Научная статья на тему 'О педагогическом проекте "компрессивное словообразование"'

О педагогическом проекте "компрессивное словообразование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРЕССИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / УСЕЧЕНИЕ / СУБСТАНТИВАЦИЯ / УНИВЕРБАЦИЯ / АББРЕВИАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / COMPRESSIVE WORD FORMATION / SYNCOPATION / NOMINALISATION / ABBREVIATION / ELEKTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Н.Н.

В статье представлен анализ школьной программы по русскому языку на предмет изучения словообразования. Определено, что некоторые из активных способов современного словообразования школьная программа не охватывает, в частности, компрессивные (усечение, универбация, субстантивация, аббревиация). Предлагается проект элективного курса для учащихся 7-9 классов «Компрессивное словообразование» для восполнения недостаточности знаний по современному словообразованию у обучающихся. В процессе изучения элективного курса учащиеся смогут углубить знания по словообразованию современного русского языка, развить умения словообразовательного анализа слов, интерес к актуальным языковым явлениям современного русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the pedagogcal project "Compressive word formation"

The article presents an analysis of the school curriculum in the Russian language in order to study word formation. It was determined that some of the active ways of contemporary literature curriculum does not include, in particular, the compressive word formation (syncopation, nominalisation, abbreviation). Proposed project elektive course for the students classes 7-9 "Compressive word formation" to make up for the insufficiency of knowledge on modern word formation of learners. In the process of studying the elektive course students will be able to deepen the knowledge of word formation of modern Russian language, develop skills word formation analysis of words, of interest to contemporary linguistic phenomena of modern Russian language.

Текст научной работы на тему «О педагогическом проекте "компрессивное словообразование"»

УДК 372.881.161.1

Н.Н. Сафонова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и

журналистики

БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

г. Сургут, Россия natniksaf@rambler.ru ORCID: 0000-0001-7436-0285

О педагогическом проекте «Компрессивное словообразование»

В статье представлен анализ школьной программы по русскому языку на предмет изучения словообразования. Определено, что некоторые из активных способов современного словообразования школьная программа не охватывает, в частности, компрессивные (усечение, универбация, субстантивация, аббревиация). Предлагается проект элективного курса для учащихся 7-9 классов «Компрессивное словообразование» для восполнения недостаточности знаний по современному словообразованию у обучающихся. В процессе изучения элективного курса учащиеся смогут углубить знания по словообразованию современного русского языка, развить умения словообразовательного анализа слов, интерес к актуальным языковым явлениям современного русского языка.

Ключевые слова: компрессивное словообразование, усечение, субстантивация, универбация, аббревиация, элективный курс.

N.N. Safonova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of

Philological Education and Journalism Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia

On the pedagogcal project «Compressive word formation»

The article presents an analysis of the school curriculum in the Russian language in order to study word formation. It was determined that some of the active ways of contemporary literature curriculum does not include, in particular, the compressive word formation (syncopation, nominalisation, abbreviation). Proposed project elektive course for the students classes 7-9 "Compressive word formation" to make up for the insufficiency of knowledge on modern word formation of learners. In the process of studying the elektive course students will be able to deepen the knowledge of word formation of modern Russian language, develop skills word formation analysis of words, of interest to contemporary linguistic phenomena of modern Russian language.

Keywords: compressive word formation, syncopation, nominalisation, abbreviation, elektive course.

В современном школьном курсе русского языка основы словообразования даются уже в начальной школе. В 5-7 классах обучающиеся знакомятся с основными понятиями структуры слова, с основными процессами словопроизводства, в 8-9 классах полученные знания закрепляются и обобщаются.

Считается, что основные задачи обучения словообразованию в школе состоят в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В ФГОС сформулированы предметные результаты, которые относятся к словообразованию:

- расширение и систематизация научных знаний о языке;

- осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

- формирование навыков проведения словообразовательного анализа слова.

Примерная программа основного общего образования, сопровождающая Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, предполагает наполнение школьной программы по русскому языку в части изучения словообразования следующим содержанием:

1. Основные способы образования слов.

2. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.

3. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно.

4. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

5. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности [1, с. 6-7].

