Научная статья на тему 'Структура и содержание программы подготовки педагога к преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта'

Структура и содержание программы подготовки педагога к преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА И ОПОРНАЯ КАРТА / TEACHING ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL THEORY OF SOCIAL EXPERIENCE MASTERING / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION / REFERENCE CHART AND REFERENCE MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломиец Ольга Михайловна

Целью работы является раскрыть суть «психологизации» профессиональной подготовки педагога к преподавательской деятельности в свете содержания нового профессионального стандарта педагога. Новизна исследования состоит в раскрытии сущности преподавательской деятельности и условий её организации в контексте психологической теории усвоения социального опыта, использование которой обеспечивает высокий уровень образовательных результатов. В статье представлена обучающая программа подготовки педагога к преподавательской деятельности, описаны её структура и содержание, технологии, способы, средства и формы организации в образовательном процессе. Представлены учебно-методические материалы для педагога и обучающегося как средства организации и управления индивидуальной учебно-исследовательской, учебно-практической и самостоятельной деятельностью, которые обеспечивают на практике психологические процессы интериоризации и экстериоризации. Описаны результаты применения данной программы в повышении квалификации педагогов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломиец Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of the educational program of teacher training for teaching in the context of psychological theory of social experience mastering

The aim of the work is to describe the point of «psychologization» of teacher training for teaching in accordance with the new Teacher’ professional standard. The novelty of the research is in describing the main point of teaching activity and conditions of its organizing in the context of the psychological theory of social experience, the use of which provides a high level of educational results. The author presents the teacher training educational program, describes its structure and content, technologies, methods, means and forms of organizing the educational process. Teacher’s and student’s educational and methodological materials as the means of the organizing and managing student’s individual learning and researching, learning and practical and independent activity which provide implementing the psychological processes of interiorization and exteriorization are presented. The results of using this program in professional development of higher education teachers are given.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание программы подготовки педагога к преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.127

Структура и содержание программы подготовки педагога к преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта

О. М. Коломиец

Институт профессионального развития педагога, г. Москва

Аннотация.

Ключевые слова:

Целью работы является раскрыть суть «психологизации» профессиональной подготовки педагога к преподавательской деятельности в свете содержания нового профессионального стандарта педагога. Новизна исследования состоит в раскрытии сущности преподавательской деятельности и условий её организации в контексте психологической теории усвоения социального опыта, использование которой обеспечивает высокий уровень образовательных результатов. В статье представлена обучающая программа подготовки педагога к преподавательской деятельности, описаны её структура и содержание, технологии, способы, средства и формы организации в образовательном процессе. Представлены учебно-методические материалы для педагога и обучающегося как средства организации и управления индивидуальной учебно-исследовательской, учебно-практической и самостоятельной деятельностью, которые обеспечивают на практике психологические процессы интериоризации и экстериоризации. Описаны результаты применения данной программы в повышении квалификации педагогов высшей школы.

преподавательская деятельность, психологическая теория усвоения социального опыта, интериоризация, эк-стериоризация, опорная таблица и опорная карта.

Дата поступления статьи в редакцию: 20 февраля 2018 г.

Введение. Переход системы образования на новые государственные стандарты определил социальный заказ педагогу: обеспечить достижение каждым обучающимся образовательных результатов уровня качества в соответствии с требованиями общества [1]. Достижение этой

цели требует серьёзных изменений в области профессиональной деятельности педагога, а именно его преподавательской деятельности, подготовка к организации которой приобретает сегодня особую актуальность. Опыт проведения занятий с учителями и преподавателями разных образовательных организаций в системе повышения их профессиональной квалификации и переподготовки в Институте профессионального развития педагога (г. Москва) показывает, что их профессиональная деятельность и используемые дидактические материалы не реализуют в должной мере психологические закономерности процесса усвоения и формирования у обучающихся умственных действий и понятий, мыслительной деятельности; преподавательская деятельность и учебная деятельность обучающихся не соответствуют её психологической структуре и содержанию и т. д. Смысл и содержание своей деятельности педагоги сводят к объяснению материала, передаче обучающимся «готовых» знаний и демонстрации способов решения практических задач конкретно-предметной области в виде образцов или алгоритмов. При этом акцент в большей степени делается на наследственные и индивидуальные возможности субъектов образовательного процесса, нежели на универсальные психологические механизмы процесса усвоения социального опыта. Несмотря на все попытки оптимизировать образовательный процесс выпускники образовательных учреждений овладевают образовательными результатами разного уровня качества [4].

