Научная статья на тему 'Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности'

Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / PERSONALITY OF THE TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / SELF-EFFICIENCY / PROFESSIONAL GUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Наталья Викторовна, Айрапетова Диана Арсеновна, Гагиева Мадина Башировна, Елагина Анастасия Алексеевна, Пасечник Валерия Викторовна

Исследована проблема самоэффективности личности педагога, которая рассматривается авторами как позиция человека, его убеждения в личной способности эффективно реализовывать собственные профессиональные потребности в тех или иных условиях, в конкретных обстоятельствах. Также авторы считают, что самоэффективность педагога это перспективное видение результатов трудовой деятельности, уверенность в успех этой деятельности. В статье подчеркивается, что позиция самоэффективности педагога дошкольного образовательного учреждения возникает лишь при условии предпочтения более трудных задач по сравнению с другими коллегами; постановкой довольно сложных целей, чаще долгосрочных; а также проявлением активного упорства при их достижении, реализации собственных психологических ресурсов в трудовой деятельности. Авторами рассмотрена самоэффективность как ресурс повышения результативности профессиональной деятельности педагога, изучено влияние педагогического стажа на уровень самоэффективности, которое позволило выделить такие характеристики личностной самоэффективности педагогов, как предметная самоэффективность и самоэффективность в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Наталья Викторовна, Айрапетова Диана Арсеновна, Гагиева Мадина Башировна, Елагина Анастасия Алексеевна, Пасечник Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EFFICIENCY OF THE PERSONALITY AS RESOURCE INCREASING EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

The paper explores self-efficiency of the personality of the teacher which is considered by authors as a position of the person, his belief in personal ability to effectively realize his own professional needs for these or those conditions, for specific circumstances. The authors consider that the self-efficiency of the teacher is a perspective vision of results of work and confidence in success of this activity. The paper emphasizes that the position of self-efficiency of the teacher of presshool educational institution arises only under conditions of preference of more difficult tasks in comparison to other colleagues; statement of complicated, more often long-term purposes, as well as manifestation of active persistence at their achievement, and implementation of own psychological resources in work. Authors consider self-efficiency as a resource to increase effectiveness of professional activity of the teacher. Influence of a pedagogical experience on self-efficiency level studied enabled selection of such characteristics of personal self-efficiency of teachers as self-efficiency in subject teaching and self-efficiency in communication.

Текст научной работы на тему «Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 159.923.5:378 ББК 88.840 С 17

Н.В. Гордиенко

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Пятигорского государственного университета; E-mail: nat. idilia2008@mail.ru

Д.А. Айрапетова

Студентка направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» Пятигорского государственного университета; E-mail: diana_22248@bk.ru

М.Д. Гагиева

Студентка направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» Пятигорского государственного университета; E-mail: diana_22248@bk.ru

A.А. Елагина

Студентка направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» Пятигорского государственного университета; E-mail: diana_22248@bk.ru

B.В. Пасечник

Студентка направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» Пятигорского государственного университета; E-mail: diana_22248@bk.ru

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Исследована проблема самоэффективности личности педагога, которая рассматривается авторами как позиция человека, его убеждения в личной способности эффективно реализовывать собственные профессиональные потребности в тех или иных условиях, в конкретных обстоятельствах. Также авторы считают, что самоэффективность педагога - это перспективное видение результатов трудовой деятельности, уверенность в успех этой деятельности. В статье подчеркивается, что позиция самоэффективности педагога дошкольного образовательного учреждения возникает лишь при условии предпочтения более трудных задач по сравнению с другими коллегами; постановкой довольно сложных целей, чаще долгосрочных; а также проявлением активного упорства при их достижении, реализации собственных психологических ресурсов

в трудовой деятельности. Авторами рассмотрена самоэффективность как ресурс повышения результативности профессиональной деятельности педагога, изучено влияние педагогического стажа на уровень самоэффективности, которое позволило выделить такие характеристики личностной самоэффективности педагогов, как предметная самоэффективность и самоэффективность в общении.

Ключевые слова: самоэффективность, личность педагога, педагогический стаж, профессиональные качества, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образовательного учреждения.

