Научная статья на тему 'Корреляционные взаимодействия в системе "самоотношение - саморегуляция" студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ'

Корреляционные взаимодействия в системе "самоотношение - саморегуляция" студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CORRELATION INTERACTION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова Наталья Николаевна

Актуальность и цели. Связь между отношением личности к себе и саморегуляцией часто рассматривается как необходимое условие ее максимальной активности, продуктивности в любых видах деятельности, самовыражения и самораскрытия в общении. Соответственно, логично предположение о созависимости исследуемых феноменов; сформированность компонентов системы «самоотношение саморегуляция» студентов обусловливает их успешность в учебной и самообразовательной деятельности. Цель данного исследования выявление корреляционных взаимодействий в системе «самоотношение саморегуляция» и обоснование необходимости их учета при разработке развивающих и коррекционных психолого-педагогических программ. Материалы и методы. В процессе проведения исследования применялся комплекс теоретических методов (анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей; индукция, дедукция, моделирование); эмпирических методов (тестирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующую часть) и методов статистической обработки экспериментальных данных. Результаты. В работе представлены теоретические и эмпирические данные, демонстрирующие корреляционную зависимость между сформированностью компонентов самоотношения и общего уровня саморегуляции студентов. Выводы. Обоснована необходимость учета существующих корреляционных связей при проектировании психолого-педагогических программ, направленных на коррекцию и развитие исследуемых личностных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATIONS INTERACTIONS IN THE SYSTEM "SELF-ATTITUDE- SELF-CONTROL" OF STUDENT AND THEIR ACCOUNTING FOR THE DESIGN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAMS

Background. Connection between the ratio personality to themselves and self-control is often regarded as a necessary condition its maximum activity, efficiency in any activities self-expression and self-discovery in communication. Respectively, it is logical assumption of codependency of researched phenomena. Formedness system components «self-attitude self-control» of students’ determines their success in educational and self-educational activity. Purpose of this study revealing correlation interactions in the system «self-attitude self-control» and justification of the need their account when developing of psychological and pedagogical programs for developmental and correction. Materials and methods. In conducting research was used complex of theoretical methods (analysis of the philosophical, psychological and pedagogical literature to under study the problem, comparison and contrast, the synthesis of the leading ideas; induction, deduction, modeling), of empirical methods (testing; pedagogical experiment) and of methods of statistical processing of experimental data. Results. The work presents theoretical and empirical data demonstrating the correlations’ dependence between the formation of the components of self-attitude and of overall level of self-control. Conclusions. The design of psychological and pedagogical programs aimed at correction and development of studied personality structures must take into account existing correlation.

Текст научной работы на тему «Корреляционные взаимодействия в системе "самоотношение - саморегуляция" студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ»

УДК 378

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «САМООТНОШЕНИЕ - САМОРЕГУЛЯЦИЯ» СТУДЕНТА И ИХ УЧЕТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Н. Н. Крылова

CORRELATIONS INTERACTIONS IN THE SYSTEM «SELF-ATTITUDE- SELF-CONTROL» OF STUDENT AND THEIR ACCOUNTING FOR THE DESIGN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAMS

N. N. Krylova

Аннотация. Актуальность и цели. Связь между отношением личности к себе и саморегуляцией часто рассматривается как необходимое условие ее максимальной активности, продуктивности в любых видах деятельности, самовыражения и самораскрытия в общении. Соответственно, логично предположение о созависимости исследуемых феноменов; сформированность компонентов системы «самоотношение - саморегуляция» студентов обусловливает их успешность в учебной и самообразовательной деятельности. Цель данного исследования - выявление корреляционных взаимодействий в системе «самоотношение - саморегуляция» и обоснование необходимости их учета при разработке развивающих и коррекционных психолого-педагогических программ. Материалы и методы. В процессе проведения исследования применялся комплекс теоретических методов (анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей; индукция, дедукция, моделирование); эмпирических методов (тестирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующую часть) и методов статистической обработки экспериментальных данных. Результаты. В работе представлены теоретические и эмпирические данные, демонстрирующие корреляционную зависимость между сформированностью компонентов самоотношения и общего уровня саморегуляции студентов. Выводы. Обоснована необходимость учета существующих корреляционных связей при проектировании психолого-педагогических программ, направленных на коррекцию и развитие исследуемых личностных образований.