Подтверждением этому стало принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, которая высветила проблему неспособности на данный момент ни теории образовательного процесса, несмотря на большое количество научных исследований в этой области, ни практики его организации решить задачу обеспечения доступности каждому обучающемуся качественного образования, отвечающего требованиям современного социально ориентированного развития РФ [3, с. 17].

В современных исследованиях зарубежных авторов в области образования также приоритетной выделяется проблема обеспечения педагогом достижения обучающимся образовательных результатов высокого уровня качества. Её решение учёные напрямую связывают с развитием профессиональной деятельности педагога и преподаванием учебных дисциплин [5; 6].

Реализовать заказ общества о повышении качества подготовки обучающихся представляется возможным в практике образования на основе психологической теории усвоения социального опыта, которая раскрывает механизмы психологической природы усвоения знаний и формирования мыслительной деятельности, управления этими процессами. Это позволило бы найти новые возможности влияния на качество образования через организацию преподавания педагогом учебной дисциплины в соответствии с психологической природой этой деятельности, используемыми в ней технологиями, методами и средствами её организации в образовательном процессе.

Методология, материалы и методы исследования. Решение обозначенной проблемы в теории и практике образовательного процесса стало возможным на основе следующих положений психологической теории усвоения социального опыта:

- философского положения о сущности, происхождении и значении иде-

ального образа и формировании идеальных действий в деятельности человека (К. Маркс, Э. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.);

- деятельностной теории усвоения на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, З. А. Ре-шетова, Н. Н. Нечаев, А. И. Подольский и др.);

- учения о формировании умственной деятельности человека и типах схем ориентировочной основы деятельности, о видах и формах психической (ориентировочной) деятельности (П. Я. Гальперин);

- теории, описывающей структуру процесса учения и проектирование курса обучения по учебной дисциплине (И. И. Ильясов);

- теории учебной деятельности студентов (А. И. Подольский, В. Я. Ляудис, Т. В. Габай);

- идеи развития деятельности педагога в теории развивающегося образования (Н. Н. Нечаев, В. Г. Ермаков, В. Я. Лифшиц, А. Е. Одинцова и др.);

- идей системно-деятельностного подхода к обучению (З. А. Решетова, Ю. А. Самоненко, О. М. Коломиец, Н. Е. Дерябина и др.).

Названные положения выступают основой создания в прикладном аспекте в контексте компетентностно-деятельностного подхода (О. М. Коломиец, М. Г. Голубчикова, Е. А. Карева, Е. С. Малолеткина, Л. К. Подгорная и др.) модели преподавательской деятельности, реализующей в практике школьного и вузовского образования процессы интериоризации и экстериоризации.

На подготовку педагогов к преподавательской деятельности в проведённом нами исследовании была направлена разработанная обучающая программа «Развитие преподавательской деятельности педагога» (144 час.) в системе дополнительного профессионального образования в Институте профессионального развития педагога (г. Москва).

Содержание программы. Специфика преподавательской деятельности определяется двумя важными факторами. Во-первых, она направлена на организацию учебной для школьника или учебно-профессиональной для студента деятельности усвоения учебного материала и овладения запланированными образовательными результатами: конкретной универсальной учебной деятельностью (УУД) или компетенцией, которые являются по своей природе психологическими конструктами, т. к. их содержание составляют психологические категории: «способность», «готовность», «деятельность», «субъект», «морально-нравственные и «личностно-профессиональные характеристики». Во-вторых, преподавательская деятельность по своей структуре и содержанию должна быть «природосообразной» процессу усвоения человеком объектов окружающего мира, что предполагает организацию педагогом и своей деятельности, и деятельности обучающегося сообразно психологической природе процесса усвоения на основе двух последовательных психологических процессов - интериоризации и экстериоризации [2]. В соответствии с функцией и спецификой преподавательской деятельности задаются требования к её структуре и содержанию, способам организации, учебно-методическому сопровождению и т. д.

