Научная статья на тему 'Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности'

Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1307
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКА НА УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛЯ УСТАНОВКИ / ВИДЫ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конюхова Екатерина Тимофеевна

Возросший интерес к успешности человека труда актуализирует возможность углубления теории установки, расширения ее видов, описания системности и структурной целостности выделенного феномена установки личности на успешность в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности»

РАЗДЕЛ VII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 152.27

Е. Т. Конюхова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение к теории установки приобретает актуальность в связи с поиском в образовательном пространстве вуза комплекса условий и факторов успешности будущего специалиста, которая характеризуется состоянием удовлетворенности, психологического благополучия, включенности в деятельность, в процесс самореализации, самоактуализации. Направленность личности и возникающее при этом субъективное состояние удовлетворенности собой, рассматривается как реализация установки личности.

Установки сопровождаются личностными и социальными потребностями человека, ожиданиями, доминирующими мотивами выбора приемлемого поведения в воображаемой и реальной ситуации, волевой организацией, самоуправлением, самоотношением, типом индивидуальных особенностей и т. п. Совокупность названных особенностей образует «поле» [9; 14 и др.] признаков психологических факторов, оказывающих влияние на развитие успешности личности в деятельности.

Системный подход изучения определяющей установки в студенческом возрасте ориентирован на способность к рефлексии [Абульханова-Славская К. А., 1991; Бернс Р., 1986; Кон И, С., 1984 и др.], стремление самостоятельного планирования своей жизни [Зеер Э. Ф., 2003; Кошелева С. В., 1997 и др.], самоуправления [Иванников В. А., 1998: Ильин Е. П., 2000 и др.], потребности самореализации [Короблева Е. В., 2001; Клочко В. Е., Галажинский Э. В. 2000; Майерс Д., 1997; Маслоу А., 2001 и др.]. Основываясь на системном подходе, психологи рассматривают природу, структурные компоненты, индивидуальные типы установки личности, отмечают сложность ее структуры [2; 5; 11; 13 и др.].

Используемый нами типологический подход объясняет содержание установки разных типов личности и объединение отдельных видов установок в единую систему [10; 13 и др.]. Исследователями тип рассматривается как «характерный образец единой общей установки» [15. с. 565], в которой отражено целостное состояние «установки того или иного субъекта как пред-

ставителя определенного типа» [13. с. 277]. Научная обоснованность системности установки позволяет рассматривать выделенную нами установку личности на успешность в профессиональной деятельности как один из ее видов, как субсистему и самостоятельное структурное образование с динамическим, статическим, вариабельным видами.

Для людей динамической установки общим признаком является готовность легко переключаться на новую установку и освобождаться от нее в направлении реально возникающих и перспективных целей. Установка обеспечивает субъекту высокую социальную активность, относительную экономическую самостоятельность, адекватную социализацию, осуществление деятельности на уровне волевых усилий, актуализацию «нужных» мотивов, реальной оценки среды и собственных потребностей.

Доминирование статической установки, затрудняет человеку освобождение от влияния прежней установки и выработку новой, адекватной среде. Установки вырабатываются медленно, с трудом, характеризуются низкой степенью выраженности, долго остаются устойчивыми и неизменными, часто полностью овладевают субъектом, что затрудняет переключение с одного действия, переживания на другое [10; 13; 15 и др.].

Вариабельный вид установки обеспечивает субъекту целесообразную реальной ситуации адаптацию в соответствии с актуальными потребностями и условиями их удовлетворения [12; 13]. Доминирующие потребности личности, наличие объективной ситуации обусловливают проявление в установке свойства статичности, либо лабильности, определяющих направленное поведение на успешность в деятельности. При статичности человек легко объективирует свое поведение, участие в деятельности, адекватность результата, оценки собственной успешности. В исследованиях

О. Б. Шептенко (1998) показано, что большинство самых инициативных людей принадлежат к вариабельно-стабильному типу и проявляют активное стремление получить желаемый результат. Люди с вариабельно-лабильной установкой возбудимы, ситуативно активны, энергичны, у них быстро возникает внутреннее «переутомление», эмотивно-аффективные импульсы при возникновении барьеров в достижении личностно и социально-значимых результатов.

Таким образом, в структуре установки личности на успешность интегрируется активность динамической, статической и вариабельной установок.

Психологическую сущность установки раскрывает ее компонентная структура, в которой отражается три плана поведения человека (affect, cognition, conation). Содержание установки представлено комбинацией трех раздельных форм опыта и реакций в отношении объекта: аффективной, когнитивной и поведенческой [Хьюстон М., 2004. с. 593]. «Знание, отношение, имеющее оценочную и эмоциональную окраску и готовность действовать, поступать определенным образом, составляют те три обязательных компо-

нента, которые образуют установку [6. с. 21]. Когнитивный компонент установки характеризует концептуальную коннотацию объекта установки [16]. конативный - поведенческие тенденции личности, в аффективном компоненте отражаются чувства человека к объекту [17].

