щих регуляторно-динамического, а затем - мотивационно-смыслового компонентов ответственности;
• к условиям, способствующим принятию будущими педагогами ответственности на себя в процессе подготовки к педагогической деятельности, можно отнести повышение знаний о профессиональной ответственности учителя, умение эмоциональной саморегуляции в ситуации ответственности, направленность на достижение социально значимого результата деятельности и усиление альтруистических побуждений.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. 336 с.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.
3. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та; Издат. центр «Академия», 2004. 240 с.
4. Муздыбаев К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 3. С. 61-69.
5. Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. 292 с.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
УДК 159.9
Э. Ф. Зеер,
Е. Т. Конюхова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация. В статье анализируются психологические факторы, определяющие установки личности как готовности педагогов к инновационной деятельности. Рассматривается также влияние динамического, статического и вариабельного характера установки на педагогические инновации. Выявленные психологические особенности могут стать основой формирования инновационной направленности студентов.
Ключевые слова: установки, инновационная деятельность, виды установок: динамические, статические, вариабельные.
Abstract. The paper analyses psychological factors determining teachers’ readiness for innovative activities, the influence of dynamic, static and variable character of the latter being considered. The revealed psychological features can form the basis of development of the innovation orientation of students.
Index terms: setting-up, innovation, types of setting-up: dynamic, static, variable.
Реформирование профессионального образования в современных социально-экономических условиях ориентирует на развитие инновационной деятельности и обновление профессионально-педагогических технологий подготовки специалиста, обладающего высокой личностной и профессиональной самореализацией и сформированными установками на инновационную активность.
Успешное (оптимальное) для личности выполнение любой деятельности обеспечивается ее технологической стабильностью. Важное условие -сохранение направленности вектора реализации. Эта тенденция, или готовность действовать определенным образом, выражена в термине «установка», которая выступает стабилизатором любой деятельности. Установка на инновационную деятельность позволяет пересмотреть привычную технологию профессионально-образовательного процесса подготовки будущего специалиста.
Объективными факторами, инициирующими различные установки, являются мотив, цель и условия осуществления действий. Эти факторы обусловливают появление таких иерархически связанных между собой единиц деятельности, как особенная деятельность, действие и операция, чем вызывают проявляющиеся в этих структурных моментах деятельности установки, тенденции к сохранению направленности каждого из этих структурных моментов на соответствующий ему объективный фактор. Содержание установок зависит от того, какое место в структуре деятельности они занимают. Если установки вызываются мотивом деятельности, то выражают в ней личностный смысл. Если их возникновение инициировано целями и условиями осуществления действия, то они выражают в действиях и операциях значение, поскольку эта единица сознания обусловлена операционально-техническим аспектом деятельности.
Соотнесение различных форм установок с психологическим строением деятельности позволило А. Г. Асмолову выделить четыре уровня установочной регуляции деятельности человека:
• смысловой установки;
• целевой установки;
• операциональной установки;
• психофизиологических механизмов - реализаторов установки и деятельности [1].
Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности.
Целевая установка, представляющая собой готовность, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действий, выполняет функцию стабилизации действия.
Под операциональной установкой понимается готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ходе разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных обстоятельствах.
Выделенным А. Г. Асмоловым уровням установки присущи разные функции в регуляции деятельности. Смысловые установки выполняют побуждающую (мотивационную) функцию, целевые и операциональные -направляющую (инструментальную) функцию.
При переходе от традиционной нормативно заданной педагогической деятельности к инновационной ведущее значение принадлежит смысловой установке: педагог должен найти личностный смысл в данном (конкретном) нововведении. Эта мотивационная установка побуждает субъекта к поиску изменения устоявшихся путей (способов) выполнения педагогической деятельности или освоения предлагаемой (кем-то разработанной) инновации.
Смысловая установка инициирует надситуативную (сверхнормативную) активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. Главная особенность этой активности состоит в том, «что субъект, действуя в направлении реализации исходных требований ситуации, выходит за границы этих требований» [4], что является смыслообразующим моментом инновационной деятельности.
Мотивационная установка на разработку или освоение инновации становится исходным моментом, ее пусковым механизмом. В регуляции же самого инновационного процесса, его реализации решающее значение приобретает целевая установка, которая проявляется в инновационных действиях и операциях.
Стратегические цели системы образования призваны обеспечить становление человека труда, его саморазвитие, формирование комплекса ком-
петенций, ценностей, поиск дополнительных возможностей для реализации профессионально-личностного потенциала в продуктивной деятельности.
Исследователи, занимающиеся вопросами профессионального образования, указывают на сложившийся стереотип организации учебно-воспитательного процесса и сложность его перестройки в соответствии с растущими социо-, кросскультурными и психологическими требованиями к будущему специалисту. Традиционно высшее профессиональное образование в большей степени ориентировано на предметно-специализированную подготовку субъекта, в меньшей степени - на подготовку к инновационной деятельности. Данное несоответствие можно устранить, сформировав положительную установку на инновационную деятельность.