Изучение раздела «Словообразование» имеет большое теоретическое и практическое значение. Однако при его изучении учащиеся испытывают затруднения. По мнению Е.И. Литневской и В.А. Багрянцевой, для этого есть ряд причин:

1) словообразование изучают в средней школе в сравнительно небольшом объеме (по сравнению с морфологией и синтаксисом);

2) системно словообразование начинают изучать достаточно рано для полного понимания и усвоения (5 класс);

3) в учебных пособиях не выявляются, а скрываются сложности словообразовательного анализа [2, с. 12].

Задача учителя на уроках словообразования довольно сложная: учитель должен развить навыки языкового анализа у обучающихся, систематизировать их знания и умения на основе осознания ими семантической сущности изучаемых явлений и совершенствовать грамматическое мышление. Учащийся должен уметь правильно опознавать и выделять словообразовательные морфемы и учитывать их смысловую характеристику.

Изучение раздела «Словообразование» представляет трудности для учащихся как средних, так и старших классов школы.

Раздел словообразование изучается в школе наряду с морфемикой, а затем при знакомстве с частями речи рассматриваются и соответствующие способы их образования, поэтому эти сведения часто находятся в поле зрения учащихся. Но, несмотря на это, у учащихся возникает немало трудностей, так как теоретические сведения в школьных учебниках даны неполно, а активные способы изучаются либо эпизодично, либо не изучаются совсем.

Рассмотрим, как в школьных учебниках изучаются различные способы словообразования, в частности активные способы современного словообразования, куда мы относим компрессивные способы (аббревиацию, универбацию, субстантивацию, усечение, сложение основ и слов).

В школьном курсе русского языка неморфологические способы словообразования рассматриваются поверхностно, и в учебниках можно найти материал, посвященный только таким способам неморфологического словообразования, как переход из одной части речи в другую (Я люблю (что?) все новое) и сращение словосочетания в одно слово (мало образованный ^ малообразованный). Слова, образованные этими способами, встречаются и в тестах ОГЭ по русскому языку за 9 класс.

Подробно изучается в школе только морфологические способы словообразования. В школьном курсе русского языка с 5 по 7 класс среди морфологических способов словообразования изучаются суффиксальные способы,

бессуффиксный и сложение разных видов (сложение основ; сочетание начальных звуков, сочетание начальных букв (аббревиация); сочетание начальных слогов).

Школьная программа не предусматривает специальной работы с аббревиатурами. Термин «аббревиатура» не вводится, в учебниках имеется несколько упражнений, связанных с анализом аббревиатур.

Таким образом, в школе мало внимания уделяется анализу слов, образованных с помощью компрессивных способов современного словообразования (аббревиация, универбация, субстантивация, усечение, сложение основ и слов), некоторые из них даже не упоминаются при изучении словообразования (усечение, универбация). Однако в настоящее время компрессивные способы словообразования отличаются высокой продуктивностью, в связи с постоянным ростом информации в современном русском языке и экономией языковых усилий и времени. Просмотр современных фильмов, ведение переписки в различных социальных сетях, чтение и слушание текстов современных блогеров пополняют речь современных школьников компрессивной лексикой, которую они активно используют, часто даже и не предполагая, как образованы эти слова, как правильно пишутся, что на самом деле значат.

В связи с тем, что компрессивное словообразование является активным процессом русского языка, а компрессивная лексика активно употребляется в речи современных школьников, следует уделять ему внимание в период изучения русского языка в среднем и старшем звене школы. Изучение активных способов словообразования помогает учащимся понять, как образованы часто употребляемые ими в обиходной речи компрессивные слова, что помогает пополнить лексический запас школьника и избежать ошибок в написании таких слов, большинство из которых отсутствует в словарях.

В настоящее время школьная программа не охватывает все способы словообразования, за ее рамками остаются даже активные в настоящее время компрессивные способы, в связи с этим мы предлагаем педагогический проект элективного курса «Компрессивное словообразование», адресованный учащимся 7-9 классов, который поможет им лучше освоить данный раздел.

Содержание педагогического проекта «Компрессивное словообразование»

Нами составлен педагогический проект «Компрессивное словообразование». Проект направлен на разработку и реализацию элективного курса по русскому языку «Компрессивное словообразование».

