Научная статья на тему 'Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования'

Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1228
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЛИ ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) / СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATION (OR TEACHER OF PRE-SCHOOL INSTITUTION) / SELF-REGULATION / PROFESSIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL HEALTH / MEANS OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Н. П.

Статья посвящена раскрытию возможностей профессионально-педагогической саморегуляции как средства профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания специалистов дошкольных учреждений. Автором раскрыты основные способы саморегуляции, которые могут использовать педагоги в образовательном процессе, в системе взаимодействия с его участниками. Готовность к саморегуляции в различных условиях и ситуациях педагогической деятельности связывается с высокой адаптивностью и профессионализмом специалистов, сохранением их профессионального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION AS A METHOD OF PROFESSIONAL BURNOUT OF THE PEI (PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION) EXPERTS

The article deals with the professional pedagogical self-regulation revealing as a method of prophylaxis and overcoming professional burnout syndrome of pre-school institutions teachers. The author reveals the major means of self-regulation that can be used by teachers during educational process in the system of cooperation with its participants. The readiness to self-regulation under different conditions and in different situations of pedagogical activity is connected with a high degree of adaptivity, experts professionalism and the preservation of their professional health.

Текст научной работы на тему «Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования»

3. Monakhov, V.M. Tekhnologicheskie osnovih proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo processa / V.M. Monakhov - Volgograd, 1998.

4. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii / V.P. Bespaljko - M.: Pedagogika, 1989.

Статья поступила в редакцию 01.02.2011

УДК 373.2

Sazanova N. P SELF-REGULATION AS A METHOD OF PROFESSIONAL BURNOUT OF THE PEI (PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION) EXPERTS. The article deals with the professional pedagogical self-regulation revealing as a method of prophylaxis and overcoming professional burnout syndrome of pre-school institutions teachers. The author reveals the major means of self-regulation that can be used by teachers during educational process in the system of cooperation with its participants. The readiness to self-regulation under different conditions and in different situations of pedagogical activity is connected with a high degree of adaptivity, experts professionalism and the preservation of their professional health

Key words: self-regulation, professional burnout, professional health, teacher of pre-school education (or teacher of pre-school institution), means of self-realization.

Н.П. Сазонова, к.п.н., доц. АлтГПА, г. Барнаул. Е-mail: [email protected]

САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена раскрытию возможностей профессионально-педагогической саморегуляции как средства профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания специалистов дошкольных учреждений. Автором раскрыты основные способы саморегуляции, которые могут использовать педагоги в образовательном процессе, в системе взаимодействия с его участниками. Готовность к саморегуляции в различных условиях и ситуациях педагогической деятельности связывается с высокой адаптивностью и профессионализмом специалистов, сохранением их профессионального здоровья.

Ключевые слова: саморегуляция, профессиональное выгорание, профессиональное здоровье, педагог дошкольного образования (или педагог дошкольного учреждения), способы саморегуляции.

Динамичность общества, изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, качественно меняют требования к специалистам, уровню их педагогического мастерства, общей и профессиональной культуре. Педагог в дошкольном учреждении является важнейшим воспитательным средством и образцом поведения для детей. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между дошкольниками, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности. Особенностями специалиста определяется эффективность формирования качеств личности воспитанников. Он постоянно находится в центре внимания детей, родителей, коллег, администрации. В ходе взаимодействия с детьми, воспитатель нередко сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями, не имеющими однозначного решения, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Вместе с тем, повышаются требования к характеру исследовательской и проектировочной деятельности специалистов. Педагоги входят в различные экспериментальные, творческие группы, участвуют в разработке программ, образовательных проектов, занимающих значительное время в течение дня. Следствие перегрузок - ухудшение самочувствия, снижение работоспособности.

