Научная статья на тему 'Экспертная оценка возможности создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта на муниципальном уровне'

Экспертная оценка возможности создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорохова Любовь Борисовна

На основании проведенных исследований в области пропаганды физической культуры и спорта для совершенствования управления этой деятельностью на примере Чайковского муниципального образования установлена необходимость и актуальность работы, которая обусловлена малой изученностью и слабой научной разработанностью проблемы управления пропагандой физической культуры и спорта в регионах на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорохова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert evaluation for promotion of physical education and sports at municipal level

On the grounds of carried out investigations in the field of physical education and sports for improvement of management of this activities in imitation of Tchaikovsky municipal formation its established necessity and actuality of work that was stipulated by the least study and weak scientific working out of managements problems of promotion in physical education and sport in regions at municipal level.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка возможности создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта на муниципальном уровне»

2. М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 24 — 32.

3. Дорохов, Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена : учеб. пособие / Р.Н. Дорохов. — Смоленск : СГИФК, 1995. - С. 21-44.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания / В.М. Зациорский. — 2-е изд. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

5. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужаловский. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1980. — 151 с.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов ФК / Л.П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

7. Набатникова, М.Я. Балашова Н.Н., Кабачков П.И. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов / М.Я. Набатникова, Н.Н.Балашова, П.И. Кабачков / под ред. М.Я. Набатниковой. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — С. 127— 177.

8. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М. : Терра-Спорт; Олимпия-Пресс, 2001. — 520 с.

9. Филин, В.П. Основы юношеского спорта. / В.П. Филин,

Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 256 с.

ГУСЕВ Андрей Анатольевич, начальник кафедры боевой и физической подготовки.

Статья поступила в редакцию 08.10.08 г.

©А. А. Гусев

УДК 79609б/097 л. Б. ШОРОХОВА

Чайковский государственный институт физической культуры

ЭКСПЕРТНАЯ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ__________________

На основании проведенных исследований в области пропаганды физической культуры и спорта для совершенствования управления этой деятельностью на примере Чайковского муниципального образования установлена необходимость и актуальность работы, которая обусловлена малой изученностью и слабой научной разработанностью проблемы управления пропагандой физической культуры и спорта в регионах на муниципальном уровне.

Ведущими учеными (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, Н.Д. Граевская, Л.И. Лубышева, и др.) признается приоритет систематической физической активности в развитии и укреплении здоровья человека. Однако в реальной практике мы наблюдаем отсутствие практических шагов, обеспечивающих реализацию этой установки. Во многих странах, в том числе и в России, ведутся интенсивные поиски путей активизации и повышения эффективности средств физической культуры и формирования здорового образа жизни населения. Многочисленные опросы, а также статистика показывают, что наличие спортивных залов, бассейнов, стадионов и других спорт-сооружений имеют главенствующее значение при организации физкультурно-оздоровительных занятий. Однако необходимо заметить, что даже та незначительная материально-техническая база в сфере физической культуры и спорта не всегда используется эффективно. Одна из причин этой действительности кроется в недостаточной пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Поэтому физкультурным организациям необходимо совершенствовать формы и методы управления физкультур-

ным движением в масштабе всей страны. Этому вопросу было уделено внимание ученых П.А.Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, В.В. Кузин, А.Т. Пар-шиков и др.

Пропаганда физической культуры и спорта — сложная творческая деятельность, которая направлена на распространение знаний в области физической культуры, убеждения населения в необходимости физкультурных занятий и ведения здорового образа жизни.

Правильно организованная пропаганда — это единый непрерывный образовательно-воспитательный процесс, включающий в себя: распространение, разъяснение, популяризацию идей и знаний с целью формирования, развития и упрочения убеждений, ценностных ориентаций и направленности личности, а также формирование общественного сознания, внедрения в массы определенных идей, учений, теорий. Ее эффективность определяется идейной зрелостью, профессиональным мастерством пропагандистских кадров, их умением в совершенстве владеть всем многообразием современных средств и методов ведения разъяснительной работы в массах. Чтобы умело,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

на научной основе управлять пропагандой, необходимо знать эффективность воздействия каждого из средств пропаганды в отдельности.

