Научная статья на тему 'Подходы к обучению бакалавров - лингвистов (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»)'

Подходы к обучению бакалавров - лингвистов (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к обучению бакалавров - лингвистов (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»)»

УДК372.881.161.1

Т.Е. Тимошенко

канд. пед.наук, доцент НИТУ «МИСиС»

г. Москва, РФ

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БАКАЛАВРОВ - ЛИНГВИСТОВ (В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)

Аннотация

В данной статье на примере дисциплины «Русский язык и культура речи» рассказывается о современных подходах к обучению лингвистов. Рассмотрены новые ФГОСы, приведены примеры работы с компетенциями, указанными в них, описаны подходы к обучению бакалавров, используемые в НИТУ «МИСиС».

Ключевые слова

Компетентностный подход, проблемно-деятельностный подход, интерактивный подход, развивающий и творческий подходы

В последние десятилетия во многих европейских странах и в России наблюдается обновление вузовского образования в направлении формирования у студентов ключевых компетенций. Внедрение компетентностного подхода к организации обучения студентов в вузе должно способствовать модернизации традиционного подхода, приоритетом которого было формирование знаний, умений, навыков. Рассмотрим, как реализуется компетентностный подход в обучении бакалавров по направлению «Лингвистика» в НИТУ «МИСиС» в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». По новым стандартам ФГОС ВО (ФГОС 3+)в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК)[1]. Рассмотрим реализацию компетентностного подхода на примере дисциплины «Русский язык и культура речи». Данная дисциплина входит в базовую часть дисциплин гуманитарно -социально-экономического цикла, изучается в течение трех семестров и состоит из модулей «Функциональная и лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика», «Основы практической риторики».

Изучив новые образовательные стандарты, мы отобрали компетенции, которые должны быть сформированы в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Приведём их список для модулей «Функциональная и лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика»:

-владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

-владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

-способен использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ОПК-1);

-владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого языка, его функциональных разновидностей (ОПК-3);

-владеет особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ОПК-

8);

-способен работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями (ОПК-12);

-владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ОПК-14);

-способен использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-23) (совпадает с ОПК-1);

-владеет основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой (ПК-25);

-владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-26) Для модуля «Основы практической риторики», помимо вышеперечисленных, добавляются следующие компетенции:

-владеет навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

-владеет этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готов использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации (ОПК-4);

-владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ОПК-6)

Отобрав компетенции, которые должны быть сформированы в нашем курсе, мы, чтобы это не было формальностью, тщательно продумали систему оценки их сформированности во время промежуточного и итогового контроля. Приведем пример, взяв актуальные для нашего курса компетенции.

Компете нция Промежуточный контроль Итоговый контроль

О ПК-3 Исправьте речевые / грамматические ошибки в предложениях Назовите, за счет чего достигается стилистический эффект в предложениях Укажите эмоционально-экспрессивную окраску языковых единиц Приведите возможные варианты стилистической правки предложений Используя средства выразительности, переделайте рецензию из отрицательной в положительную Исправьте речевые / грамматические ошибки в предложениях Назовите, за счет чего достигается стилистический эффект в предложениях Из двух простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами

О ПК-8 Назовите стилевую принадлежность языковых единиц и синтаксических конструкций Напишите текст на одну и ту же тему, используя разные стили речи Составьте ролевой диалог, отражающий умение использовать официальный, нейтральный и неофициальный регистр общения Проанализируйте языковые единицы / предложения с точки зрения их стилевой принадлежности Исправьте ошибки, связанные со смешением стилей

Эта работа оказалась очень полезна. Она обеспечила тщательный отбор компетенций, которые мы реально (а не на бумаге) можем и должны формировать в рамках своей дисциплины, потребовала обдуманного составления заданий для промежуточного и итогового контроля сформированности компетенций, тем самым обеспечив связность и целостность курса. Затем мы составили в рамках каждого модуля рейтинг компетенций, чтобы уделять больше внимания формированию самых важных, на наш взгляд, из них. Так, в модулях «Функциональная и лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика» приоритеты распределились следующим образом: 1 место - ОК-7; ОПК-1; ОПК-3; ОПК-8; ПК-23; 2 место - ОК-6 3 место - ОПК-12; ОПК-14; ПК-25; 4 место - ПК-26 Для модуля «Основы практической риторики»:

1 место - ОК-7; ОПК-3; ОПК-6; ОПК-8; 2 место - ОПК-1

3 место - ОК-3; ОПК-4; 4 место - ОПК-12; ОПК-14; ПК-23; ПК-25

5 место - ОК-6; 6 место - ПК-26

Кроме компетентностного подхода, при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» используется проблемно-деятельностный подход. Применяются разнообразные приемы создания проблемных ситуаций: столкновение противоположных мнений, отбор и оценка необходимой информации, решение проблемных задач. При организации практических занятий используются коллективные виды деятельности, работа в мини-группах и индивидуальные формы. В совокупности это создает условия как для реализации индивидуальных творческих способностей студентов, так и для формирования навыка работы в коллективе, что очень важно.