Профессиональная деятельность педагога часто сопровождается повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. Стохастичность этой деятельности, необходимость быть образцом для подражания дошкольникам в каждый момент общения с ними определяет стрессогенность профессии, ее высокую эмоциональную насыщенность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога ДОУ снижают эффективность образовательного процесса, способствуют возникновению в структуре личности негативных черт, нарушают благоприятный климат в коллективе детей, разрушают психическое здоровье участников взаимодействия, ведут к профессиональным деформациям.

Одним из проявлений профессиональной деформации является «эмоциональное выгорание» или «педагогическая усталость». Явление характеризуется сложившимся в ответ на отрицательное влияние профессиональной среды стереотипом эмоционального и профессионального поведения педагога. Провоцирующими факторами является сам характер профессиональной деятельности, многообразие выполняемых функций, высокий коэффициент активности и ответственности. Наличие множества профессиональных обязанностей педагогов вступа-

ет в противоречие с невысоким престижем профессии, низкой материальной оценкой труда воспитателей ДОУ. Это, в свою очередь, порождает неудовлетворенность профессией, формализацию общения с детьми, отчуждение от инноваций в образовании. Педагог, являясь постоянным образцом (поведения, общения, деятельности) для детей и родителей, объектом контроля и анализа управляющих органов, исчерпывает свои внешние и внутренние резервы.

Источником возникновения эмоционального выгорания являются также личностные характеристики педагога - преобладающие черты слабого типа высшей нервной деятельности, особенности характера, низкая самооценка, неудовлетворенность самореализацией в жизни и профессии, отсутствие способности к рефлексии и саморазвитию.

Эффективным способом, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания является саморегуляция. От того, как педагог умеет управлять собой, своими состояниями, восстанавливать внутренний комфорт и работоспособность, во многом зависят личностный успех и результаты дошкольного образования, его качество, а также профессиональное здоровье самих специалистов.

Способность педагога к саморегуляции своих состояний, действий, поступков, работоспособности, творческого самочувствия является одним из действенных механизмов самовосстановления человека, предотвращения профессиональных деформаций. В педагогической литературе саморегуляция рассматривается как способность педагога владеть собой, самостоятельно и осознанно управлять своей деятельностью, психическими состояниями, создавать положительный эмоциональный климат в детском сообществе.

Таким образом, профессиональная саморегуляция рассматривается нами как системное, интегральное, профессионально важное качество специалиста. Оно заключается в возможности устанавливать соответствие между требованиями педагогической деятельности в каждый момент осуществления, текущими состояниями личности, ее действиями в конкретных ситуациях и проявляется в способности субъекта к самоизменению и саморазвитию [1, с. 15].

Структуру этого «синтетического» качества составляют целый ряд личностных компетенций. Ведущими из них мы выделяем:

- понимание значимости профессиональной саморегуляции в эффективности педагогической деятельности;

- направленность на формирование регуляторных умений у своих воспитанников;

- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и поведения в профессии;

- способность видеть себя «глазами участников педагогического процесса»;

- умение проявлять выдержку и самообладание, тормозить всплески отрицательных эмоций;

- готовность к созданию педагогически целесообразных эмоций, не испытываемых специалистом на данный момент;

- способность снимать эмоциональную напряженность, создавать благоприятный эмоциональный климат в образовательном процессе;

- способность к эмоциональному переключению в своей деятельности и деятельности воспитанников;

- способность самостоятельно ставить цель деятельности, моделировать значимые условия, составлять программу действий, оценивать промежуточные и конечные результаты своих действий, осуществлять их коррекцию;

- готовность регулировать собственное профессиональное самодвижение и саморазвитие;

- эмоциональная и деятельностная готовность к неожиданным профессиональным ситуациям;

- умение вызывать, сохранять работоспособность, творческое вдохновение в разных педагогических ситуациях.

