ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.074
Е.В. Пенионжек,
канд. филос. наук, доцент УрЮИ МВД России,
г. Екатеринбург, РФ С.В. Кузнецов, преподаватель УрЮИ МВД России г. Екатеринбург, РФ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА НА КАФЕДРАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В тексте рассматриваются вопросы информационно-пропагандистского сопровождения образовательной деятельности кафедр профиля физической культуры. Анализируются средства наглядности, используемые для мотивации обучающихся.
Ключевые слова
Информационно-пропагандистская работа, средство воспитания, профессионально-нравственное воспитание, морально-психологическая устойчивость
Содержание информационно-пропагандистской работы на кафедрах физического воспитания образовательных организаций побуждает обучающихся к эффективному выполнению поставленных преподавателем-тренером задач на основании формирования морально-психологической устойчивости, государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма. Это может быть выражено в совокупности мероприятий, направленных на обеспечение информационной защищенности, пропаганду патриотизма, традиций, норм морали и общественной нравственности, духовных ценностей и культурного наследия. Информационная защищенность позволит быть в готовности к восприятию учебного материала и уметь противостоять негативному информационно-психологическому воздействию. Пропаганда патриотизма, сохранение и развитие традиций реализуются в целенаправленном осуществлении системной исторической, музейной и мемориальной работы, а также в развитии форм устной пропаганды и средств наглядной агитации. Пропаганда духовных ценностей заключается в использовании духовно-нравственного потенциала в формировании мышления нравственными категориями. Пропаганда культурного наследия выстраивается посредством повышения уровня культурно-эстетического воспитания, поддержки деятельности культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечения обучающихся к участию в соревнованиях.
Историческая, музейная и мемориальная работа на кафедрах физического воспитания образовательных организаций формирует ответственность за историческую судьбу Отечества и реализуется в оформлении предметного пространства. Такими формами музейной работы являются: ведение исторических формуляров команд; оборудование музеев (комнат) истории образовательных организаций; пропаганда примеров истории соревновательного движения и традиций отечественного спорта; издание научной, научно-публицистической и популярной литературы (книг, сборников, пособий и т.п.), посвященной истории спорта; проведение конференций, семинаров и «круглых столов», посвященных анализу значимости физической культуры; встречи с победителями соревнований. К формам мемориальной работы относятся: оборудование и благоустройство мемориальных сооружений и объектов (памятников, стел, обелисков и т.п.).
В помещениях кафедр физического воспитания образовательных организаций должны быть оформлены стенды следующей тематики:
доска почета, куда помещаются фотографии лучших спортсменов;
доски с фотографиями победителей соревнований;
доски с фотографиями спортсменов - победителей конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»;
стенд «Край, в котором мы живем»;
стенд «Героические и благородные поступки спортсменов».
В оформлении помещений кафедр физического воспитания образовательных организаций также может быть использована наглядная агитация по следующей тематике:
«Государственная символика Российской Федерации»;
«Великая Отечественная война: страницы героической истории России»;
«Государственные праздники России».
В целях эффективного использования мер педагогического поощрения обучающихся для совершенствования воспитательной работы в образовательной организации может осуществляться ведение «Книги достойных». «Книга достойных» является средством профессионально-нравственного и патриотического воспитания, распространения положительного опыта, способствует укреплению дисциплины и решению поставленных образовательным процессом задач. «Книга достойных» составляется рукописно и содержит сведения об обучающихся, имеющих высокие профессиональные и морально-психологические качества и внесших вклад в деятельность учебного коллектива по поддержанию и развитию соревновательного движения. Такими обучающимися могут стать проявившие мужество и самоотверженность при выполнении поставленных повседневных задач при подготовке к соревнованиям, совершившие решительные действия по стремлению выдержать темп соревнований, особо отличившиеся на соревнованиях, внесшие весомый вклад в развитие спортивного движения, образцово исполняющие тренировочные обязанности. «Книга достойных» должна стать учетным документом, отражающим работу тренера-преподавателя. В Книгу помещается цветная фотография спортсмена и заносятся сведения о фамилии, имени, отчестве, краткие биографические данные, данные о спортивных достижениях, о спортивных заслугах, о достигнутых успехах в области физической культуры. Обучающемуся в торжественной обстановке выдается свидетельство, делается запись.
Для совершенствования воспитательной работы на кафедрах физического воспитания в образовательных организациях создаются уголки воспитательной работы в целях обеспечения профессиональной направленности и позитивного воздействия на морально-психологический климат в учебных коллективах, на состояние дисциплины. Уголок воспитательной работы должен задействовать формы и методы использования ресурсов современных информационных технологий и средств наглядной агитации и на этом основании распространять положительный опыт профессионально-нравственного, патриотического воспитания обучающихся. Оформление комнаты воспитательной работы должно отражать профессиональные условности работы различных категорий, идейно-художественный уровень и тематическую направленность спортивного движения, соответствующую задачам, решаемым данной организацией, и при этом быть эстетичным, эмоционально выразительным. Список использованной литературы:
1. Егошин И.В., Днепров С.А. Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010, № 3. С. 108 - 113.
2. Герасимов И.В., Пенионжек Е.В. Роль преподавателя в формировании общекультурных компетенцийб на примере дисциплины «Физическая подготовка» // Актуальные вопросы развития науки.
сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Отв. редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 41 - 44.
© Е.В. Пенионжек,С.В. Кузнецов, 2015
УДК 796.012
Н.И. Репш
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7,
с. Чкаловское, РФ О.Е. Кадеева ст. преподаватель ДВФУ ШП, г. Уссурийск, РФ Н.В. Репш
кандидат биологических наук ДВФУ ШП,
г. Уссурийск, РФ
КИНЕМАТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Аннотация
Данная статья отражает межпредметные связи физики и физкультуры, акцентируя внимание на теоретических и практических проблемах использования пространственных и временных показателей физических упражнений
Ключевые слова
Кинематика, физические упражнения, пространственно-временные характеристики упражнений
Кинематика- (греч. ктета - движение) раздел механики, изучающий движения физических тел, оставляя вне рассмотрения причины, вызывающие или изменяющие эти движения [3, с. 10].
Количественные характеристики, раскрывающие форму и характер движений, называются кинематическими [6], данным характеристикам методическая сторона физического воспитания двигательных действий отводит главное место, так как через них описываются движения в пространстве и времени, различая пространственные, временные и пространственно-временные характеристики движений [7].
Весь двигательный аппарат человеческого скелета в пространстве должен обеспечивать правильное и удобное исходное положение перед любым началом движений, оперативную позу в процессе самого выполнения движения и соблюдение конкретной комфортной траектории движений.
Например, правильное и удобное начальное положение является результатом качественного выполнения всех действий во время занятий физкультурой, а также является самой результативностью. Поэтому тренеру и преподавателю необходимо должным образом относится к спортивным стартовым положениям (низкий старт, боевая стойка и другое) [7]. А каждый человек, в том числе ребенок, должны знать, что сложность выполняемого упражнения, усиленная или ослабленная нагрузка на группу мышц, зависит от того как правильно изменить исходное положение тела или его частей [4, с. 47]. В момент выполнения физического упражнения также важно следить за основной часто повторяемой позой, которая помогает поддерживать равновесие тела как статически, так и динамически, координируя движения, проявляя физические качества тренируемого, в частности силовые. Например, в профессиональном спорте: горизонтальное положение пловца, низкая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды, что способствует быстрому передвижению, а планирующая поза в прыжках на лыжах с трамплина, позволяет использовать воздушную подушку и увеличить дальность
~ Q7 ~