Ключевые слова: самоотношение, саморегуляция, корреляционные взаимодействия, психолого-педагогическая программа.

Abstract. Background. Connection between the ratio personality to themselves and self-control is often regarded as a necessary condition its maximum activity, efficiency in any activities self-expression and self-discovery in communication. Respectively, it is logical assumption of codependency of researched phenomena. Formedness system components «self-attitude - self-control» of students' determines their success in educational and self-educational activity. Purpose of this study - revealing correlation interactions in the system «self-attitude - self-control» and justification of the need their account when developing of psychological and pedagogical programs for developmental and correction. Materials and methods. In conducting research was used complex of theoretical methods (analysis of the philosophical, psychological and pedagogical literature to under study the problem, comparison and contrast, the synthesis of the leading ideas; induction, deduction,

modeling), of empirical methods (testing; pedagogical experiment) and of methods of statistical processing of experimental data. Results. The work presents theoretical and empirical data demonstrating the correlations' dependence between the formation of the components of self-attitude and of overall level of self-control. Conclusions. The design of psychological and pedagogical programs aimed at correction and development of studied personality structures must take into account existing correlation.

Key words: self-attitude, self-control, the correlation interaction, psychological and pedagogical program.

Введение

Характер взаимодействий самоотношения и саморегуляции раскрывается в понятийном поле самосознания личности. Так, И. И. Чеснокова (1977) в структуре самосознания личности выделяет три компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности.

Саморегулирование выступает в глубоком единстве с самопознанием и эмоционально-ценностным отношением к себе, тем самым создавая единство существования и осуществления целостного психического процесса - самосознания [1, с. 134].

Обнаружение корреляционных зависимостей между исследуемыми компонентами самосознания предполагает определение границ и плоскостей пересечения исследуемых понятий на основе анализа психолого-педагогических исследований.

1. Самоотношение и саморегуляция: теоретико-методологический обзор

Феномен «самоотношение» является объектом психологического анализа в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова).

В зарубежной литературе для его описания используются понятия «глобальная самооценка», «самооценка», «самоуважение», «самопринятие», «самоуверенность», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе», «отношение к себе».

В отечественной литературе устойчивы синонимы «эмоциональное отношение» (А. Н. Леонтьев) и «эмоционально-ценностное отношение к себе» (И. И. Чеснокова). В теории «отношений» (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) самоотношение обозначается как мера осознания и качество эмоционально-ценностного отношения к себе. Исследуемое понятие выступает как родовая категория ко всем видам отношений: эмоциональным, моральным и этическим (В. Н. Мясищев).

Непосредственно термин «самоотношение» введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе (1974), который определяет его как предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и с самим собой.

Часто в структуре самоотношения исследователи выделяют самооценку и самопринятие (К. Роджерс) или само понятие включается в структуру самооценки (Р. Бернс); также оно может приравниваться к ней (Куперсмит).

А. Г. Спиркин отношение личности к себе включает в структуру самосознания и также отождествляет его с самооценкой. В этом ему созвучен

Р. Бернс, который в структуре «Я-концепции» выделяет «составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам» и обозначает ее как самооценку или принятие себя [2, с. 31].

Исследуя подходы зарубежных авторов, С. Р. Пантилеев [3, с. 217-218] в структуре самоотношения прослеживает те же два компонента: самооценку и эмоционально-ценностное отношение к себе. Причем первый компонент включает частные самооценки. Второй обозначается как чувство в адрес своего «Я», является переживаниями различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия, отраженное самоотношение и т.д.).

В отечественной литературе исследуемое понятие также связывается с самооценкой. Так, И. С. Кон обозначает положительное или отрицательное отношение к себе как производное от совокупности отдельных самооценок [3, с. 209].

