Научная статья на тему 'Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода'

Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH / TEACHING / EDUCATIONAL OUTCOMES / PSYCHOLOGICAL PROCESS OF ASSIMILATION / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломиец О.М.

В статье рассматривается проблема организации педагогом преподавательской деятельности по выполнению социального заказа в системе высшего образования обеспечить достижение каждым обучающимся образовательных результатов задаваемого социумом уровня качества; раскрывается концепция организации преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода; описываются ее функция, характеристики, структура и содержание, условия организации в соответствии с психологической теорией усвоения социального опыта на основе интериоризации и экстериоризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломиец О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of teaching in the context of the competence-activity approach

The article deals with the problem of organization of teaching to follow-up social order to the system of higher education to ensure the achievement educational outcomes of specified by the society level of quality by each student; it reveals the concept of teaching activities in the context of the competence-activity approach; it describes function, characteristics, structure and content, the conditions of the organization in accordance with the psychological theory of assimilation of social experience on the basis of interiorization and exteriorization

Текст научной работы на тему «Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода»

j

го о к

О.М. Коломиец

0 _0 cd

^ ^ о Ф го m 5 I го s ОО.

1 у о Концепция преподавательской деятельности ^"о в контексте

компетентностно-деятельностного подхода

В статье рассматривается проблема организации педагогом преподавательской деятельности по выполнению социального заказа в системе высшего образования обеспечить достижение каждым обучающимся образовательных результатов задаваемого социумом уровня качества; раскрывается концепция организации преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода; описываются ее функция, характеристики, структура и содержание, условия организации в соответствии с психологической теорией усвоения социального опыта на основе интериоризации и экстериоризации. Ключевые слова: компетентностно-деятельностный подход, преподавательская деятельность, образовательные результаты, психологический процесс усвоения, интериоризация, экстериоризация.

Социальный заказ общества системе высшего образования сегодня ставит перед педагогом задачу организовать преподавательскую деятельность, которая бы обеспечила достижение каждым студентом, магистрантом, аспирантом образовательных результатов задаваемого социумом уровня качества. Одним из подходов к решению этой задачи выступает «психологизация» [9, с. 33] профессиональной деятельности педагога, о которой в последнее время активно заговорили в психолого-педагогическом сообществе. Суть ее состоит в том, что организация педагогом своей деятельности и учебной деятельности его обучающихся должна осуществляться в соответствии с закономерностями психологических процессов усвоения социального опыта, присвоения объектов окружающего мира, формирования умственной, психической деятельности на основе интериоризации и внешней практической деятельности через экстериоризацию психического образа и др. (А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, З.А. Решетова и др.). Данные идеи нашли свое развитие в теоретических положениях компетентностно-деятельностного подхода (О.М. Коломиец), выступившего методологической основой разработанной нами Концепции преподавательской деятельности, которая раскрывает, какими должны быть функция, характеристики, структура и содержание преподавательской деятельности педагога высшей школы

cc

в соответствии с научными положениями психологической теории усво- | ения культурно-исторического опыта [5]. § ¡<

Под «преподавательской деятельностью» в концепции понимает- g ° ся деятельность педагога, направленная на проектирование структуры | i и содержания образовательных результатов и организацию учебно- | g го материала, учебно-профессиональной деятельности обучающегося о § и профессиональной деятельности педагога на конкретном учебном So занятии в соответствии с психологической теорией усвоения социаль- с ного опыта, что обеспечивает овладение каждым обучающимся образовательными результатами с запланированными характеристиками и уровнем качества в соответствии с требованиями социума; преподавательская деятельность социально обусловлена и нравственно-морально-этически нормирована; эффективность ее выполнения опосредована образом этой деятельности в сознании педагога, выступающим в ориентировочной функции.

