5. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.:Изд-во Политиздат, 1978. - Гл.5. - С. 140 - 142.
6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. М. Потанина / Москва - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997.-С. 64-66.
7. Орлова, Э. А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия / Э. А. Орлова, JI. Б. Филонов // Психологические проблемы конфликтной регуляции поведения. - М.: Изд-во Наука, 1975. - С. 57.
8. Петровская, JI. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л. А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М., 1977.-С. 132.
9. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры // Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 192 с.
10. Greenhalgh, L. SMR: Forum: Managing Conflict / L. Greenhalgh // Sloan Management Review, Summer, 1986. R 45-51
УДК 152.27
Е. Т. Конюхова, Т. В. Конюхова ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ
Исследованием уровневой природы установочных явлений и их роли в регуляции предметной деятельности занимались многие исследователи, результаты которых представлены в специальной литературе [1; 5; 10]. Уров-невость установки отражается в структуре целеустремленных действий субъекта, в функциональной тенденции развития индивида, в самом процессе постоянного изменения [8], в содержании информационных полей (констелляций) мотивационного, волевого и фактора самосознания, оказывающих влияние на регуляцию и управление формированием установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Выделение уровней установки личности на успешность в профессиональной деятельности определяется запросами практики, потребностями личности и анализом исследований, представленных в специальной литературе.
Понимание уровней установки и ее функционирования основано на положении А. А Ухтомского [9] о доминанте, которая способствует сохранению, преобразованию низших уровней и переводу их на более высокий. Установка, как «своеобразное состояние субъекта не может возникнуть вне общего повышения активности различных систем, обеспечивающих «сдвиг», «настройку» на успешность в предстоящей деятельности [3, С. 22].
Регуляция сложных форм поведения субъекта обеспечивается отноше-
ниями, в которых они находятся с природными биологическими особенностями человека. Если последние проявляются в том же направлении, что и приобретенные качества, то регуляция поведения достаточно надежна. Психофизиологические тенденции первичной установки определяют психофизиологический уровень, в основе которого лежат индивидуально-типологические особенности индивида, его реакции на окружающие условия, особенности направленности поведения и деятельности у людей разных типов установки [6; 7]. Детерминирующим уровнем установочной системы выступают смыслообразующие стратегические установки, которые формируются в процессе накопления субъектом практики, опыта, включаются в поведение и способствуют решению профессиональных и жизненных задач [10]. Уровневость установки личности представлена в содержании показателей психологических факторов ее формирования, определяется направленностью личности, конкретными ситуациями, условиями деятельности человека и оценивается системой критериев.
Критерий выступает неким стандартом установления связи между всеми компонентами исследуемой системы, качественные показатели выступают в единстве с количественными, мера проявления их свидетельствует о динамике измеряемого качества во времени и пространстве. Исходя из системного понимания установки личности, критерии сформированности определяются ее структурными, функциональными компонентами, результатом и технологией формирования. В качестве объективных могут быть названы агрегированные показатели информационных полей психологических факторов ее формирования, что позволяют расширить знания об исследуемом феномене. Предлагаемая система критериев оценки уровня сформированности установки личности разработана на основе
.а;, г/-:' •1 ;■
IИ ВТОРОГО УРОВНЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС
'■'ги..-.. с!.. I. на щи» ни амяв
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО УРОВНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерий когнитивны
и
(комплексный) частные критерии
критерий ЦЗ
Критерий конативный Я
(комплексный)______
М частные критерии
критерий К1
критерий Я2
критерий ЯЗ
Критерий аффективный V
(комплексный)______
I—1 чае
частные критерии — критерий VI
критерий У2
критерий УЗ
}
Рис. 1 Критерии оценки сформированности установки личности на успешность в профессиональной деятельности
результатов теоретико-экспериментальной работы и мнения экспертов предметной области, в роли которых выступали успешные специалисты.