Таким образом, приоритетным направлением научного исследования в развитии физической культуры и спорта мы считаем:

1) необходимость создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта;

2) подготовку соответствующих кадров, способных подчиниться требованиям этой структуры управления;

3) подготовку информационного материала в виде рабочих программ, пособий, методик и т.д.

Развитие культуры, в том числе физической культуры и спорта, как составной части общечеловеческой культуры, во многом зависит от развития и функционирования социальных средств массовой информации и коммуникации, от эффективности системы пропаганды и агитации [2].

Для содействия этой деятельности, в структуре управления пропагандой должно быть звено, которое помогало бы осуществлять эти требования, поэтому нами был предложен проект структуры управления пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью на местном уровне (проект структуры управления изложен в журнале [5]). И действенность этой структуры управления пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью в сфере физической культуры и спорта должна подчиняться следующим требованиям:

— повседневное использование в пропаганде физической культуры и спорта всех средств пропаганды и информации: телевидения, радио, газет, журналов, книг, кино, устной агитации, лекционной и наглядной пропаганды, ритуалов, традиций, мемориальных соревнований, праздников, а также других возможностей государственных и общественных организаций, обеспечивающих условия комплексного воздействия на молодежь, физкультурников и спортсменов, любителей спорта;

— дальнейшее улучшение содержания всех средств пропаганды, информации и агитации, тематической направленности, повышения идейно-теоретического уровня каждого источника, канала, средствами системы пропаганды физической культуры и спорта;

— обеспечения регулярности, систематичности, непрерывности пропагандистского процесса, соблюдение преемственности осуществления пропаганды физической культуры, физического образования в учебных заведениях (дошкольные учреждения, школы, ПТУ, техникумы, институты), сочетание различных форм пропагандистской и агитационно-массовой работы на производстве и в учебном заведении, на базах и зонах отдыха, в местах массового отдыха, на спортивных объектах, по месту жительства, в общественных организациях;

— дифференцированный подход к ведению пропаганды среди различных слоев и групп населения страны, занимающихся физической культурой и спортом, учет их социально-психологических, демографических особенностей, определяющих эффективность пропаганды физической культуры и спорта;

— учет специфики и возможностей функционирования как отдельных каналов, источников, средств, так и всей системы в целом, обеспечивающей пропаганду физической культуры и спорта, учет разнообразных форм и методов пропагандистской работы, постоянное их совершенствование;

— постоянное внимание к вопросам совершенствования процесса управления пропагандой физи-

ческой культуры и спорта, улучшение подбора, теоретической и методической подготовки кадров, стиля и методов руководства пропагандистскими кадрами, осуществление непрерывного воздействия на физкультурников и спортсменов, население, любителей спорта [1].

Данные требования могут быть реализованы только благодаря тесному взаимодействию учреждений образования, здравоохранения, спортивных и культурных организаций. Их взаимодействие должно рождать развитие сети кружков по интересам и спортивных секций, организацию активного отдыха и досуга подростков, с активным привлечением к этому процессу родителей. Для этого специалистам вузов необходимо готовить типовые программы этих мероприятий с учетом интересов и потребностей различных слоев населения. Вузы должны участвовать в системе управления пропагандой, агитацией и рекламой физкультурного движения, в части подготовки кадров, обеспечения методических пособий и быть идеологическими центрами.

Принятое нами решение о разработке структуры управления пропагандой на муниципальном уровне было проверено методом экспертного прогнозирования [4].

