Научная статья на тему 'Развитие общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций через обогащение синтаксического строя речи на уроках русского языка'

Развитие общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций через обогащение синтаксического строя речи на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL COMPETENCE / ОБОГАЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ / THE ENRICHMENT OF THE SYNTACTIC STRUCTURE OF THE SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидикова А.О.

В статье рассматривается проблема развития общих компетенций на уроках русского языка у студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, в частности проблема совершенствования синтаксического строя речи как условия успешной профессиональной деятельности. Автор статьи подчеркивает, что обучение русскому языку в системе среднего профессионального образования должно иметь профессиональную направленность и необходимы изменения в системе обучения русскому языку для создания у студентов базы для профессионального общения на основе обогащения синтаксического строя речи по текстам и на темы, связанные с будущей специальностью. Особое внимание уделяется формированию на уроках русского языка общей компетенции понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Предметом статьи являются профессионально ориентированные тексты, заранее отобранные преподавателем из литературы по специальности и имеющие в своей структуре синтаксические конструкции, способствующие обогащению синтаксического строя речи по теме «Сложноподчиненные предложения». Приводятся конкретные примеры возможных заданий по этой теме, способствующие обогащению синтаксического строя речи студентов в процессе обучения на уроке русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидикова А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of general competences for students of professional educational organization through enriching of syntax system at Russian language lessons

This article considers the problem of general competences development at Russian language lessons for the students of professional educational organizations which realize training programs for specialists of middle level; in particular it is a problem of syntax system development as a condition of successful professional activity. The author underlines that teaching of Russian language should have professional way in the system of middle professional education; it is told about changing necessity of Russian language teaching system for creation of professional communication basis on the base of syntax system enriching by texts and topics connected with future specialty. A special attention is paid formation of general competence; it is essence understanding and social meaning of future profession and defining stable interest to it. The subject of this article is professionally-oriented texts selected by lecturers from special literature with structural syntax constructions promoting enriching of syntax system according to the topic «Compound sentence». There are some exact examples of possible tasks of the topic «Compound sentence» which promote enriching of syntax system in the process of education at Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «Развитие общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций через обогащение синтаксического строя речи на уроках русского языка»

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.О. Сидикова, преподаватель, Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий, г. Йошкар-Ола, Россия, asidikova@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается проблема развития общих компетенций на уроках русского языка у студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, в частности проблема совершенствования синтаксического строя речи как условия успешной профессиональной деятельности. Автор статьи подчеркивает, что обучение русскому языку в системе среднего профессионального образования должно иметь профессиональную направленность и необходимы изменения в системе обучения русскому языку для создания у студентов базы для профессионального общения на основе обогащения синтаксического строя речи по текстам и на темы, связанные с будущей специальностью. Особое внимание уделяется формированию на уроках русского языка общей компетенции — понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Предметом статьи являются профессионально ориентированные тексты, заранее отобранные преподавателем из литературы по специальности и имеющие в своей структуре синтаксические конструкции, способствующие обогащению синтаксического строя речи по теме «Сложноподчиненные предложения». Приводятся конкретные примеры возможных заданий по этой теме, способствующие обогащению синтаксического строя речи студентов в процессе обучения на уроке русского языка.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; федеральные государственные образовательные стандарты; русский язык; общие компетенции; обогащение синтаксического строя речи.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе, дефицит рабочих кадров на производстве, заинтересованность работодателей в квалифицированных специалистах дали толчок к развитию новых подходов в профессиональном обучении и воспитании.

Введение в 2011 году Федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки специалистов среднего звена поставило перед профессиональными образовательными организациями задачу по подготовке специалиста в определенной области, обладающего на-

бором общих и профессиональных компетенций. Так, в стандарте среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 100116 «Парикмахерское искусство» прописано, что технолог должен обладать общими компетенциями, включающими1:

1) способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2) способность организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональ-

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

дискуссия

журнал научных публикаций

ных задач, оценивать их эффективность и качество;

3) способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

4) способность осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и другие.

Особенностью обучения на ступени среднего профессионального образования является то, что первый год отводится на получение студентами, поступившими на базе основного общего образования, базы среднего общего образования без освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Таким образом, вчерашний школьник часто не видит разницы между обучением в школе и в профессиональной образовательной организации. Он погружен в изучение общеобразовательных дисциплин и еще не осознал сделанный им выбор. Сегодня у педагогов есть возможность очертить такую границу через работу над общими компетенциями будущего выпускника.

Вчерашний школьник часто не видит разницы между обучением в школе и в профессиональной образовательной организации. Он погружен в изучение общеобразовательных дисциплин и еще не осознал сделанный им выбор.

Для преподавателя русского языка в профессиональной образовательной организации одной из ключевых компетенций, которую необходимо сформировать в процессе обучения, является компетенция по пониманию студентом сущности и социальной значимости будущей профессии. Концентрация на данной компетенции на уроках русского языка не означает, что это единственная дисциплина, где идет ее формирование. Каждая общеобразовательная дисциплина может иметь собственную профессиональную направленность. Это лишь показатель того, что в рамках изучения русского языка у педагога есть возможность познакомить студента с выбранной профессией через специально подобранные и профессионально ориентированные тексты.