В первом разделе «Теоретические (психолого-педагогические) основы преподавательской деятельности» к изучению предлагаются четыре темы. В

теме 1 «Психологическая теория усвоения культурно-исторического опыта -методологическая основа компетентностно-деятельностного подхода к организации преподавательской деятельности» обучающимся педагогом изучаются следующие элементы знаний:

- ориентировочная функция психики человека в окружающей действительности;

- структура и содержание психического образа и психической деятельности, условия их формирования;

- соотношение внешней и внутренней деятельности;

- условия формирования умственных действий и понятий;

- ориентировочная основа деятельности, её характеристики; условия построения схем ориентировочной основы деятельности системного типа;

- структура и содержание процесса усвоения на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации.

В теме 2 «Образовательные результаты обучающегося, их психологические характеристики, структура и содержание» обучающийся педагог овладевает знаниями:

- об образовательных результатах его обучающихся, их видах (по ФГОС, Профстандарту, др.);

- о психологических характеристиках образовательных результатов, структуре (деятельностный, предметный и субъектный компоненты) и содержании каждого из них;

- о психологической структуре и содержании деятельности.

Изучение элементов знаний по теме 3 «Виды деятельности обучающегося в структуре его учебно-профессиональной деятельности, их функция и характеристики» формирует у обучающегося педагога системное представление о способах реализации психологического процесса усвоения на основе интери-оризации и экстериоризации через конкретные виды деятельности его обучающихся:

- учебно-исследовательскую деятельность, направленную на формирование материализованного образа объекта усвоения в индивидуальных «схемах ориентировки» в соответствии с её функцией, характеристиками, структурой и содержанием;

- учебно-практическую деятельность, направленную на формирование психического образа объекта усвоения, т. е. образа в сознании обучающегося, в соответствии с её функцией, характеристиками, структурой и содержанием;

- самостоятельную практическую деятельность, направленную на развитие и автоматизацию разных видов будущей профессиональной или практической деятельности на основе её образа в сознании обучающегося в соответствии с её функцией, характеристиками, структурой и содержанием.

В теме 4 «Основные виды профессиональной деятельности педагога в структуре преподавательской деятельности, реализующие процесс усвоения (на основе интериоризации и экстериоризации); их функция, характеристики, структура и содержание» педагог овладевает знаниями о функции, характеристиках, структуре и содержании:

- деятельности по проектированию образовательных результатов;

- деятельности по организации учебно-исследовательской деятельности обу-

чающегося, направленной на формирование у него материализованного образа объекта усвоения в индивидуальных «схемах ориентировки»;

- деятельности по организации учебно-практической деятельности обучающегося, направленной на формирование в его сознании психического образа объекта усвоения;

- деятельности по организации самостоятельной практической деятельности обучающегося, направленной на развитие и автоматизацию разных видов будущей профессиональной или практической деятельности на основе её образа в сознании обучающегося.

Усвоению подлежат и знания о характеристиках преподавательской деятельности (соответствие психологической природе процесса усвоения, осознанность субъектом, полнота реализации деятельности на практике, обобщённость деятельности, форма реализации на практике, опосредованность психическим образом в процессе выполнения деятельности, скорость её выполнения, устойчивость к внешним условиям и состоянию педагога, степень его самостоятельности в преподавательской деятельности), а также личност-но-профессиональных характеристиках педагога, необходимых для организации преподавательской деятельности.

Во втором разделе программы «Деятельность педагога по проектированию образовательных результатов и организации учебного материала для обучающихся в образовательном процессе» к изучению предлагаются три темы. Обучающийся педагог с помощью процедур методов системного анализа, системного синтеза, системно-деятельностного метода и на основе технологий проектирования (технологии самоорганизации деятельности, технологии системной организации структуры и содержания конкретно-предметной деятельности в опорной карте (первый тип дидактической схемы ориентировки), технологии системной организации структуры и содержания изучаемого объекта в опорных таблицах (второй тип дидактической схемы ориентировки) овладевает умениями:

а) спроектировать содержание предметно-деятельностного компонента образовательного результата в опорной карте в соответствии с её характеристиками, что предполагает разработку структурных этапов (ориентировочного, планирующего, исполнительского, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, рефлексии) и компонентов содержания (цель, предмет, технология, метод, способ, средства, формы, др. условия, действия и операции, продукт и результат) конкретного вида овладеваемой деятельности;

б) спроектировать содержание предметно-деятельностного компонента образовательного результата в системе опорных таблиц, представляющих элементы конкретно-предметных знаний об изучаемом объекте (в соответствии с характеристиками данной схемы ориентировки);

в) разработать Сборник дидактических схем ориентировки для преподавателя «Образовательные результаты школьника / студента / педагога-учащегося по дисциплине / модулю «...»;

г) провести отбор учебно-научной информации по теме «...», ориентированной на блоки «знать», «уметь», «владеть», «субъектный компонент» образовательных результатов;

д) организовать учебно-научную информацию по теме «...» в учебно-ме-

тодических материалах (пособиях, справочниках, разработках, презентациях, др.) и разных видах наглядности.