Сформулированные специальные вопросы анкеты, были сведены в общую таблицу и позволили наглядно представить полученные результаты, которые обрабатывались по методу Дельфы. Его название заимствовано от знаменитого в античные времена Дельфийского Оракула, который предсказывал будущее [3]. Поскольку этот метод позволяет сохранять: анонимность — полный отказ от личных контактов экспертов, которых опрашивают по конкретной проблеме, исключая влияние авторитета и красноречия кого-либо на мнение группы; многоэтапность, т.е. проводить исследования после каждого тура опроса при этом сохранять анонимность оценок, аргументации и критики; управляемость проводимой процедуры экспертизы, которая позволяет попросить каждого эксперта письменно обосновать свое мнение и ознакомить с ним других экспертов; контроль за качеством экспертизы: после каждого тура экспертизы оценивается разброс мнений экспертов относительно среднего значения. Процедура опроса проходила в два тура, с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. Такая процедура позволила экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. Основная цель метода Дельфы — получить прогнозы или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающих гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный лишь одним человеком. Надежность данного метода была определена с помощью расчета коэффициента кон-кордации.

Группа экспертов состояла из 25 человек. После первого тура экспертизы были отобраны более компетентные в исследуемой проблеме 9 экспертов. Во втором туре они имели возможность анонимно ознакомиться с мнением коллег. Пользуясь методом предпочтения (ранжирования), оцениваемые вопросы расставились в порядке снижения их важности и были оценены по баллам. Самый высокий балл 9 и самый низкий — 1, всего 45 баллов. Место, занятое каждым объектом, определилось числом набранных баллов: чем больше сумма баллов, тем выше занятое место. Для вычисления коэффициента конкордации мы про-ранжировали одинаковые мнения экспертов (табл. 1).

Х-кзмсзр экс гк рта Рспульна пл ра 11жи рапа 1-м я

Но мнр Балла а ы коти Сумма баллон За ы я'лзв мкагмо

1 2 3 4 5 б 7 а п-9

1 9 а О б О 4 Д 2 1 дд 4

2 9 л 7 6 5 4 Д 2 1 45 1

9 а 7 б 5 О Д 2 1 41 2

4 9 о 7 б О 4 Л 2 1 32 5

5 9 о 7 б О О Д 2 1 2Й б

6 9 & 7 б О 4 Л 2 1 40 Л

7 9 о 7 б О 4 Д 2 1 Д2 5

А 9 о О б О 4 Л 2 1 25 7

□ 9 о О б О О д 2 1 21 а

РЪнг 5 2,5 Д,5 5 1*5 Д.5 5 5 5 207 -

Витжвн вяффцнп кн корде цн

Иомьзр з кл перга Иомар о6т*йК'га з кг партиты:

1 2 Д 4 5 6 7 Л п—а

1 5 2.5 0 5 0 Д.5 5 5 5

2 5 2,5 Д,5 5 1,5 Д,5 5 5 5

Л 5 2,5 Д,5 5 1,5 0 5 5 5

4 5 О Д,5 5 0 Д,5 5 5 5

5 5 □ Д,5 5 0 0 5 5 5

б 5 2,5 Д.5 5 0 Д.5 5 5 5

7 5 □ Д.5 5 0 Д.5 5 5 5

й 5 □ 0 5 0 Д.5 5 5 5

гго—0 5 □ 0 5 0 0 5 5 5

Сумма рам гоп, гслучам м и х. каждым ЬЕгм2К*.га м э кспергиз ы 45 10 21 45 Д 21 45 45 45

□ТКЛЕП-ШНИЯ! ОТС р<уу 1СЗЙ суммы ра 1-сгоп О -Д5 -24 0 -42 -24 0 0 0

К падра тог клонам им О 1225 576 0 1764 576 0 0 0

Е ОЛЫП О е ЗШ1 ение имеет ст епень согласованно сти мнений ж сперт ов, оцениваемая по величине коэффициента конкордации (W)1 который вычисляется по формуле;

и- 125

Суммаквадрат ов отклонения внаш ем примере й = = 4141, коэффициент конкордацииравен:

\у = -

12-4141

49692

01^729 — 0) 50320

= 0,852 .

ш -(п —а)'

гдеш — количество экспертов; п — число наблюдений (согласованность экспертов); £ — сумма квадратов отклонений сумм рангов, полученных каждым наблюдением, от средней суммы рангов. Б зависимости от степени согласованносгимнений экспертов коэффициент конкордации лежит в пределам от О (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии экспертов) (табл. 2).

