6. Для закрепления обучения можно пройти в раздел "Сказки", который содержит 4 сказки на русском языке с возможностью перевода на армянский язык. Это сказки "Иван-царевич и серый волк", "Иван-царевич, Жар-Птица и серый волк", "Царевна-лягушка" и "Колобок".
7. В раздел "Страноведение" включены сведения о стране, в которой говорят на данном языке, а именно тексты по географии России, о городах-героях, по истории России, обычаям, традициям, праздникам, о современной России, о русских художниках, композиторах и т.д. Последние два раздела ("Сказки" и "Страноведение"), на наш взгляд, являются особенно ценными, поскольку способствуют формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся.
Следует отметить, что система запоминает номер последнего урока каждого раздела. Запустив программу на следующий день, учащийся сможет освежить в памяти вчерашний урок или выбрать новый. А если он покидает курс надолго, то система фиксирует и это. Параллельно с изучением курса фиксируются все результаты и ошибки, запоминаются многочисленные маркеры и оценки (например, для изучения каждого слова в разных режимах). На основании этих оценок вычисляются средние результаты, и согласно требованиям Admiшstrator-а вычисляется количество уроков. Если при повторном изучении урока результаты будут выше, чем при предыдущем, записываются новые результаты.
Таким образом, учитывая уровень владения русским языком, "Самоучитель русского языка" можно использовать для обучения русскому языку студентов первых курсов гуманитарных отделений вузов РА. При этом его можно использовать не только на аудиторных занятиях, но и рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
Список использованной литературы:
1. Палагутина М. А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/578/ Дата обращения: 14.08.2014
2. Фадеев С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М., "Русский язык".1990. 81 С.
3. www.algserv.am
© Г.Р. Саркисян, 2015
УДК 378
Р.Р. Саркисян
К.п.н., преподаватель Филологический факультет Гаварский государственный университет Г. Гавар, Республика Армения
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУБКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ В ВУЗАХ АРМЕНИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме концентрической организации учебного материала при формировании и развитии лингвистической, и в частности словообразовательной компетенции студентов, обучающихся на факультетах русской филологии в РА. Предлагаемая система концентрического расположения материала по словообразованию (на примере конверсии) имеет много преимуществ, в сравнении с линейным принципом организации материала.
Ключевые слова
Лингвистическая компетенция, словообразовательная субкомпетенция, концентрическая организация
языкового материала, конверсия.
Объектом нашего исследования является формирование и развитие словообразовательной субкомпетенции студентов, обучающихся на факультетах русской филологии в вузах Армении. Пристальное
249
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
внимание к данному компоненту лингвистической компетенции обусловлено слецификой словообразования, которое занимает промежуточное положение между морфологией и лексикологией. Данная статья является еще одной попыткой обоснования необходимости лингводидактического описания словообразования как самостоятельного объекта исследования. Предлагаемый нами подход может стать еще одной возможностью восполнения пробела, связанного с недостаточностью разработанности словообразования в лингводидактическом плане.
Развитие лингвистической компетенции студентов с использованием того потенциала, который заложен в материале по морфемике и дериватологии, может стать наиболее эффективным, по нашему мнению, если располагать данный материал в виде концентров (циклов). В методике РКИ считается целесообразным не линейное (последовательное, одноразовое) предъявление материала, а концентрическое, что позволяет вводить каждую тему постепенно. В настоящее время концентризм является одним из ведущих принципов методики обучения. Он предполагает "такую систему подачи и распределения лексико-грамматического материала в курсе языка, при котором учебный материал многократно повторяется с разной степенью глубины содержания на разных ступенях обучения на протяжении учебнго курса" [1, с.113]. Принцип концентрической (циклической) организации материала предполагает распределение материала по концентрам (циклам). В каждом последующем концентре предусматривается дальнейшее расширение и углубление материала на основе уже изученного, а также овладение новым. Достоинства концентризма в процессе обучения языку очевидны и неоспоримы. Соблюдение принципа концентризма при составлении учебных программ, а также разработке системы упражнений представляется чрезвычайно важным, поскольку обеспечивает "а) коммуникативность и высокую мотивированность обучения благодаря возможности обучающихся участвовать в речевом общении уже на ранних стадиях обучения; б) доступность, поскольку расположение материала обеспечивает переход "от легкого к трудному", "от уже усвоенного к новому"; в) достаточность для построения высказывания в пределах тем и ситуаций, составляющих содержание обучения; г) открытость, то есть возможность расширения ранее пройденного материала в соответствии с содержанием урока." [4, с.161].