Актуальность:

В результате словотворческой деятельности в русском языке появляется много слов. Новые слова образуются от имеющихся лексических единиц с помощью существующих в языке способов словообразования. Значение словообразования русского языка неоспоримо, поскольку словообразование является источником пополнения языка новыми лексемами, отражающими различные стороны жизни общества. В связи с тем, что компрессивное словообразование является активным процессом русского языка, следует отводить ему определенное место в школьных программах по русскому языку.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) элективный курс по праву занимает ведущее место. Именно поэтому нами выбрана такая форма работы с детьми.

Предмет: русский язык

Возраст учащихся: 7-9 классы

Цель проекта: разработать элективный курс, с помощью которого познакомить учащихся с понятиями «компрессивное словообразование», «виды компрессивного

словообразования», изучить способы компрессивного словообразования, проанализировать их на конкретных примерах.

Задачи проекта:

Обучающие:

- формирование представления об активных способах словообразования русского языка;

- формирование представления о правильном употреблении и правописании новых слов, образованных путем компрессивного словообразования;

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения, получаемые учащимися на уроках русского языка.

Развивающие:

- развитие умения словообразовательного анализа слов;

- развитие умения находить ошибки в тексте;

- развитие монологической речи;

- развитие интереса к языковым явлениям современного русского языка;

- развитие творческой активности учащихся.

В оспитательные :

- воспитание работы в коллективе, уважительного отношения друг к другу;

- воспитание ответственности за результат своей работы и коллективных работ;

- воспитание бережного отношения к русскому языку и слову.

1 этап - погружение в проект

Задача этого этапа - изучить школьную программу, интересы детей и, исходя из перечисленного, составить списки литературы, на которых будет базироваться элективный курс.

2 этап - организация деятельности.

Описать элективный курс, представить его учащимся, обговорить все нюансы с директором школы, объявить учащимся место и время проведения предстоящего внеклассного мероприятия курса.

3 этап - осуществление деятельности.

Проведение элективного курса с детьми. Подготовка к презентации проекта.

4 этап - презентация проекта.

Презентация проекта проходит в виде внеклассного мероприятия. Подвести итоги проделанной работы. Учащиеся представляют свои словарики.

Основополагающий вопрос:

Что представляет собой компрессивное словообразование?

Какие есть способы компрессивного словообразования?

Проблемные вопросы учебной темы:

Как образуются новые слова?

Полезны ли новые слова, образованные путем компрессивного словообразования, или они представляют угрозу для русского языка?

Учебные вопросы:

Каковы правила употребления новых слов, образованных путем компрессивного словообразования, мы можем вывести после прохождения курса.

Определите, какие умения нужны, чтобы правильно употреблять новые слова, образованные путем компрессивного словообразования?

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

- осознание значимости правильного употребления новых слов, образованных путем компрессивного словообразования, для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- осознание ответственности за результат своей работы и коллективных работ;

- повышение грамотности.

метапредметные:

- освоение приемов поиска и отбора нужной информации;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

предметные:

- расширение, углубление, дополнение языковых знаний, умений, получаемых учащимися на уроках русского языка;

- формирование умения словообразовательного анализа слов;

- формирование бережного отношения к русскому языку и слову.

Конкретный ожидаемый продукт:

Методические разработки. Составление учащимися словарика аббревиатур и графических сокращений. На основе выявленных проблем в употреблении аббревиатур и графических сокращений в эпиграфике города разработать рекомендации по составлению объявлений, которые можно представить администрации города.

Тематический план элективного курса по русскому языку «Компрессивное словообразование»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку нами был создан элективный курс «Компрессивное словообразование».

Данный элективный курс подготовлен для учащихся 7-9 классов. Он включает в себя десять занятий. Элективный курс рассчитан на весь учебный год. Занятия проводятся один-два раза в месяц. Длительность одного занятия составляет один час. Цель элективного курса - познакомить учащихся с понятиями «компрессивное словообразование», «виды компрессивного словообразования», изучить способы компрессивного словообразования, проанализировать их на конкретных примерах.

Для работы электива выбраны следующие формы работы:

- практические занятия: дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра, мультимедийная презентация, привлечение возможностей сети Интернет;

- групповые консультации: опрос, интеллектуальная разминка, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль.

Такие формы работы способствуют творческому развитию детей, учат умению работать в коллективе, воспитывают уважительное отношение к ответам одноклассников.