Среднюю сумму рангов вычисляем по формуле

1+и 1+9 ^

лз----= 9----= 45 ■

2 2

Коэффициент отличен от 0и приближается к 1, что свидетельствует о высокой значимости и согласованно сги мнений экспертов.

Статистическая достоверность коэффициента конкордации оценивается при помощи хг-критерия Пирсона по формуле:

3 125

х ------------

ЛЗ-Л^Л-1^

Для нашего примера;

, 12-4141

=-

49692

9- 9^9 —1^ 640

-=76,7.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

147

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

Расчетное значение хр = 7§7 болыпе I = 46^.1, («.=0,05, [/=л-1=8),чтоподтверждает значимость коэффициента конкордацпп и свидетельствует о сильной согласованности мнений як сперт ов.

При этом в числе экспертов участвовали первые лица управления администраций. Поэтому можно полагать, что создание специального отдела по управлению пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью вполне реально, Разработанная структура управления на примере Чайк овск ого муниципального районанкодит в программу по развитию физической культуры и спорта на территории края.

ЕлблпграфачпхИ (лнш

'I. Ауйышыш Л. И. Спциплптияфиаичвслпйкультури исппр-та. - М. : Академ и я, 'ДК)1. - ’Ж> с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У. Пуяараш Н.Е. Экономика, организация и уцраилонио шшиїиішоїііюіі деятели юстио : учебп. пособие для сту^итпп гтты!гидм.ипгтм QEQ50J «Менеджмент организации» псе* форм обучения,- Чайкоп:кий:ЧГИФК,Ж05. — 1Шс.

4. Топридстатистики :учвйник/Р. А. Шмоилшн, Н.Г. Ми Пашкин, Н А. Садопникош, ЕБ. Шушлпш; пцдрцд. Р. А.Шмойшшй. — 4-оидд., парэрнб. и дрп. - М.: Финансы и статистика, 30Q5. -ІШс.

5. ШорзяошЛ.Е. Ущжшщнийщппагамдпй, агатацнйй м раяла и і ш и деячели юстио и сфо[>е ф и г^и чес ко и культуры и сил рта I Л.Гі. Шорзхош// Физическая культури: іюс питание, ойрншш.-uhd, тромирзпка. - "ЛШ. — № 3. — С’. 70.

1. Ни і юг[ндо її П А. Состодниощгшагш ідиф и зи чес ко й кулі.-туры и здррошга о6[иза жизни перцдртшл мастной информации/ Ми і ю і' [идо и П .А., Паршико ш II. М. // Сон ранні іний олимп и иск ий с по [гг и спирт для псех. VII Минщуннрпдный науч. контр.: матцршлы копфе[)епцииї4— 'D маяЗООЗг. — М. ,3003 — Т. 3. - С. 314- 315.

Ш ОРОХОВ А Л юбо в ь Борнео в на г старший препо дава-тель кафедры * Менеджмент организации»,

Статья поступала в fKj^a к цм ю 18 N Об г Й At МЬрошы

Книжная полка

Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 142, [1] с. : табл. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4311-1.

Практикум содержит комплекс тестов и учебных заданий с профессиональной направленностью репродуктивного и творческого характера и предназначен для проведения самостоятельных работ, текущего, рубежного и итогового контроля знаний, а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Для студентов вузов физической культуры. Может быть полезен студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 58 с. : табл., формы. - Библиогр.: с. 57-58.

В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорнодвигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.

Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

Колтошова, Т. В. Школа оздоровления позвоночника (средства физической культуры в профилактике остеохондроза) [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Колтошова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 66 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 62.

На основе обобщения анализа научных данных и собственных исследований изложена разработанная программа «школы оздоровления позвоночника» теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры. Данную программу преподаватель может использовать в обучении одновременно со всей группой занимающихся либо рекомендовать для самостоятельного проведения в домашних условиях.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.