МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 303.4.025
О.Е. Кадеева
Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация В.Н. Сырицына Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Данная статья посвящена анализу формирования новых компонентов образовательной среды, профессиональной деятельности педагога, опираясь на термин «избыточная образовательная среда»
Ключевые слова
Избыточная образовательная среда, педагог, коммуникативный компонент, многоуровневое образование,
профессиональная деятельность
В избыточной образовательной среде, специально организованной для профессионального развития педагогов, в связи с необходимостью освоить новые виды деятельности, которые диктует реализация ФГОС второго поколения, в связи с участием в апробации новых образовательных технологий, педагог получает возможность проявить себя в качестве:
- проектировщика (разработать учебный процесс на основе новых технологий, создать новые продукты деятельности, обладающие определенной новизной или имеющие практическую значимость);
- модератора учебного процесса («регулирующий, умеряющий», задает тему для обсуждения, организует общение, отвечает на вопросы, корректирует и рецензирует работы)
- эксперта по отношению к другим коллегам (посещает и обсуждает уроки во время апробации технологии, при оценивании работ участников сетевых курсов);
- методиста (ведет модули сетевых курсов, проводит мастер-классы, семинары;
- экспериментатора-исследователя (участвует в эксперименте, создает инновационные образовательные продукты, описывает результаты).
Задействованный в таком процессе коммуникативный компонент предполагает взаимодействие как внутри образовательного учреждения, так и усиление внешних связей, с коллегами-единомышленниками, авторами технологий, преподавателями высшей школы. Общение может происходить как очно через методические события разных форм, личное общение, так и дистанционно, через электронную почту, форум, площадку сетевых курсов.
Кроме того, необходимость формирования новых компонентов образовательной среды, изменение инфраструктуры общеобразовательного учреждения подразумевает под собой, например, создание новых профессиональных объединений. Изменение системы методической работы предполагает выстраивание системы внутрифирменного обучения сотрудников, создание профессиональных объединений и сообществ педагогов, многие из которых носят открытый характер, то есть предполагают участие в их работе широкого круга заинтересованных лиц и приглашенных специалистов. При этом профессиональные объединения и сообщества педагогов не только успешно решают стоящие перед образовательным учреждением задачи, являясь субъектами его развития, но и создают условия для личностного и профессионального роста каждого участника группы. Работа над коллективным проектом, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют педагогам повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.
Собственный опыт авторов показывает, что внедрять инновации в образовательную практику легче и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
эффективнее в команде. Командный подход особенно полезен, когда приходится сталкиваться с неопределенными, незнакомыми проблемами, содержащими элементы риска, решение которых зависит от выбора и предпочтений. Команда до некоторой степени ограждает своих членов от ответственности и рисков в рамках организации в целом, она являет собой среду для самореализации. Защищенные от опасности внутри команды, ее члены имеют возможность экспериментировать, что-то испытывать и тщательно проверять, развивать и опробовать вновь приобретенные навыки. Команды могут позволить людям высвободить свою энергию для более продуктивной и активной работы.
В связи с чем, в образовательной среде для профессионального развития педагогов можно выдвинуть следующие критерии или характеристики определенной модели.
1. Среди множества характеристик деятельности педагога особое место занимает профессиональное развитие, которое отражает сущность взаимодействия человека и профессии, как фундаментальный процесс изменения человека, принцип становления профессионализма и ценности профессионального сообщества. Профессионально развивается тот, кто имеет способы изменения собственного мышления и деятельности, что, в конечном счете, расширяет жизненные шансы человека. Профессиональное развитие педагога в современной школе - актуальная проблема в условиях смены образовательной парадигмы и становления постиндустриального общества. Этой теме посвящены многочисленные монографии, публикации, статьи. Данное исследование актуализировало проблему профессионального развития педагогов в условиях избыточной образовательной среды, что определяется потребностями современного образования, нуждающегося в педагоге, умеющем проектировать собственную педагогическую деятельность, способном к саморегуляции и саморазвитию.
2. Активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.
3. Многоуровневое образование, подразделенное на компаненты: мотивационно-ценностный (определяет самооценку, отношение к инновациям и связан с непрерывностью образования), коммуникативно-деятельностный (выявляет способность педагога к коммуникации, применение, моделирование и проектирование педагогами новаций в практических формах деятельности и степень реализации (успешности) в педагогическом труде) и рефлексивный (дает возможность учителю занять аналитическую позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, осмыслить собственный опыт, определиться в профессиональных приоритетах). Изменение уровней компонентной структуры профессионального развития педагогов приводит к изменениям самого педагога и образовательной среды, которая специально для этого создается.
4. Образовательную среду можно рассматривать в качестве индивидуальной среды для каждого педагога, среды построения своего собственного «Я», обеспечивающей создание условий для актуализации внутреннего мира, его личностного роста, самосозидания, самореализации, становления его самосознания.
5. Профессиональному развитию педагогов способствует создание избыточной образовательной среды как среды психолого-педагогического и методического сопровождения; как среды, обеспечивающей творческую деятельность педагогов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации.
6. Теоретический анализ понятия «избыточная образовательная среда» позволил выявить ее компоненты, которые способствуют профессиональному развитию педагогов:
- информационный, который позволит педагогам получить информацию о современных достижениях педагогики и психологии и удовлетворить потребность в непрерывном образовании;
- методический, который обогащает педагогов современными педагогическими техниками, практиками, технологиями;
- функциональный; расширяющий прежние функции педагогов или вводящий новые;
- коммуникативный, который дает возможность расширения профессионального и личностного общения педагогов, изменяет инфраструктуру образовательного учреждения за счет новых типов профессиональных сообществ.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Организационно-педагогические условия внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс педагогического вуза: Монография / О.Е. Кадеева, В.Н. Сырицына, Т.Г. Орлова, С.С. Кушнир. -Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. - 92 с.
2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения//Вестник образования, 2005, № 7-8, с.40.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие. - М., 2004.
4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.
© Кадеева О.Е., Сырицына В.Н., 2016
УДК 303.4.025
О.Е. Кадеева
Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация В.Н. Сырицына Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
Данная статья посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, анализу полученных результатов исследования в области профориентационной работы со старшеклассниками
Ключевые слова Эксперимент, профессиональная деятельность, заинтересованность, профессиональное самоопределение
Для определения исходного состояния проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, исходя из теоретических положений, были разработаны критерии профессионального самоопределения старшеклассников, с помощью которых стало возможным сделать вывод об эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования.
В эксперимент были включены учащиеся 11-х классов (16-17 лет) МБОУ СОШ «Гимназия № 29» г. Уссурийска с различными учебными способностями, социальными статусами и пожелавшие принять участие в эксперименте. Экспериментальная работа включала тестирование, анкетирование и анализ рефлексивных эссе учащихся - участников эксперимента в событиях и встречах различного уровня.
В результате 74 % учащихся от общего числа опрошенных в процессе обучения в школе активно посещают экскурсии различного рода и характера (по городу, дни открытых дверей и другое); 56 № учащихся не видят в профориентационной деятельности положительных результатов для себя. Учащиеся отмечают, что планируют дальнейшее обучение:
- руководствуясь рекомендациями друзей - 11%;
- с учетом преемственности профессий от родителей и родственников - 17%;
- интуитивно -18%;
- ориентируясь на опору реальных профессиональных проб - 11%;
- согласно своим способностям и интересам - 14%;