Под инновационной деятельностью в образовании понимается отвечающая образовательной политике государства деятельность, направленная на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт, в новый или усовершенствованный образовательный процесс, в практическую педагогическую деятельность, а также на связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся у субъекта социально-психологической установке. Психологическая готовность к инновациям представляет собой целостный психологический феномен, единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в сфере профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.
Каждый из этих компонентов обеспечивает инновационную деятельность и позволяет преодолеть предубеждение относительно нововведений. Ведь сопротивление изменениям является одной из наиболее распространенных, типичных реакций на инновации.
Формирование психологической готовности к инновационной деятельности имеет глубокий социально-профессиональный смысл, так как от нее зависит успех преобразований, перспективы подготовки специалистов, способных к инновациям в системе образования.
В качестве смыслопорождающего фактора инновационного образования выступает образовательное пространство - особый социокультурный феномен, объединяющий систему непрерывного образования, различные виды ведущей деятельности и субъектов образования.
Психологизация образовательного пространства профессиональной подготовки предполагает подготовку специалиста, имеющего установку
на инновационную деятельность, которая становится для него значимым компонентом личностного и профессионального роста, ориентации на будущее, «нормализации» социального самочувствия за счет успешно выполняемой деятельности.
Обращаясь к вопросу природы установки, Д. Н. Узнадзе указал, что она (установка) создается в процессе опыта, выступает как ориентация на объект деятельности, готовность, «личная реальность», является состоянием субъекта, его модусом, процессом закрепления новой стратегии или схемы поведения [5].
Анализ литературы по проблеме психологической установки педагогов, факторам и условиям ее формирования позволил обнаружить, что в исследованиях содержательно-процессуальных аспектов установки, ее видов и структурных компонентов, стратегий поведения человека в конкретной деятельности не раскрываются вопросы системной организации личности в профессиональной деятельности, влияния психологических факторов на установку поиска и усвоения инноваций субъектом, не рассматривается возможность разработки личностно-ориентированных технологий подготовки специалиста, имеющего установку на инновационную деятельность [3].
Психологи выявили, что целенаправленность профессиональной подготовки и переподготовки позволяет человеку закрепить «индивидуальный стиль», а установка поддерживает проявление индивидуальных особенностей, детерминирует психический настрой, резервные возможности специалистов, опыт, уровень тренированности, подготовленности, состояний субъекта [2, 6].
В Институте повышения квалификации педагогических кадров г. Новокузнецка мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие около 150 специалистов.
Задачи эксперимента заключались в том, чтобы выявить взаимосвязи структурной целостности компонентов психологических факторов и их влияние на установку педагогов динамического, статического и вариабельного типа, а полученные результаты представить в модельноцелевом профиле специалиста.
Для решения этих задач использовались следующие методики:
• опросник «Виды установки в поле активности личности»;
• тест выявления свойств темперамента (Б. Смирнов);
• методика ценностных ориентаций (М. Рокич);
• «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана);
• «Потребность в достижении», «Мотивация на успех» (Т. Элерс);
• шкала мотивации одобрения (Д. Краун и Д. Марлоу);
• опросник диагностики компонентов мотивационной структуры личности (В. Гербачевский);
• «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахов);
• тест-опросник уровня субъективной локализации контроля (Дж. Рот-тер, в модификации С. Р. Пантилеева и В. В. Столина);
• опросник самоотношения (С. Р. Пантилеев, В. В. Столин);
• «Самооценка личности» (К. Роджерс в модификации А. С. Будасси);
• метод экспертных оценок.
Новые программные продукты информационных технологий (пакеты статистической и графической обработки МЛТЬЛБ, 8Р88 13.0, М1^Маррег) обеспечили объективность, надежность результатов, их графическую представленность, количественно определяющих уровень развития и закономерности компонентно-структурной организации установки.
Исследование, проведенное нами в группе экспертов-педагогов, показало, что установки инициируют развитие личности в ходе освоения профессиональной деятельности, сопровождают личный, субъективный опыт профессионала. Выявленные результаты свидетельствуют, что установка настраивает человека на определенную ситуацию, обеспечивает относительную независимость и уникальность деятельности. Она определяет линию деятельности, являясь одновременно феноменом психической жизни, трудовой активности и фактом окружающего мира. Характеризуя установку, специалисты-эксперты отмечают, что она придает целостность профессиональной направленности, подготовленности, личностной ориентированности, осмысленности усвоения теоретико-практических знаний, умений, обеспечивает субъекту социально-психологическое и профессиональное благополучие. Выделенные признаки объясняют индивидуальный вектор профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности.
Исследуя взаимосвязи структурных компонентов психологических факторов: мотивационного, волевого, самосознания и установки личности на инновации, мы провели серию экспериментальных замеров. На уровне первичных показателей структурная целостность и системность психологических факторов представлена признаками структурных компонентов, смысловых конструкций, ценностей, интегральных характеристик поведения в инновационно-профессиональной деятельности.
Исследованием установлено наличие доминирующих ценностей специалистов в разных сферах жизни, профессиональной деятельности, развитии отношений к социуму, себе, результатам деятельности. Данный факт объясняется ориентацией специалистов на признаки когнитивного, конативного, аффективного компонентов развития установки.