N.V. Gordienko

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of the General and Pedagogical Psychology, Pyatigorsk State University; E-mail: nat.idilia2008@ mail.ru

D.A. Airapetova

Four-year student of direction of training 44.03.02 - Psychology and Pedagogic education; the profile: Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pyatigorsk State University; E-mail: diana_22248@bk.ru

M.D. Gagieva

Four-year student of direction of training 44.03.02 - Psychology and Pedagogic education; the profile: Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pyatigorsk State University; E-mail: diana_22248@bk.ru

A.A. Elagina

Four-year student of direction of training 44.03.02 - Psychology and Pedagogic education; the profile: Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pyatigorsk State University; E-mail: diana_22248@bk.ru

V.V. Pasechnik

Four-year student of direction of training 44.03.02 - Psychology and Pedagogic education; the profile: Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pyatigorsk State University; E-mail: diana_22248@bk.ru

SELF-EFFICIENCY OF THE PERSONALITY AS RESOURCE INCREASING EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Abstract. The paper explores self-efficiency of the personality of the teacher which is considered by authors as a position of the person, his belief in personal ability to effectively realize his own professional needs for these or those conditions, for specific circumstances. The authors consider that the self-efficiency of the teacher is a perspective vision of results of work and confidence in success of this activity. The paper emphasizes that the position of self-efficiency of the teacher of preschool educational institution arises only under conditions of preference of more difficult tasks in comparison to other colleagues; statement of complicated, more often long-term purposes, as well as manifestation of active persistence at their achievement, and implementation of own psychological resources in work. Authors consider self-efficiency as a resource to increase effectiveness of professional activity of the teacher. Influence of a pedagogical experience on self-efficiency level studied enabled selection of such characteristics of personal self-efficiency of teachers as self-efficiency in subject teaching and self-efficiency in communication.

Keywords: self-efficiency, personality of the teacher, pedagogical experience, professional qualities, professional competence, teacher of preschool educational institution.

Исследования последних лет, которые изучают становление профессионального самосознания, в основе своей затрагивают лишь когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты самосознания педагога. В то же время для достижения более высоких результатов в деятельности преподавателей является необходимым и изучение такого профессионального качества, как самоэффективность [1].

Самоэффективность представляет собой позицию человека, убеждение в собственной способности продуктивно (благополучно) действовать в тех или иных условиях, в конкретных обстоятельствах, уверенность в успех этих действий, чему неизбежно сопутствует предпочтение более трудных задач, постановка довольно сложных целей, а также проявление немалого упорства при их достижении.

Вопрос самоэффективности личности педагога обретает особенную значимость в обстоятельствах роста роли преподавателя в становлении личности индивида, когда от преподавателя необходима не только профессиональная компетентность, но и эластичность мышления и поведения. Такой показатель на рынке труда, как рост профессиональных требований к педагогу, является основным фактором увеличения процента стрессов, психологических расстройств и, наконец, профессионального выгорания. Следовательно, является необходимым нахождение и применение ресурсов роста профессиональных результатов педагога. Данный факт является причиной изучения проблемы развития самоэффективности педагога как условия результативности его профессиональной деятельности [2-4]. Однако следует учитывать и социальную важность нахождения и изучения способностей моделирования успешной результативности в профессии педагога.

Тем не менее теория самоэффективности и возможности его

фактического использования в педагогике остается наименее исследованной темой. На данный момент времени зарубежные специалисты провели сотни исследований по проблеме самоэффективности как условия успешности в различных сферах деятельности. Однако разнородность и фрагментарность данных исследований объясняет наличие так называемых «белых пятен» в отношении целостной структуры, элементов, детерминации, функций самоэффективности, в разработке методов ее исследования. Таким образом, несмотря на наличие исследований самоэффективности, проблема влияний данного фактора на эффективность профессиональной деятельности педагога, его специфика остается мало изученной.

Проблема самоэффективности освящена такими зарубежными специалистами-психологами, как: А. Бандура, М. Ерусалем, Р. Швар-цер, М. Шерер, Д. Шанк, Б. Зим-мерман, Дж. Капрара, Д. Сервон, Л. Первин, О. Джон и другие. В отечественной психологии данная проблема отражена в работах Т.О. Горде-евой, Е. А. Шепелевой, В. Г. Ромека, А. В. Бояринцевой, Д. А. Леонтьева и других психологов.