За основу выделения критериев нами была взята иерархическая структура «дерева целей» формирования установки личности. Все выделенные критерии уточнялись в ходе теоретического анализа и формирующего эксперимента. Обратимся к характеристике основных критериев и показателей установки личности на успешность в профессиональной деятельности. «Дерево целей» формирования установки личности на успешность в профессиональной деятельности детерминирует выделение иерархических критериев, позволяющих оценивать достижение целей первого и второго уровня: интегрального (<3ИНТ) - оценивает уровень сформированное™ целостной установки личности на успешность в профессиональной деятельности посредством свертки показателей информационных полей. Комплексные (ЦТ ККон’ Уафф) критерии оценивают сформированное^ информационных полей (когнитивного, конативного, аффективного) установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Если комплексный критерий = 1, то уровень сформированности поля установки определяется по среднеарифметическому значению от частного критерия складываются значения констелляций и делятся на 3. Если хотя бы один комплексный критерий = 0, то это свидетельствует о несформированности констелляций и об отсутствии целостности поля установки. Частные (контролируемые показатели и , ККОн к5 ^афф к’где к=1,2,.. .п, п- количество констелляций, совпадающее с количеством исследуемых психологических факторов). Критерии дают формализованную оценку сформированности констелляций соответствующего информационного поля (когнитивного, конативного, аффективного) установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Частным критерием оцениваем признаки констелляций психологических факторов мотивационного, волевого и самосознания формирования установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Уровень сформированности констелляций установки личности определяется среднеарифметической величиной значимых корреляционных связей признаков.
Теоретическая схема выделенной иерархии критериев позволяет при изучении влияния психологических факторов методом диагносцирования проследить динамику различных показателей по каждому из критериев у людей динамического, статического, вариабильного типов установки. В установке личности на успешность в профессиональной деятельности, как субсистеме, отражено целостное состояние и динамическая определенность «установки того или иного субъекта как представителя определенного типа» [8, с. 277]. Обобщенный анализ исследований разных авторов, оценки экспертов предметной области и построенные проекции вьюода позволяют раскрыть и объяснить качественноколичественные различия уровней сформированности полей в группе успешных специалистов динамической, статической, вариабильной установок.
Люди с динамичным видом установки, по замечанию Д. Н. Узнадзе, чаще всего встречаются в производственной деятельности. Они без напряжения актуализируют новую ситуацию, легко переключаются в направлении объективированных целей, для них не составляет труда изменить доминирующее направление в деятельности.
Рис. 2 Уровни динамической установки личности на успешность в профессиональной деятельности (на основе базы знаний экспертов предметной
области)
Для людей динамического типа зона уровня активности когнитивного информационного поля установки на поверхностях вывода находится в диапазоне не ниже 0.65, при этом субъект, имея личностную предпосылку решения задач достижения успешности, актуализирует потребность знания о себе, ситуации и социуме, отражает успешность как объект своей активности. Информационное конативное поле располагается в диапазоне 0.70-0.80, что свидетельствует о наличии у субъекта первоначального опыта овладения разнообразными видами деятельной направленной активности. Аффективное поле по оценкам экспертов предметной области актуализировано на уровне активности от 0.15, что свидетельствует о значимости оценочноэмоциональной стороны в виде переживания себя успешным-неуспешным в отношении к деятельности, ситуации, социуму в целом.
Уровень личностных приобретений в когнитивном поле установки людей динамического типа актуализируется (0.76-0.85) с ростом самопознания, извлечением нужной информации о ситуациях. Знания приобретают новые свойства, личностную значимость, интерпретируются как предметная составляющая успешности личности, усиливая или ослабляя процесс актуализации установки. Сформированность конативного поля (0.81-0.85) позволяет субъекту осознанно подходить к выбору возможных путей дости-
жения, учитывать ресурс практического опыта деятельности в соответствие с потребностями, целями, социальными ориентациями, имеющими высокий личностный вес. В аффективном поле установки людей динамического типа оценочно-эмоциональная компонента (0.25-0.40) отражает многообразие отношений и стремлений субъекта выбора путей и способов достижения успешности.
Информационное когнитивное поле установки по оценкам экспертов динамического типа на конструктивно-деятельностном уровне (0.86-1.00) характеризуется профессиональной компетентностью, знанием себе, «познавательной потребностью» быть успешным в профессиональной деятельности. Логическая и психологическая согласованность содержания информационного поля обеспечивает организацию целостной системы знаний и выбора направления относительно достижения успешности. Уровень сформированное™ конативного поля установки (0.86-1.00) отражает осознанность, отчетливость, устойчивость, детализированность представлений субъекта об условиях и программе действий, тенденцию доведения начатого дела до конца является итогом сформированности установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Сформированность аффективного поля (0.40-1.00) обеспечивает субъекту перестройку системы отношений к себе как ценности, каждой конкретной ситуации, законам социального поведения, отражает интенсивную внутреннюю готовность, психологическую настроенность на успешность в профессиональной деятельности.
