Научная статья на тему 'Педагогическое содействие становлению мотивационной готовности студентов вуза к инновационной деятельности'

Педагогическое содействие становлению мотивационной готовности студентов вуза к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯ ТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННО ВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / MOTIVATIONAL READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / PREPARATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воцкий Алексей Зигезмундович

В статье представлена авторская трактовка понятий «инновационная деятельность», «готов ность к инновационной деятельности», обосно вывается структурный состав мотивационной готовности к инновационной деятельности как совокупности установочного, когнитивного и конативного компонентов; раскрывается со держание выделенных компонентов. На основе гуманистического, акмеологического, синерге тического и деятельностного подходов выделя ются и обосновываются принципы организации педагогического содействия становлению мо тивационной готовности студентов вуза к инно вационной деятельности (принципы ценностной ориентации, саморегуляции, личностной ориен тации, совместной творческой деятельности). Раскрываются особенности реализации выде ленных принципов на каждом этапе становле ния мотивационной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воцкий Алексей Зигезмундович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical assistance to formation of motivational readiness of students of higher education institution to innovative activity

In the article the author's treatment of the concepts «innovative activity», «readiness for innovative activity» is given, the structural components of motivational readiness for innovative activity, as sets of adjusting, cognitive and connative components are revealed; the maintenance of the allocated components is described. On the bases of humanistic, akmeological, synergetic and activity approaches the principles of the organization of pedagogical assistance to formation of motivational readiness of students of higher education institution to innovative activity (the principles of valuable orientation, self-control, personal orientation, joint creative activity) are allocated. Features of realization of the allocated principles for each stage of formation of motivational readiness are revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие становлению мотивационной готовности студентов вуза к инновационной деятельности»

ход // Сибирь. Философия. Образование : науч.-публиц. альманах / СО РАО, ИПК. - 2005. - № 8. - С. 26-44. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. — М.: МИФИ, 2003. — 388 с. Осипова-Дербас Л. В. Формирование информационного потенциала личностной и социальной системы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 71. — С. 228-234.

Паштаев Б. Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Махачкала, 2013. — 37 с.

Талова В. В. Библиотечное образовательное пространство в контексте свойств информационного пространства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 3. — С. 84-89.

УДК/UDC 378.14

А. З. Воцкий A. Votsky

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO INNOVATIVE ACTIVITY

В статье представлена авторская трактовка понятий «инновационная деятельность»,«готовность к инновационной деятельности», обосновывается структурный состав мотивационной готовности к инновационной деятельности как совокупности установочного, когнитивного и конативного компонентов; раскрывается содержание выделенных компонентов. На основе гуманистического, акмеологического, синерге-тического и деятельностного подходов выделяются и обосновываются принципы организации педагогического содействия становлению мо-тивационной готовности студентов вуза к инновационной деятельности (принципы ценностной ориентации, саморегуляции, личностной ориентации, совместной творческой деятельности). Раскрываются особенности реализации выделенных принципов на каждом этапе становления мотивационной готовности.

In the article the author's treatment of the concepts «innovative activity», «readiness for innovative activity» is given, the structural components of motivational readiness for innovative activity, as sets of adjusting, cognitive and connative components are revealed; the maintenance of the allocated components is described. On the bases of humanistic, akmeological, synergetic and activity approaches the principles of the organization of pedagogical assistance to formation of motivational readiness of students

of higher education institution to innovative activity (the principles of valuable orientation, self-control, personal orientation, joint creative activity) are allocated. Features of realization of the allocated principles for each stage of formation of motivational readiness are revealed.

Ключевые слова: инновационная деятельность, мотивационная готовность к инновационной деятельности, подготовка студентов в вузе, педагогическое содействие.

Keywords: innovative activity, motivational readiness for innovative activity, preparation of students in higher education institution, pedagogical assistance.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что развитие России, ее безопасность напрямую связаны с переходом страны на путь инновационного развития. Для этого необходим целый класс квалифицированных специалистов (бакалавров, магистров), готовых к инициации или активному включению в инновационную деятельность. Однако прежде чем рассматривать пути и методы развития у молодежи такой готовности, уточним понятийное поле исследования путем раскрытия сущности понятий: «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности», «мотивационная готовность к инновационной деятельности» и др.

Термин «инновации» трактуется как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержания самой этой деятельности [10]. Такое понимание инноваций ориентирует нас на выделение в этом целостном явлении двух составляющих: «творческой», направленной на обновление, изменение, создание нового и т. д., и составляющей «структурирования», связанной с нормативностью, упорядоченностью, стандартизацией и т. д. Кроме того, это раскрывает историческую сущность понятия, обосновывает наличие рассматриваемого явления в различные исторические периоды, предоставляет возможность адаптировать накопленный в науке и практике материал в области инноваций к современным условиям, позволяет рассматривать особенности и соотношение творческого компонента и компонента структурирования.

— Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и реализацию новшества с целью получения практического результата, оказывающего позитивное влияние на социально-экономическую, политическую, научную и другие сферы общества. Инновационная деятельность — это особый вид деятельности, она имеет не только экономическое, но и социально-психологическое содержание и требует наличия у ее субъектов не только важных профессиональных качеств, но и мотивационной, эмоционально-волевой готовности. Однако многие авторы [1; 3; 5; 8; 12] отмечают, что часто специалисты оказываются вовлеченными в инновационную деятельность помимо их желания, в силу различных обстоятельств. Их деятельность в инновационном поле приобретает форму принуждения и не может быть достаточно продуктивной. Таким образом, недостаточная изученность психолого-педагогических механизмов мотивации всех звеньев инновационной деятельности существенно снижает эффективность инновационных процессов.

— Мотивационная готовность к инновационной деятельности трактуется как качество личности, определяющее направленность и характер ее действий при решении сложных, многофункциональных проблем,связанных с инициацией или включением в инновационную деятельность при наличии благоприятных для

этого условий. Важным моментом мотиваци-онной готовности является готовность личности к трансформации деятельности, коррекции своей мотивационной системы, определяющей деятельность при изменении внешних условий, способных повлиять на такую трансформацию, что крайне важно в инновационной среде. Кроме того, в инновационной деятельности важны установки, связанные с использованием субъектного опыта в новых ситуациях, «пересмотром» своего образа мира, профессиональной и личностной самореализацией, устойчивой познавательной мотивацией, оптимальным сочетанием мотивации достижения успеха и избегания неудач. Мотивационная готовность понимается как более сложный конструкт, чем мотивация инновационной деятельности [2]. В состав мотивационной готовности, кроме установочного, мы включаем когнитивный и ко-нативный компоненты.

— Установочный компонент отражает мо-тивационные установки студентов в аспекте инновационной деятельности (профессиональная, познавательная, мотивация творческой деятельности, самореализации, достижения успеха).

— Когнитивный компонент связан с содержательной основой мотивационной готовности к инновационной деятельности, он отражает уровень интеллектуальных способностей, позволяющих гибко изменять мотивы, определяющих направленность и характер инновационной деятельности под воздействием вновь поступающей значимой информации (знание психолого-педагогических и технологических основ инновационной деятельности, логическое, критическое и творческое мышление).

— Конативный компонент является интегрирующим, так как связан с практической деятельностью и определяет способность человека в ситуации значимого изменения внешних условий активизировать свой мотивационный потенциал в области инновационной деятельности, кроме того, он отражает те качества личности, которые не только позволяют создать мотивационную основу инновационной деятельности, но и гибко ее корректировать на основе анализа изменившихся значимых условий (умение целеполагания, планирования, оценки своей деятельности в инновационном поле в ситуациях изменения значимых внешних условий на основе изменений моти-вационной системы, рефлексивность, флекси-бильность, субъективный контроль, фрустра-ционная толерантность).

Раскрытие содержания компонентов позволило нам организовать педагогическое содействие развитию каждого из указанных выше параметров и их интеграции при подготовке специалистов (бакалавров) в условиях вуза.

При разработке педагогического содействия мы опирались на положения гуманистического, акмеологического, синергетического и деятельностного подходов.

— Гуманистический подход позволил: построить педагогическое содействие развитию мотивации инновационной деятельности на основе изучения психологии личности студентов, ее интересов с опорой на эмоциональную сферу развития; рассмотреть развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности с точки зрения содействия раскрытию внутренних резервов человека; построить отношения между педагогами и студентами на основе взаимной ответственности и взаимопомощи; создать атмосферу, где каждый бы смог ощутить значимость собственного «Я»; ориентировать образовательный процесс на построение и реализацию индивидуальной траектории развития мотивационной готовности каждого студента; учесть при развитии мотивационной готовности к инновационной деятельности возрастные и индивидуальные особенности студентов.

— Акмеологический подход — рассмотреть вопросы готовности к инновационной деятельности через призму самосознания личности в профессиональной деятельности; организовать педагогическое содействие развитию мотивационной готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования профессиональных ценностей и стереотипа инновационного профессионального поведения.

— Синергетический подход — исследовать студента как сложную вероятностную, открытую систему, способную к саморазвитию и самоорганизации; учесть нелинейное воздействие педагогического содействия на развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности и индивидуальный характер траектории развития мотивационной готовности студентов к инновационной деятельности; ориентировать педагогическое содействие на си-нергетические принципы открытости, целостности, креативности.