Основанием создания поля компонентной структуры установки личности на успешность является выявленная исследователями взаимосвязанность признаков структурных компонентов или констелляций [Большой психологический словарь., 2006, с. 582; Кравченко С. А., 2004. с. 173; с. 296; 15] и всей целостной структуры установки [6. с. 21 и др.].

Поля установки на успешность в профессиональной деятельности

Когнитивное поле

Конативнос поле

Аффекгное поле

— Когшгшвно*мотлваиноцный компонсн *” Конатнвпо-мотивационный коміюгкмл

- Кошитнвно-вол свой компонент

- Когнитивно-рефлексивный компонент

- Конзтивно-волевой компонент

— Конатнвио-рефлексивный компонент

• Аффектно-мотнвационнын компонент Аффектно-нолевой ЮШІОНСЩ ' Лффек'ШО-рефлексивный компонент

Рис. 1. Структура и содержание установки личности на успешность в профессиональной деятельности

Содержание когнитивного поля представлено интегрированной совокупностью признаков в виде накопленного запаса знаний, образа «потребного будущего», переживания состояния успешности. Когнитивно-мотивационный компонент поля установки рассматривается в понятиях, признаках мотивационно-потребностной сферы, мотивационной осведомленности, ориентировки в определенной области знаний, умений, что обеспечивает субъекту осознанность выбора мотивов, средств, способов и путей достижения целей, удовлетворения потребностей, которые становятся «знаемыми» и хранятся в «мотивационном банке данных» субъекта. Когнитивно-волевая составляющая поля установки обеспечивает личности реализацию волевых намерений, отчетливость, устойчивость интерпретации результатов своей деятельности, поведения. Включает информационную детализированкость представлений о программе и условиях обеспечения успешности. Функция сознательного регулирования осуществляется на основе знания и анализа ситуаций, прогнозирования, учета целей и условий, планирования на базе имеющихся знаний осуществления самоконтроля, последовательности использования средств достижения успешности. Когнитивно-рефлексивный компонент рассматривается через оценку, осознание, личностный смысл своих поступков, мыслей, отношений, требований социума. Самосознание, ценностные ориентации личности выстраиваются на когнитивных оценках

осмысления, самопознания и самопонимания. Побудительная сила познавательных намерений личности как функциональное образование, состоит из рефлексивно-аффективных и интеллектуальных признаков, которые соотносятся друг с другом [1].

Таким образом, содержание когнитивного поля установки представлено показателями психологических факторов, определяющими ее содержание у людей динамического, статического, вариабельного типа.

Конативное поле установки представлено признаками структурных компонентных образований в виде мотивационно-деятельностной активности личности, готовности действовать в отношении того, что имеет для человека смысл, оказывает регулятивное влияние на поведение личности. При этом осуществляется актуализация необходимых для деятельностной направленности человека мотивов, характеристик, поиск и отбор оптимальных способов преобразования желаемого в реальный результат достижения. Предметом самоконтроля, самоуправления становятся регуляция, организация деятельности и себя в реальных ситуациях, руководство желаниями, потребностями, выбор мотивов, прогнозирование результата деятельности и принятие решения на основе заданной цели [4], которые определяют переживание состояния успешности.

Интегративность осознания успешности сопровождается рефлексией, которая рассматривается не только как интроспекция собственной психики, но и осмысление трудовой активности, личной и профессиональной успешности, соотношения целей, мотивов, ценностей, стремлений, социальных требований. Конативно-рефлексивная оценка успешности производится на основе объективных показателей отношения субъекта к своей подготовленности, компетентности, способностям.

Таким образом, содержание конативного поля установки объясняет деятельностную основу целостности, регулируемости, осознанности, мотивационной устойчивости-неустойчивости, адаптивности людей динамической, статической, вариабельной установок и интегрирует рефлексивно-волевые и мотивационные проявления личности.