Качество характеризуется преимущественно осознанным проявлением его компонентов, базирующимся на знаниях особенностей своей личности, теоретических и операциональных основ регулирования. Между тем в процессе регулирования действуют бессознательный и подсознательный уровни. Базисом для развития профессиональной саморегуляции выступают наследственные данные, а также стихийно и целенаправленно приобретенный личностью опыт регулирования. Наследственные данные могут быть в большей или меньшей степени благоприятными для развития данного системного профессионально важного качества. Однако активная преобразующая деятельность самого субъекта, компенсаторные механизмы позволяют сформировать необходимые умения.

Современные исследователи педагогической деятельности (Л.Г. Дикая, Н.В. Жутикова, А.И. Захаров, Л.А. Китаев-Смык, О.А. Конопкин, О.Б. Леонова, О.В. Лосавио, А.О. Прохоров, А.Я. Чебыкин и др.) констатируют факт недостаточной изученности вопросов саморегуляции педагогов и детей, не смотря на их большую теоретическую и практическую значимость. Авторами активно изучаются способы саморегуляции педагога в профессиональной деятельности, осуществляется перенос известных способов регулирования из психологии спорта и др. (Г.Д. Горбунов, В.П. Некрасов, Н.М. Пейсахов, М.М. Хананашви-ли, Н.А. Худадов, Р Фрестер и др.).

А.О. Прохоров отмечает, что психологическая невооружен-ность педагогов, неумение владеть собой и незнание приемов саморегуляции ведут к закреплению в структуре личности негативных черт, разрушают здоровье, создают условия для преждевременного «профессионального старения». Часто педагоги интуитивно используют некоторые способы саморегуляции своих состояний (динамические, бытовые, самовнушение) [2, с. 157].

Саморегуляцию необходимо целенаправленно развивать. В этой связи в практике работы специалистов дошкольных учреждений необходимо найти место деятельности, помогающей развивать необходимые регуляторные умения, осваивать способы саморегулирования и самовосстановления в профессии. На базе ДОУ целесообразна организация психолого-педагоги-ческой и методической помощи воспитателям по поддержанию их эмоционального и физического самочувствия, профилактике синдрома эмоционального выгорания. Основными целями такой помощи выступают: мотивация педагогов дошкольного образования на овладение методами и средствами предотвращения профессиональных деформаций, снижение неблагоприятных эмоциональных состояний, формирование системы знаний о механизмах и способах саморегулирования, освоение педагогами этих способов и формирование опыта их применения в практической деятельности и взаимодействии с участниками педагогического процесса.

Самовосстановление внутренних личностных и профессиональных резервов, поддержание хорошего эмоционального самочувствия, способность за короткий промежуток времени восстановить силы и настроиться на разностороннее взаимо-

действие с детьми в разнообразной деятельности может осуществляться педагогом разными способами. Вариативность этих способов помогает каждому специалисту выбрать эффективные именно для него способы самовосстановления.

Способы саморегуляции необходимо отличать от психокоррекции, проводимой специально подготовленными психологами. К ним можно отнести:

- способы саморегуляции внутренних состояний через внешнее воспроизведение признаков желаемого, требуемого на данный момент времени в профессии (с помощью мимики, движений, жестов, темпа речи, типа дыхания создается необходимая эмоция

- чувство уверенности, огорчения поступком, радости и др.);

- мысленное оперирование чувственными образами и представлениями в целях отдыха и самовосстановления сил (представление себя в приятном месте - в лесу, на берегу моря и т. д., что приводит к внутреннему созерцанию пейзажа, отдыху, переключению на некоторое время от негативных факторов среды;

- способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта, выраженных в речи (само-приказ, самовнушение, самоубеждение, создание внутренней установки, приемы логики и рассуждения);

- способы саморегуляции действий специалиста в логике: мотивация - целеполагание - анализ значимых условий - планирование - организация - оценка действий, поступков, состояний;

- игровые способы создания нужных на данный момент состояний, типа поведения;

- физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.), как способ профилактики и устранения деструктивных состояний специалистов [3, с. 49].

