Научная статья на тему 'Анализ профессионального самоопределения старшеклассников'

Анализ профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадеева О. Е., Сырицына В. Н.

Данная статья посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, анализу полученных результатов исследования в области профориентационной работы со старшеклассниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ профессионального самоопределения старшеклассников»

Список использованной литературы:

1. Организационно-педагогические условия внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс педагогического вуза: Монография / О.Е. Кадеева, В.Н. Сырицына, Т.Г. Орлова, С.С. Кушнир. -Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. - 92 с.

2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения//Вестник образования, 2005, № 7-8, с.40.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие. - М., 2004.

4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.

© Кадеева О.Е., Сырицына В.Н., 2016

УДК 303.4.025

О.Е. Кадеева

Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация В.Н. Сырицына Ст. преподаватель ДВФУ ШП г. Уссурийск, Российская Федерация

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

Данная статья посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, анализу полученных результатов исследования в области профориентационной работы со старшеклассниками

Ключевые слова Эксперимент, профессиональная деятельность, заинтересованность, профессиональное самоопределение

Для определения исходного состояния проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, исходя из теоретических положений, были разработаны критерии профессионального самоопределения старшеклассников, с помощью которых стало возможным сделать вывод об эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования.

В эксперимент были включены учащиеся 11-х классов (16-17 лет) МБОУ СОШ «Гимназия № 29» г. Уссурийска с различными учебными способностями, социальными статусами и пожелавшие принять участие в эксперименте. Экспериментальная работа включала тестирование, анкетирование и анализ рефлексивных эссе учащихся - участников эксперимента в событиях и встречах различного уровня.

В результате 74 % учащихся от общего числа опрошенных в процессе обучения в школе активно посещают экскурсии различного рода и характера (по городу, дни открытых дверей и другое); 56 № учащихся не видят в профориентационной деятельности положительных результатов для себя. Учащиеся отмечают, что планируют дальнейшее обучение:

- руководствуясь рекомендациями друзей - 11%;

- с учетом преемственности профессий от родителей и родственников - 17%;

- интуитивно -18%;

- ориентируясь на опору реальных профессиональных проб - 11%;

- согласно своим способностям и интересам - 14%;

- по результатам ЕГЭ - 9 %;

- затруднились ответить - 28%.

Причиной таких результатов послужили - низкая степень участия в данном процессе самих учащихся, неумение соотнести области собственных интересов, способностей, внутренних резервов и многое другое.

Старшеклассники стали участниками серии образовательных событий, которые строились на принципах сотрудничества, включенности в деятельность, доверия, открытости, командного подхода. События организовывали сами старшеклассники, внося в них свои ценности, смыслы, умозаключения, духовную связь, общение и многое другое. Таким образом, особенностью проводимой экспериментальной работы стал тот факт, что учащиеся могли самостоятельно выбирать формы предъявления результатов, составлять график посещения занятий, вносить коррективы в план работы, быть организаторами событий, а также обучаться самостоятельно, посещая курсы (очные или дистанционные), занимаясь трудовой деятельностью (с предъявлением подтверждающего документа). Совместно с педагогом, принявшим тьюторскую позицию, ребята строили «Образовательную информационную карту», включающую перечень ресурсов (внешних и внутренних), которые могли быть использованы ими для развития своего познавательного и образовательного интереса, относящегося к проблеме профессионального самоопределения. Во время эксперимента изучались профессиональные интересы учащихся и планы на продолжение образования после окончания средней школы, как с точки зрения детей, так и с точки зрения их родителей. Для этого ученикам и их родителям предлагалось заполнить опросные листы, также учащимся предлагалось написать эссе «О себе и о своей будущей профессии», родителям - «Как я строю будущее моего взрослого ребенка». Это повлекло за собой: высокую активность учащихся при построении и реализации индивидуальных образовательных карт; высокую активность учащихся при изучении перспектив своего последующего образования; повышение родительской активности при построении траектории будущего своего ребенка; возросшее стремление к взаимодействию с социумом по вопросам перспектив дальнейшего образования; стремление усовершенствовать и пополнить опыт образовательной деятельности; укрепление веры в свои силы, возможности; усиление заинтересованности в результатах своей образовательной деятельности.

На завершающем этапе эксперимента проводилась оценка готовности старшеклассников к выбору будущей профессии, которая определялась совокупностью информационного, ценностного-смыслового, деятельностно-практического, рефлексивного критериев и соответствующих им показателей. Полученные результаты преобразующего этапа эксперимента позволили выявить положительную динамику профессионального самоопределения старшеклассников путем сопровождения данного процесса.

Список использованной литературы: 1. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Проблемные очерки. -Спб: Спец-Лит, 2002. - 96 с.

© Кадеева О.Е., Сырицына В.Н., 2016

УДК37

Р.В. Камнев, к.п.н. ВА МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация

В.В. Крючков

ВА МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ :

СИЛА В СЛАБОСТИ

В настоящее время с каждым годом растет количество женщин сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.