Третий раздел обучающей программы направлен на овладение педагогом-учащимся профессиональной деятельностью по проектированию учебно-исследовательской деятельности обучающегося, реализующей психологический процесс интериоризации. В ходе изучения первой темы педагог усваивает следующие элементы знаний об учебно-исследовательской деятельности:

- её функция (деятельность направлена на формирование у обучающегося системы субъектных знаний о структуре, содержании и характеристиках образовательных результатов);

- характеристики (деятельность теоретическая, направленная на изучение объекта; реализует первый этап процесса интериоризации; управляется Программой учебного исследования; индивидуальная; развёрнутая; осознанная);

- структура деятельности (ориентировка, планирование, исполнение, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия) и содержание (цель, предмет, методы, технологии, способы, средства, формы, действия, продукт, результат);

- технологии организации деятельности: организация учебно-исследовательской деятельности с учебно-научным материалом, системная организация структуры и содержания изучаемого объекта в опорных таблицах, систематизация элементов знаний о структуре и содержании деятельности в опорной карте;

- методы организации деятельности: системный анализ, системный синтез, системно-деятельностный метод;

- формы организации деятельности: а) материальная, материализованная; б) речевая (громкая, социализированная речь, «речь про себя», внутренняя речь, письменная речь); в) индивидуальная на едином образовательном портале или по электронной почте, совместная с педагогом и др. обучающимися на учебном занятии;

- дидактические средства организации деятельности: Программа учебно-исследовательской деятельности обучающегося по теме «...» или Учебная тетрадь обучающегося по дисциплине «...» (как средство управления учебно-исследовательской деятельностью обучающегося с учебным материалом), Сборник индивидуальных схем ориентировки обучающегося в учебном материале «Образовательные результаты школьника / студента по дисциплине «...».

В процессе изучения второй темы данного раздела педагог овладевает умением проектировать учебно-исследовательскую деятельность его обучающихся, направленную на исследование объекта в соответствии с её характеристиками (деятельность соответствует психологической природе процесса усвоения; реализует начальный этап процесса интериоризации; развёрнутая, полная по структуре и содержанию; обобщённого типа; организуется мета-схемами ориентировки, которые обеспечивают её осознанность; выполняется в материальной и материализованной формах; осуществляется в соответствии с личностно-профессиональными характеристиками преподавателя).

Обучающийся педагог овладевает частными умениями: провести ориентировку в исходных условиях будущего исследования; поставить цель; построить предмет деятельности; подобрать технологии, методы, способы, средства,

формы организации исследовательской деятельности; подобрать средства организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающегося на едином образовательном портале или с использованием электронной почты, др.; спроектировать речевое взаимодействие с обучающимися; разработать Программу организации учебного исследования и систему учебно-исследовательских заданий; подготовить средства для выполнения обучающимися самоконтроля, самооценки и самокоррекции продукта учебного исследования и т. д.

Эффективное развитие данных умений у обучающегося педагога осуществляется двумя способами. Ему предлагаются разработанные специальные дидактические средства: Сборник дидактических метасхем ориентировки педагога «Организация деятельности в образовательном процессе: способы, методы, технологии», Сборник дидактических схем ориентировки педагога «Организация преподавательской деятельности», которые выступают ориентиром для самостоятельной деятельности по развитию умений. В процессе подготовки педагог овладевает умениями разрабатывать дидактические средства для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся (на бумажном и электронном носителях): Программу учебно-исследовательской деятельности обучающегося по теме «...»; Учебную тетрадь обучающегося по дисциплине «...», Сборник индивидуальных схем ориентировки в учебном материале «Образовательные результаты школьника / студента / др. по дисциплине «...» (с пустыми каркасами опорных таблиц и опорных карт); Методическое руководство для педагога по организации учебно-исследовательской деятельности обучающегося по теме «...» с нормативными вариантами выполнения учебно-исследовательских заданий.