Детерминация преподавательской деятельности (ее функции, характеристик, структуры и содержания, способов организации, учебно-методического сопровождения и т.д.) обусловлена двумя факторами: образовательными результатами обучающегося и его учебно-профессиональной деятельностью, в которой они усваиваются. Именно уровень качества образовательных результатов выступает своего рода, как отмечает Н.Н. Нечаев, индикатором «профессиональной пригодности» педагога, его преподавательской деятельности, показывая, владеет ли он необходимым опытом, знаниями, умениями, навыками, способами и т.д. и обладает ли он необходимыми личностно-профессиональными качествами для организации преподавания учебных дисциплин, обеспечивающего достижение каждым обучающимся качественных образовательных результатов. Достижение обучающимся образовательных результатов, равно как и высокие показатели его качества, естественным образом связаны с уровнем организации педагогом преподавания учебных дисциплин [8], в котором и происходит овладение студентом этими образовательными результатами.

Специфика преподавательской деятельности состоит в ее направленности на организацию учебно-профессиональной деятельности обучающегося, в которой он овладевает конкретной компетенцией, являющейся по своей природе психологическим конструктом (т.к. ее содержание составляют психологические категории: «способность», «готовность», «деятельность», «субъект», «морально-нравственные» и «личностно-профессиональные характеристики»), с одной стороны. С другой, на организацию процесса усвоения обучающимся учебного материала и овладения запланированными образовательными результатами,

л

го о к

I о 1 который по своей природе также является психологическим (т.к. его ° ^ о структура состоит из двух последовательных психологических процес-

тельность по количеству входящих в нее видов деятельности; по выполняемым ими функциям в отношении к общей функции преподавательской деятельности; по количеству компонентов и объему их содержания в каждом виде деятельности; по характеристикам и др.

Исходным видом деятельности педагога в структуре преподавания выступает проектирование образовательных результатов, которыми должен овладеть обучающийся: их структуры, содержания и конкретных характеристик. Решение актуальной проблемы системы высшего образования о целенаправленной подготовке обучающегося к его профессиональной деятельности как специалиста предполагает проектирование содержания образовательных результатов на основе интеграции компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) из ФГОС и трудовых функций и трудовых действий из Про-фстандарта. Для этого педагогу в преподавательской деятельности следует экспертным путем выделить «проявления компетенций на языке трудовых функций и составляющих их трудовых действий» [3], полно раскрытых в профессиональных стандартах. Это позволит обеспечить выпускнику вуза, с одной стороны, высокий уровень его профессиональной деятельности на производстве; с другой стороны, качественную подготовку к вводимой в стране первичной аккредитации специалиста по отдельным направлениям (например, стоматология, фармация, лечебное дело и др.), ориентированной на профстандарт, и ее успешное прохождение после окончания вуза.

Учебно-профессиональная деятельность обучающегося представляет собой психологический процесс усвоения на основе следующих друг за другом психологических процессов интериоризации и экстериориза-ции, следовательно, преподавание предполагает организацию педагогом трех видов деятельности, которые вместе с деятельностью по проектированию образовательных результатов и организацией учебного материала составляют ее целостность. Так, вторым видом деятельности преподавателя становится деятельность по организации учебно-исследовательской деятельности обучающегося, когда «объективное содержание знаний, добытых наукой, воспроизводится в субъективной форме - теоретической деятельностью учащегося, принимающей форму "исследования" объекта, его анализа определенной программе» [10, с. 24].

Ф го т 5 л го

сов интериоризации и экстериоризации).

Данные концептуальные положения выступают объяснительным принципом для понимания, какой должна быть преподавательская дея-

Данная деятельность выполняет функцию реализовать интериоризацию как начальный этап процесса усвоения, обеспечивающий формирование у обучающегося системы субъектных знаний, составляющих содержание образовательных результатов через построение им самим материализованного образа образовательных результатов в его индивидуальных схемах ориентировки.