Аффективное поле установки интегрирует внутренние (индивидуальнопсихологические, личностные) и внешние (социальные) факторы развития личности [279]. Оно рассматривается в характеристиках рефлексивно-осознанных личностно-значимых мотивов, признаках самоотношения, самопонимания и способов осуществления деятельности. В аффективном поле установки перестраиваются поведение и деятельность субъекта, осуществляется рефлексивная направленность стремлений личности создавать и изменять образ успешности в профессиональной деятельности. Аффективно-волевая составляющая стимулирует «центрированность» активности субъекта в направлении ведущих мотивов, ценностей, индивидуально-психологических особенностей, представленных признаками самоуправления,

самоконтроля, организации условий и средств состояния успешности. В конкретном поведении, которое вызвано Я-репрезентациям и/или само-отношением человека [3, с. 223] отражается содержание установки людей динамического, статического, вариабельного типов. Рефлексивная оценка переживания человеком смысла, личностного веса явлений и ситуаций, субъективной успешности быстро переводит установку на успешность из латентного в активное состояние.

Таким образом, содержание компонентной структуры установки обеспечивает активность, целенаправленное поведение, управление результатами деятельности, постоянное обновление и преобразование поступающей информации, проявление отношения и самоотношения, интегрированных в состоянии успешности субъекта.

Системное понимание установки детерминировано выявленными нами иерархическими критериями: интегральным, комплексным и частными (Рис.2).

Критерии оценки установки на успешность в профессиональной деятельности

шУ Интегральный (У)

КОМ11.1СКСИЫМ

-Чзошыс

3 с

комплексный

3 с

іффСКТНВІІЬЖ (V комплексный

У1 1 ■■■ насгнь» 1 ■■■ ■ — Частные

.. К?

из 1 кз

_У1

-\>2

-УЗ

Рис. 2. Критерии формирования установки лнчности на успешность в профессиональной деятельности

Интегральный критерий (С>Ш1Т), оценивает: системную целостность установки личности на успешность; интериоризированность социально и личностно-значимой направленности поведения на успешность; интернализацию инструментально-ценностного опыта формирования и развития установки, усвоенных моделей поведения, социальных ценностей.

Комплексные (Ц.сг, Якон, У1фф) критерии оценивают сформированность структурных компонентов (когнитивного, конативного, аффективного) поля установки. Комплексный когнитивный критерий обобщает частные критерии структурных образований: когнитивно-мотивационного, когнитивноволевого и когнитивно-рефлексивного компонентов, оценивает сформированность когнитивного поля установки, т. е. наличие информации или знаний о возможности, необходимости и эффективности мотивированного, рефлексивно-волевого изменения себя, ситуации и социума в плане самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Это позволяет

прогнозировать поведение субъекта в условиях информационно-познавательной осведомленности, адекватного применения и использования знаний, личностных предпосылок успешности, наличие и следование социальноценностным ориентирам.

Комплексный конативный критерий обобщает частные критерии структурных образований: конативно-мотивационного, конативно-волевого, кона-тивно-рефлексивного компонентов и оценивает сформированность поля установки, т. е. наличие опыта личностно и социально значимой самоактивности при организации деятельности по использованию устойчивых способов создания мотивационно-смысловых конструктов в рефлексивном самоуправлении и принятии решений. Роль такой оценки выполняют: адекватное применение и использование умений и навыков в новой ситуации, необходимое сочетание индивидуально-типологических и динамических свойств личности, проявление интернально-экстернального локуса контроля, ориентация на социально-значимые ценности.

Комплексный аффективный критерий обобщает частные критерии структурных образований: аффективно-мотивационного, аффективно-волевого, аффективно-рефлексивного компонентов и оценивает сформированность поля установки, т. е. наличие ценностно-психологи ческой ориентации при оценивании себя, ситуации, социума и событий; рефлексивно-эмоционального ценностно-нормативного отношения к «потребному будущему»; отношение субъекта к успешности в форме непосредственного переживания смысла, доминирующих мотивов, осознанного контроля целенаправленной активности, рефлексии выбора способа, приемов конструирования успешности в профессиональной деятельности.

Частные критерии (контролируемые показатели иког к, К.г;ііі к, Уафф к, где к=1,2,.. .п, п - количество признаков в структурных образованиях (констелляциях)), которыми оценивают соответствующие поля установки личности на успешность. Когнитивно-мотивационная констелляция (Ц.ог ) оценивает наличие у субъекта информации или знаний о потребности преобразования мотивов в цели развития себя, ситуации и социума; когнитивно-волевая констелляция (и.ог,) - наличие информации или знаний о возможности волевого управления собой, ситуацией и социумом; когнитивно-рефлексивная констелляция (иког з) - наличие информации или знаний о необходимости рефлексивного анализа себя, ситуации и социума.

Конативно-мотивационная констелляция (Ккон ,) оценивает наличие опыта деятельности по преобразованию мотивов в цели развития себя, ситуации и социума; конативно-волевая констелляция (иког 2) - опыт волевого управления собой, ситуацией и социумом; конативно-рефлексивная констелляция (К.н з) - опыт рефлексивного анализа себя, ситуации и социума.