Посредством регрессионным анализа были найдены статистически значимые (при **р ^ 0,01; 0,05) взаимосвязи признаков структурных
компонентов социально-психологических факторов с характером дина-
мической, статической, вариабельной установки, что позволяет прогнозировать их влияние на установку инновационной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты регрессии влияния структурных компонентов мотивационного фактора на установку
Вид установки Константа Субфакторы мотивационно-установочного поля мотивационного фактора
поле мотивационного побуждения мотивационный комплекс профессиональной деятельности ориентация на ценности ожидаемого результата
Ь Ьіі Ьі2 Ьз
Динамическая 29,996 0,977 -0,230 0,165
Статическая 29,285 0,243 0,351 0,496
Вариабельная 26,557 0,189 0,463 0,280
Как показало исследование, у педагогов с динамическим характером установки поле мотивационного побуждения к инновационной деятельности значительно шире, чем у специалистов с вариабельным и статическим характером установки. Данный факт характеризует субъекта динамической установки как «способного к объективации и готового переключаться в направлении объективированных целей» [9, с. 281], умеющего активно перестраивать свою мотивационную направленность в деятельности.
Результаты исследования волевого фактора свидетельствуют, что у педагогов с вариабельным характером установки поле действенно-волевой активности шире, чем у педагогов с динамическим и статическим характером установки (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты регрессии влияния структурных компонентов волевого
фактора на установку
Вид установки Константа Субфакторы установочного поля волевого фактора
ценностно-деловая самостоятельность поле действенноволевой активности ценностно-деловая ответственность
Ь Ьіі Ьі2 Ьіз
Динамическая 29,996 0,568 -0,052 0,484
Статическая 29,285 1,109 0,108 0,222
Вариабельная 26,557 0,320 1,248 0,549
В факторе самосознания выявлено более широкое поле рефлексивно-смысловой направленности у педагогов с динамическим и вариабельным характером установки. У педагогов статического типа доминируют
показатели конативного и рефлексивного компонентов, что свидетельствует об их гиперобъективации, задержке импульсов установок и субъективном выборе линии активности в специально организованных условиях деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты регрессии влияния структурных компонентов фактора самосознания на установку
Вид установки Константа Субфакторы установочного поля фактора самосознания
ценностно-нор- мативные ориентации поле рефлексивно-смысловой направленности личностная значимость ожидаемых отношений
Ь Ьіі Ьі2 Ьіз
Динамическая 29,996 0,559 0,779 0,784
Статическая 29,285 0,346 0,521 0,633
Вариабельная 26,557 0,493 0,771 0,187
Синергетический эффект структурных компонентов психологических факторов определяет вклад в структурные компоненты (когнитивный, конативный, аффективный) установки у педагогов. Исследование показало, что психологические факторы являются сложными структурноцелостными образованиями: мотивационный фактор побуждает и является детерминантом формирования мотивационного поля готовности личности, волевой регулирует, организует, чем обусловливает формирование волевого поля готовности, фактор самосознания программирует и служит детерминантом формирования рефлексивного поля готовности личности к инновационной деятельности (табл. 4).
Как показали наши исследования, наличие установки на поиск внесения инноваций в процесс профессиональной деятельности актуализирует причинно-обусловленную целенаправленную активность, детерминирует «целостное изменение субъекта» в профессиональной деятельности, способность личности видеть и прилагать усилия для будущего, анализировать свои ресурсы и знания, вносить новшества в свой труд.
Выявленные особенности взаимосвязи структурных компонентов психологических факторов с типом установки педагогов на инновационную деятельность, по нашему мнению, могут быть использованы для создания способствующих формированию установки студентов на инновации модели и психотехнических программ воздействия на устоявшуюся технологию профессионально-образовательного процесса подготовки будущих специалистов.
Таблица 4
Влияние психологических факторов на характер установки на инновационную деятельность, %
Уровень влияния психологических факторов Характер установки
динамический статический вариабельный
Мотивационный фактор:
отсутствует 5,41 6,63 2,41
слабое 7,81 11,98 6,26
среднее 30,84 38,16 14,50
сильное 55,95 43,23 76,83
Волевой фактор:
отсутствует 5,05 5,28 2,41
слабое 6,57 6,71 10,26
среднее 29,78 18,28 42,50
сильное 58,59 69,73 47,83
Фактор самосознания:
отсутствует 5,05 2,41 5,28
слабое 16,57 10,26 6,71
среднее 37,78 42,50 18,28
сильное 40,59 47,83 69,73
Результаты проведенного в группе педагогов исследования свидетельствуют о необходимости решения задачи по выявлению объективных и субъективных факторов, условий, средств формирования установки личности, которая выступает социально-психологической ценностью педагога в сфере инновационной деятельности.
Литература
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 303-321.
2. Дмитриева М. А. и др. Психология труда и инженерная психология: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 220 с.
3. Матина Г. О. Профессиональные установки в деятельности педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 16 с.
4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 509 с.
5. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
6. Ухтомский А. А. Доминанта / АН СССР. М.; Л.: Наука, 1966. 273 с.
7. Чирков В. И. Мотивация трудовой деятельности: критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1985. 89 с.