Следующим видом деятельности преподавателя выступает организация учебно-практической деятельности обучающегося, в которой он через решение практических задач, моделирующих социально-профессиональные ситуации, с опорой на индивидуальные схемы ориентировки овладевает образом образовательных результатов теперь уже на уровне своего сознания. Данная деятельность педагога выполняет функцию организовать процесс интериоризации (т.е. построение психического образа) образовательных результатов, который становится «психологической ориентировкой» в дальнейшей практической деятельности обучающегося - т.е. организовать (по К. Марксу) «пересаживание» материализованного образа образовательных результатов в «голову» человека.

Четвертым видом деятельности педагога в структуре преподавания является организация самостоятельной практической деятельности обучающегося, направленная на автоматизацию решения им профессиональных задач и формирование практического навыка на основе сформированного к этому моменту в его сознании образа образовательных результатов. Данная деятельность педагога выполняет функцию реализовать экстериоризацию обучающимся психического образа образовательных результатов, когда «образ открывает "поле деятельности" с ним» [2, с. 320], в выполнении самостоятельной практической преобразовательной деятельности - по реализации компетенции в решении профессиональных задач с учетом внутреннего и внешнего контекста [1].

Таким образом, организация преподавательской деятельности предполагает последовательное выполнение педагогом каждого из описанных четырех видов его деятельности. Через преподавательскую деятельность педагог организует учебно-профессиональную деятельность обучающегося, задавая «зону ближайшего профессионального развития» [6, с. 54] будущего специалиста: «сегодня» в совместной деятельности с преподавателем обучающийся овладевает видами профессиональной деятельности, которые «завтра» сможет выполнять самостоятельно, ориентируясь на сформированный в сознании образ этой деятельности.

о §

¡± о

Го £Р

ч: ю

ф о

го о к

ЪС ' — ^

О

I Организация педагогом каждого из рассмотренных видов деятель-~ е^ о ности в структуре преподавания осуществляется как «параллельное»

Ф ГО ГО

| о о. проявление содержания трех ее взаимосвязанных компонентов: субъ-^ у ектного, деятельностного и предметного. Субъектный компонент, вклю-о-е- чающий в себя нравственные и морально-этические ценности, жизнен-^ ные ориентиры, личностно-профессиональные характеристики, влияет на эффективность деятельности в отношении полноты ее организации по структуре и содержанию к образовательным результатам каждого обучающегося.

Деятельностный компонент характеризуется не только неразрывной связью с субъектом, но и психологической структурой и содержанием. Организация деятельности всегда начинается с определения мотива педагога. На ориентировочном этапе, осуществляя анализ условий профессионально-педагогической ситуации, он определяет свою цель и выделяет предмет деятельности. Это обеспечивает далее на планирующем этапе объективный подбор педагогом соответствующих предмету технологии, метода или способа организации преподавания. На этом же этапе подбираются средства выполнения деятельности и ее формы, которые должны соответствовать уже выбранной технологии, методу или способу. Их процедурный состав ориентирует педагога в планировании действий и операций в структуре деятельности.

Содержание спланированного педагог реализует далее в образовательном процессе на исполнительском этапе своей преподавательской деятельности, после чего переходит к проведению самоконтроля выполненной деятельности, используя соответствующие способы, средства и формы. Установив допущенные педагогические ошибки, «сбои», неточности и т.д., на следующем этапе самооценки преподаватель оценивает, каков их характер и какова причина их появления, что в дальнейшем препятствует их повторному появлению в деятельности. На этапе самокоррекции педагог проводит исправление допущенных педагогических ошибок, неточностей и др. с целью «шлифовки» своей деятельности. Так, через выстраивание педагогом системных связей между структурными этапами и компонентами их содержания организуется его деятельность как целостный системный конструкт, в котором каждый предыдущий элемент выступает ориентировкой для последующего, обеспечивая объективность его выбора.