Каждая из этих групп способов выполняет задачу саморегуляции личности и деятельности педагога. Знакомство с этими способами позволяет человеку определить наиболее эффективные для себя пути самоуправления, самовосстановления, а значит способствует профилактике формирования синдрома профессионального выгорания.

Так, игровые способы саморегуляции заключаются в проигрывании педагогом роли такого человека, которым ему хочется (необходимо) быть в данный момент. Принятие роли помогает снять личностные «зажимы», преодолеть внутренние трудности и действовать в соответствии с желаемым образцом, с позиции другого - саморегулируемого человека, конструктивно выйти из сложной педагогической ситуации, избежать срывов. Опыт регуляции в какой-либо роли позволяет быстро привести в необходимую норму поведение специалиста. Кроме того, принимаемая роль конкретного героя, интересна для воспитанников. Взаимодействие детей с «новым» педагогом выступает действенным средством их воспитания и развития, вносит разнообразие в педагогический процесс.

Роль может иметь подчиненный или самостоятельный характер. Под подчиненной мы понимаем подражательную роль. Педагог на установленное им время становится историческим, литературным героем или реальным человеком, которого он считает образцом саморегулируемой личности. В таком случае игра может быть отнесена к имитационной и длиться от 10-15 минут до нескольких часов, в зависимости от целей, условий, возможностей субъекта.

Самостоятельная роль не предполагает подражание конкретному субъекту. Педагог осуществляет импровизации типа: «Я - оптимист», «Я - уверен в себе», «Я - активен», «Я - компетентный, уравновешенный человек», «Я - отдохнувший» в реальном образовательном процессе, во взаимодействии с детьми. Он ведет себя в соответствии с принятыми им игровыми правилами. В течение определенного времени действует в реальных или мысленно созданных условиях педагогической действительности как субъект, проявляющий необходимые умения регуляции действий, поведения, эмоций. Характер и специфика профессиональной деятельности порождают неблагоприятные факторы, оказывающие на специалиста негативное влияние, предполагающее встречное саморегулирование и самоуправление.

Игровые способы саморегуляции наиболее эффективны, на наш взгляд, в отношении педагогов, характеризующихся робостью, скованностью, повышенной тревожностью, находящихся в состоянии неуверенности в себе. Это могут быть молодые специалисты, испытывающие из-за недостатка опыта барьеры в общении с детьми и их родителями. Принятая ролевая позиция позволяет преодолевать личностные комплексы и посте-

пенно приобретать недостающие профессиональные и личностные качества.

Игровые способы саморегуляции наиболее успешно усваиваются в ходе соответствующих упражнений, посредством обыгрывания педагогических ситуаций (в поведенческом, коммуникативном и регулятивном планах), а также при участии обучающихся в педагогических играх (ролевых, деловых и др.).

Не менее эффективным и имеющим возможности применения педагогом в детском саду способом саморегуляции является двигательная активность. Л.П. Гримак отмечал, что физическая нагрузка относится к самой естественной группе способов саморегуляции человека. Многолетними медицинскими, психологическими исследованиями доказано, что наиболее эффективным, оперативным способом выхода из критической ситуации является немедленная физическая нагрузка (бег, физические упражнения, спортивные игры, физический труд). Она направляет избыточную, негативно “настроенную” энергию в неопасное для организма русло. В условиях интенсивной физической нагрузки мобилизуются физические силы организма, его внутренние резервы, позволяющие относительно безболезненно справиться с возникшими негативными обстоятельствами. Метод физической нагрузки хорошо сменять способами саморасслабления с помощью образов, самовнушения, элементов аутотренинга [4, с. 87].

Представленные группы способов саморегулирования педагога в профессиональной деятельности могут быть использованы как самостоятельные, так и в различных сочетаниях. За-

Библиографический список

логом успеха их реализации является сознательность и активность овладения этими способами, уверенность в эффективности применяемых приемов самовоздействия и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию. Знание и оперирование способами саморегуляции является значимым компонентом профессиональной культуры специалиста в системе дошкольного образования.

