Научная статья на тему 'Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов'

Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4317
1437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова Наталья Николаевна

В статье представлен обзор психолого-педагогических исследований по проблеме самосознания и его компонентного состава; исследовано строение каждого структурного компонента, установлены взаимосвязи между ними; особое внимание уделено малоизученному компоненту «саморегуляция» и обобщению основных теоретических положений в отношении сущности и структуры саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов»

удк 378

Н. Н. Крылова

САМОСОЗНАНИЕ: СТРОЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен обзор психолого-педагогических исследований по проблеме самосознания и его компонентного состава; исследовано строение каждого структурного компонента, установлены взаимосвязи между ними; особое внимание уделено малоизученному компоненту «саморегуляция» и обобщению основных теоретических положений в отношении сущности и структуры саморегуляции.

Ключевые слова: самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция.

Проблема исследования сущности самосознания, его состава и специфики взаимодействий компонентов приобретает в последнее время новое звучание.

Несмотря на то, что существует множество работ, посвященных проблеме самосознания, на сегодняшний день наиболее изучены и методологически проработаны позиции, касающиеся компонентов «самопознание» и «самоотношение», и до сих пор малоизученным остается компонент «саморегуляция». Это объясняется отсутствием единого терминологического аппарата, существованием множества авторских концепций, нередко противоречиво трактующих терминологическое поле самосознания и каждого отдельного компонента.

Сегодня в современных исследованиях самосознание обозначается как сложная многокомпонентная открытая саморегулирующаяся система, каждый компонент которой сам имеет разветвленную структуру с множеством взаимосвязей между ее элементами [1, с. 627] .

Впервые четкое представление о трехкомпонентном составе самосознания дано в работе И. И. Чесноковой (1977). В его структуру автор включает самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Эта же трехкомпонентная структура самосознания прослеживается в работах таких исследователей, как Р. Бернс [2], И. С. Кон [3], В. И. Моросанова, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.

Исследование строения каждого компонента самосознания позволяет не только понять его сущность, но и установить связи между ними, изучить характер влияния на компонент «саморегуляция».

Итак, рассмотрим компоненты самосознания в соответствии с временной последовательностью их становления в онтогенезе.

Л. С. Выготский обозначает направление развития самосознания - от самопознания к самоотношению и саморегуляции. Эта же позиция прослеживается и у И. И. Чес-ноковой, которая считает самопознание начальным звеном, основой существования и проявления самосознания [4, с. 90].

«Самопознание - сложный, многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени» [4, с. 95]. Разворачивается процесс самопознания на двух уровнях в рамках соответствующих систем: вначале в системе «Я - другой человек», затем в системе «Я-Я». В каждой из них используются такие внутренние приемы, как самовосприятие и самонаблюдение, позднее включается самоанализ. Причем «знание о себе» постоянно совершенствуется (И. И. Чеснокова). Процесс самопознания непрерывно «сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе» [4, с. 89].

И. И. Чесноковой показана взаимосвязь этих двух компонентов самосознания. Самоотношение возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях. Это взаимодействие в едином акте самосознания определяет их развитие отдельно и становление самосознания в целом.

Обобщение авторских положений приводит к выводам о том, что компонент «самопознание» рассматривается как отправная точка развития самосознания. Оно интегрирует все знания о себе, которые складываются изначально в системе «Я - другой человек». Затем их дальнейшее формирование переносится в «Я-Я»-систему, где происходит их концентрация в самоотношение.

Рассмотрим строение компонента «самоотношение» под углом установления взаимосвязей его внутренних элементов с компонентами «самопознание» и «саморегуляция».

Как показывает обобщение многочисленных отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме самоотношения, особый интерес с функциональной точки зрения представляет его структурный компонент «самооценка».

Характер взаимосвязи в системе «самоотношение - самооценка» воспринимается исследователями по-разному:

- самооценка - структурный компонент самоотношения (К. Роджерс);

- самоотношение включается в структуру самооценки (Р. Бернс);

- самоотношение приравнивается к самооценке (К. Куперсмит) или отождествляется с ней (А. Г. Спиркин);

- самоотношение - производное от совокупности отдельных самооценок (И. С. Кон).

Более того, самооценка выступает как сложный интегративный элемент самосознания, объединяющий компоненты «самопознание» и «самоотношение». «Результаты ин-тегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного отношения - с другой, объединяются в особое образование самосознания личности - в ее самооценку» [4, с. 120].