В своей работе «Самосознание личности» (1983) В. В. Столин выделяет когнитивную и эмоциональную составляющие отношения личности к себе [4].

Так, в отечественных и зарубежных исследованиях показано, что аффективный и когнитивный компоненты самоотношения переплетаются и взаимообусловливают друг друга, приравниваются или противопоставляются друг другу. Причем аффективный компонент более ранний в онтогенетическом плане и ведущий по отношению к когнитивному. В том числе различима и степень осознанности в каждом компоненте. Аффективный компонент менее осознаваем в отличие от когнитивного (В. В. Столин).

Помимо обозначенных двух компонентов, Н. И. Сарджвеладзе (1989) структуру самоотношения дополняет еще третьим, конативным компонентом, подразумевающим готовность к определенным действиям в собственный адрес.

В свою очередь, показывая созвучные с зарубежными авторами оценочную и эмоционально-ценностную подсистемы самоотнощения, С. Р. Пан-тилеев подчеркивает их постоянное взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Эти подсистемы по-разному проявляют связь с личностными характеристиками и занимают специфичное место в системе саморегуляции личности [3].

Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность [4, с. 192]. Причем когнитивный компонент самоотношения (Н. И. Сарджвеладзе) выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности [5]. В работе И. И. Чесноковой (1977) в трактовке «саморегулирования поведения» подчеркивается та же взаимосвязь.

Итак, под саморегулированием поведения автор подразумевает «такую форму поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Возникая и формируясь в собственной практической деятельности личности, ее общении с другими, знание о себе и эмоционально-ценностное отношение уже с самого начала целесообразны, они не являются для себя и в себе существующими образованиями, а в том виде, в котором они постепенно складываются, включаются в регуляцию поведения» [1, с. 129].

В то же время И. И. Чеснокова (1977) обозначает влияние на самоотношение и такого независимого компонента самосознания, как самопознание: «Каждый акт самосознания - это взаимодействие самопознания и самоотношения. ... отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях. Взаимодействие самопознания и самоотношения в едином целом акте самосознания определяет и единство факторов, условий развития как для самопознания, так и для самоотношения, а следовательно, и для самосознания в целом» [1, с. 117-118]. Позднее С. Р. Пантилеев, В. В. Столин замыкают эти два компонента самосознания в единую структуру, «Я-концепцию», находящую свое выражение в поведении и деятельности. Однако непосредственно сами механизмы связи самосознания с конкретным поведением и деятельностью, т.е. с компонентом «саморегуляция», до сих пор не раскрыты (В. И. Моросанова, Е. А. Аронова).

В. Г. Маралов (2004) обозначает самопознание и самоотношение как независимые процессы, но интегрирующиеся в единую деятельность самооценивания, в результате чего складывается представление о себе, образ «Я», «Я-концепция», что выступает условием для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля [6].

В свою очередь, О. А. Конопкин (1980, 1990), В. И. Моросанова и В. И. Степанский (1990) саморегуляцию произвольной активности субъекта обозначают как «системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на выдвижение и достижение целей» [7, с. 65].

И. И. Чеснокова (1977) разграничивает два типа саморегулирования, характеризуя каждый во временном аспекте. Первый проявляется как регуляция поведения в конкретной ситуации деятельности, общения. Второй направлен на регуляцию поведения на протяжении длительного времени в форме систематической работы личности над собой. Эта форма регуляции основывается на опыте и итогах самознания, сконцентрировавшихся в понятии о себе как личности с определенными стабильными особенностями, отличающими ее от других [1, с. 143].

Ю. А. Миславский различает деятельностный и личностный уровни регуляции, имеющие свое функциональное значение. Регуляция деятельности «. заключается в обеспечении соответствующих ситуативным условиям деятельности преднастроек субъекта, контроля за текущими результатами исполнительских действий. Процесс же личностного регулирования направлен на обеспечение в индивиде определенных личностных качеств, которые проявляются в разных формах активности, сохраняются на достаточно протяженных отрезках жизни и способствуют успеху в разных видах субъектных и объектных преобразований» [8, с. 43].