Элементы концентрического расположения материала использовались еще в советское время в методике преподавания русского языка для нерусских учащихся. Известно, что учебники по русскому языку для национальных школ были построены по концентрическому принципу. В связи с переходом на компетентностную парадигму обучения принцип концентрического расположения материала приобрел особую актуальность.
Принцип концентризма успешно используется и в настоящее время при составлении программ для общеобразовательных школ. В армянской общеобразовательной школе применительно к языковому образованию в самом общем виде можно выделить три концентра: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), старшая школа (10-12 классы). Анализ Стандарта и программ по русскому языку показывает, что одни и те же языковые явления изучаются внутри каждого из трех концентров [См. 2; 3]. Учет принципа концентризма при составлении программ и создании учебно-методических комплексов вполе закономерен, так как концентрическая организация материала позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Дело обстоит несколько иначе с вузовскими программами/описаниями курсов. Очевидно, что чем выше уровень сформированности тех или иных компетенций по какой-либо учебной дисциплине, тем меньше сушествует оснований для выделения отдельных концентров. Поэтому большинство вузовских программ по курсу современного русского языка, в том числе программы/описания курсов по отдельным языковым уровням построены по линейному принципу. Значительное преобладание линейного расположения материала над концентрическим в данном случае можно объяснить совершенно другими условиями обучения языку в высшей школе. В соответствии с целевыми установками той или иной вузовской дисциплины удобнее всего использовать линейный принцип расположения языкового материала. Однако специфика некоторых языковых явлений позволяет использовать принцип концентризма даже при составлении программ/описаний курсов по уровневым лингвистическим дисциплинам.
Принцип концентрического (циклического) расположения материала, по нашему мнению, можно с успехом использовать с целью развития словообразовательной компетенции обучаемых. Расположение материала по концентрам находит отражение в наших программах по курсу "Словообразование и
250
морфология современного русского языка", в частности при обучении конверсионному способу словообразования. Концентрическая организация материала при обучении конверсионному способу словообразования становится возможной благодаря "сквозному" характеру словообразовательного материала, в частности при обучении конверсионному способу словообразования. Дело в том, что обучение конверсионному способу словообразования проводится и на начальном этапе прохождения курса, где студенты получают общее представление о конверсии как специфическом способе деривации, и по мере изучения отдельных частей речи, когда описываются способы словообразования лексем, относящихся к разным частям речи. На данном этапе учащиеся углубляют уже имеющиеся знания, совершенствуют умения и навыки, приобретенные на начальном этапе. Можно ограничиться двумя циклами, где второй концентр распределен на всем протяжении обучения морфологии, то есть второй концентр подразделяется на несколько субконцентров, в зависимости от того, какой лексико-грамматический класс слов изучается на данном этапе процесса обучения (субстантивация - при изучении темы "Имя существительное", адъективация - "Имя прилагательное", адвербиализация - "Наречие" и т.д.) Однако для получения более эффективного результата можно вводить еще и третий концентр на завершающем этапе прохождения курса, когда подводятся итоги, делаются обобщения, рассматривается конверсия в ряду других способов деривации слов, относящихся к разным частям речи. Тематическое наполнение вышеописанных концентров (циклов) можно представить следующим образом:
> 1-ый концентр: Общее представление о конверсии как способе русского словообразования. Процессы, сопровождающие конверсию: семантические сдвиги, изменения в морфемной структуре конверсивов, морфолого- синтаксические трансформации.
> 2-ой концентр: Основные направления конверсии в русском языке: субстантивация (степени субстантивации), адъективация, адвербиализация, препозиционализация и т.д.
> 3-ий концентр: Конверсия на фоне деривационного механизма языка.
Принцип концентризма (цикличности) определяет не только отбор теоретического материала, но и определенную систему упражнений. Так, рецептивные упражнения (на наблюдение, распознавание конверсии и т.п.) целесообразно предлагать при прохождении первого концентра, продуктивные упражнения (на трансформации различного характера, речевые упражнения) - второго и третьего концентров.
Список использованной литературы:
1.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -М.,2009.
2.Таткало Н., Байбуртян Н. и др. Стандарт и программа по русскому языку для основной школы (2-9 классы). -Е.,2007.
3.Таткало Н., Рафаелян Н. Стандарт и программы по русскому языку для старшей школы. -Е., 2009.
4.Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. -М., 2003.
© Р.Р. Саркисян, 2015
УДК 377.5
А.Д. Сибирёва
Преподаватель
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО» В ХОДЕ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Аннотация
Индивидуальная образовательная траектория - один из способов осуществления индивидуализации в условиях качественного изменения образования. Индивидуальная образовательная траектория способствует