Научная статья на тему 'Электронный “Самоучитель русского языка” как средство обучения русскому языку учащихся-армян'

Электронный “Самоучитель русского языка” как средство обучения русскому языку учащихся-армян Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЭЛЕКТРОННЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисян Г. Р.

В статье рассматривается первый в своем роде электронный “Самоучитель русского языка”, созданный для учащихся-армян. Детально описаны все разделы (рубрики) данной обучающей программы, выявлены ее основные достоинства и некоторые недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный “Самоучитель русского языка” как средство обучения русскому языку учащихся-армян»

3. Сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». URL: http://www.gto-normy.ru/ (дата обращения: 23.05.2015)

4. Сайт Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Курганской области». http://xn-45-hmchy.xn—p1ai/novosti/den_rozhdeniya_gto.html (дата обращения: 23.05.2015)

5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» // Российская газета. 26.03.2014. № 68.

6. Югова Е. А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетентности / Е. А. Югова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С.100-103

© А.Е. Подоляка, 2015

УДК 378

Г.Р. Саркисян

преподаватель Филологический факультет Гаварский государственный университет Г. Гавар, Республика Армения

ЭЛЕКТРОННЫЙ "САМОУЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА" КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ-АРМЯН

Аннотация

В статье рассматривается первый в своем роде электронный "Самоучитель русского языка", созданный для учащихся-армян. Детально описаны все разделы (рубрики) данной обучающей программы, выявлены ее основные достоинства и некоторые недостатки.

Ключевые слова

Электронный учебник, электронный самоучитель русского языка, электронное пособие, компьютерное обучение, современные технологии обучения.

Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка самые широкие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новый уровень. Главное достоинство современной обучающей техники, на наш взгляд, - это простота, удобство и эффективность ее применения. Как отмечал Фадеев С.В., "компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых они раньше и не подозревали" [2, с.5]. Следует помнить, что преподавателям нового поколения необходимо квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения той или иной дисциплины, в нашем случае - обучению иностранному языку. Важно помнить, что учащемуся самому трудно ориентироваться в многообразии обучающих ресурсов, и именно преподаватель помогает выбрать рационально правильный из них, его конкретный раздел для более эффективного обучения. Поэтому сегодня преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве электронных учебников и пособий, которые обеспечивают овладение иностранным языком и повышают эффективность обучения. В этой связи нелья не согласиться с Палагутиной М.А. в том, что "педагогическая актуальность, формируемая в информационно-обучающей среде системы языковых знаний и умений, состоит в том, что обучаемому должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая возможность решать задачи возрастающего уровня сложности" [1].

В настоящее время существует огромное количество электронных средств учебного назначения по русскому языку, призванных формировать у учащихся коммуникативную компетенцию со всеми ее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

составляющими. Такие электронные материалы можно поместить на электронные носители, а также выложить в свободном или ограниченном доступе в сети Интернет. Некоторые разделы или фрагменты из таких электронных учебников/пособий мы рекомендуем применять в армяноязычной аудитории. К сожалению, электронных учебников/пособий по русскому языку, специально предназначенных для учащихся армян, всего два. Это "Мультимедийное пособие по русскому языку для учащихся 7,8,9 классов общеобразовательных школ Армении" (авторы: Бабаян Т.А., Самуэлян С.Б.) и "Самоучитель русского языка" (Совместный проект фонда "Русский мир" и ОО "Очаг русской культуры" при участии ЗАО "Алгоритм-Сервис").

В данной статье мы решили рассмотреть созданный для армяноязычных учащихся первый в своем роде "Самоучитель русского языка".

Курс состоит из следующих разделов:

1. "Старт". Здесь можно увидеть все настройки курса и урегулировть их по собственному усмотрению.

2. "Фонетика". Здесь учащийся усвоит правила произношения отдельных звуков, слогов, слов и простых выражений, которые представлены в виде красивых иллюстраций (большое внимание уделено наиболее трудным аспектам русской фонетической системы, особенно для армяноязычных учащихся, например: гласному звуку "Ы"). Затем в подсистеме "Практика" учащийся выполняет простые упражнения и совершенствует произносительные навыки различных слов и словосочетаний, а также вырабатывает технику чтения. Подсистема содержит 13 уроков. В каждом уроке можно прослушать эталон, затем записать собственное произношение, а после прослушать и сравнить свое произношение с эталоном.