Внутреннее строение саморегуляции было представлено в виде структурно-функциональной модели в исследованиях О. А. Конопкина (1980; 1989; 1995). В качестве основных функциональных звеньев модели осознанного саморегулирования рассматриваются цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки результатов и коррекции действий. Каждое звено реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование значимых условий, программирование и коррекция действий, оценивание

результатов. Эти процессы взаимосвязаны и осуществляются как последовательно, так и параллельно. Они обретают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [8, с. 69].

В последующем обозначенная модель системы саморегулирования была применена в ряде исследований Ю. А. Миславского, В. И. Моросановой, Н. Ф. Кругловой, А. К. Осницкого, В. И. Степанского и др. при изучении личностного уровня саморегуляции.

В системе личностной саморегуляции Ю. А. Миславский (1991) выделяет такие структурные компоненты, как ценности, образ «Я», идеал, уровень притязаний, самооценку и самоконтроль. В данной системе «функция обеспечения активности личности реализуется только в процессе взаимосодействия этих компонентов, обладающих в отдельности лишь вполне определенным функциональным назначением в целостном процессе регулирования» [8, с. 28-29]. Позднее в исследованиях выявлены исходные механизмы личностной саморегуляции. Это ценностные ориентации, «Я-концепция», самооценка, уровень притязаний (Э. М. Гребенникова,1995), ценностные ориентации (А. С. Шаров, 2000), личностные аспекты функциональных состояний (Л. Г. Дикая, 2003), личностные свойства и мотивационные тенденции в принятии решений (Т. В. Корнилова, 1999).

Обобщение основных теоретических положений показывает, что плоскости пересечения исследуемых понятий взаимодополняющие, т.е. самоотношение и саморегуляция рассматриваются как составляющие компоненты в структуре самосознания личности. Причем самоотношение непосредственно включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции. Выявленные теоретические положения обусловливают логику обоснования основных принципов проектирования психолого-педагогических программ [9-13].

2. Обобщенные результаты эмпирических исследований корреляционной зависимости в системе «самоотношение - саморегуляция»

В ежегодном констатирующем эксперименте (2011-2015) приняли участие студенты 1-У курсов Пензенского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Для сравнения были использованы данные, полученные по методике «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой (п = 426) и методике исследования самоотношения С. Р. Пантилеева (п = 521). В ходе ряда исследований [9-13] отслеживалась связь между степенью сформиро-ванности компонентного состава самоотношения и саморегуляции студентов (X 2-критерия Пирсона).

В итоге была установлена прямая положительная корреляционная зависимость между сформированностью компонентов самоотношения и общего уровня саморегуляции на уровнях значимости р = 0,01 и р = 0,001 [11, 12].

3. Проектирование психолого-педагогических программ на основе выявленных корреляционных зависимостей в системе «самоотношение - саморегуляция»

При проектировании коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ учитываются установленные теоретические и эмпирические зависимости в системе «самоотношение - саморегуляция» студента и возрастные особенности юношеского периода.

Становление саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте достаточно условно можно представить в виде этапов:

1) выбор и осознание цели, формирование личностной ответственности (планирование событий жизни);

2) формирование представлений о последовательности своих действий;

3) выработка собственных норм и критериев оценки своих действий;

4) составление программ для достижения цели [8, с. 472].

Формирование навыков у молодых людей происходит стихийно, что

обусловлено их возрастными особенностями.

Основываясь на возрастных особенностях юношеского периода, В. И. Мо-росанова (2010) предлагает следующую модель построения коррекционно-развивающей работы по повышению уровня личностной саморегуляции. Исследователь выделяет диагностический и коррекционно-развивающий этапы, обеспечивающие развитие и становление звеньев саморегуляции.

Диагностический этап предполагает проведение соответствующих процедур, итогом которых являются построение индивидуального профиля саморегуляции личности и принятие решения о направлении коррекционно-развивающей работы.

Итак, проектирование и реализация психолого-педагогических программ включают диагностический и коррекционно-развивающий этапы, направленные на развитие компонентов системы «самоотношение - саморегуляция».

