Научная статья на тему 'Самосознание - фактор формирования установки личности'

Самосознание - фактор формирования установки личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосознание - фактор формирования установки личности»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 152.27

Е. Т. Конюхова, II. В. Шевцов

САМОСОЗНАНИЕ - ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Профессиональное образование не остается в стороне от решения актуальных задач государственной молодежной политики, одной из которых является карьера будущих специалистов. Региональная целевая программа «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 гг» предусматривает создание и реализацию оптимальных условий развития системы содействия профессиональному становлению молодых кадров Кузбасса, повышение конкурентоспособности, улучшение их положения на рынке труда. Одним из направлений данной программы является организация и проведение научных исследований по проблемам профессионального становления выпускников и формирования профессиональной успешности.

Успешность в профессиональной деятельности детерминирована потребностями субъекта в самореализации, обеспечивается мобильностью, профессионализмом, объективными требованиями и условиями деятельности, определяется влиянием выделенной нами установки.

Современному выпускнику кроме специальных знаний необходим опыт работы по профессии, умение общаться, водить автомобиль, владеть иностранным языком, компьютерными технологиями и многим другим. Востребованными на рынке труда становятся такие индивидуальные качества профессионала как предприимчивость, готовность к изменениям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолевать препятствия. Новые условия профессиональной деятельности изменяют взгляд преподавателей на студента и обязывают совместными усилиями коллектива образовательного заведения обучать его навыкам социальной адаптации, основам профессиональной карьеры, психологической культуре, желанию учиться и быть успешным в профессиональной деятельности.

Поставленные задачи обеспечат разрешение одного из противоречий: будущего специалиста начинают обучать часто при отсутствии установки на успешность. Возникает непонимание со стороны педагогов -составляются программы, создаются условия, а результата нет. Наши исследования показывают, что одновременно с вхождением в

образовательный процесс у субъекта необходимо выявить наличие установки на успешность, поскольку при ее наличии специалист мотивирован, проходит этапы самоуправления, реализует профессионально значимые личностные качества, добросовестно выполняет обязанности, творчески подходит к использованию знаний, опыта, своих возможностей и быстро перестраивается при появлении непредвиденных препятствий. Установка на успешность в профессиональной деятельности становится решающим условием быстрой адаптации субъекта к условиям труда, социальной общности, дальнейшего профессионального и личностного совершенствования, карьерного роста.

Изучаемый феномен - установка на успешность в профессиональной деятельности, находится под влиянием нескольких психологических факторов: мотивационного, волевого и фактора самосознания. Использование статистических методов обработки полученных данных предполагает определение вклада и меры влияния каждого из психологических факторов на уровень сформированное™ информационных (когнитивного, конативного, аффективного) полей установки будущего специалиста. Метод факторного анализа позволяет осуществить полноту описания, четкую структурированность системы признаков измеряемого феномена. Исходной информацией для проведения факторного анализа является матрица интеркорреляций показателей исследуемых нами переменных психологических факторов (мотивационного, волевого и фактора самосознания) в группе экспертов предметной области, оценки которых мы рассматриваем как показатель высокого уровня сформированности установки на успешность в профессиональной деятельности.

Предлагаем для обсуждения результаты исследования влияния фактора самосознания на формирование установки успешности личности в профессиональной деятельности с помощью метода факторного анализа. Для интерпретации связей между изучаемыми признаками использовалась программа 8Р88 13.0, которая выполняла факторный анализ матрицы интеркорреляций признаков (30x30) фактора самосознания в группе экспертов предметной области, методом варимакс-вращения с использованием анализа главных компонент, применяя критерий отсеивания Кайзера, начиная с максимально возможного числа факторов.

Использование факторного анализа раскрывает предположение, что выявленные субфакторы в информационном поле исследуемого нами психологического фактора самосознания в виде признаков констелляций (когнитивно-рефлексивной, конативно-рефлексивной, аффективнорефлексивной) определяют факторный вес, как показатель степени влияния субфактора на аффективное поле установки на успешность в профессиональной деятельности. В исследовании устанавливается связь

изменения одной переменной с изменением другой, определяется мера этой связи и обнаруживаются основные субфакторы, лежащие в основе указанных изменений.

С помощью процедур вращения в нашем исследовании первоначально выделилось 12 субфакторов, объясняющих 94,3% общей дисперсии, далее выделились 9 субфакторов второго порядка, затем были выделены 3 субфактора третьего порядка, объясняющих 74,3% общей дисперсии вращение осуществлено за 4 итерации. Наличие корреляции между психологическими показателями не является свидетельством того, какие признаки информационного поля фактора самосознания определяют влияние когнитивно-рефлексивной, конативно-рефлексивной, аффективнорефлексивной констелляций на поля установки личности. О взаимовлиянии признаков, лежащих в основе каждой группы, мы судим на основе содержательного инварианта, объединяющего переменные, имеющие значимые нагрузки по этим субфакторам.