3. "Диалоги". Здесь помещено 144 урока, а также большое количество полезных выражений по самым различным темам: знакомство, правила этикета, встреча, прощание, медицинская помощь и т.д. Данный раздел позволяет пополнять и совершенствовать словарный запас учащихся. В этом разделе также можно прослушать диалог несколько раз, понять его смысл, выучить новые слова диалога (передвигая мышку на то или иное слово). Внизу экрана помещены окна с текстами на русском и армянском языках, которые можно при желании отключить. Отключив 2 текстовых окна, можно попробовать самостоятельно ответить на реплики одного из участников диалога, будучи в роли другого, моделируя диалог под себя. Такие упражнения активизируют словарный запас и грамматические знания учащегося. Программа предоставляет возможность установить разговорный режим диалога, установить частоту повтора каждого отрывка, длину пауз. Известно, что переводить с иностранного языка на родной проще, чем наоборот. Можно работать с обратным переводом, отключив окно русского текста в разделе "Диалоги" и произнеся необходимый отрывок, сравнить записанное с прозношением диктора. В этом же режиме учащийся может, нажав на кнопку режима графика звука, попробовать повторить запись, стараясь достичь максимальной эквивалентности своего произношения и эталона. Примечательным мы считаем тот факт, что здесь есть также возможность записи диалога под диктовку и самопроверки (либо всей строки, либо по буквам).

4. "Словарь" . Для доступности формирования словарного запаса учащихся все слова проиллюстрированы, что облегчает их запоминание. Здесь каждый урок (всего уроков - более 500, в каждом - 20 слов и иллюстраций) имеет определенное количество включенных слов, 4 этапа работы на запоминание. Можно прослушать слово, проверить его правильное написание, увидеть перевод на армянский язык, а также в режиме "поиска" найти интересующее слово на русском или армянском языках. Особо хочется подчеркнуть то, что во всех словах расставлено ударение.

5. "Грамматика". Учащийся может ознакомиться и усвоить теорию, представленную в виде видеолекций и множества примеров. Грамматика представлена в линейном порядке, начиная с имени существительного и заканчивая синтаксисом русского языка, что, на наш взгляд, является не слишком целесообразным в армяноязычной аудитории, где русский язык усваивается как иностранный. Кроме грамматического материала, в этом разделе представлено большое количество рецептивных и репродуктивно-продуктивных упражнений и заданий на закрепление усвоенного материала. Многие упражнения, как и весь грамматический материал, представлены в переводе на армянский язык.

6. Для закрепления обучения можно пройти в раздел "Сказки", который содержит 4 сказки на русском языке с возможностью перевода на армянский язык. Это сказки "Иван-царевич и серый волк", "Иван-царевич, Жар-Птица и серый волк", "Царевна-лягушка" и "Колобок".

7. В раздел "Страноведение" включены сведения о стране, в которой говорят на данном языке, а именно тексты по географии России, о городах-героях, по истории России, обычаям, традициям, праздникам, о современной России, о русских художниках, композиторах и т.д. Последние два раздела ("Сказки" и "Страноведение"), на наш взгляд, являются особенно ценными, поскольку способствуют формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся.

Следует отметить, что система запоминает номер последнего урока каждого раздела. Запустив программу на следующий день, учащийся сможет освежить в памяти вчерашний урок или выбрать новый. А если он покидает курс надолго, то система фиксирует и это. Параллельно с изучением курса фиксируются все результаты и ошибки, запоминаются многочисленные маркеры и оценки (например, для изучения каждого слова в разных режимах). На основании этих оценок вычисляются средние результаты, и согласно требованиям Admiшstrator-а вычисляется количество уроков. Если при повторном изучении урока результаты будут выше, чем при предыдущем, записываются новые результаты.

Таким образом, учитывая уровень владения русским языком, "Самоучитель русского языка" можно использовать для обучения русскому языку студентов первых курсов гуманитарных отделений вузов РА. При этом его можно использовать не только на аудиторных занятиях, но и рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.

Список использованной литературы:

1. Палагутина М. А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/578/ Дата обращения: 14.08.2014

2. Фадеев С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М., "Русский язык".1990. 81 С.

3. www.algserv.am

© Г.Р. Саркисян, 2015

УДК 378

Р.Р. Саркисян

К.п.н., преподаватель Филологический факультет Гаварский государственный университет Г. Гавар, Республика Армения

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУБКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ В ВУЗАХ АРМЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме концентрической организации учебного материала при формировании и развитии лингвистической, и в частности словообразовательной компетенции студентов, обучающихся на факультетах русской филологии в РА. Предлагаемая система концентрического расположения материала по словообразованию (на примере конверсии) имеет много преимуществ, в сравнении с линейным принципом организации материала.

Ключевые слова

Лингвистическая компетенция, словообразовательная субкомпетенция, концентрическая организация

языкового материала, конверсия.

Объектом нашего исследования является формирование и развитие словообразовательной субкомпетенции студентов, обучающихся на факультетах русской филологии в вузах Армении. Пристальное

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.