Интерес представляет позиция В. Г. Маралова (2004), демонстрирующая то же интеграционное взаимодействие исследуемых компонентов. Как отмечает автор, самопознание и самоотношение как независимые процессы интегрируются в единую деятельность самооценивания, в результате чего складывается представление о себе, образ Я, Я-концепция.

«Самооценка рассматривается как особый аппарат, внутренний механизм, необходимое условие саморегуляции» [5, с. 187].

Таким образом, в едином акте самосознания самооценка выступает интегратором, устанавливающим взаимосвязи между компонентами «самопознание» и «самоотношение», оказывающими влияние друг на друга.

Рассматривая структуру самоотношения, В. В. Столин (1983) выделяет когнитивную и эмоциональную составляющие отношения личности к себе [6].

Эти компоненты переплетаются и взаимообусловливают друг друга, приравниваются или противопоставляются друг другу. Причем эмоциональный (аффективный) компонент более ранний в онтогенетическом плане и менее осознаваемый (В. В. Столин).

В работах Н. И. Сарджвеладзе (1989) строение самоотношения дополнено конатив-ным компонентом, в основе которого лежит готовность к определенным действиям в собственный адрес.

С. Р. Пантилеев выделяет оценочную и эмоционально-ценностную подсистемы самоотношения. Оценочная подсистема включает самоуважение, чувство компетентности, чувство эффективности; эмоционально-ценностная подсистема - аутосимпатию, чувство собственного достоинства, самоценность, самопринятие. Обе подсистемы постоянно взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, по-разному связаны с личностными характеристиками и занимают особое место в системе саморегуляции личности. «Природа само-

отношения... не замыкается внутренним пространством личности и ее самосознания, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта» [7, с. 223].

Непосредственная связь самоотношения с саморегуляцией прослеживается и в исследовательской позиции Н. И. Сарджвеладзе, который в структуре самоотношения выделяет когнитивный компонент. Этот компонент выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. «Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность» [8, с. 192].

Под «саморегулированием поведения» И. И. Чеснокова (1977) подразумевает «такую форму поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» [4, с. 126]. «Возникая и формируясь в собственной практической деятельности личности, ее общении с другими, знание о себе и эмоционально-ценностное отношение уже с самого начала целесообразны, они не являются для себя и в себе существующими образованиями, а в том виде, в котором они постепенно складываются, включаются в регуляцию поведения» [4, с. 129].

Позднее С. Р. Пантилеев, В. В. Столин замыкают компоненты «самопознание» и «самоотношение» самосознания в единую структуру, «Я»-концепцию, находящую свое выражение в поведении и деятельности. Однако сами механизмы связи самосознания с конкретным поведением и деятельностью, т.е. с компонентом «саморегуляция», до сих пор не раскрыты (В. И. Моросанова, Е. А. Аронова).

Фактически впервые тесное взаимодействие всех компонентов самосознания показывает И. И. Чеснокова (1977). «Саморегулирование выступает в глубоком единстве с самопознанием и эмоционально-ценностным отношением к себе, тем самым создавая единство существования и осуществления целостного психического процесса - самосознания» [4, с. 134].

Саморегулирование, согласно позиции И. И. Чесноковой, аналогично в реализации компоненту «самопознание». Автор выделяет те же системы регуляции поведения и деятельности: «Я-другие» и «Я-Я». Цель саморегулирования в системах, с одной стороны, сводится к адаптации к людям и обществу; с другой - направлена на преобразование личностью самой себя.

И. И. Чеснокова разграничивает два типа саморегулирования и во временном аспекте. Первый проявляется как регуляция поведения в конкретной ситуации деятельности, общения. Второй направлен на регуляцию поведения на протяжении длительного времени в форме систематической работы личности над собой. «Эта форма регуляции основывается на опыте и итогах самопознания, сконцентрировавшихся в понятии о себе как личности с определенными стабильными особенностями, отличающими ее от других» [4, с. 143].

Позже Ю. А. Миславский обозначает эти уровни регуляции как деятельностный и личностный, причем каждый имеет свое функциональное значение. Регуляция деятельности «.заключается в обеспечении соответствующих ситуативным условиям деятельности преднастроек субъекта, контроля за текущими результатами исполнительских действий. Процесс же личностного регулирования направлен на обеспечение в индивиде определенных личностных качеств, которые проявляются в разных формах активности, сохраняются на достаточно протяженных отрезках жизни и способствуют успеху в разных видах субъектных и объектных преобразований» [9, с. 43].

«Саморегуляция служит функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности, выступающие как психические ресурсы для реализации собственной активности» [10, с. 306].

