Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПРЕДИКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПРЕДИКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / INDIVIDUAL PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / INTENSIFICATION OF THE LEARNING PROCESS / НАУКОЕМКОСТЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / KNOWLEDGE AND OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермилов Ю.А.

В статье рассматриваются основы самостоятельной физической тренировки курсантов вузов МВД России как детерминанты повышения уровня результативности учебной деятельности, и, соответственно, как факторы формирующие высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих сотрудников МВД.The article deals with the basics of independent physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia as determinants of improving the level of performance of educational activities, and, respectively, as factors forming a high level of professional competence and competitiveness of future employees of the Ministry of internal Affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермилов Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПРЕДИКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ»

хватов, болевые приемы выполнялись плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера немедленно прекращали выполнение приемов; удары ножом, кулаком и ногой обучающиеся только имитировали; при выполнении приемов боя автоматом с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны занимающиеся строго соблюдали последовательность выполнения действий, интервалы и дистанции между собой; обучающиеся никогда не отвлекались при выполнении силовых упражнений, применяли правильную технику движений и избегали натуживаний; при выполнении упражнений с тяжелой штангой спина занимающихся была выпрямленной, с тем чтобы избежать травмы позвоночника; при работе с предельными и большими весами обучающиеся не забывали о страховке (силовые нагрузки увеличивались постепенно); были исключены упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, необходимо выяснять у специалистов причины их возникновения (боль - сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы).

Для профилактики травматизма и повышения эффективности физической подготовки большое значение имеет осуществление как регулярного врачебного контроля за здоровьем занимающихся, так и самоконтроля за состоянием своего организма со стороны самих занимающихся. Источники:

1. Леушина М. Л. Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом в вузах системы МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017.

- Т. 36. - С. 51-53. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771213.htm.

2. Веселов Е. А. Исследование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом студентов (курсантов) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 36. - С. 8-12. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771202.htm.

3. Андрюков А. В. Предупреждение травматизма на занятиях физической культурой и спортом: методические рекомендации / А. В. Андрюков. Барнаул: БЮИ МВД России. -2016.-С.191-198

Sources:

1. Leushina ML Traumatism during physical training and sports in the universities of the Minis-

try of Internal Affairs // Scientific and methodical electronic magazine "Concept". - 2017. -P. 36. - P. 51-53. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771213.htm.

2. Veselov EA Study of motivation for physical training and sports of students (cadets) of an

educational institution // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - T. 36.

- P. 8-12. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771202.htm.

3. Andryukov AV Prevention of injuries in physical education and sports: methodical recom-

mendations / A. V. Andryukov. Barnaul: BYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2016.-C.191-198

Ю.А. Ермилов

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Краснодарский университет МВД

Yu.A. Ermilov teacher of chair physical fitness and sports, Krasnodar University of MVD (ermilov1991@ya.ru)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПРЕДИКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основы самостоятельной физической тренировки курсантов вузов МВД России как детерминанты повышения уровня результативности учебной деятельности, и, соответственно, как факторы

формирующие высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих сотрудников МВД.

Annotation. The article deals with the basics of independent physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia as determinants of improving the level of performance of educational activities, and, respectively, as factors forming a high level of professional competence and competitiveness of future employees of the Ministry of internal Affairs.

Ключевые слова: индивидуальная физическая тренировка, физическое воспитание, физическая подготовка, интенсификация процесса обучения, науко-емкость и оптимизация учебного процесса.

Key words: individual physical training, physical education, physical training, intensification of the learning process, knowledge and optimization of the educational process.

Важность задачи подготовки профессиональных, квалифицированных кадров для органов внутренних дел трудно переоценить. В современных условиях все чаще иллюстрируются подтверждения перехода человеческой цивилизации к индустриальному, совершенно новому технологическому рубежу своего развития, при котором происходит резкое ускорение всех процессов, связанных с жизнью человека, в том числе и образовательных.

Стремительный рост объема информации, чрезмерная интеллектуализация и очень высокие темпы развития информатизации служат лейтмотивом широкого поиска путей и средств решения проблемы оптимизации, и, безусловно, интенсификации процесса обучения. И, очевидно, в данной связи, что если интенсифицировать процесс обучения, применяя активные методы, то получится воспитать у обучающихся умение самостоятельно и творчески мыслить.

Воспитание конкурентоспособных специалистов, способных осуществлять сложные профессиональные задачи, которые ставятся сегодня перед органами внутренних дел - это приоритетное направление деятельности МВД России, т.к. именно сейчас происходит формирование правовой системы реализации курса на обеспечение прав гражданского общества в России. А для этого уже нужна абсолютно новая, современная модель профессионального образования, которая была бы способна обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, сыграла бы важнейшую роль в формировании правовой системы реализации курса на обеспечение прав гражданского общества в России.