В четвёртом разделе программы «Деятельность педагога по проектированию учебно-практической деятельности обучающегося, реализующей психологический процесс интериоризации», к изучению предлагаются две темы. В ходе овладения материалом первой темы педагог изучает следующие элементы знаний об учебно-практической деятельности:

- её функция (поэтапное формирование в сознании обучающегося системного образа образовательных результатов на основе интериоризации в структуре процесса усвоения как «психологической ориентировки» для решения практических задач);

- характеристики (деятельность практическая, направленная на решение практических задач; реализует речевой этап процесса интериоризации; выполняется с опорой на систему схем ориентировки; является управляемой педагогом; сначала распределённая / совместная, потом индивидуальная; сначала максимально развёрнутая, потом сокращается; осознанная);

- структура (ориентировка, планирование, исполнение, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия) и содержание (цель, предмет, методы, технологии, способы, средства, формы, действия, продукт, результат);

- технологии организации: технология самоорганизации деятельности, технология самоорганизации деятельности по решению практической задачи, технология поэтапного формирования образа усваиваемого объекта в сознании обучающегося;

- методы организации: системно-деятельностный метод;

- способы организации: (1) способ установления системных связей между компонентами объекта, установления родо-видовых отношений, построения определения понятия, сравнения, группировки, классификации, систематизации, подведения под понятие, выведения следствия, установления причинно-следственных связей; постановка цели в предстоящей деятельности, проведение самооценки выполненной деятельности, проведение рефлексии выполненной деятельности и др.; (2) способ организации преподавателем самостоятельной практической работы обучающихся на едином образовательном портале или по электронной почте, др.;

- формы организации: а) материальная, материализованная; б) речевая (громкая, социализированная речь, «речь про себя», внутренняя речь; письменная речь); в) индивидуальная на едином образовательном портале или по электронной почте; распределённая на учебном занятии: совместная с педагогом и др. обучающимися, групповая, парная;

- дидактические средства организации преподавательской деятельности: Сборник дидактических метасхем ориентировки «Организация деятельности в образовательном процессе: способы, методы, технологии», Сборник дидактических схем ориентировки «Организация преподавательской деятельности»; Методическое руководство для педагога по организации учебно-практической деятельности обучающегося по теме «...» (с нормативными вариантами выполнения практических заданий, решения логических и практических задач и нормативными критериями оценивания для деятельности обучающегося по самоконтролю и самооценке);

- дидактические средства организации учебно-практической деятельности обучающегося: Учебная тетрадь школьника / студента / др. учащегося по дисциплине (как средство управления учебно-практической деятельностью обучающегося, направленной на поэтапное формирование в его сознании образа образовательных результатов через решение логических и практических задач с опорой на материализованный образ образовательных результатов (в опорных картах и опорных таблицах); Сборник материалов учебно-практической деятельности школьника / студента / др. учащегося по дисциплине «...» (как средство развития учебно-практической деятельности обучающегося, направленной на формирование в его сознании образа образовательных результатов и их развитие во внешней деятельности); Сборник индивидуальных схем ориентировки обучающегося в учебном материале «Образовательные результаты школьника / студента / др. учащегося по дисциплине «...», Карта диагностики уровня овладения обучающимся образовательными результатами в соответствии с запланированными характеристиками.

В процессе изучения второй темы данного раздела педагог овладевает умением проектировать учебно-практическую деятельность его обучающихся, обеспечивающую достижение запланированных результатов в соответствии с её функцией (реализация этапа интериоризации материализованного образа образовательных результатов в процессе усвоения) и характеристиками (соответствует психологической природе процесса усвоения; реализует процесс интериоризации; развёрнутая, полная по структуре и содержанию; обобщённого типа, т. к. может быть реализована во всех социально-профессиональных ситуациях, предполагающих организацию педагогом учебно-практической де-

ятельности, обеспечивающей формирование в сознании обучающегося образа образовательных результатов и их развитие во внешней деятельности; организуется метасхемами ориентировки, которые обеспечивают её осознанность; выполняется в материальной и материализованной формах; осуществляется в соответствии с личностно-профессиональными характеристиками преподавателя).