Аффективно-мотивационная констелляция (V фф ,) - оценивает эмоционально-мотивационное отношение к себе, ситуации и социуму: аффектив-

но-волевая констелляция (V фф 2) - эмоционально-волевое отношение к себе, ситуации и социуму; аффективно-рефлексивная констелляция (V фф ^ - эмоционально-рефлексивное отношение к себе, ситуации и социуму.

Выявленная иерархии критериев и их содержание позволяет проследить динамику измеряемого признака «во времени и пространстве» (7, с. 115] у людей с динамическим, статическим, вариабельным характером установки.

Итак, в представленной работе, заявлена попытка рассмотрения психологической сущности нового вида единой установки - установки личности на успешность в профессиональной деятельности, как открытого, системного, структурно-устойчивого психологического образования, которое актуализирует, инициирует, координирует, целенаправленную активность субъекта и обеспечивает ему состояние психологического благополучия, удовлетворенности собой, результатами своей деятельности.

Библиографический список

1. Андреев, Г. М. Психология социального познания [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 238 с.

2. Асмолов, А. Г. Культурно историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.-768 с.

3. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Г1. Белинская. - М.: Аспект Пресс, 2001.-301 с.

4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1960. - 500 с.

5. Горбатков, А. А. К проблеме структуры установки [Текст] / А. А. Горбатков // Прикладная психология. - 2002.—№ 3. - С. 72-77.

6. Девяткин, А. А. Психология социальной установки. Экологическая концепция социальной установки [Текст]: монография. / А. А. Девяткин. -Калининград: КГУ, 1996. - 424 с.

7. Исаев, Е. И. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Исаев, - Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с,

8. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений [Текст] / Ю. Козелецкий. - М.: Прогресс, 1979. - 504 с.

9. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды; Под ред. Д. А. Леонтьева / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 527 с.

10. Норакидзе, В. Г. Темперамент личности и фиксированная установка [Текст] // Экспериментальные исследования установки / В. Г. Норакидзе. - Тбилиси: Мец-ниерба, 1958. - Т. 1. - С. 347-355.

11. Пономаренко, Т. И. Установка как фактор формирования стратегии поведения [Текст] / Т. И. Пономаренко. - дис. ...канд. психол. наук. - Новосибирск, 1999. ~ 158 с.

12.Прангишвили, А. С. Исследования по психологии установки [Текст] / А. С Прангишвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1967. -285 с.

13. Узнадее, Д. Н. Психологаческие исследования [Текст] / Д Н, Узнадзе. - М.: Наука, 1966.-451 с.

34. Фестингер, Л. Когда пророчество не исполняется: практикум по социальной психологии [Текст]: пер. с англ. / Л. Фестингер. - СПб.: Питер, 2001, - 528 с.

15. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст]: /Пер. с нем / К. Г’. Юнг. -М.: Университетская книга; ООО фирма Издательство ACT, 1998. - 720 с.

16. McGuire, W. J. The nature of attitudes and attitude change // Handbook of Social Psychology / G. Lindzey and E. Aronson (eds). 2nd ed. Reading, MA: Addison-Westley, 1969. vol. 3. P. 136-314

17. Osgood, С, E., Suci, G. Y., Tannenbaum, P. H. The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois Press, 1957

УДК 88.8

А. П. Арышева, 3. В. Хохрина

ВЛИЯНИЕ СХЕМЫ ТЕЛА НА ПРИНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕЙ ТЕЛЕСНОСТИ КАК ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юношеский возраст ставит перед человеком задачу на формирование осознанной системы «Я-мир». Не осознанная целостность распадается и на определенном этапе телесность становится связующим звеном между «Я» и «Миром». Однако такая целостность не в состоянии самостоятельно и плодотворно взаимодействовать с окружающим миром. Целостность становится осознанна и переживается как ценность, когда она является результатом внутренней работы. Такая работа начинается в подростковом возрасте и может длиться в той или иной степени всю жизнь [2].

Внутриличностный конфликт «душа-тело» выражается в диаметрально противоположных вариантах: либо в непринятии телесности, ее игнорировании, либо в преувеличенном к ней внимании. Но в том и другом случае тело воспринимается как объект оценивания, как средство, мешающее или помогающее достичь цели. Чем выше уровень духовного развития юноши, чем богаче переживания его души с одной стороны, тем более мощный мышечный панцирь образуется. Тело может начать восприниматься как корка [7].

Для формирования самоидентичности необходимо преодоление дуализма души и тела, осознание собственной телесности, ее принятие. Оттого, каким образом в результате будет простроена система «душа — тело - мир» зависит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.