На современном этапе саморегуляция произвольной активности обозначается как системно-организованный психический процесс по инициации, построению, поддержа-

нию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на выдвижение и достижение принимаемых человеком целей (О. А. Конопкин, 1980, 1990; В. И. Моросанова и В. И. Степанский, 1990).

Внутреннее строение саморегуляции было представлено в виде структурно-функциональной модели в исследованиях О. А. Конопкина (1980, 1989, 1995 и др.). В качестве функциональных звеньев модели осознанного саморегулирования рассматриваются цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки результатов и коррекции действий. Каждое звено реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование значимых условий, программирование и коррекция действий, оценивание результатов. Эти процессы взаимосвязаны и осуществляются как последовательно, так и параллельно, «обретают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции» [10, с. 69].

В последующем обозначенная модель системы саморегулирования была применена в ряде исследований (Ю. А. Миславского, В. И. Моросановой, Н. Ф. Кругловой, А. К. Ос-ницкого, В. И. Степанского и др.) при изучении личностного уровня саморегуляции.

В системе личностной саморегуляции Ю. А. Миславский (1991) выделяет такие структурные компоненты, как ценности, образ «Я», идеал, уровень притязаний, самооценка и самоконтроль. В данной системе «функция обеспечения активности личности реализуется только в процессе взаимосодействия этих компонентов, обладающих в отдельности лишь вполне определенным функциональным назначением в целостном процессе регулирования» [9, с. 28-29]. Позднее в исследованиях выявлены исходные механизмы личностной саморегуляции. Сюда были отнесены ценностные ориентации, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний (Э. М. Гребенникова, 1995); ценностные ориентации (А. С. Шаров, 2000); личностные аспекты функциональных состояний (Л. Г. Дикая, 2003); личностные свойства и мотивационные тенденции в принятии решений (Т. В. Корнилова, 1999).

Соответственно, личностный уровень регуляции ориентирован на изменение себя, своих ценностей и психологических установок (Л. П. Гримак, 1991), а фундаментом, на котором формируется система личностной саморегуляции, является самосознание.

Обобщение основных теоретических положений показывает, что самосознание является открытой многокомпонентной системой. Каждый компонент имеет сложное строение и устанавливает интегративные связи посредством объединяющих элементов с другими компонентами в едином акте самосознания. Некоторые теоретические положения, касающиеся взаимосвязей между компонентами, возможно отследить эмпирическим путем [11-14]. В частности, устанавливается прямая корреляционная взаимосвязь между компонентами «самоотношение» и «саморегуляция». Анализ многих авторских положений однозначно не проясняет все моменты, касающиеся природы каждого компонента и существующих взаимосвязей между ними [1, 4, 6, 7, 15, 16]. Тем не менее выявленные теоретические положения находят практический выход в плане того, что позволяют сформулировать логику коррекционно-развивающей работы и проектирования психолого-педагогических программ, направленных на развитие отдельных составляющих самосознания.

Список литературы

1. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И. М. Белова, Ю. А. Парфенов, Д. В. Сологуб, Э. А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 620-628.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. -335 с.

4. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. -144 с.

5. Петрова, И. М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / И. М. Петрова // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». - 2007. - № 1. - С. 182-190.

6. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

7. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. - Самара : БАХРАМ-М, 2000. - С. 208-242.

8. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджве-ладзе. - Тбилиси : Мецнисреба, 1989. - 206 с.

9. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Ми-славский. - М. : Педагогика, 1991. - 152 с.

10. Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Моросанова. - М. : Наука, 2010. - 519 с.

11. Крылова, Н. Н. Диагностика структуры самоотношения студентов / Н. Н. Крылова // Культурное и историческое наследие в образовании и науке : материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. проф. А. Н. Андреева, И. И. Масловой. - Пенза : Изд-во Пенз. филиала ргуитп, 2013. - С. 99-103.

12. Крылова, Н. Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. -2014. - № 1 (5). - С. 25-30.

13. Крылова, Н. Н. Самоотношение как компонент в структуре саморегуляции учебной деятельности студентов / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. -2013. - № 2. - С. 30-34.

14. Крылова, Н. Н. Структура саморегуляции учебной деятельности студента: теоретический и эмпирический анализ / Н. Н. Крылова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 259-263.

15. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.

16. Сохранов, В. В. Теоретические основы профессионально-педагогического саморегулирования учащейся молодежи : дис. ... д-ра пед. наук / Сохранов В. В. - Калуга, 1997. - 355 с.

Крылова Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Krylova Natal'ya Nikolaevna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University

УДК 378 Крылова, Н. Н.

Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.