Обучающийся педагог овладевает частными умениями разработать учебно-методические материалы и организовать учебно-практическую деятельность (как аудиторную, так и внеаудиторную): поставить цель; построить предмет деятельности; подобрать технологии, методы, способы, средства, формы организации практической деятельности; подобрать средства организации самостоятельной практической деятельности обучающегося на едином образовательном портале или с использованием электронной почты, др.; спроектировать речевое взаимодействие с обучающимися; подготовить средства управления поэтапной деятельностью обучающихся по выполнению практических заданий, решению логических и практических задач; разработать систему условий выполнения обучающимися учебно-практической деятельности самостоятельно на основе ИКТ; подготовить средства для выполнения обучающимися самоконтроля, самооценки и самокоррекции продукта практической деятельности, разработать систему названных ранее дидактических средств организации преподавательской деятельности и организации учебно-практической деятельности обучающегося.

Последний раздел обучающей программы направлен на овладение педагогом-учащимся его профессиональной деятельностью по проектированию самостоятельной практической деятельности обучающегося, реализующей психологический процесс экстериоризации. В структуре первой темы педагог изучает следующие элементы знаний об учебно-исследовательской деятельности:

- её функция (поэтапная автоматизация деятельности решения профессиональных задач с ориентировкой на образ образовательных результатов в сознании обучающегося на основе процесса экстериоризации в структуре процесса усвоения);

- характеристики (деятельность практическая, направленная на решение практических задач, моделирующих социально-профессиональные ситуации; реализует процесс экстериоризации; выполняется с опорой на образ образовательных результатов в сознании субъекта; является управляемой педагогом; выполняется самостоятельно; индивидуальная; сначала медленная, потом автоматизируется; сначала осознаваемая субъектом, потом неосознаваемая на уровне навыка);

- структура (ориентировка, планирование, исполнение, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия) и содержание (цель, предмет, методы, технологии, способы, средства, формы, действия, продукт, результат);

- технология организации поэтапной автоматизации деятельности по решению практических задач на основе сформированного в сознании образа образовательных результатов;

- системно-деятельностный метод организации;

- способы организации: (1) способ постановки цели в предстоящей дея-

тельности, проведения самооценки выполненной деятельности, осуществления рефлексии выполненной деятельности и др.; (2) способы организации педагогом самостоятельной практической деятельности обучающихся на основе ИКТ, др.;

- формы организации: а) материальная, материализованная; б) речевая (внутренняя речь, умственная речь, «чистая мысль»; письменная речь); в) индивидуальная на основе ИКТ, индивидуальное консультирование;

- дидактические средства организации деятельности педагога: Сборник дидактических метасхем ориентировки «Организация деятельности в образовательном процессе: способы, методы, технологии», Сборник дидактических схем ориентировки «Организация преподавательской деятельности», Сборник дидактических схем ориентировки педагога «Проектирование образовательных результатов обучающегося по дисциплине «...», Методическое руководство для педагога по организации самостоятельной практической деятельности обучающегося по теме «...» (с нормативными вариантами решения практических задач и нормативными критериями оценивания для деятельности обучающегося по самоконтролю и самооценке);

- дидактические средства организации самостоятельной практической деятельности обучающегося: Сборник материалов самостоятельной практической деятельности обучающегося по дисциплине «...» (как средство управления поэтапной автоматизацией деятельности обучающегося решать практические задачи на основе образа образовательных результатов в сознании обучающегося с ориентировкой на их характеристики), Сборник индивидуальных схем ориентировки обучающегося в учебном материале «Образовательные результаты школьника / студента / др. учащегося по дисциплине «...», Карта диагностики уровня овладения обучающимся образовательными результатами в соответствии с запланированными характеристиками.

В процессе изучения второй темы данного раздела педагог овладевает умением проектировать самостоятельную практическую деятельность его обучающихся, обеспечивающую достижение запланированных результатов в соответствии с её функцией (реализация экстериоризации психического образа образовательных результатов в процессе усвоения) и характеристиками (соответствует психологической природе процесса усвоения; реализует процесс экстериоризации; развёрнутая, полная по структуре и содержанию; обобщённого типа, т. к. может быть реализована во всех социально-профессиональных ситуациях педагога, предполагающих организацию самостоятельной практической деятельности обучающегося, обеспечивающей автоматизацию решения им профессиональных задач и формирование практического навыка на основе сформированного в сознании образа образовательных результатов; организуется метасхемами ориентировки, которые обеспечивают её осознанность; выполняется в материальной и материализованной формах; осуществляется в соответствии с личностно-профессиональными характеристиками преподавателя).