Первый субфактор третьего уровня обобщения однополюсный, образован двумя субфакторами второго уровня обобщения. Содержательными инвариантами этих субфакторов определяется когнитивно-рефлексивная констелляция информационного поля исследуемого нами фактора самосознания. Доминантой с максимальным факторным весом является переменная из группы терминальных ценностей познание (0,79) и переменная обобщенного самоотношения - самоинтерес (0,78), которые оказывают влияние на движущие силы самопознания субъектом себя как ценности, стремление ориентироваться в ценностях социума, в условиях формирования установки личности на успешность в профессиональной деятельности.

Второй субфактор однополюсный, нагружен двумя субфакторами второго уровня обобщения - саморуководством (0,75) и самооценкой (0,70). Субфактор представляет деятельностную активность субъекта, направленную на предметно-социальный мир, оценку результатов своей деятельность в настоящее время и в будущем, взаимодействие с другими людьми. Данный субфактор оказывает влияние и вносит вклад в конативно-рефлексивную констелляцию информационного поля фактора самосознания, которое выступает комплексным критерием конативного поля установки на успешность в профессиональной деятельности

Третий субфактор однополюсный, под его влиянием переменные располагаются на положительном полюсе, оказывает влияние на аффективно-рефлексивную констелляцию информационного поля фактора самосознания. Субфакгор свидетельствует о личностных проявлениях самоотношения - самоуважении (0,73) субъекта, восприятии себя как уверенного, самостоятельного, надежного человека, которому есть за что себя уважать. В основе этого отношения лежит согласие со своими

внутренними побуждениями, установками. Основным критерием положительного или отрицательного отношения субъекта к себе является аутосимпатия (0,79), самоприятие (0,61), соответствие-несоответствие качеств собственной личности значимым социальным ценностям, терминальная ценность блока взаимодействия - любовь (0,64), выражают степень удовлетворенности субъекта собой, согласованности его внутреннего и внешнего мира. В целом, субфактор личностного проявления ценностно-смыслового отношения субъекта в аффективно-рефлексивной констелляции обеспечивает вклад в информационное поле фактора самосознания, который в свою очередь вносит вклад в поля установки на успешность в профессиональной деятельности.

Факторные нагрузки субфакторов позволяют рассчитывать специальные значения, по которым определяется процентильный вклад фактора самосознания в информационные поля установки личности. Структура конструкта целостного психологического фактора самосознания относительна устойчива, но это не исключает пластичность отдельных показателей, внутренних взаимосвязей, необходимых субъекту в условиях формирования установки на успешность в профессиональной деятельности. Не все выделенные субфакторы вносят равный вклад в формирование исследуемого нами феномена - установки на успешность в профессиональной деятельности, но присутствие их в констелляциях фактора самосознания свидетельствуют о целостности информационного поля установки личности.

Сформированная установка на успешность в профессиональной деятельности обеспечивает специалисту высокую степень адаптивности на рабочем месте, профессиональную мобильность, готовность к постоянному саморазвитию, умение четко формулировать цели, определять стратегические, тактические, операциональные задачи, принимать обоснованные решения, налаживать и регулировать психологический климат в группах, стремиться к самореализации. Таким образом, субфакторы, полученные непосредственно из экспериментальных данных, позволяют определить вклад информационного поля исследуемого фактора самосознания в когнитивное, конативное и аффективное поле установки на успешность в профессиональной деятельности и создавать программы формирующей направленности в группах подготовки будущих специалистов.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - Л., 1991. - С. 15-29.

2. Асмолов, А. Г. Культурно историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 768 с.

3. Бююль, А. $Р88: искусство обработки информации : анализ статистических

данных и восстановление скрытых закономерностей : пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цефель. - СПб. : СОФТЮП, 2001. - 608 с.

4. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала / Т. Л. Миронова ; М-во общего и проф. образования РФ, Бурятский гос. ун-т. - Улан-Уде: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. - 200 с.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

6. Прангишвили, А. С. Исследования по психологии установки / А. С. Прангишвили. - Тбилиси, 1967. - 285 с.

7. Рейнвальд, Н. И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста / Н. И. Рейнвальд // Студент на пороге 21 века. - М., 1990. - С. 16-31.

8. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во МГУ, 1983 -286 с.

9. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М. Наука, 1966.-451 с.

10. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский ; АН СССР. - М. ; Л. : Наука, 1966. - 273 с.

УДК 152.3+155

Н. М. Бессонова

ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЕМ ОБРАЗОВ ЖЕЛАЕМЫХ СОСТОЯНИЙ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В условиях все возрастающих требований к психологической устойчивости человека, к умению быстро ориентироваться и действовать в сложных, эмоционально напряженных ситуациях актуальными становятся проблемы пересмотра эффективности использования известных, универсальных способов регуляции психических состояний и разработки новых методов, в большей степени опирающихся на возможности и индивидуально-психологические особенности личности.

Психорегуляция состояний сегодня - самостоятельное научное направление, основной целью которого является изучение путей формирования таких психических состояний, которые бы способствовали наиболее оптимальному использованию психических и физических возможностей человека. Однако данное направление является достаточно новым, и многие вопросы остаются пока в тени исследований. Наименее разработаны те методы регуляции состояний, которые связаны с активной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.