Так, например, при изучении синтаксиса сложноподчиненных предложений (СПП) студентам предлагается из текста по специальности (заранее подготовленного преподавателем) вычленить сложноподчиненные предложения разных типов. Работа на уроке строится согласно заданному преподавателем алгоритму: изучение теоре-

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тического материала по теме, знакомство с текстом по специальности, вычленение из текста сложноподчиненных предложений согласно заданию.

Примером может послужить выборка студентами специальности «Парикмахерское искусство» сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. Для работы с данной группой сложных предложений им предлагаются тексты учебных пособий И.Ю. Одиноковой, Т.А. Черниченко «Технология парикмахерских работ» и Т.А. Черниченко, И.Ю. Плотниковой «Моделирование причесок и декоративная косметика», в которых они находят необходимые примеры:

— СПП с придаточными цели: «Точно так же при стрижке волос до данной линии прически всё чаще используется техника филировки волос, т. е. прореживания прядей либо локонов с одновременной дифференциацией их длины в определенном направлении, для того чтобы часть волос составляла естественный гребень и возможную опору для других волос», «Направление роста волос следует принимать в расчет при формировании прически, чтобы получить более легкую для сохранения, более устойчивую прическу с соответствующей линией и пышностью»;

— СПП с придаточными причины: «В известной степени этот процесс типичен для мужского пола, поскольку обусловлен деятельностью мужских гормонов»;

— СПП с придаточными следствия: «Они расположены между различными цепями кератина, поэтому иногда их называют главными, ковалентными либо валентными связями»;

— СПП с придаточными уступки: «Водородные мостики отличаются достаточно низкой энергией связи (2,5—10 ккал/моль), однако оказывают значительное воздействие на внутреннюю стабилизацию структуры полипептидных цепей в кератиновых волокнах»;

— СПП с придаточными условия: «Волосы приподнимаются и становятся ломкими, если порядок расположения чешуек

В рамках изучения русского языка у педагога есть возможность познакомить студента с выбранной

профессией через специально подобранные и профессионально ориентированные тексты.

кутикулы в виде черепичной кладки нарушается»;

— СПП с придаточными времени: «Когда применяется фиксаж, происходит = высвобождение кислорода, проникающего в структуру волоса и соединяющегося с водородом, и образуется вода» и другие.

По указанному ал-= горитму студенты вычленяют и сложноподчиненные предложения, относящиеся к группе определительных: «Вторая категория присваивается парикмахерским, которые обеспечивают выполнение отдельных видов услуг, осуществляемых специалистами, имеющими квалификацию, соответствующую номенклатуре и сложности выполняемых работ», «В результате мы получаем сечение пряди, в которой внутренний слой волос длиннее, чем внешний», «Современные препараты содержат так называемые сенсоры ухода, которые наслаиваются на кончик волоса, обеспечивают уход и меньшее изменение формы» и другие.

Работа студентов со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными также идет по алгоритму: «Многие женщины замечают, что в период беременности состояние волос сильно отличается от обычного», «Стрижка начинается с того, что парикмахером определяется строение головы клиента» и другие.

Такая специальная работа на уроках русского языка дает возможность сформировать у студентов понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Это помогает воспитать у студентов мотивацию к труду, «осознанную установку на труд, понимание его общественной значимости, выработку сознательного, творческого отношения к труду, особенно к предстоящему труду по специальности»2.

Проводя работу на уроках русского языка таким образом, преподаватель помогает студенту познакомиться с выбранной специальностью, осознать ее социальную значимость, приобщиться к ней через работу с текстами профессиональной направленности. ^

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 100116 Парикмахерское искусство, утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 329. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_101007/?frame=1 (дата обращения: 06.07.2014); Черниченко Т.А., Плотникова И.Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 232. 2. Мухаметзянова Г.В., Карева Н.Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. С. 184.

DEVELOPMENT OF GENERAL COMPETENCES FOR STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION THROUGH ENRICHING OF SYNTAX SYSTEM AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

A. O. Sidikova, lecturer, Yoshkar-Ola Technical School of Service Technologies, Yoshkar-Ola, Russia, asidikova@yandex.ru

This article considers the problem of general competences development at Russian language lessons for the students of professional educational organizations which realize training programs for specialists of middle level; in particular it is a problem of syntax system development as a condition of successful professional activity. The author underlines that teaching of Russian language should have professional way in the system of middle professional education; it is told about changing necessity of Russian language teaching system for creation of professional communication basis on the base of syntax system enriching by texts and topics connected with future specialty. A special attention is paid formation of general competence; it is essence understanding and social meaning of future profession and defining stable interest to it. The subject of this article is professionally-oriented texts selected by lecturers from special literature with structural syntax constructions promoting enriching of syntax system according to the topic «Compound sentence». There are some exact examples of possible tasks of the topic «Compound sentence» which promote enriching of syntax system in the process of education at Russian language lessons.

Key words: secondary professional education; Federal state educational standards; Russian; General competence; the enrichment of the syntactic structure of the speech.

References

1. Federal state educational standard of secondary professional education specialty 100 116 Hairdressing, approved by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from April 13, 2010 № 329. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_101007/?frame=1 (accessed 06.07.2014); Chernichenko TA., Plotnikova I.Iu. Modelirovanie

prichesok i dekorativnaia kosmetika [Hair styling and decorative cosmetics]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Aka-demiia» Publ., 2011. 208 p.

2. Mukhametzianova G.V., Kareva N.N. Trudovoe i es-teticheskoe vospitanie studentov [Labour and aesthetic education of students]. Kazan, Izd-vo Kazanskogo uni-versiteta Publ., 1991. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.