В предметный компонент преподавательской деятельности входят умения, знания и навыки ее субъекта из разных предметных областей: общей психологии, возрастной психологии, психологии личности, педагогической психологии, психологии образования, педагогики, методики, образовательных технологий, социологии и др. В соответствии

ее

с психологической теорией деятельности знания, умения и навыки Е не являются рядоположными между собой категориями; знания всегда § ^ являются составной частью умений, как отмечает Н.Ф. Талызина, «зна- 5 ° ния не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого» 1 1

[11, с. 15]. Поэтому следует иметь в виду, что конкретно-предметные * <§

сЕо

знания и навыки всегда входят в содержание разных умений, которые о рд выступают действиями в структуре деятельности; автоматизирован- чю ные же умения становятся навыками, но уже другого порядка. с

Используемые в образовательном процессе педагогические и андра-гогические технологии, способы, методы, средства и формы организации разных видов деятельности обучающегося, входящих в структуру его учебно-профессиональной деятельности и разных видов деятельности педагога, составляющих структуру его преподавательской деятельности, должны соответствовать психологической природе процесса усвоения, выступать «орудиями» [7] реализации процессов интериори-зации и экстериоризации в образовательной среде. В Концепции преподавательской деятельности разработаны технологии самоорганизации деятельности в соответствии с ее психологической структурой и содержанием; проектирования структуры и содержания образовательных результатов в «дидактических схемах ориентировки»; организации учебно-исследовательской деятельности обучающегося, обеспечивающей формирование у него системы субъектных знаний, составляющих содержание образовательных результатов; системной организации структуры и содержания изучаемого объекта и систематизации элементов знаний в опорных таблицах; системной организации структуры и содержания деятельности в опорной карте; поэтапного формирования образа образовательных результатов в сознании обучающегося; самоорганизации деятельности по решению практических задач; поэтапной автоматизации деятельности обучающегося по решению профессиональных задач на основе «объективации» субъектом психического образа компетенции, открывающего «поле» деятельности с ним в профессиональной сфере и др.

Для организации преподавательской деятельности могут использоваться:

1) методы с разработанным процедурным составом (метод поэтапного формирования умственных действий и понятий, системно-деятель-ностный метод, метод системного анализа, метод системного синтеза);

2) способы организации деятельности с разработанным процедурным составом (построения определения понятия, сравнения, подведения под понятие, выведения следствия, группировки, классификации, систематизации, построения причинно-следственной связи; организации

го о ^

ЪС ' — ^

О

55 I системных связей между элементами объекта; постановки цели в пред-е^ о стоящей деятельности; проведения самооценки деятельности; выполне-

Ф ГО ГО

| § ^ ния рефлексии);

к 5 3) формы деятельности и речи, обеспечивающие в процессе интери-

оризации и экстериоризации поэтапный переход:

ф о „

н- ^ - от распределенной, совместной деятельности к полураспределенной и от нее к индивидуальной;

- от социализированной, громкоречевой формы к речи «про себя» и от нее к внутренней, умственной речи;

- от развернутой формы деятельности к свернутой, автоматизированной; 4) средства, выполняющие функцию ориентировки: метасхемы ориентировки, схемы ориентировки для преподавателя, индивидуальные схемы ориентировки для обучающегося, опорные таблицы, опорные карты и др.

Организация педагогом разных видов его деятельности в структуре преподавательской деятельности, направленных на проектирование образовательных результатов и управление каждым видом деятельности обучающегося в структуре его учебно-профессиональной деятельности, реализующих процесс усвоения на основе интериоризации и экстериоризации, является возможной только при наличии дидактических средств, которые соответствуют психологической природе этих процессов. В Концепции преподавательской деятельности разработаны психолого-дидактические средства, отличительной особенностью которых является моделирование в них психологической структуры и содержания деятельности субъекта, начиная с его мотива и заканчивая рефлексией достигнутого им продукта и результата: Сборник дидактических схем ориентировки «Организация преподавательской деятельности», Сборник дидактических схем ориентировки «Проектирование образовательных результатов студента по дисциплине/ модулю «...», Учебная тетрадь студента по дисциплине/модулю «...», Программа учебно-исследовательской деятельности студента по дисциплине/модулю/теме «...», Сборник индивидуальных схем ориентировки обучающегося «Образовательные результаты студента по дисциплине/модулю «...», Методическое руководство для преподавателя по организации учебно-профессиональной деятельности студента по теме «...» и др.