В ходе профессиональной деятельности педагога ДОУ существует много возможностей использовать разные способы самовосстановления и профилактики профессионального выгорания в течение дня. Многообразие видов деятельности, которые организует педагог с детьми, позволяет конструктивно использовать их для собственной «подзарядки». А так же важно понимать, что педагоги, любящие детей дошкольного возраста, передают и получают от них множество эмоций, продлевают «профессиональную молодость» и помогают развиваться подрастающим личностям. Профессиональная саморегуляция выступает как профессионально важное, интегральное качество личности педагога, включающее целый ряд важных компонентов. Эти компоненты необходимо формировать в образовательном процессе ДОУ. Так же специалисты могут развивать в себе необходимые регуляторные умения, используя дидактические материалы, отражающие способы саморегуляции специалиста в профессиональной деятельности. Необходимым и достаточным является наличие профессиональных психолого-педагоги-ческих компетенций. Простыми способами саморегулирования педагог может овладеть самостоятельно в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

1. Сазонова, Н.П. Развитие профессиональной саморегуляции будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений : учебное пособие для студентов педагогических факультетов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». -Барнаул : Изд-во БгПу, 2003.

2. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии, 1990. - № 5.

3. Сазонова, Н.П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие для педагогов, студентов педагогических факультетов. - СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

4. Гримак, Л.П. Общение с собой. - М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

Bibliography

1. Sazonova, N.P. Razvitie professionaljnoyj samoregulyacii buduthikh specialistov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh fakuljtetov, obuchayuthikhsya po specialjnosti «Doshkoljnaya pedagogika i psikhologiya». - Barnaul : Izd-vo BGPU, 2003.

2. Prokhorov, A.O. Samoregulyaciya psikhicheskikh sostoyaniyj v uchebnoyj i pedagogicheskoyj deyateljnosti // Voprosih psikhologii, 1990. - № 5.

3. Sazonova, N.P. Samoregulyaciya pedagogov DOU v professionaljnoyj deyateljnosti : uchebno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov, studentov pedagogicheskikh fakuljtetov. - SPb : OOO «IZDATELJSTVO «DETSTVO-PRESS», 2010.

4. Grimak, L.P. Obthenie s soboyj. - M.: Izd-vo polit. literaturih, 1991.

Статья поступила в редакцию 01.02.2011

УДК 81'373+378

Wang Dan. VOLUME AND COMPOSITION OF LEXICO-SEMANTIC GROUP NAMES OF CLOTHES AS A SUBJECT IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO CHINESE STUDENTS. The article presents principles for determining the volume and composition of the lexical-semantic group names of clothes for the purpose of her upbringing in the content of teaching Russian as foreign language Chinese students.

Key words: lexical-semantic group, linguocultural method of teaching Russian as a foreign language, linguocultural competence, educational core of lexical-semantic group, synonymic series, semantic volume.

Ван Дань, аспирант РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ОБЪЕМ И СОСТАВ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НАИМЕНОВАНИЙ ОДЕЖДЫ КАК ПРЕДМЕТА ОБУЧЕНИЯ РКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье представлены принципы определения объема и состава лексико-семантической группы наименований одежды с целью её включения в содержание обучения РКИ китайских студентов.

Ключевые слова: лексико-семантическая группа, лингвокультурологический подход к обучению РКИ, лингвокультурологическая компетенция, ядро учебной лексико-семантической группы, синонимические ряды, семантический объем.

При описании лексики в целях обучения русскому языку как используется парадигматическая группировка слов, отражающая

иностранному необходимо использовать наиболее целесообраз- ономасиологический подход к лексике, т.е. лексико-семантичес-

ные способы ел организации. Наиболее часто в обучении РКИ кая группа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.