Рис. 3 Уровни статической установки личности на успешность в профессиональной деятельности (на основе базы знаний экспертов предметной области)
Для субъектов статической установки личностно значим результат деятельности и оценка со стороны окружающих, самосознание и воля определяют способность объективации ситуаций и возможности развития личности. У людей данного типа затруднена возможность быстро и безболезненно освободиться от доминирующей в данный момент установки.
У людей статического типа уровень активности в когнитивном поле установки личности на успешность в профессиональной деятельности отражен в диапазоне (0.75-0.80), когда субъект извлекает и отбирает профессионально и личностно-значимую информацию, консервативно осваивает и максимально использует ее для организации конкретной активности или деятельности. Зона уровня активности в конативном поле установки (0.35-0.50) отражена в наличии у субъекта деятельностных навыков, опыта, умения организовать, предварительно планировать пути достижение результата. У экспертов предметной области сформированность аффективного поля на уровне активности (0.40-0.59) характеризуется эмоционально-тревожным отношением к себе, ситуации, поведенческой направленности.
Когнитивное поле сформированности установки на уровне личностных приобретений (0.81-0.90) выявляет наличие знаний, убеждений субъекта в целесообразности требований профессиональной деятельности, знаний самоорганизации, самоуправления, рационального высказывания своих мнений, суждений о конкретных ситуациях, анализе и оценке требований к современному специалисту. На уровне личностных приобретений (0.50-0.80) сформированность конативного поля установки личности по оценкам экспертов предметной области характеризуется осознанными волевыми усилиями по реализации имеющегося опыта деятельности, при этом самоуправление и субъективный контроль может осуществляться локально, обеспечивая успешность в профессиональной деятельности. Сформированность аффективного поля на уровне личностных приобретений (0.60-0.70) определена экспертами предметной области как свидетельство субъективной значимости отношения и оценки возможностей, необходимости дифферен-цированности, преобразования эмоционально-оценочного отношения к себе в социуме.
Сформированность когнитивного поля людей статической установки на конструктивно-деятельностном уровне (0.91-1.00) актуализирует устойчивость убеждений субъекта, возможность осмыслить, объяснить происходящее в ситуации, свою успешность-неуспешность, интерпретировать выбор направления своей активности, осознанности «зоны ближайшего развития» в формировании установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Конативное поле сформированности (0.81-1.00) установки характеризует устойчивую последовательность реального поведения субъекта в деятельности осуществлять волевые усилия, оказывать регулятивное влияние на самоуправление, творчески или стеретипно преобразовывать име-
ющиеся практические возможности, нести ответственность за свой выбор и принятие решений, готовность действовать. Сформированность аффективного поля у людей статического типа установки на конструктивно-деятельностном уровне (0.71-1.00) характеризуется наличием личностно-значимых интересов, определенного отношения к ситуациям удовлетворения потребностей, переживанием интенсивной внутренней активности, успеха и поражения, итогом которых является интегративность осознания субъектом индивидуально выбранных путей достижения успешности.
Установка личности, благодаря вариабильности обеспечивает субъекту целесообразно-приспособительную деятельность, позволяет создавать «зону актуального» и «зону ближайшего развития», актуализировать для достижения результата разные виды установок.
Рис. 4 Уровни варнабильной установки личности на успешность в профессиональной деятельности (на основе базы знаний экспертов предметной области)
Поверхности вывода объясняют различия в уровнях сформированности, обусловленные особым сочетанием внутренних процессов развития и влиянием внешних условий на субъекта вариабильного типа установки. Сформированность когнитивного поля установки у людей вариабильного типа на уровне активности (0.60-0.74) означает, что субъект чаще использует ин-формацию-знание наблюдая за своим внутренним состоянием, открытым поведением, коррегирует его в соответствии с ситуацией, ориентируется на эффект внешнего убеждения. По мнению экспертов предметной области, конативное поле установки на уровне активности (0.70-0.80) отражает стремление субъекта проявить деятельностно-ситуативную активность или использовать прошлый опыт поведенческой готовности, обеспечивающей субъективно-значимый результат. Сформированность аффективного поля
установки людей вариабильного типа оценивается экспертами предметной области на уровне активности в диапазоне от 0.70 до 0.80 и характеризуется стремлением субъекта завоевать симпатии, повысить самооценку, эмоциональной выраженностью и сменой отношений к себе, ситуации, социуму.