Функция преподавательской деятельности — обеспечить каждому обучающемуся овладение образовательными результатами необходимого уровня качества задает требования к ее характеристикам, которые выделены в соответствии с механизмом определения показателей уровня функционирования профессиональной деятельности [4].

ее

Исходной характеристикой преподавательской деятельности педагога | ё является «природосообразность» процесса усвоения человеком объектов § ^ окружающего мира, что предполагает организацию педагогом и своей 5 ° деятельности, и деятельности обучающегося сообразно психологической ^ 1 природе процесса усвоения на основе интериоризации и экстериоризации. | 2

Другой характеристикой преподавательской деятельности выступа- о § ет ее опосредованность психическим образом в процессе реализации чю на практике. Между сформированным у педагога образом преподава- с тельской деятельности и ее эффективностью в образовательном процессе существует связь, которая задает требования к характеристикам этого образа: выступать в ориентировочной функции к деятельности преподавания учебных дисциплин, обеспечивая ее нормативное выполнение, безошибочность, достижение поставленной цели.

Следующей характеристикой преподавательской деятельности выступает ее осознанность педагогом, которая предполагает выполнение деятельности со знанием о ней: какова ее функция, в каких характеристиках она может проявляться, каковы ее структурные компоненты и содержание каждого из них, как она может быть реализована в конкретной социально-профессиональной ситуации и т.д. Когда педагог не осознает эти моменты, выполнение им преподавательской деятельности не может быть качественным и эффективным для обучающихся, в процессе ее исполнения будут допущены ошибки.

К характеристикам преподавательской деятельности следует отнести полноту ее реализации педагогом на практике, что предполагает с учетом контекста социально-профессиональной ситуации проявление субъектного, деятельностного и предметного ее компонентов одновременно. Пропуск даже незначительного элемента нарушает целостность функционирования рассматриваемой деятельности как системного конструкта. Рассматриваемая деятельность также характеризуется степенью ее обобщенности, что находит выражение в возможности ее реализации в имеющихся социально-профессиональных ситуациях: во всех, в большинстве из них или только в отдельных.

Преподавательская деятельность характеризуется скоростью ее выполнения педагогом: может функционировать как автоматизированная, на уровне навыка, соответствующая временной, скоростной «норме»; может быть частично автоматизированной, проявляющейся только как умение, быть ниже «нормы» по времени или скорости ее осуществления. Или она может быть абсолютно неавтоматизированной, проявляться как «замедленное» умение.

Степень самостоятельности педагога в процессе выполнения преподавательской деятельности выступает ее важной характеристикой,

^ о I раскрывающей, насколько полной она может быть. Не менее важной

го о ^

ЪС ' —

В ^ о является и такая характеристика, как степень устойчивости педагога

Ф го го

| § ^ в процессе выполнения преподавательской деятельности к разного рода

^ условиям, что предполагает абстрагирование от психо-соматического и эмоционального состояния преподавателя, его возраста, социальной ^ среды, контингента обучающихся и т.д.

Описанные характеристики преподавательской деятельности могут выступать качественными показателями уровня владения ею педагогом наряду с другими. В компетентностно-деятельностном подходе разработана комплексная методика оценивания уровня преподавательской деятельности; ее предметом выступают наряду с характеристиками выполняемая ею функция; виды деятельности педагога в составе преподавания; компоненты структуры рассматриваемой деятельности (субъектный, предметно-деятельностный, предметный); ее продукт, коим выступают качественные изменения педагога и его преподавательской деятельности, и ее результат - уровень образовательных результатов обучающегося, качественные изменения в нем самом и его учебно-профессиональной деятельности.

