Научная статья на тему 'Исследовательский проект как средство развития ключевых компетентностей обучающихся'

Исследовательский проект как средство развития ключевых компетентностей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательский проект как средство развития ключевых компетентностей обучающихся»

Педагог также, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при использовании впервые каких-либо физических упражнений должен учитывать, поставленную им двигательную задачу, особенности конкретного упражнения или целой системы упражнений, внешние факторы, возраст учащихся, пол, состояние организма в момент выполнения упражнения и многое другое[1, с. 50].

Список использованной литературы:

1. Еркомайшвили, И.В. Практикум по основам теории физической культуры: учеб. пособие / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 78 с.

2. Масленников, В.А. Биомеханика. Курс лекций. - Великий Новгород, 2008. - 71 с.

3. Практикум по биомеханике / Н.Б. Сотский, В.Ю. Екимов, В.К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Мн.: БГУФК, 2012. - 98 с.

4. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова, - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. -368 с.

5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.

6. Gled's HomePage [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gled.myorel.ru/page/1/113.html - Дата доступа: 1.09.2012.

7. OPACE.RU- теория спорта [Электронный ресурс]/ ТиМКФ. Средства физического воспитания. Кинематические характеристики движений.- Россия, 2012. - Режим доступа: http://opace.ru/a/kinematicheskie_harakteristiki_dvizheniy - Дата доступа: 1.09.2012.

© Н.И. Репш, О.Е. Кадеева, Н.В. Репш, 2015

УДК 372.8

Т.М.Тананыкина

учитель математики МБОУ лицей №3

г. Сургут РФ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.

А.Н. Толстой

Аннотация

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод.

Ключевые слова

Деятельностная форма обучения, метод проектов, индивидуальная траектория.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации. Инновационный поиск новых средств обучения приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, то есть групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов. Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Метод проектов при изучении математики актуален и эффективен. Он дает ученику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Главные цели введения метода проектов: показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный исследовательский опыт, реализовать свой интерес к предмету, приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам.

Проектная технология обучения тесно связана с жизнью, практикой, стимулирует учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности, позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему.Ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. При работе над проектом со школьниками разных возрастов необходимо учитывать не только возрастные возможности, но и личностные потребности и индивидуальные особенности детей. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это необходимо каждому человеку, они требуются в самых разных жизненных ситуациях. Школьники - прирожденные исследователи. Задача педагога - помочь им найти решение в проблемной ситуации. Для учителя проектно-исследовательская деятельность - это средство, позволяющее развивать профессиональную компетентность, то есть направленное на овладение педагогами аналитическими умениями, подразумевающими как анализ собственной деятельности, так и анализ деятельности учащихся, моделирование индивидуальных траекторий развития учащихся и своей собственной, планирование и прогнозирование развития компетентностей учащихся.

Список использованной литературы:

1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- С. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

© Т.М. Тананыкина, 2015

УДК372.881.161.1

Т.Е. Тимошенко

канд. пед.наук, доцент НИТУ «МИСиС»

г. Москва, РФ

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БАКАЛАВРОВ - ЛИНГВИСТОВ (В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)

Аннотация

В данной статье на примере дисциплины «Русский язык и культура речи» рассказывается о современных подходах к обучению лингвистов. Рассмотрены новые ФГОСы, приведены примеры работы с компетенциями, указанными в них, описаны подходы к обучению бакалавров, используемые в НИТУ «МИСиС».

Ключевые слова

Компетентностный подход, проблемно-деятельностный подход, интерактивный подход, развивающий и творческий подходы

В последние десятилетия во многих европейских странах и в России наблюдается обновление вузовского образования в направлении формирования у студентов ключевых компетенций. Внедрение компетентностного подхода к организации обучения студентов в вузе должно способствовать модернизации традиционного подхода, приоритетом которого было формирование знаний, умений, навыков. Рассмотрим, как реализуется компетентностный подход в обучении бакалавров по направлению «Лингвистика» в НИТУ «МИСиС» в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». По новым стандартам ФГОС ВО (ФГОС 3+)в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК)[1]. Рассмотрим реализацию компетентностного подхода на примере дисциплины «Русский язык и культура речи». Данная дисциплина входит в базовую часть дисциплин гуманитарно -социально-экономического цикла, изучается в течение трех семестров и состоит из модулей «Функциональная и лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика», «Основы практической риторики».

Изучив новые образовательные стандарты, мы отобрали компетенции, которые должны быть сформированы в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Приведём их список для модулей «Функциональная и лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика»:

-владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

-владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

-способен использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ОПК-1);

-владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого языка, его функциональных разновидностей (ОПК-3);

-владеет особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ОПК-

8);

-способен работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями (ОПК-12);

-владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ОПК-14);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.