У людей вариабильного типа сформированность когнитивного поля установки на уровне личностных приобретений (0.75-0.80) отражает наличие субъективных знаний. Поступающая информация динамично перерабатывается, отбирается и применяется с учетом изменяющихся условий деятельности, личностных возможностей, выступает регулятором практически всех личностных процессов, проявляясь в разнообразных формах поведения [4]. Сформированность конативного поля на уровне личностных приобретений (0.81-0.90) рассматривается, как возможность субъекта отдавать предпочтение видам активности, приносящим успех, обеспечивающих эффективность осуществления целесообразного волевого поведения, в тоже время лабильность, как доминирующее свойство установки не исключает сомнений и беспокойства субъекта о целесообразности собственных решений. Сформированность аффективного поля (0.81-0.90) на уровне личностных приобретений отражает готовность субъекта действовать на базе «эмоционального настроя» (вовлеченности, заинтересованности). Субъект позитивно относится и воспринимает происходящие изменения в себе в виде смены переживаний, обусловленные характером поведения, типологическими особенностями, склонностью к импульсивности в оценке поведения и результатов деятельности.
У людей вариабильного типа на конструктивно-деятельностном уровне сформированное™ когнитивного поля (0.81-1.00) установки когнитивный образ успешности социально и личностно динамичен, находится под влиянием активации личностных и социально-значимых потребностей. При необходимости субъект легко объясняет свое поведение, детерминированное системой знаний и поведенческих планов. Сформированность конативного поля (0.81-1.00) установки обеспечивает субъекту легкость акта объективации, принятие решений, часто следует за требованиями внешней ситуации. При противоречивости внешнего и внутреннего субъект склонен анализировать ситуации, судить о себе по своим поступкам, оценивать по успехам и неудачам свою подготовленность, целесообразность последующей деятельностной активности. У людей вариабильного типа на конструктивно-деятельностном уровне сформированности аффективное поле (0.91-1.00) установки основывается на свойстве вариабильности. Изменение объективной ситуации меняет целостное отношение к себе, субъект стремится к самораскрытию. Высокая адаптивность позволяет мобильно пересматривать личности свои потребности, желания, интересы, ценности.
В процессе формирования на каждом уровне появляются новые структурные элементы в информационных полях установки, где заложено моти-
вационно-волевое и рефлексивно-ценностное отношение субъекта к себе, к ситуации, социуму, ресурсным возможностям. Негэнтропический эффект установки личности обеспечивает субъекту от уровня к уровню создание большей упорядоченности, организованности и внутренней согласованности процессов, на которые распространяется ее регулирующее влияние. Актуальность и адекватность восприятия установочных объектов и реагирования минимизируют число ошибок субъекта и составляют сферу действия его установки, которой в нашем случае является установка личности на успешность в профессиональной деятельности.
Таким образом, по оценкам экспертов предметной области в группе успешных специалистов динамического, статического, вариабильного типа выявлены и отображены проекциями поверхностей вывода уровни установки личности на успешность в профессиональной деятельности, что позволяет создавать программы для службы социально-психологического сопровождения подготовки будущих специалистов.
Библиографический список
1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
2. Белинская, Е. П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Белинская // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1997. — № 4. - С. 25-31.
3. Бжалава, И. Т. Психология установки и кибернетика / И. Т. Бжалава. - М.: Наука, 1966.-250 с.
4. Либин, А. В. Дифференциальная психология на пересечении европейской, российской и американской традиций / А. В. Либин. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл: Per Se, 2000. - 549 с. - (Психология для студента).
5. Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии /Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 171с.
6. Норакидзе, В. Г. Методы исследования характера личности / В. Г. Норакидзе. - Тбилиси, 1989. - 308 с.
7. Оллпорт, Г. Личность в психологии: пер. с англ. / Г. В. Оллпорт. - М.: КСП+; СПб. : Ювента, 1998. - 345 с. - (Теории личности).
8. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М. Наука, 1966.-451 с.
9. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский; АН СССР. - М.; Л.: Наука, 1966.-273 с.
10. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / В. А. Ядов. - Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1979. - 264 с.