Первый этап - построение индивидуального профиля сформированно-сти компонентного состава системы «самоотношение - саморегуляция».

Второй этап - коррекционно-развивающий - осуществляется по различным направлениям. Конструирование направлений коррекционно-развивающей работы отражает логику корреляционных взаимодействий в исследуемой системе.

Начинать необходимо с осуществления процедур на самопознание, поскольку данный компонент, как было показано выше, взаимодействуя с компонентом «самоотношение», включается в деятельность самооценивания, что является условием для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля поведения.

Итак, обозначим основные направления, по которым осуществляется коррекционно-развивающая работа:

1) направление на самопознание;

2) коррекция самоотношения;

2) развитие отдельных звеньев саморегуляции;

3) развитие и коррекция отдельных составляющих личностной саморегуляции.

На коррекционно-развивающем этапе возможно применение как авторских тренингов, так и их элементов с целью развития отдельных компонентов самосознания. Например, интерес представляют авторские программы на коррекцию самоотношения: гештальт-тренинг (Т. И. Аврамова), программа развития личностной саморегуляции (В. И. Моросанова).

Отдельно необходимо включить тренинговые упражнения, корректирующие самооценку, которая является объединяющим и переходным элементом системы «самопознание - самоотношение - саморегуляция». Обобщен-

ные результаты познания себя, эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов [1, с. 89].

Дополнительно в процедуру тренингов важно интегрировать упражнения, направленные на коррекцию ценностных ориентаций, образа «Я», идеалов, уровня притязаний на переходных коррекционно-развивающих этапах в системе «самопознание - самоотношение - саморегуляция».

Заключение

Существующие на сегодняшний день представления, несомненно, указывают на многомерность исследуемых понятий, их значение в становлении личности.

Установленные теоретические и эмпирические взаимосвязи определяют логику коррекции и развития компонентов системы «самоотношение -саморегуляция» с учетом особенностей юношеского периода. Но уже на данном этапе можно сделать вывод о том, что развитие деятельностной и личностной саморегуляции студентов в различных видах деятельности предполагает коррекцию отдельных составляющих самоотношения, хотя выявленная тенденция может быть своего рода ориентиром при обосновании конкретных педагогических инструментов и психолого-педагогического обеспечения учебной и самообразовательной деятельности в вузе с целью развития компонентного состава самоотношения и саморегуляции студентов.

Список литературы

1. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. - 144 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. -422 с.

3. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. - Самара : БАХРАМ-М, 2000. - С. 208-242.

4. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

5. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси : Мецнисреба, 1989. - 206 с.

6. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. - М. : Академия, 2004. - 256 с.

7. Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Мороса-нова. - М. : Наука, 2010. - 519 с.

8. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. - М. : Педагогика, 1991. - 152 с.

9. Крылова, Н. Н. Диагностика структуры самоотношения студентов / Н. Н. Крылова // Культурное и историческое наследие в образовании и науке : материалы IX Меж-дунар. науч.-метод. конф. / под ред. проф. А. Н. Андрееева, И. И. Масловой. -Пенза : Изд-во Пенз. филиала РГУИТП, 2013. - С. 99-103.

10. Крылова, Н. Н. Исследование структуры саморегуляции учебной и самообразовательной деятельности студентов / Н. Н. Крылова // Наука. Общество. Государство. -2013. - № 1 (1). - иКЬ: www.esj.pnzgu.ru

11. Крылова, Н. Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - С. 25-30.

12. Крылова, Н. Н. Самоотношение как компонент в структуре саморегуляции учебной деятельности студентов / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 30-34.

13. Крылова, Н. Н. Структура саморегуляции учебной деятельности студента: теоретический и эмпирический анализ / Н. Н. Крылова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 259-263.

Крылова Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Krylova Natalia Nikolaevna candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of pedagogics and professional psychologics, Penza State University

УДК 378 Крылова, Н. Н.

Корреляционные взаимодействия в системе «самоотношение - саморегуляция» студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ / Н. Н. Крылова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 217-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.