Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ТРАВМАТИЗМ / ТРАВМЫ И ИХ ВИДЫ / INJURIES / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА / INJURY PREVENTION / ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY TRAINING / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITIES / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / INDIVIDUAL HEALTH / ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ / УТОМЛЕНИЕ / FATIGUE / ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ / OVERTRAINING / AND INJURY TYPES / OVERWORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дзетль Т.А.

В статье исследуются возможные направления совершенствования физической подготовки курсантов вузов МВД в контексте профилактики травматизма на учебных занятиях.The article examines the possible directions of improving the physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs in the context of injury prevention in the classroom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дзетль Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ»

Т.А. Дзетль

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Краснодарский университет МВД

T.A. Dzetl

teacher of chair physical fitness and sports Krasnodar University of MVD (timurdzetl.090@gmail.com)

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ

Аннотация. В статье исследуются возможные направления совершенствования физической подготовки курсантов вузов МВД в контексте профилактики травматизма на учебных занятиях.

Annotation. The article examines the possible directions of improving the physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs in the context of injury prevention in the classroom.

Ключевые слова: физическая подготовка, травмы и их виды, травматизм, профилактика травматизма, инструктаж по технике безопасности, учебно-тренировочная деятельность, индивидуальное состояние организма, утомление, переутомление, перетренированность.

Key words: physical training, and injury types, injuries, injury prevention, safety training, training activities, individual health, fatigue, overwork, overtraining.

Занятия спортом способствуют укреплению здоровья - внушают СМИ, реклама фитнес-центров и врачи. Однако любительский спорт и профессиональный - две совершенно разные категории. Любой, кто серьезно занимается тем или иным видом атлетики, борьбой, футболом, расскажет вам, насколько это сложно и, главное, травмоопасно. Если говорить о физической подготовке курсантов вузов МВД, то данная категория не исключение из группы травмоопасного риска.

Ежегодно спортивные медики собирают статистику самых распространенных травм и наиболее опасных для здоровья видов спорта. Лидерами этого печального рейтинга являются футбол, хоккей, конкур, регби, а также борьба: бокс, каратэ, дзюдо. Самыми безопасными видами спортивной деятельности, по мнению МОК, являются настольный теннис, стрельба из лука, волейбол.

Если говорить о самых распространенных видах травм среди спортсменов, то здесь лидируют растяжения связок и серьезные ушибы - их получают практически в любой дисциплине, начиная от вольной борьбы и заканчивая гольфом. Переломы ног и повреждения суставов нижних конечностей очень часто встречаются у футболистов, сноубордистов, хоккеистов, гимнастов. Не последнюю позицию занимают черепно-мозговые травмы - их чаще всего фиксируют в хоккее, борьбе, мотоспорте, фигурном катании.

Возникать травмы могут по совершенно различным причинам, в зависимости от вида спорта. Это могут быть столкновения в игровых дисциплинах, прямые удары в борцовских видах спорта, перегрузки суставов и мышц в гимнастике, конькобежном и велоспорте. Причиной разрывов сухожилий становятся скользящие удары, внезапное перенапряжение мышцы и их излишнее растяжение. Черепно-мозговые повреждения являются результатом падения и удара.

Классификация травм, конечно, условна, так как зачастую атлет получает сразу несколько видов повреждений.

Также можно разделить виды спортивных травм по их характеру: первичные, то есть полученные первый раз; вызванные перегрузками -об этом типе мы

уже упоминали: вследствие постоянных чрезмерных нагрузок на те или иные сухожилия, суставы, позвоночник могут возникать разрывы, переломы, смещения позвонков; повторные, когда спортсмен получает травму в одном и том же месте (например, разрыв мышц коленного сустава) два и более раз, повторные травмы опасны тем, что могут привести к хроническим заболеваниям; острые, возникающие одномоментно в силу внешних воздействий или внутренних повреждений; хронические, развивающиеся постепенно, часто из-за повторного травмирования или постоянных избыточных нагрузок, вызывающих стресс организма.