— Деятельностный подход — выявить особенности деятельности студентов и преподавателей при рассмотрении вопросов, связанных

с развитием мотивационной готовности к инновационной деятельности; выделить и описать этапы процесса развития мотивационной готовности студентов к инновационной деятельности; разработать содержание и технологии педагогического содействия развитию мотивационной готовности к инновационной деятельности.

Исходя из сказанного выше и опираясь на работы ряда авторов [6; 7], под педагогическим содействием мы понимаем педагогическую деятельность, направленную на активизацию внутреннего потенциала развития мотивационной готовности студента к инновационной деятельности.

Выделенные компоненты мотивационной готовности к инновационной деятельности и детальное описание каждого из них приводят к заключению, что развитие рассматриваемой готовности должно проходить в процессе всей подготовки студентов в вузе. При этом целесообразно использовать как базовые дисциплины, так и дисциплины вариативной части учебного плана. К основным принципам отбора содержания дисциплин мы отнесли принципы ценностной ориентации, саморегуляции, личностной ориентации, совместной творческой деятельности.

Принцип ценностной ориентации материала является ведущим, так как позволяет создать систему ценностей, которая определяет внутреннюю мотивацию инновационной деятельности. К таким ценностям мы относим ценности профессионального самоопределения и самореализации; ценности новаторства, творчества, активной жизненной позиции.

Рассмотренные возрастные особенности студентов позволяют сделать заключение, что в студенческом возрасте (особенно на начальной стадии обучения в вузе) при формировании системы ценностных ориентаций важно обращать внимание на духовно-нравственную автономизацию личности, ее всестороннее самосовершенствование, самореализацию, социальную адаптацию. Поэтому логично было бы использовать для реализации данного принципа содержание гуманитарных дисциплин, однако значимый эффект достигается и при использовании материала специальных и общепрофессиональных дисциплин. Неисчерпаемыми источниками развития ценностей инновационной деятельности могут служить история развития науки, экономики, предпринимательства; биография ученых, предпринимателей, организаторов инновационного

производства и т. п. В этом случае важен эмоциональный компонент предоставляемого материала, что может выступать основой становления ценностного ядра личности.

Кроме того, очень важно создать у будущего инноватора такое восприятие мира, при котором состояние непредсказуемости и неопределенности, необходимости принятия ответственных решений при отсутствии необходимой информации (что характерно для инновационной деятельности) было бы нормой, а не отклонением от нее. Осознание сложности, изменчивости, непредсказуемости и многовариантности окружающей действительности и принятия законов ее самоорганизации и развития является основой формирования мотивационной готовности к инновационной деятельности.

Принцип саморегуляции ориентирует на создание условий для поэтапного становления осознанной саморегуляции своей деятельности в инновационном поле на основе управления своей мотивационной сферой. Важно уточнить, что при этом мы опирались на труды отечественных психологов О. А. Конопкина [4], В. И. Моросановой [9], А. К. Осницкого [11]. Согласно работам указанных авторов «осознанную саморегуляцию деятельности» мы соотносим с умениями ставить цели, планировать и создавать развернутую программу их достижения на основе управления своей мотиваци-онной сферой, учитывать значимые внешние и внутренние факторы, оценивать результаты деятельности и корректировать свои мотивы и активность для достижения значимых результатов. Применительно к проблеме развития мотивационной готовности к инновационной деятельности определяют специфические характеристики такой регуляции: субъектность (решаемая задача должна быть принята человеком, стать его задачей, он должен сформулировать цель своей деятельности), осознанность (условия, способы и другие средства решения задачи должны быть связаны в сознании человека с формулируемой им целью активности), целостность (системность, взаимосвязанность и взаимодополнительность отдельных звеньев регуляции) [4].

Принцип личностной ориентации предопределяет использование материала, имеющего для студента повышенный интерес, он должен затрагивать эмоциональную сферу, опираться на его предшествующий субъектный опыт, предусматривать возможность преобразования и коррекции субъектного опыта,

связанного с инновационной деятельностью.

Процесс становления мотивационной готовности к инновационной деятельности является сверхсложным и вероятностным. Он индивидуален для каждого студента, и нужно сочетание многих факторов, чтобы становление стало эффективным. В условиях группового обучения необходимо создать насыщенную многовариантную образовательную среду, посредством которой была бы обеспечена возможность самостоятельного выбора студентом личностно значимого материала. При этом многовариантное содержание дисциплин должно отражать индивидуальные особенности и предпочтения студента, уровень его подготовленности, субъектный опыт.

Принцип совместной творческой деятельности определяется необходимостью развития мотивационных аспектов креативной составляющей инновационной деятельности. Для становления внутренней мотивации творческой деятельности как важной составляющей инновационного процесса важно, чтобы человек испытал радость творчества еще в студенческие годы, и это состояние было бы для него желанным. В данном случае специалист, как правило, стремится испытывать это состояние в различных жизненных ситуациях и, прежде всего, в своей профессиональной деятельности.

