МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
морфология современного русского языка", в частности при обучении конверсионному способу словообразования. Концентрическая организация материала при обучении конверсионному способу словообразования становится возможной благодаря "сквозному" характеру словообразовательного материала, в частности при обучении конверсионному способу словообразования. Дело в том, что обучение конверсионному способу словообразования проводится и на начальном этапе прохождения курса, где студенты получают общее представление о конверсии как специфическом способе деривации, и по мере изучения отдельных частей речи, когда описываются способы словообразования лексем, относящихся к разным частям речи. На данном этапе учащиеся углубляют уже имеющиеся знания, совершенствуют умения и навыки, приобретенные на начальном этапе. Можно ограничиться двумя циклами, где второй концентр распределен на всем протяжении обучения морфологии, то есть второй концентр подразделяется на несколько субконцентров, в зависимости от того, какой лексико-грамматический класс слов изучается на данном этапе процесса обучения (субстантивация - при изучении темы "Имя существительное", адъективация - "Имя прилагательное", адвербиализация - "Наречие" и т.д.) Однако для получения более эффективного результата можно вводить еще и третий концентр на завершающем этапе прохождения курса, когда подводятся итоги, делаются обобщения, рассматривается конверсия в ряду других способов деривации слов, относящихся к разным частям речи. Тематическое наполнение вышеописанных концентров (циклов) можно представить следующим образом:
> 1-ый концентр: Общее представление о конверсии как способе русского словообразования. Процессы, сопровождающие конверсию: семантические сдвиги, изменения в морфемной структуре конверсивов, морфолого- синтаксические трансформации.
> 2-ой концентр: Основные направления конверсии в русском языке: субстантивация (степени субстантивации), адъективация, адвербиализация, препозиционализация и т.д.
> 3-ий концентр: Конверсия на фоне деривационного механизма языка.
Принцип концентризма (цикличности) определяет не только отбор теоретического материала, но и определенную систему упражнений. Так, рецептивные упражнения (на наблюдение, распознавание конверсии и т.п.) целесообразно предлагать при прохождении первого концентра, продуктивные упражнения (на трансформации различного характера, речевые упражнения) - второго и третьего концентров.
Список использованной литературы:
1.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -М.,2009.
2.Таткало Н., Байбуртян Н. и др. Стандарт и программа по русскому языку для основной школы (2-9 классы). -Е.,2007.
3.Таткало Н., Рафаелян Н. Стандарт и программы по русскому языку для старшей школы. -Е., 2009.
4.Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. -М., 2003.
© Р.Р. Саркисян, 2015
УДК 377.5
А.Д. Сибирёва
Преподаватель
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО» В ХОДЕ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Аннотация
Индивидуальная образовательная траектория - один из способов осуществления индивидуализации в условиях качественного изменения образования. Индивидуальная образовательная траектория способствует
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
формированию общих и профессиональных компетенций обучающегося. При формировании общих ОК и ПК на занятии раскрывается профессиональная значимость химических знаний посредством связи материала с выбранной профессией (формирование индивидуальной образовательной траектории), программы деятельности и выбора профессии напрямую связанной с химией, осуществляя личностно-ориентированный подход к обучающемуся с опорой на его жизненный опыт.
Ключевые слова
Индивидуальная образовательная траектория, общие компетенции, профессиональные компетенции, обучающиеся, уровень усвоения компетентностно значимых умений.
В начале XXI века произошли качественные изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании. Все это более явно ориентирует на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов [1].
Процесс выявления, реализации развития данных способностей обучающихся происходит в ходе образовательного движения обучающихся по индивидуальным траекториям. Индивидуальный образовательный маршрут с одной стороны является продуктом совместного творчества «педагог ^ ^ обучающийся», с другой стороны - средством становления личностных достижений обучающегося. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут это условие для проявления взаимодействия «педагог ^ ^ обучающийся». Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий: 1) осуществлением целенаправленной деятельности; 2) организацией рефлексии, которая способствует коррекции индивидуального образовательного маршрута.
При изучении дисциплины «Химия», тема «Классификация органических веществ» была проведена стартовая диагностика компетентностно значимых персональных образовательных достижений, целью которой являлось развитие способностей к самооценке и саморазвитию, формирование способностей выстраивать индивидуальный образовательный маршрут (траекторию) на основе результатов диагностики.
Этап самоопределения при выстраивании индивидуального образовательного маршрута включает в себя определение образовательной цели (что хотел узнать на занятии), прогнозирование результатов и выбор действий по реализации поставленной цели (программы деятельности). Функция преподавателя состоит в том, чтобы выявить потенциал студента, установить исходный уровень знаний и умений, определить вектор его движения при внедрении инновационных форм проведения стартового контроля в процессе формирования общих и профессиональных компетенций.
Этап построения индивидуального образовательного маршрута (траектории) включает ознакомление студентов с темой занятия; освоение учебных предметов «Материаловедение Парикмахерского искусства», «Основы физиологии кожи волос», «Организация и технология парикмахерских услуг», что позволяет провести интеграцию освоения предметного содержания учебных дисциплин обще-профессионального цикла с предметным содержанием учебной дисциплины «Химия».
Для выявления уровня освоения компетентностно значимых умений обучающимся предлагаются компетентностно ориентированные задания [2, 3].
Практическое задание № 1. Выберите из предложенных профессиональных средств по уходу за кожей головы и волос спиртосодержащие средства и обоснуйте их назначение исходя из их свойств. Какое название имеют одноатомные и многоатомные спирты в профессиональных средствах по уходу за волосами?