Календарно-тематический план элективного курса

№ п/п Время проведения Кол-во часов Тема Форма Цели

1 Сентябрь 1 Активные Лекция с Знакомство с

способы элементами активными процессами

современного беседы с современного

словообразования использованием словообразования

мультимедийной (морфологическими и

презентации неморфологическими)

2 Октябрь 1 Компрессивные способы современного словообразования Урок- исследование: перекрестная работа в малых группах с привлечением сети Интернет Рассмотреть компрессивные способы современного словообразования; формирование групп по 2 человека для последующей совместной деятельности

3 Ноябрь 1 Универбация как активный процесс словообразования Урок-практикум: интерактивное групповое занятие Знакомство с универбацией как активным процессом современного словопроизводства, анализ универбатов с точки зрения их образования и функционирования

4 Декабрь 2 Усечение производящей основы как активный процесс словообразования Урок-практикум: занятие с привлечением возможностей сети Интернет Знакомство с усечением производящей основы как активным процессом современного словопроизводства, анализ слов, подвергшихся усечению, с точки зрения их образования и функционирования

6 Февраль 1 Аббревиация как активный процесс словообразования Урок- исследование: мозговой штурм, работа в группах по созданию кластеров Знакомство с аббревиацией как активным процессом современного словообразования

7 Февраль 1 Аббревиация и отаббревиатурное образование слов Урок-практикум: занятие в группах с привлечение возможностей сети Интернет Поиск и анализ аббревиатур, встречающихся в речи известных интернет-блогеров.

8 Март 1 Субстантивация как активный процесс современного словообразования Творческая работа Знакомство с универбацией как активным процессом современного словопроизводства, анализ универбатов с точки зрения их образования и функционирования

9 Апрель Компрессия как активный процесс современного русского словообразования Урок закрепления и обобщения материала: конференция Повторение и обобщение знаний, полученных во время работы в кружке

Таким образом, актуальность темы исследования обусловила выбор тематики элективного курса по русскому языку в 7-9 классах - «Активные способы современного словообразования» (10 ч.), который включает в себя такие формы занятий, как урок-исследование, урок-практикум, конференция, лекция с элементами беседы с использованием на них современных активных методов обучения (мозговой штурм, перекрёстная работа в группах, создание кластеров, решение кроссвордов, использование мультимедийной презентации и возможностей сети Интернет).

В процессе работы учащиеся смогут углубить знания по словообразованию современного русского языка, развить умения словообразовательного анализа слов, интерес к языковым явлениям современного русского языка. Данный элективный курс поможет привить интерес к исследовательской деятельности, внимательное отношение к русскому языку, развить культуру научной речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный стандарт общего образования // Учительская газета. - 2009. - № 1. - С. 5-20.

2. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багренцева. - М. : Академический проект, 2006. - 590 с.

REFERENCES

1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obshchego obrazovaniya [Federal state standard of the general education]. Uchitel'skaya gazeta [Teacher's newspaper], 2009, no. 11, pp. 5-20.

2. Litnevskaya E.I., Bagrenceva V.A. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v srednej shkole: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Methods of teaching Russian language in high school]. Moscow: Akademicheskij proekt, 2006. 590 p.

УДК 378.016:811

Е.П. Турбина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских

языков

ФГБОУ «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия catheriny@mail.ru ОЯСГО: 0000-0002-9195-8155

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на

неязыковых факультетах

В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим существенно возрастает роль иностранного языка на неязыковых факультетах вузов. Государственный стандарт высшего профессионального образования требует учета специфики будущей профессии при изучении иностранного языка, его направленности на будущую профессиональную деятельность. Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированное обучение в педагогических вузах, которое направлено на формирование способности у студентов к иноязычному общению в профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей будущей профессии. Наряду с отбором текстового материала, который отличается аутентичностью, коммуникативной и профессиональной направленностью, немаловажную роль играет и характер лексико-грамматических упражнений, которые служат основой для выполнения учебных действий. В статье рассмотрен пример лексико-грамматических заданий для студентов, обучающихся по специальности 050700.62 направление подготовки - специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия».

Ключевые слова: коммуникация, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная деятельность, успешность, лексико-грамматические упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.