Рассматривая творческую деятельность как составляющую инновационной деятельности, мы вслед за А. В. Хуторским [13] полагаем, что каждый человек в той или иной степени способен к творчеству, и данная способность в значительной мере может быть развита в образовательном процессе. При отборе содержания инвариантных и вариативных дисциплин мы ориентируемся на материал, раскрывающий теоретические основы и технологии творческой (эвристической) деятельности, создающий устойчивый интерес к исследовательской и новаторской деятельности.

При раскрытии данного принципа необходимо отметить, что инновационная деятельность, как правило, носит коллективный характер, поэтому мы подчеркиваем важность получения в студенческие годы опыта совместной творческой деятельности.

Описанные выше принципы остаются значимыми на всех этапах развития у студентов мотивационной готовности к инновационной деятельности, однако особенности их реализации меняются в зависимости от цели каждого этапа.

Ориентационно-диагностический этап приходится на первый курс обучения в вузе. Он связан с начальной диагностикой и самодиагностикой тех характеристик личности, которые важны для становления мотивационной готовности к инновационной деятельности. На этом этапе происходит предварительный выбор средств педагогического содействия развитию у студентов мотивационной готовности, проектирование для каждого студента траектории ее становления. На первом курсе у студентов складывается представление о профессиональной инновационной деятельности, собственной готовности к ней, начинает складываться ценностно-смысловая позиция в области инновационной деятельности.

Основной этап, который охватывает 2-й и 3-й курсы обучения, связан с созданием теоретической и инструментальной основы мо-тивационной готовности к инновационной деятельности. Важным новообразованием этого этапа является появление позитивной ценностно-смысловой позиции, связанной с инновационной деятельностью. Студент приходит к выводу о возможности достижения жизненного успеха и своей самореализиции посредством инициирования или активного включения в инновационную профессиональную деятельность. Однако его ценностно-смысловая позиция еще недостаточно устойчива и требует постоянного подкрепления.

Обобщающий этап — заключительный при подготовке бакалавров (4-й год обучения) — связан с закреплением позитивной ценностно-смысловой позиции и инновационной деятельностью. Студент не только признает возможность достижения своих жизненных целей посредством инновационной деятельности, но и видит реальные пути достижения этих целей. Как правило, выработка такой позиции и ее закрепление происходят посредством приобретения опыта реальной инновационной профессиональной или квазипрофессиональной деятельности, обобщения и обогащения полученного ранее субъектного опыта в области инновационной деятельности.

Сказанное выше позволяет сделать предположение, что развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности у студентов вуза будет эффективным, если оно происходит поэтапно, начиная с первого курса, в процессе изучения дисциплин, содержание

которых отвечает принципам: ценностной и личностной ориентации, саморегуляции, совместной творческой деятельности.

Эксперимент по оценке эффективности педагогического содействия проходил в Троицком филиале Челябинского государственного университета с 2012 по 2014 г. Результаты эксперимента показали значимую разницу между уровнем развития мотивационной готовности к инновационной деятельности в контрольных и экспериментальных группах студентов. Это позволяет судить об эффективности разработанного педагогического содействия и правильности выделенного нами содержания компонентов мотивационной готовности.

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001. — 200 с.

2. Воцкий А. З. Сущность понятия «мотивационная готовность к инновационной деятельности» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — URL: www.science-education.nu/ 118-14166.

3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. — Томск : Томский государственный университет, 2009. — 240 с.

4. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М. : Ленанд, 2011. — 320 с.

5. Костюк С. Г. Инновационно ориентированная система профессионального образования как условие подготовки специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 2 (6). — С. 123-128.

6. Лебедева Н. Н., Трофимов В. К. Педагогическое содействие ценностному самоопределению студентов [Электронный ресурс]. — URL: www. nspu. edu. nu.

7. Лежнева М. С. Становление готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий. — Челябинск, 2013. — 230 с.

8. Лежнева Н. В. «Предпринимательство» как психолого-педагогическое понятие // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — Т. 18, № 2. — С. 90-93.

9. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В. И. Моросановой. — М. : Психологический ин-т РАО, 2006. — 320 с.

10. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. — URL: enc-dic.com/new_philosophy/ Postindustnialnoe-Obschestvo-936.html.

11. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. — М.; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. — 232 с.

12. Тарасенко О. С., Маматов А. В. Корпоративная система профессионального образования в кадровом обеспечении управления инновационной деятельностью // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 2 (4). — С. 66-75.

13. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. — М. : Академия, 2010. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.