nication in oral and written forms in the state language of the Russian Federation and foreign language(s) is considered in accordance with the competence of the Federal State Educational Standard, one of the main goals of which is the ability to communicatively and culturally acceptable conduct oral business conversations in the state and foreign languages, as well as ways of teaching business language, in which the emphasis is on the development of communicative competence, that is, the use of a language of communication where grammar and communication are integrated.
Key words: business foreign language, grammar, professional speech, professionally oriented dialogue, competence-based approach.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маньковская З. В. Грамматика для делового общения на английском языке (мо-дульно-компетентностный подход) [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 140 с. - URL: https://znanium.com/ catalogproduct/1010799 (дата обращения: 02.02.2022).
2. Назарова Т. Б., Толстова Т.В. Грамматика в деловом общении на английском языке: от функции к формам [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. - 2006. - № 10-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gramma-tika-v-delovom-obschenii-na-angliyskom-yazyke-ot-funktsii-k-formam (дата обращения: 15.01.2022).
3. Павлова Н. Ю. Обучение грамматической стороне делового общения на английском языке //Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы: тезисы докладов и сообщений девятнадцатых всероссийских научных чтений Научно-теоретической конференции. - Новочеркасск ЛИК, 2018. - С. 78-81.
4. Чеснокова Н. Е., Шукурова И. В. Обучение грамматической стороне иноязычной речи в неязыковом вузе: от теории к практике [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. -№ 01. - С. 1-14. - URL: http://e-koncept.ru/ 2022/221001.htm (дата обращения: 24.05.2022).
А. А. Гпузман
УДК [1:37]-052
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ: КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
О ажным условием трансформации современных социальных отношений должны стать глубокие изменения в мировоззрении самих людей, являющихся субъектами образовательных процессов. Главными задачами коренных изменений общества являются гуманизация и гуманитаризация социальной среды, наполненной новым содержанием, формами и технологиями образования людей в процессе их непрерывного образования.
Стремительная смена технологий, способов и видов деятельности, полифункциональных служебных и управленческих действий, «взрыв» информационных потоков, необходимость их осваивать и использовать, интенсивное развитие духовной сферы, расширение творческого содержания труда, быстрое старение полученного «образовательного капитала» в ходе обучения в вузе, обусловливают новые требования к квалификации каждого профессионала, непрерывное повышение его общего и интеллектуального уровня.
Целью статьи является рассмотрение походов к философскому и педагогическому определению феномена «самосовершенствование личности». Данная категория связана с конечной целью образовательной системы и интегративными результатами человека на протяжении жизнедеятельности. В переломные периоды общественного развития особую актуальность приобретают вопросы повышения уровня образованности, культуры, нравственности и духовности людей на протяжении их жизнедеятельности.
Проблема обусловлена необходимостью осмыслить процессы самосовершенствования
личности на основе саморазвития и самопознания, которые определяют в конечном счете все индивидуальные и профессиональные достижения на каждом из этапов жизни человека.
Самосовершенствование как социальное и образовательное явление существует давно, однако в основном было одной из форм саморазвития. Мыслители разных эпох подчеркивали значение самосовершенствования как для развития общества, так и для самопознания личности. В последние годы осмысление подходов к непрерывному образованию на основе самосовершенствования личности стало предметом исследований ряда отечественных и зарубежных ученых в области философии, педагогики и психологии.
Понятие «самосовершенствование личности» включает важный аспект, не получивший рассмотрения в научной литературе. Так, в слове «самосовершенствование» приставка «само» фиксирует внимание и привлекает многочисленные представления во многих сферах общественной и научной деятельности. Как отмечает Г. Пино, «вторая половина XX столетия отмечена развитием вербального префикса «само», который присоединяясь ко всем именительным, дает им новую силу: самоопределение, самоуправление, саморегуляция, самоорганизация, самотерапия, самоконтроль, саморазвитие, самообразование, самовоспитание» [1, с. 119].
В книге Г. Пино, Мари-Мишель «Создать свою жизнь: автоформация и автобиография» подчеркивается, что этот префикс получил популярность в педагогической теории и практике и сопровождает большое количество слов с целью подчеркнуть их внутреннее содержание. Вместе с этим приобретает значение содержательность личностных возможностей индивида в его самоопределении и самовыражении в социуме, благодаря собственным физическим и психологическим возможностям и их проявлении в ближайшей среде [1, с. 104— 105].
«Само» (autos) несет в себе двойной смысл. Оно является феноменом репродукции от пов-
торения до идентичного, того самого самовоспроизведения вида. Одновременно «само» является синонимом представления самого себя, своей само-идентичности, само-организации, само-индивидуальности. Гастон Пино, цитировал Эдгара Морена, предвестника концепта «человеческая личность», в котором соединяется триада сложных психологических понятий «само-индивид-субъект» [2, с. 255]. И далее Г. Пино отмечает, что в этом концепте организационным центром является индивид, а центром экзистенций - субъект. «В поле организаторских рамок триады «само» включает содержательную сущность взаимоотношения «индивид - субъект». Без «само» нет индивида - субъекта, без индивида -субъекта нет «само». «Само» и «индивид -субъект» являются отдельными и одновременно едиными, взаимообусловленными явлениями. Каждое понятие обязательно включает в себя другое: индивид - субъект с необходимостью включать в себе «само», «само» же в себе «индивид - субъект» [1, с. 255].
На первый взгляд, эти размышления французских ученых расширяют рамки глубинной психологии и могут претендовать на создание новой концептуальной парадигмы. Вместе с тем саморазвитие является элементом конструкции самосовершенствования индивида, углубления индивидуального в личности, продолжения строительства человеческой природы.
Основные положения проблемы самосовершенствования личности рассматриваются в философской и педагогической литературе. Здесь определились два основных подхода.
Первый подход к осмыслению феномена самосовершенствования личности наиболее существенно представлен в фундаментальных трудах отечественных (Н. А. Бердяев, П. С. Гу-ревич, И А. Донцов, И.И. Звягинцева, М.К. Ма-мардашвили, Ф. Т. Михайлов, Г. К. Сайкина, А. Г. Спиркин, В. М. Розин, С. Л. Франк) и зарубежных (Э. Гидденс, И. Кант, Дж. Рей-ноутер, Д. Томас, Э. Фромм, М. Фуко, К. Юнг) философов.
Предметом их теоретических исследований явились различные взгляды к осмыслению многомерности и целостности человека
в философии, науке и религии; определению понятий «саморазвитие», «самопознание», «самосовершенствование», их сущности, механизмов, движущих сил; осмыслению субъектно-сти как центральной категории человеческой субъективности и центральной категории философии саморазвития и самосовершенствования; определению ценностно-смыслового уровня самосовершенствования: его сущности, структуры и функций.
Обращая внимание на степень изученности проблемы самосовершенствования в отечественной философской литературе, следует отметить, что в исследованиях, посвященных самосовершенствованию, не охвачен круг проблем, решение которых было бы достаточно для разъяснения феномена самосовершенствования. В некоторых случаях исследования вышеназванных авторов имеют в большей степени научно-популярный характер и ориентированы для массового читателя.
Тем не менее в контексте решения поставленной проблемы в ряде работ современных философов освещаются важные аспекты, имеющие значение для осмысления феномена самосовершенствования личности Так, например, М. Музаффари в монографии «Введение в антропологию» под рубрикой «Проблемы совершенствования и самосовершенствования природы человека» рассматривает вопрос о самосовершенствовании человека с позиций философско-антропологического подхода [3]. В кандидатской диссертации А А. Гу-лова «Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема» анализируются антропологические воззрения, касающиеся истории вопроса о самосовершенствовании личности [4].