Чтобы избежать повторных и развития хронических травм нужно проходить полный курс лечения при получении первичных и не допускать перенапряжения на тренировках. Острые травмы составляют около 61% от общего количества зафиксированных случаев в спортивной медицине. На долю хронических заболеваний приходится почти 39%.

Даже если травма получена не на соревнованиях или тренировке, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Своевременно оказанная медицинская помощь позволит не только минимизировать последствия повреждения, но и избежать в дальнейшем повторного травмирования и возникновения заболеваний, не поддающихся лечению.

В тяжелых случаях, при сложных травмах показано оперативное вмешательство (например, при сложных переломах, разрывах мениска, повреждениях позвоночника). Но, к счастью, таких ситуаций в практике меньше, чем тех, что требуют консервативного лечения.

Неоперативное лечение обычно включает в себя наложение повязок, иммобилизацию поврежденной конечности (при необходимости), курс медикаментозной терапии (сюда входит применение всех фармакологических средств: от мазей до внутривенных вливаний). Затем наступает реабилитационный период, в ходе которого проводят различные физиотерапевтические мероприятия, назначается специальная диета и режим, массаж, ЛФК, а затем и облегченные тренировки, психотерапевтические занятия.

Полученные травмы наносят спортсменам, помимо физического, еще и значительный психологический урон, ведь из-за болезни атлеты вынуждены прерывать тренировки и подготовку к соревнованиям, а то и вовсе чувствуют, что подвели команду (если травма получена уже во время турнира). Поэтому одними из главных задач восстановительной терапии являются: во-первых, максимально быстрое возвращение спортсмена в нужную форму, чтобы избежать детрениро-ванности; во-вторых, свести к нулю риск травмирования при занятиях профессиональным, да и любительским, спортом, конечно, невозможно, однако существуют меры, которые нужно принимать для профилактики случайных спортивных травм. Следует соблюдать технику безопасности при тренировках и во время соревнований, правильно подбирать снаряжение, не допускать перетренированности, всегда делать разминку перед занятием или игрой. Также спортсмен должен стараться придерживаться диеты, разработанной с учетом повышенных нагрузок на организм и принимать назначенные спортивным медиком витамины. И не стоит забывать об уже полученных когда-то травмах: обязательно долечивать их и не создавать лишних нагрузок на поврежденную область.

Травматизм на учебно-тренировочных занятиях по освоению боевых приемов борьбы имеет свои специфические особенности. Приблизительно 60% всех травм приходится на ушибы и ссадины, 20-25% - на растяжения мышц и связочного аппарата суставов, повреждения менисков и т.д. [1, с.51-53].

Успешная профилактика травматизма на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, а также при осуществлении профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах МВД возможна лишь при знании и устра-

нении причин их возникновения. Рассмотрим более детально те внешние факторы, которые способствуют возникновению причин травматизма занимающихся. В качестве первого можно назвать недостатки в организации и проведении учебно-тренировочных занятий, в числе детерминант, обусловливающих подобную проблемы выступают плохая разминка без учета возраста, пола, подготовленности; форсирование физической нагрузки; многочисленность занимающихся на единицу площади спортивного зала; невнимательность тренера-преподавателя и др. Следующим проблемным фактором, как правило, может выступить нарушение методики обучения и тренировки, при котором не только не соблюдаются педагогические принципы постепенности, систематичности, последовательности и др., но и неправильно организовано размещение занимающихся в зале или же изменены места занятий, спортивных снарядов и т.д. [2, с. 8-12].

Нельзя оставлять без внимания и недостатки в воспитательной работе с занимающимися, приводящие к нарушениям дисциплины с их стороны. При этом обучающиеся не выполняют указаний тренера-преподавателя, переходят на другое место занятий без его указаний, ведут себя поспешно и невнимательно при выполнении упражнений.

Роковую роль могут сыграть несоблюдение правил по материально-техническому оснащению мест занятий и условий безопасности или несоответствие физической или психической подготовленности занимающихся тренировочным требованиям, а также если нарушены медицинские требования, в частности, контроль организации учебно-тренировочного процесса.