Проведение опытно-экспериментального исследования эффективности овладения педагогом высшей школы моделью преподавательской деятельности на курсах повышения квалификации в Институте профессионального развития педагога (г. Москва) (2 потока по 50 слушателей) в 2017 г. позволили конста-

тировать следующие результаты. В экспериментальных группах наблюдалось достижение обучающимися педагогами базового (41 %) и высокого (59 %) уровней овладения преподавательской деятельностью, по сравнению с контрольной группой, в которой 87 % слушателей продемонстрировали низкий уровень подготовки и 13 % - базовый уровень.

Объяснением данному факту являются появившиеся качественные изменения преподавательской деятельности в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, основными из них можно выделить следующие:

1. Отправным в преподавательской деятельности для педагога стало осознание её функции в образовательном процессе как системы условий, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов заданного социумом уровня качества.

2. Педагог научился организовывать разные виды его профессиональной деятельности и учебно-профессиональной деятельности обучающегося сообразно психологической природе процесса усвоения.

3. Любой вид деятельности педагог выполнял строго по этапам: мотиваци-онный, ориентировочный, планирующий, исполнительский, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия; на каждом из них ставил цель, выделял предмет, подбирал технологию, методы, способы, средства, формы, определял действия и операции, что закономерно приводило к получению запланированного продукта и результата. Постоянное проведение самоконтроля и самооценки выполняемой преподавательской деятельности обеспечивало своевременную коррекцию её содержания.

Заключение. Выполнение педагогом социального заказа обеспечить достижение каждым обучающимся образовательных результатов необходимого уровня качества в соответствии с требованиями общества и рост профессионализма педагога проявляются в проектировании системы условий гарантированного образовательного результата для каждого обучающегося: адекватно социально-педагогической ситуации организовать учебный материал, учебную деятельность обучающегося и преподавательскую деятельность в соответствии с конкретными образовательными результатами на основе психологического процесса усвоения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Волков, А. Е. Российское образование - 2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко [и др.]. - М. : ГУ ВШЭ, 2008, 1-3 апреля. - 39 с.

2. Коломиец, О. М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компе-тентностно-деятельностного подхода / О. М. Коломиец // Вестник Московского педагогического государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 82-92.

3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. - URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930 (дата обращения: 21.12.2017).

4. Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» : мат-

лы V Всерос. науч.-практ. конф. / Москва, 27-29 января 2010 г. - М. : Новая школа, 2010. - 478 с.

5. Greeno, J. G. Trends in the theory of knowledge for problem solving / J. G. Greeno // Problem-Solving and Education. - 2010. - P. 9-23.

6. Kirschner, P. The design of a study environment for acquiring academic and professional competence / P. Kirschner, P. Vilsteren, H. Hummel // Studies in Higher Education. - 2007. -№ 22 (2). - P. 151-171.

The structure and content of the educational program of teacher training for teaching in the context of

psychological theory of social experience mastering

O. M. Kolomiets

Teacher Professional Development Institute, Moscow

Abstract. The aim of the work is to describe the point of «psychologization» of teacher training for teaching in accordance with the new Teacher'professional standard. The novelty of the research is in describing the main point of teaching activity and conditions of its organizing in the context of the psychological theory of social experience, the use of which provides a high level of educational results. The author presents the teacher training educational program, describes its structure and content, technologies, methods, means and forms of organizing the educational process. Teacher's and student's educational and methodological materials as the means of the organizing and managing student's individual learning and researching, learning and practical and independent activity which provide implementing the psychological processes of interiorization and exteriorization are presented. The results of using this program in professional development of higher education teachers are given.

Keywords: teaching activity, psychological theory of social experience mastering, interiorization, exteriorization, reference chart and reference map.

Коломиец Ольга Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент, директор

Институт профессионального развития педагога

127576, г. Москва, Проспект Мира, 101

тел.: 8(495)2095271 e-mail: [email protected]

Kolomiets Olga Mikhailovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Director

Teacher Professional Development Institute

101 Prospect Mira, Moscow, 127576

tel.: 8(495)2095271 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.