Справедливо отмечает французский философ и педагог П. Гальвани, что «человек, который обратился к самообразованию, собственному формированию, саморазвитию должен сам понимать и быть в согласии с самим собой. Человек становится таким, каким он создал себя на протяжении собственной истории. Поэтому совершенствовать себя в данный момент - это означает выявить недоста-
точность уровня своего развития. Улучшить его можно самообразованием, самопознанием, самодиагностикой, чтобы сделать самообучение пожизненным движением к совершенствованию» [5, с. 64]. Другими словами, если человек постепенно обращается к самоанализу, это обязательно обратит его внимание к познанию и пониманию себя, определению своих достоинств и недостатков способами самодиагностики, чтобы целенаправленно идти к самосовершенствованию.
Философия самосовершенствования обусловливает целостное видение субъекта самообразования и самовоспитания и содержание самообразовательной и самовоспитательной деятельности в контексте рассмотрения его социокультурного разностороннего образовательного и жизненного опыта, его исторического и антропологического смысла. Поэтому самосовершенствование анализируется исследователями с позиции культурологического, аксиологического, эпистемологического, антропологического и деятельностного подходов. В связи с этим отметим, что на сегодняшний день в философско-ориентирован-ных исследовательских работах по вопросу самосовершенствования нет единого мнения относительно определения данного феномена и его категориального статуса в теоретическом и прикладном его значениях.
Второй подход отражен в ряде работ педагогов (В. И. Андреев, В. Б. Бондарев-ский, Е. И. Исаев, В. Г. Куценко, В. Г. Маралов, Л. М. Попов, Л. И. Рувинский, В. И. Сло-бодчиков, А. Г. Хохлов) и других ученых в области педагогики и социальной психологии, основным содержанием которых являются базовые подходы к пониманию и объяснению закономерностей развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии, вопросы о самовоспитании и самосовершенствовании личности, описание ступеней, периодов и стадий развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни [6].
На основе анализа педагогической и психологической научной литературы можно сде-
2022/2
лать вывод о том, что самосовершенствование является глубинной конструкцией формирования и постепенного углубления человеческого в индивиде, продолжение строительства личностной природы. Базовая структура самосовершенствования включает постоянное образование (овладение способами логического мышления, поисковыми, творческими, управленческими учебными и профессиональными приемами интеллектуальной и практической деятельности); развитие личностных качеств (мотивации, интереса, потребностей и возможностей, социально-деятель-ностных навыков, морально-нравственных и эстетических норм и личностно-индивидуаль-ного опыта). В связи с этим самосовершенствование личности диктуется не только объективной необходимостью постоянного пополнения, творческого овладения знаниями, но и процессом его постепенного развития познавательных способностей, общей и индивидуальной культуры, социальной зрелости, профессиональной мобильности.
Самосовершенствование представляет собой образовательную технологию и выполняет важную социальную и личностно-инди-видуальную функции: общеобразовательной и профессиональной подготовки, общекультурного развития, оптимальной организации свободного времени, адаптации, амортизации, компетенции, терапии, освоения способов самообразования и самовоспитания. Разновидностям самосовершенствования отвечают модели, отличительными чертами которых являются, как правило, профессиональная дифференциация и специализация. Модели дифференцируются по социально-демографическим, духовным, классовым, статусным, социально-экономическим, профессиональным, квалификационным и другим признакам [7, с. 10].
Оба подхода взаимно дополняют и обогащают друг друга. В условиях информационного общества самосовершенствование личности приобретает статус ведущего вида жизнедеятельности человека. Важным направлением активизации самосовершенствования личности является определение стратегиче-
ских и тактических целей, задач обучения и будущей практической работы, планирование и организация жизнедеятельности, самоконтроль, самокоррекция и самооценка результатов деятельности, прогнозирования результатов и анализа способов достижения значимых результатов на каждом из этапов жизни человека, которые являются критериальными признаками позитивных изменений в содержании и структуре личности. Характерной особенностью таких изменений является отношение человека к окружающей действительности и самому себе в целом, к своему статусу в системе общественных и производственных отношений.