В ходе изучения и обобщения ряда научных исследований, программных документов, посвященных изучению исследовательской практики модернизации и развития системы подготовки кадров МВД России, были получены данные о том, что одним из важнейших современных нормативных требований к подготовке специалиста органов внутренних дел является комплекс сформированных у него различных компетенций, и огромным подспорьем в этом являются современные образовательные технологии. Дело в том, что умелое и полифункциональное применение технологий в сфере образования доказывает, что технологичность пол своей сущностной характеристике - это не что иное как переход на качественно новую ступень эффективного, а также наукоемкого образовательного процесса.

Таким образом, очевиден вывод, что необходимо перестроить процесс обучения в современном образовании таким образом, чтобы его базовыми характеристиками стали интенсификация и оптимизация. В этой связи на передний план выходит такое средство решения этой проблемы как самостоятельная работа обучаемого, в целом, а, в частности, использование самостоятельных физических тренировок [1].

Вузы Министерства внутренних дел находятся сейчас в таком образова-

тельном поле, в котором должны решаться специфические задачи по подготовке офицерских кадров, которые должны обладать соответствующим квалификационным уровнем подготовки, должны быть учтены профили и специальности, характеризующиеся определенной совокупностью систематизированных знаний, навыков и умений для успешной деятельности по специализации. Таким образом, среди требований к системе учебного процесса можно выделить не только интенсификацию учебного процесса в вузах, увеличение психических нагрузок, но и, конечно же, активизацию самостоятельной творческой работы.

Внедрение в повседневную жизнь курсантов физической культуры и спорта - это актуализированная необходимость современной образовательной среды, т. к. за счет систематических занятий физическими упражнениями происходит повышение нервно-психической устойчивости к эмоциональным стрессам, поддержание умственной трудоспособности на оптимальном уровне, а также повышение уровня успеваемости курсантов и слушателей вузов МВД [2].

Таким образом, т.к. физическое воспитание является неотъемлемой частью системы воспитания будущих специалистов, оно способно не только сохранить здоровье курсантов, но и повысить уровень их физической трудоспособности, а также увеличить продолжительность жизни, и способствовать формированию у них профессионально-важных качеств.

Если анализировать какие личностные качества на сегодняшний день составляют конкурентные преимущества современного специалиста, то среди них, безусловно, следует назвать идейную убежденность и развитые личностные качества, профессионализм, органически сочетающиеся фундаментальность и практическая подготовленность по специальности, развитые творческие способности обучаемых, их разносторонняя подготовленность. Современные реалии диктуют умение работать над собой, занятия спортом, сохранение здоровья, саморазвитие как модные веяния времени и яркие составляющие профессиональной среды.

Одним из рациональных путей, позволяющих совершенствовать физическую подготовку курсантов является самостоятельная физическая тренировка, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности, режим труда и отдыха, предпочтительные виды физической активности.

Что дает для гармоничного развития личности такой специфический вид деятельности физическая культура? Безусловно, сохранение и укрепление здоровья, что немаловажно для будущего сотрудника полиции, а также формирование двигательных навыков и умений, гармоничное развитие личности, ну и повышение физической кондиции человека [3].

Это мощный оздоровительный фактор, который позволяет использовать весь комплекс воздействий на человека, от внутренних установок и желаний людей вести здоровый образ жизни до создания благоприятных условий, стимулирующих человека к отказу от вредных привычек и пристрастий.

Можно рассматривать индивидуальные физические тренировки как одну из форм физической подготовки, которая может быть представлена по своей сути как некий эквивалент плановых учебных занятий, а значит она должна иметь четкие организационные структурные элементы и оформление [2]. Чтобы усовершенствовать процесс организации индивидуальной физической тренировки, необходимо определить контингент занимающихся, выявить условия для занятий, установить постоянный методический контроль за проведением занятий и периодические проверки физической подготовки, обосновать время проведения индивидуальной физической тренировки [4].

Группы-участники процесса индивидуальных физических тренировок могут быть ранжированы по категориям: во-первых, это могут быть действующие спортсмены высших разрядов, которые постоянно участвуют в соревнованиях

различного ранга; во-вторых, это могут быть участники, имеющие хорошую физическую тренированность и постоянно поддерживающие ее регулярными занятиями, ну и в-третьих, некоторые люди, которые в силу ряда причин не имеют достаточный уровень физической подготовленности.

Гибкость и вариативность самостоятельной тренировки может иллюстрироваться тем, что включенные в нее упражнения просты и доступны по своему содержанию, дают определенный заряд положительных эмоций, позволяя каждому занимающемуся дозировать физическую нагрузку, и самое главное - они не требуют наличия специального оборудования и инвентаря. Хотя при проведении самостоятельной физической тренировки нельзя полностью исключать использование тренажеров, так как за одно занятие на тренажерах объем выполненной нагрузки может в 8-10 раз превысить нагрузку в обычных условиях.