К внутренним факторам, обусловливающим риск травмоопасности можно отнести предболезненные скрытые состояния, наличие нераспознанных заболеваний, очагов хронической инфекции; индивидуальные особенности организма; состояния утомления, переутомления, перетренированности. Они вызывают ухудшение координации движений и снижение внимания, которые, в свою очередь, являются основными наглядными внешними признаками данных состояний наряду с бледностью, апатией, вялостью, раздражительностью [3, с.191-198].

В целях предупреждения травматизма большое значение для обеспечения безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий имеет инструктаж. Инструктаж должен непосредственно проводиться как перед началом изучения нового курса дисциплины «Физическая подготовка», так и перед каждым занятием. Инструктаж можно проводить групповым или индивидуальным методом в виде беседы или лекции. Курсанты и слушатели не допускаются до учебных занятий до тех пор, пока они не пройдут вводных инструктаж.

Вводный инструктаж с курсантами и слушателями, приступающими к изучению курса дисциплины «Физическая подготовка», проводят, как правило, ведущие преподаватели, имеющие большой стаж педагогической работы.

Инструктаж проводится с курсантами и слушателями преподавателями кафедры физической подготовки на первом занятии по изучаемой дисциплине с наглядным показом и изучением приемов страховки, самостраховки, применением предохранительных приспособлений. При этом перед занятиями, связанными с техническими средствами обучения, занимающимся должна быть выдана на руки инструкция или памятка по технике безопасности по данной дисциплине.

Тренеру-преподавателю необходимо полностью исключить выполнение приемов и действий, которые не изучались и не предусматривались программой; следить, чтобы: перед выполнением приемов нападения и самозащиты проводились специальные подготовительные упражнения; изучение приемов нападения и самозащиты осуществлялось только после освоения приемов самостраховки; при выполнении захватов и бросков обучающиеся страховали партнера, поддерживая его за руку и не допуская падения на него; обезоруживание, освобождение от за-

хватов, болевые приемы выполнялись плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера немедленно прекращали выполнение приемов; удары ножом, кулаком и ногой обучающиеся только имитировали; при выполнении приемов боя автоматом с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны занимающиеся строго соблюдали последовательность выполнения действий, интервалы и дистанции между собой; обучающиеся никогда не отвлекались при выполнении силовых упражнений, применяли правильную технику движений и избегали натуживаний; при выполнении упражнений с тяжелой штангой спина занимающихся была выпрямленной, с тем чтобы избежать травмы позвоночника; при работе с предельными и большими весами обучающиеся не забывали о страховке (силовые нагрузки увеличивались постепенно); были исключены упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, необходимо выяснять у специалистов причины их возникновения (боль - сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы).

Для профилактики травматизма и повышения эффективности физической подготовки большое значение имеет осуществление как регулярного врачебного контроля за здоровьем занимающихся, так и самоконтроля за состоянием своего организма со стороны самих занимающихся. Источники:

1. Леушина М. Л. Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом в вузах системы МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017.

- Т. 36. - С. 51-53. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771213.htm.

2. Веселов Е. А. Исследование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом студентов (курсантов) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 36. - С. 8-12. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771202.htm.

3. Андрюков А. В. Предупреждение травматизма на занятиях физической культурой и спортом: методические рекомендации / А. В. Андрюков. Барнаул: БЮИ МВД России. -2016.-С.191-198

Sources:

1. Leushina ML Traumatism during physical training and sports in the universities of the Minis-

try of Internal Affairs // Scientific and methodical electronic magazine "Concept". - 2017. -P. 36. - P. 51-53. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771213.htm.

2. Veselov EA Study of motivation for physical training and sports of students (cadets) of an

educational institution // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - T. 36.

- P. 8-12. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771202.htm.

3. Andryukov AV Prevention of injuries in physical education and sports: methodical recom-

mendations / A. V. Andryukov. Barnaul: BYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2016.-C.191-198

Ю.А. Ермилов

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Краснодарский университет МВД

Yu.A. Ermilov teacher of chair physical fitness and sports, Krasnodar University of MVD (ermilov1991@ya.ru)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПРЕДИКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основы самостоятельной физической тренировки курсантов вузов МВД России как детерминанты повышения уровня результативности учебной деятельности, и, соответственно, как факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.