Такое философское и педагогическое осмысление феномена самосовершенствования человека предполагает стремление личности к достижениям и победам индивидуального плана или реализации групповых и общественных интересов. Самосовершенствование на протяжении непрерывного образования приобретает признаки последовательности и мно-гоуровневости последипломной переподготовки и повышения квалификации в центрах дополнительного образования или по месту работы. Это становится личностно-ориентиро-ванным идеалом, к которому стремится образовательный процесс, меняя свои акценты самосовершенствования от прошедшего к современному и будущему. Уровень познания, представления и проектирование будущего в образовательно-воспитательном процессе становится критерием реализации новых технологий самосовершенствования на основе самопознания как важного нового эффективного механизма цивилизационного движения.
Таким образом, рассматривая выше подходы, следует указать на недостаточность и ограниченность указанных установок. Предложенный взгляд на сущность самосовершенствования личности не претендует на повсеместное использование данного определения в общей педагогике и профессиональном образовании. На наш взгляд, это зависит от условий и контекста использования категории «самосовершенствование личности», в которых она применяется.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены подходы к аналитическому осмыслению философских и педагогических подходов к самосовершенствованию личности и их первоисточников. Категория «самосовершенствование личности» раскрывается с философской и педагогической позиции.
Ключевые слова: самосовершенствование личности, философский и педагогический подход, самосовершенствование личности в философии и педагогике.
SUMMARY
The article presents approaches to the analytical understanding of philosophical and pedagogical approaches to self-improvement of the individual and their primary sources. The category of "personal self-improvement" is revealed from a philosophical and pedagogical position.
Key words: self-improvement of the individual, philosophical and pedagogical approach, self-improvement of the individual in philosophy and pedagogy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Pineau G., Marie-Mschele. Produire sa vie: autoformation et autobiographie. - Canada, 1983. - 419 p.
2. Morin E. La Vic de la vie, La methode vol. 2. - Paris: Editions du Scuil, 1980. - 482 с.
3. Музаффари М. Введение в антропологию. - Душанбе: Дониш, 1999. - 138 с.
4. Гулов А. А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Душанбе, 2012. - 22 с.
5. Galvani P. Autoformation et function de formateur. Des courants theoriques aux pratiques de formateur les Ateliers Pedagogiques Perso-nnalists. - Leon: Editions Chronique Sociale, 1991. - 170 p.
6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 400 с.
7. Зязюн Л. I. Саморозвиток особистосп в освгтнш системi Францп: Монографiя. -Кив; Миколш'в: Вид-во МДГ1 iм. Петра Мо-гили, 2006. - 388 с.
Илань
УДК 372.878
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АККОРДЕОНИСТОВ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ
Оаянно-аккордеонное искусство в Китае в последние годы вызывает большой исследовательский интерес. В настоящее время написан ряд научных работ, посвященных вопросам профессионального обучения и исполнительства на аккордеоне, однако в российской музыкальной науке сведения об истории профессиональной музыкальной подготовки аккордеонистов в учреждениях высшего образования Внутренней Монголии Китая до сих пор не представлены.
Развитие системы профессионального музыкального образования аккордеонистов во Внутренней Монголии является одной из составляющих всего процесса развития аккордеонного искусства Китая. Для дальнейшего развития аккордеонного искусства в регионе и в целом в стране необходимо изучение исторического развития аккордеонного искусства и образования, а также его периодизации в Китае. С этой целью мы рассмотрим научные исследования, посвященные этой проблеме.
Периодизацию процесса становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Китае исследователи обычно связывают с общественно-политическими и социально-экономическими трансформациями в стране, с изменениями в культурной среде общества. В современных исследованиях существует несколько подходов к определению этапов становления и развития китайской баянно-ак-кордеонной музыки.