Вопросами оздоровительной физической тренировки занимается большое количество отечественных и зарубежных ученых, в чьих работах «оздоровительная тренировка» понимается как тренировка, призванная улучшить физическое состояние организма человека до должного уровня.

Вот, например, тренировки в аэробном режиме способствуют не только увеличению функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, но и улучшают работу дыхательной системы, при этом проявляется более высокая величина максимального ударного и минутного объемов сердца и МПК. Аэробные тренировки предполагают выполнение физических упражнений, которые могут носить циклический характер, например, плавание, ходьба, бег, передвижение на лыжах.

Наполнение по содержанию самостоятельных физических тренировок во многом должно быть обусловлено и предопределено характером профессиональной деятельности специалистов. Можно в ее состав добавить циклические упражнения в сочетании с различными сложно-координационными упражнениями, например, с резиновым жгутом, эспандером, гантелями, гимнастической палкой, можно использовать боевые приемы борьбы, пешие походы, или же бег и поездки на велосипеде,.

Таким образом, содержание физического самовоспитания определяется его многофункциональностью и выражено следующими основными составляющими: решением задач физического воспитания и физической подготовки, формированием личностных качеств, созданием предпосылок для самостоятельной работы по физическому совершенствованию.

Самостоятельная физическая тренировка необходима, поскольку даже незначительные положительные сдвиги от исходного уровня дают возможность ощутить собственные успехи и удовлетворение от работы.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа в вузе носит систематический и непрерывный характер.

Из общего бюджета времени, которым располагают курсанты в течение всего периода обучения в вузе, на самостоятельную работу учебными планами отводиться в среднем 60-65% учебного времени при ежедневной организации в течение 3-4 часов.

Сюда входит время самостоятельных занятий по расписанию, выполнение дипломных проектов и работ, а также время самостоятельной подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам, которое может использоваться курсантами для физического самосовершенствования на спортивных объектах кафедры физической подготовки и спорта вуза.

Самостоятельная работа является условием становления личности сотрудника. Главное значение ее состоит в том, чтобы обучаемые осмыслили учебный материал, закрепили и углубили знания, умения и навыки, полученные в ходе

всех видов занятий, приобрели новую информацию, выработали самостоятельность мышления, культуру труда, целеустремленность, настойчивость, инициативу, необходимые для становления гармонично развитой личности.

Важное место при планировании самостоятельной работы обучаемыми должно отводиться занятиям физическими упражнениями и спортом [3].

Учитывая особенности настоящей профессиональной деятельности можно утверждать, что значительные возможности для эффективного формирования профессионально-значимых качеств, особенно личностного компонента, связаны с проведением курсантами самостоятельной физической тренировки.

Это обусловлено тем, что сам факт проведения самостоятельной тренировки свидетельствует об изменениях отношения обучаемых к физической подготовке от пассивно-созерцательного к активно-деятельностному.

В процессе физического совершенствования вырабатывается умение ориентироваться в мире разнообразных задач, активизируется мышление, формируются собственные взгляды, личный опыт, развивается способность анализировать явления, процессы, обстановку, принимать самостоятельные решения.

В результате можно сделать вывод о том, что самостоятельная физическая тренировка как вид самостоятельной работы курсанта является условием становления специалиста, улучшения его физического состояния, и имеет важное значение для формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел МВД России.

Источники:

1. Науменко С.В., Костин А.В., Вяткин А. А. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения результатов учебной деятельности курсантов и слушателей в вузах МВД // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы IV международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 февраля 2015 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т». 2015.- 397 с.-С.180-184.

2. Кононов В. А. Теоретические основы оздоровительной физической культуры. Санкт-Петербург, 2014. - 24 с.

3. Кононов В. А. Самостоятельная физическая тренировка курсантов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие /СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.-74 с.

4. Кузнецов И.А. Содержание самостоятельной физической тренировки военнослужащих: Учеб. - метод. пособие / под общей ред. А.А. Щепелева, 2010. - 108 c.

Sources:

1. Naumenko SV, Kostin AV, Vyatkin AA Independent Physical Training as a Means to In-

crease the Results of Educational Activity of Cadets and Students in Universities of the Ministry of Internal Affairs // Problems of Development of Physical Culture and Sports in the New Millennium: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, February 27, 2015 / FGAOU HPE "Ros. state. prof. - ped. un-t. " 2015.- 397 pp.-C180-184.

2. Kononov V.A. Theoretical bases of improving physical training. St. Petersburg, 2014. - 24 p.

3. Kononov V.A. Independent physical training of cadets of educational institutions of the Min-

istry of Internal Affairs of Russia: Educational-methodical manual / St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013.-74 p.

4. Kuznetsov I.A. Contents of independent physical training of servicemen: Proc. Method. al-

lowance / under the general ed. A.A. Schepeleva, 2010. - 108 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.