Научная статья на тему 'Кинематика физических упражнений'

Кинематика физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1417
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинематика физических упражнений»

сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Отв. редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 41 - 44.

© Е.В. Пенионжек,С.В. Кузнецов, 2015

УДК 796.012

Н.И. Репш

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7,

с. Чкаловское, РФ О.Е. Кадеева ст. преподаватель ДВФУ ШП, г. Уссурийск, РФ Н.В. Репш

кандидат биологических наук ДВФУ ШП,

г. Уссурийск, РФ

КИНЕМАТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Аннотация

Данная статья отражает межпредметные связи физики и физкультуры, акцентируя внимание на теоретических и практических проблемах использования пространственных и временных показателей физических упражнений

Ключевые слова

Кинематика, физические упражнения, пространственно-временные характеристики упражнений

Кинематика- (греч. kinema - движение) раздел механики, изучающий движения физических тел, оставляя вне рассмотрения причины, вызывающие или изменяющие эти движения [3, с. 10].

Количественные характеристики, раскрывающие форму и характер движений, называются кинематическими [6], данным характеристикам методическая сторона физического воспитания двигательных действий отводит главное место, так как через них описываются движения в пространстве и времени, различая пространственные, временные и пространственно-временные характеристики движений [7].

Весь двигательный аппарат человеческого скелета в пространстве должен обеспечивать правильное и удобное исходное положение перед любым началом движений, оперативную позу в процессе самого выполнения движения и соблюдение конкретной комфортной траектории движений.

Например, правильное и удобное начальное положение является результатом качественного выполнения всех действий во время занятий физкультурой, а также является самой результативностью. Поэтому тренеру и преподавателю необходимо должным образом относится к спортивным стартовым положениям (низкий старт, боевая стойка и другое) [7]. А каждый человек, в том числе ребенок, должны знать, что сложность выполняемого упражнения, усиленная или ослабленная нагрузка на группу мышц, зависит от того как правильно изменить исходное положение тела или его частей [4, с. 47]. В момент выполнения физического упражнения также важно следить за основной часто повторяемой позой, которая помогает поддерживать равновесие тела как статически, так и динамически, координируя движения, проявляя физические качества тренируемого, в частности силовые. Например, в профессиональном спорте: горизонтальное положение пловца, низкая посадка конькобежца и велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды, что способствует быстрому передвижению, а планирующая поза в прыжках на лыжах с трамплина, позволяет использовать воздушную подушку и увеличить дальность

~ Q7 ~

прыжка и тому подобное [7]. В работе с детьми используются следующие исходные положения: для ног -ноги вместе, на ширине плеч или слегка расставлены и так далее; для рук - руки вдоль туловища, вперед, на поясе и так далее.

Рассмотрим основные пространственные характеристики физических упражнений.

1. Если характеризовать траекторию движения как путь движущейся части тела или предмета, от которой зависит качественное выполнение двигательной задачи, то в ней можно выделить основные понятия: форму, направление, амплитуду движения. По форме траектории бывают прямолинейные (при развитии наибольшей скорости на минимальном пути) и криволинейные (зависят от массы тела, не затрачивая мышечные силы).

2. Направление движения характеризует эффективность воздействия физических упражнений и выполнение двигательной задачи, определяя отношение к собственному телу. Их принято называть парно-противоположной терминологией - «вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево», но используются и промежуточные направления, например, вполоборота налево, вполоборота направо и другие.

3. Амплитуда движения как величина пути перемещения, определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги), зависит от индивидуального скелетного и мышечного строения человека. Подвижность сочленения, которая достигается сокращением мышц, называют активной. Подвижность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Необходимо помнить, что чрезмерное увеличение амплитуды, может привести к повреждению мышц и связок [4, с. 47-48].

Рассмотрим основные временные характеристики физических упражнений, раскрывающих момент времени начала и окончания, а также темп, частоту и длительность физического упражнения.

1. Длительность движения определяет время, затраченное на выполнение движения, конкретно отдельных частей тела. Например, фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе, опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении, можно измерить, а также определить в итоге конечный результат (например, длительность периодов опоры и полета в беге) [5, с. 52].

2. Темп движений характеризует частоту повторения различных движений (циклов), чем длительность меньше, тем темп выше. Например, уменьшение длительности шага в беге приводит к повышению частоты шагов. Темп движения зависит от массы человеческого тела или моментов инерции движущего тела. Но при изменении темпа может изменяться и структура движения. Так, если темп становится выше обычного, нормальная ходьба переходит в бег [1, с. 49-50]. Поэтому темп движений характеризует показатель совершенства владения техникой. Нахождение оптимального темпа - основная задача овладения техникой циклических упражнений.

3. Скорость движения - путь, пройденный за единицу времени и ускорение - изменение скорости во времени (ее увеличение или уменьшение определяют профессиональную технику движений, а также конечный результат) [7]. Так, именно от скорости броска в момент вылета зависит дальность этого броска; в момент толчка при прыжках зависит высота и дальность этого прыжка.

На основе вышесказанного приходим к выводу, что знание теоретического материала о пространственно-временных характеристиках физических упражнений (методическая сторона), а также владение профессиональной грамотной техникой выполнения упражнений (практическая сторона), позволит во многих действиях своевременно решить те или иные двигательные задаче.

Например, при выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и другое) в соревновательных момент определяющую роль играет не мышечная масса, а запланированная и заранее рассчитанная скорость движения, что позволяет целесообразно распределять мышечные силы на дистанции и отложить момент усталости и утомления на неопределенный срок.

Педагог также, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при использовании впервые каких-либо физических упражнений должен учитывать, поставленную им двигательную задачу, особенности конкретного упражнения или целой системы упражнений, внешние факторы, возраст учащихся, пол, состояние организма в момент выполнения упражнения и многое другое[1, с. 50].

Список использованной литературы:

1. Еркомайшвили, И.В. Практикум по основам теории физической культуры: учеб. пособие / И В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 78 с.

2. Масленников, В.А. Биомеханика. Курс лекций. - Великий Новгород, 2008. - 71 с.

3. Практикум по биомеханике / Н.Б. Сотский, В.Ю. Екимов, В.К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Мн.: БГУФК, 2012. - 98 с.

4. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова, - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. -368 с.

5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.

6. Gled's HomePage [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gled.myorel.ru/page/1/113.html - Дата доступа: 1.09.2012.

7. OPACE.RU- теория спорта [Электронный ресурс]/ ТиМКФ. Средства физического воспитания. Кинематические характеристики движений.- Россия, 2012. - Режим доступа: http://opace.ru/a/kinematicheskie_harakteristiki_dvizheniy - Дата доступа: 1.09.2012.

© Н.И. Репш, О.Е. Кадеева, Н.В. Репш, 2015

УДК 372.8

Т.М.Тананыкина

учитель математики МБОУ лицей №3

г. Сургут РФ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.

А.Н. Толстой

Аннотация

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод.

Ключевые слова

Деятельностная форма обучения, метод проектов, индивидуальная траектория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.