Практическое задание № 2. Найдите, какие профессиональные средства в своем составе содержат кислоты и их производные, на каких свойствах кислот основано их применение для ухода за сухой и комбинированной кожей головы и волос?
На химии используются из интерактивных методов обучения - групповой метод, форма деятельности - практическая работа. Например, для групп специальности «Парикмахерское искусство» важно проводить практические работы с элементами исследовательской деятельности. Обучающимся была предложена лабораторная работа такого содержания: предложить клиентам набор масок, приготовленных в домашних условиях для жирной, сухой, комбинированной кожи головы и волос с последующим применением на студентах.
Пример приготовления маски по уходу за сухой кожей головы и волосами
Цель: приготовить маску для сухой кожи головы и волос из природных компонентов (продуктов) в домашних условиях.
Оборудование: химическая посуда, фарфоровые чашки, стеклянные палочки, перчатки, кисточки, расчёски.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Вещества: мёд, репейное масло, желток яйца.
Содержание работы. В фарфоровую чашку положить одну столовую ложку мёда, один желток яйца и одну чайную ложку репейного масла; хорошо перемешать в однородную массу, нанести на кожу головы и втирать в корни волос; держать 30 минут, надеть на голову полиэтиленовый пакет, сверху платок, после смыть водой.
Пример приготовления маски по уходу за жирной кожей головы и волосами
Цель: приготовить маску для жирной кожи головы и волос из природных компонентов (продуктов) в домашних условиях.
Оборудование: химическая посуда, фарфоровые чашки, стеклянные палочки, перчатки, кисточки, расчёски.
Вещества: белок яйца, дрожжи.
Содержание работы. В фарфоровую чашку влить белок одного яйца, добавить 10-12 грамм сухих дрожжей и хорошо перемешать до однородной массы. Втирать в корни волос и распределять маску по всей длине волоса; держать голову в тепле в течение 30 минут, затем смыть водой.
Необходимо предложить студентам заполнить таблицу (Талица 1) по эффективности применения масок для кожи головы и роста волос.
Таблица 1
Применение масок
Список студентов Тип волос Сроки использования Результат
Сухие Жирные Комбинированные Нормальные
Лабораторная работа позволяет выявить действия природных компонентов на кожу головы и волосы, дать самооценку развитию общих и профессиональных компетенций по уровням (Таблица 2).
Таблица 2
Уровни и критерии развития общих и профессиональных компетенций
Компетенции Уровни
базовый средний высокий
ОК 2.2 Подбор необходимых и достаточных средств Выбирает из предложенного перечня необходимые и достаточные средства Самостоятельно составляет перечень необходимых и достаточных средств для решения задачи Анализирует потребности в средствах (ресурсах): оборудовании, инструментах, материалах и т.п. для решения профессиональной задачи и предлагает свой перечень средств для эффективного решения задачи
ОК 6.1Работа в команде (группе) Участвует в групповом обсуждении, грамотно формулирует свою точку зрения, умеет выслушать мнение оппонента Участвует в диспутах/ дискуссиях и т.п.; аргументировано формулирует свой ответ; анализирует мнение оппонентов, развивает и дополняет идеи других участников группового обсуждения Выстраивает межличностные деловые отношения, достигает/владеет эффективными методами и приёмами профессионального общения
ПК 1.5 Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу Выбирает способы и средства ухода волосами согласно алгоритма Самостоятельно дает характеристику кожи головы и волос потребителю, предлагает способы и средства Дает рекомендации по домашнему профилактическому уходу за кожей головы и волосами
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория позволяет повысить ответственность студентов к выполняемым заданиям, развивает способности к усвоению предметного содержания дисциплины "Химия", что позволяет выявить личный потенциал, осуществлять самооценку своей деятельности и вносить корректирующие действия своей деятельности. Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 43.02.02 «Парикмахерское искусство» [Текст] - М.: Министерство образования и науки России, 2014.
2. Габриелян, О.С. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях [Текст] / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. - М., 2009.
3. Габриелян, О.С., Остроумов, И.Г. Химия: учебник для 10-11 класс [Текст] / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - Издательский центр «Академия» 2012.
©А.Д. Сибирёва
УДК 372.8
А.А. Сыромятников
к.п.н., доцент
кафедра информационных технологий обучения и математики
Е.В. Кузнецова
магистрант факультета биологии, географии, химии Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
г. Красноярск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы Российского образования, внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс. Предлагается методика развития универсальных учебных действий учащихся старшей ступени среднего общего образования.
Ключевые слова
Метапредметные результаты обучения, общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия, проектно-исследовательская деятельность В условиях модернизации системы образования, обусловленной требованиями современного общества, формируется новая образовательная парадигма, переход от знаниевой к деятельностной основе обучения, основным компонентом которой являются общеучебные умения и навыки. Их развитие является одним из факторов подготовки личности, готовой успешно функционировать и развиваться в быстро меняющихся условиях современного общества.
Проблемой формирования и развития общеучебных умений и навыков в педагогике занимаются не один десяток лет, тем не менее, до сих пор можно сказать, что современная система образования не учит школьников учиться. Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Согласно результатам международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trend in International Mathematics and Science Study) и международного проекта «Исследование качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), школьники демонстрируют стабильно высокие результаты начиная с 1995 года.[4]
Проанализировав результаты другой исследовательской международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая