроля в теории программированного обучения. В качестве условия его становления у студентов называлась именно системагичная текушая проверка. Ученые (С.И. Архангельский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) указывали, что итоговый контроль, т.е. контроль по результату действия, является наиболее распространенным, но мало эффективным его видом. Утверждалось, что «анализ учебного процесса по одним конечным результатам обучения не может считаться достаточным для оптимизации системы обучения Система требует текущего регулирования и совершенствования» [1, с. 11]. Известная роль в осуществлении текущей (следящей) обратной связи приписывалась студенту, управляющему своей учеоной деятельностью. Предполагалось, что постепенно внешний контроль со стороны преподавателя должен заменяться самоконтролем студентов, и что «чем меньше контакт студента с преподавателем и больше доля самообучения и самоконтроля, тем чаще и надежнее должна функционировать система внутренней обратной связи» [10, с. 4]. Основная функция текущего самоконтроля состоит в самостоятельной коррекции деятельности и преодолении ошибок по ходу ее выполнения, т.е. в саморегуляции обучаемым своих
действий по мере изменения условий их выполнения. Более совершенным видом саморегуляции учебной деятельности является учет результатов еще не осуществленной деятельности и корректирование ее не только по ходу выполнения, но и за несколько операций вперед. Такой вид самоконтроля называют планирующим, перспективным, прогнозирующим [2].
Учеными установлено, что самоконтроль развивается и совершенствуется на основе организации внешнего контроля со стороны преподавателя в ходе формирования речевых навыков и умений Этот процесс начинается с опоры на произвольное внимание, чедущее к произвольному самоконтролю. Постепенно по мере свертывания внутренних умственных действий обучаемых происходит переход к непроизвольному самоконтролю, т.е. высшему уровню его развития. Преподаватель должен так организовать внешний контроль, чтобы он способствовал выработке у обучаемых приемов собственной регуляции речевой деятельности. При этом нам представляется важным, чтобы педагог со своей позиции систематически стимулировал, «поддерживал» совершенствование самоконтроля у студентов в целях повышения уровня их иноязычной подготовки и одновременного развития у них профессионально значимых навыков и умений проверки и оценивания, становления их профессиональных контрольно-корригирующих и оценочных умений.
Решение указанных вопросов требует большого удельного веса самостоятельной работы студентов по овладению иноязычным материалом и параллельного осуществления контролирующей деятельности в отношении себя, т.е. применения режима самоконтроля. Под данным режимом мы подразумеваем возможность для студента занять позицию субъекта контролирующей деятельности:
- определять или в какой-то степени влиять на постановку целей и задач контроля,
- выбирать условия, средства и способы проверки,
- производить самооценку,
- принимать решение о дальнейшей коррекции,
- анализировать, критически осмысливать результаты своей работы, находить причины ошибок и недочетов, моделировать свои будущие учебные и речевые действия. Таким образом, реализуя формат самоконтроля, студент выступает в роли учителя по отношению к себе, развивает умения планирования,
106
Зестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
i «сущий самоконтроль студентов языкового факультета педвуза
организации контроля, оценивания, коррекции и анализа его результатов.
Реализация режима самоконтроля требует обеспечения обучаемых внешними эталонами: ключами, правилами, образцами, подсказками, инструкциями и т.д. К ключу, т.е. правильному ответу, предъявляются такие требования, как простота, доступность, обозримость и однозначность. Применение различных внешних опор содействует функционированию следящей обратной связи и формированию у обучаемого «внутренней программы, схемы речевого действия» [4, с. 53], сущность которой состоит в том, что структура внешнего образца осознана обучаемым и переведена во внутренний план. Сличив собственные выполняемые действия с эталонами, студент принимает решение об их правильности или необходимости самокоррекции, т.е. самоисправлении допущенных ошибок. Роль преподавателя на данном этапе заключается в обеспечении студентов дополнительной языковой практикой с целью устранения пробелов в знаниях, навыках и умениях Выполнив задание, студент производит самооценку, для чего в его распоряжение должны быть предоставлены критерии оценивания, раскрыты правила пользования применяемой оценочной шкалой.
Таким образом, текущий самоконтроль студента предполагает.
1 .Информированность студента о задачах, объектах контроля, об эталонах и критериях оценки.
2.Самостоятельное проведение проверки, функционирование внутренней обоатной связи.
3.Самооценку и самокоррекцию
4.Свободное ориентирование студента в его индивидуальном освоении материала, самостоятельную иноязычную практику для ликвидации пробелов.
5.Трансформацию внешних ¿талонов и критериев во внутренние, их осознание и принятие студентом.
Личностно-ориентированный подход к обучению в вузе не требует категорического разделения сфер внешнего контроля со стороны преподавателя и самоконтроля студентов. Внешний контроль допжен создавать базу для развития самоконтроля студентов языкового факультета педвуза как индивидуального механизма саморегуляции речевой деятельности, а также как профессионально-методического контрольно-
корригирующего и оценочного умения. Взаимосвязь и взаимообусловленность двух данных направлений контроля выражается в том, что студент, подвергаясь внешнему контролю и параллельно осуществляя самоконтроль, осознанно проходит все стадии реализации контролирующей деятельности и таким образом получает опыт в самоуправлении собственной учебной и речевой деятельностью, а также в организации внешнего контроля как будущий учитель иностранного языка.
Библиографический список
Х.Архангельский СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе -М.: «Высшая школа». 1976. - 200 с.
2.Барановская ТА. Формирование самоконтроля как механизма регуляции учебной деятельности // Психология студента как субъекта учебной деятельности. Сборник научных трудов Mi ЛИИЯ им. М.Тореза. - Вып. 327.-М., 1989.-С 119-127.
Ъ.Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. -2000.-X» 1.-С.23-28.
А.Зимняя И.А., Китросская И.И., Мичурина К А Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Иностранные языки в школе. -1970,-№ 4.-С.52-57.
5Лг'¿касистый П.И Фридман JIM- Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.- 354 с.
6.Сзлевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
1.Серикив Г.Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1991. - 232 с.
8.Формирование учебной деятельности студентов /Подред. В.Я. Ляуцис.- М.: Издательство Московского университета, 1989.-240 с.
9.Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону: Леникс, 2005 - 808 с.
Ю.Шелингер Н.А. Управление учебной деятельностью студентов и проблемы контроля // Интенсификация самостоятельной работы студентов, изучающих иностранные языки. Межвузовский сборник. - Вып. 5. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1989 -С.3-8.
Педагогика. Психология. Социальная раоота. Ю«енология. Социокинегика ♦ № 3, 200'
107