Также, в соответствии с требованиями времени, в преподавании дисциплины широко применяется интерактивный подход к обучению. В учебном процессе применяется технология смешанного обучения (blendedlearning), которая является неотъемлемой частью курса. У преподавателя дисциплины существует персональная страница, которая служит электронной образовательной платформой с возможностью применения таких инструментов, как блоги и чаты. Использование данных инструментов зависит от конкретного задания, данного преподавателем. На персональной странице преподавателя размещаются программа модуля, список литературы, вопросы к зачету и балльно-рейтинговая система. Также там размещаются презентации лекций и дополнительные материалы по курсу. Для студентов существует своя страница, на которой они размещают работы. Преподаватель проверяет их и вывешивает с оценками и комментариями. Студенты могут читать и комментировать работы своих товарищей. В качестве примеров заданий на смешанное обучение можно привести: выполнение тестов по изученным темам, орфоэпический диктант, интерактивный диктант, анализ видеовыступлений ученых-лингвистов или ток-шоу, комментирование статьи на лингвистическую тему и т.п.

Кроме того, в обучении используется и развивающий подход. В течение всего курса студенты выполняют задания, направленные на расширение словарного запаса: например, объяснить значения иностранных слов и выражений, употребляющихся в русском языке без перевода (априори, комильфо, альма-матер и т.д.); подобрать русские синонимы к иностранным словам; подобрать к ряду существительных общее прилагательное и наоборот; разгадать кроссворды. Используется такая форма работы, как викторины (при изучении тем «Омонимы», «Фразеологизмы», «Устаревшие слова», «Иностранные слова»).

Большое внимание на занятиях необходимо уделять творческому подходу. Здесь возможны такие задания, как: дать образное определение понятий; описать с положительной и отрицательной стороны какое-либо событие, явление; написать эссе на тему «Каким я представляю себе будущее русского языка?» / «Язык есть исповедь народа»; подготовить проект по теме «Фразеология - исчезающее богатство языка?» и т.п.

Таковы основные подходы к обучению лингвиста-бакалавра дисциплине «Русский язык и культура речи». Хочется надеяться, что эти подходы позволяют подготовить специалиста новой формации, активного, творчески мыслящего, грамотного, готового к применению научных знаний на практике.

Список использованной литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата)»

© Т.Е. Тимошенко, 2015

УДК 600(05)

Ю.Г. Фатеева

канд.филол. наук, старший преподаватель ВолгГМУ,

Е.А. Чигринова преподаватель ВолгГМУ, г. Волгоград, РФ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация:

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов как вид учебной деятельности, указываются отличия самостоятельной работы от других видов учебной деятельности, отмечаются проблемы организации самостоятельной работы при изучении русского языка как иностранного, возможности ее использования; приводятся примеры заданий для самостоятельной работы.

Ключевые слова:

Самостоятельная работа, обучение иностранному языку, русский язык как иностранный,

коммуникация, диалог.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образованности, степени сформированности профессиональных навыков выпускника высшей школы. В связи с этим основной задачей вузов является оптимизация процесса обучения, отбор наиболее продуктивных методов, приемов для его осуществления, максимальное использование различных видов и форм работы на занятиях и не только. Одним из таких видов является самостоятельная работа студентов.

В современной методической литературе существует множество различных определений самостоятельной работы, ее классификаций. Довольно подробно они проанализированы в работе О.Б. Томашевской и Н.А. Малиновской. Беря во внимание различия в понимании и формулировке основных положений самостоятельной работы, условимся под самостоятельной работой понимать «выполнение учащимися заданий без непосредственного участия преподавателя» [1, с. 115]. Таким образом, самостоятельная работа, как отдельный вид учебной деятельности, может быть обязательной (задания, предусмотренные учебным планом) и факультативной (дополнительной: задания, выполняемые студентами по собственной инициативе).

Отметим, что еще недавно образовательный стандарт обучения иностранных граждан в медицинских вузах предусматривал внесение в учебный план специальности определенного количества часов на выполнение самостоятельной работы. Таким образом, этот вид учебной деятельности понимался как отдельный, значимый. Современный стандарт уже не предусматривает внесения в «часовую сетку» учебного плана самостоятельной работы. Однако этот вид работы не перестает существовать и по-прежнему является важным в процессе обучения, потому как практика показывает, что знания, полученные в ходе самостоятельного поиска и изучения материала, являются наиболее прочными.

Так как самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности, она должна планироваться педагогом и осуществляться под его контролем. Всем известно, что при подготовке и организации самостоятельной деятельности студентов специалист может столкнуться с рядом трудностей, например, с такой, как ограниченный бюджет времени студента. В связи с этим преподаватель должен учитывать общую учебную нагрузку учащихся, объективно оценивать степень важности «своего» предмета, что нередко бывает довольно сложно сделать. Безусловно, существует и другая проблема -нежелание студента заниматься выполнением заданий сверх плана. В этом случае специалист должен заинтересовать и направить студента.

Еще одним важным требованием к самостоятельной работе является ее «ритмичность»: во-первых, распределение объема самостоятельной работы должно быть равномерным в течение семестра, цикла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.