Самооценивание педагогом своей преподавательской деятельности может проводиться разными методами: анализ образовательных результатов студентов, магистрантов, аспирантов и др., анализ структуры и содержания их учебно-профессиональной деятельности и своей деятельности на учебном занятии по видеозаписи, оценивание преподавательской деятельности опосредованно через рефлексию обучающимся его учебно-профессиональной деятельности на учебном занятии и др. Для внешней оценки преподавательской деятельности педагога могут использоваться: диагностика образовательных результатов студентов, магистрантов, аспирантов и др., изучение продуктов деятельности педагога (разработанных методических и учебных средств) и их экспертная оценка; изучение продуктов деятельности обучающегося и их экспертная оценка; посещение экспертом аудиторного занятия и проведение экспертного анализа и оценки преподавательской деятельности; экспертный анализ и оценка преподавательской деятельности на учебном занятии по видеозаписи; экспертный анализ и оценка структуры и содержания преподавательской деятельности, письменный опрос обучающихся и интерпретация его результатов и др.

Преподавательская деятельность, направленная на организацию учебно-профессиональной деятельности обучающегося, которая должна обеспечить ему достижение образовательных результатов необходимого социуму уровня качества, задает требования к подготовке педагога в системе повышения квалификации и переподготовки. Обучающийся

cc

преподаватель должен «запрашивать» содержание учебного материала | S в форме конкретных видов профессиональной деятельности и необхо- § ^ димых для их выполнения знаний, умений и навыков, которое ориен- g ° тировано на конкретные образовательные результаты студентов, маги- s 1 странтов, аспирантов и др., а также психологический процесс усвоения. | g Обучающийся преподаватель должен запрашивать условия овладения о § им этим содержанием (необходимые для этого технологии, методы, чю способы, средства и формы; учебно-методические материалы; оценоч- с ные средства и т.д.), которые бы обеспечили ему в его конкретной преподавательской деятельности достижение каждым его обучающимся образовательных результатов с запланированными характеристиками и уровня качества в соответствии с требованиями социума. Именно такая подготовка педагога в системе повышения квалификации и переподготовки может считаться эффективной.

Таким образом, решить поставленную сегодня социумом перед системой высшего образования задачу обеспечить достижение каждым обучающимся образовательных результатов уровня качества в соответствии с требованиями ФГОС возможно на основе положений Концепции преподавательской деятельности, методологической основой которой является психологическая теория усвоения культурно-исторического опыта.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

2. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании мышления // Введение в психологию / Под ред. П.Я. Гальперина. М., 1999. С. 315-327.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: Учебное пособие. М., 2009.

4. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.

5. Коломиец О.М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета. Серия «Педагогическое образование». 2015. № 2. С. 11-25.

6. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. 2016. № 5. С. 47-58.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

8. Нечаев Н.Н. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс // Психология: избр. психол. тр. М.; Воронеж, 2014. С. 184-205. (Серия «Психологи России»).

9. Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М., 2010.

10. Решетова З.А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению // Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. З.А. Решетовой. М., 2002. С. 10-57.

11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М., 1988.

С.Н. Костромина, Д.С. Гнедых

Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии1

Статья посвящена проблеме понимания и усвоения студентами учебной информации, представленной посредством разных форм наглядности в электронном обучении. Проведенное экспериментальное исследование, включающее в себя преподавание студентам психологии с помощью мультимедийных презентаций в виде текстов, схем и комиксов, позволило оценить преимущества каждой визуальной формы. Критерием оценки эффективности усвоения учебной информации выступали проверочные задания, разработанные на основе таксономии учебных целей Блума. В соответствии с полученными результатами предлагаются рекомендации преподавателям вузов, которые могут быть полезны при выборе и создании визуализаций в преподавании психологии.

Ключевые слова: усвоение учебного материала, формы наглядности информации, преподавание психологии, электронное обучение.

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го о

X

I О л

1=1 I го

О -о т

^ ^ О

Ф го т

5 х го

^ О С

X ю

сс и О

х и

О. Ф

о^

Ф о

ь- о.

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект 14-06-00521.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.