А. Бандура в своей теории выделил 4 фактора, влияющих на развитие самоэффективности, которые также служат и его источниками [5]:

1. Наиболее весомый вклад в развитие самоэффективности вносит личный опыт достижений, другими словами, тот успех и провал, который имел место быть в достижении желаемых результатов. Результат, в особенности приобретенный без помощи других и посредством собственного старания, может помочь индивиду поверить в собственное умение достигать требуемых результатов, оберегая от деструктивных реакций на провал в будущем. Данный успех служит наилучшим орудием терапии недостаточной самоэффективности. Чем труднее выполняемая задача, чем

сильнее становится воспринимаемая эффективность, тем выше уровень самоэффективности.

Помимо этого, самоэффективность, завоеванная с помощью личного опыта, как правило, обобщается и переносится во всю сферу схожих видов деятельности. Достижения поднимают оценку собственного профессионализма; многократные провалы подрывают её - в особенности в случае, если эти неудачи происходят на ранних стадиях формирования событий. Уже после того, как вследствие завоеванных удач закрепляется ожидание эффективности, негативное влияние неожиданных провалов ослабляется. А. Бандура намеренно отмечает, что с целью формирования самоэффективности необходимо развивать навык преодоления проблем посредством напористых стараний, при этом индивид обязан воспринимать результат своей деятельности, как взаимосвязанный с собственными усилиями.

2. Косвенный опыт, полученный с помощью наблюдения за другими, является следующим значимым источником самоэффективности. Мониторинг действий других людей в сложных ситуациях меняет представление наблюдающего о своей самоэффективности. Следя за тем, как другой человек благополучно справляется с разными задачами, индивид удостоверяется в том, что и он сможет усовершенствовать свои показатели. В случае, если при наблюдении выясняется, что старания, приложенные для достижения определенной цели, стали бесполезными, восприятие самоэффективности снижается. Самоэффективность наблюдателя будет выше в случае, если будут сходства с наблюдаемой личностью, успешно решающей некоторые проблемы. Но в том случае, если схожесть будет не слишком большой либо вообще будет отсутствовать, самоэффективность значительно уменьшится. Таким образом, наблюдение не только содействует

изменению уровня самоэффективности, но и может помочь в освоении полезных навыков.

В особенности эффективным косвенный опыт будет в том случае, если индивид следит за схожими с ним по возможностям и способностям людьми. В то же время индивид зачастую подбирает с целью наблюдения тех людей, которые существенно отличаются от него по возможностям, но это зачастую бывают люди, на которых он стремится быть похожим. Наиболее эффективным результат будет в том случае, когда человек наблюдает и подражает сразу нескольким отличающимся друг от друга личностям, неоднократно и успешно справляющимся с определенными жизненными задачами [6-7].

3. Социальное убеждение, т.е. высказанная точка зрения других людей - вербальное подкрепление либо наказание. Третий метод, с поддержкой которого возможно подкрепление чувства эффективности, состоит в том, чтобы уверить человека в том, что он обладает возможностями для решения достижения поставленной цели. Вербальные убеждения - наиболее частый и приемлемый метод развития самоэффективности. Если важные для личности люди высоко оценивают его возможности и заверяют его в том, что он сможет справиться с проблемой, уровень самоэффективности увеличивается. В деятельности педагога наиболее часто встречаются такие формы убеждения, как самовнушение, внушение, увещевание и обратная связь. Весьма значима поощряющая обратная связь, принуждающая людей прикладывать как можно больше усилий и достигать наилучших результатов. Но результативность вербальных убеждений не так высока, если сопоставить с другими источниками. Эффективность вербальных убеждений раскрывается через доверие и почтение к убеждающему человека лицу, а кроме того, его статус и авторитет. Следует отметить, что

стремления вербального убеждения дают лишь временный эффект в виде изменения самоэффективности. Вербальное влияние человека, который стремится достичь того или иного результата, в первую очередь, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей и соответствовать фактическим успехам.

4. Психологическое (чувственное) и физическое состояние: эмоциональные и физические реакции также влияют на уровень самоэффективности. Получая физиологическую обратную связь от своего организма, индивид способен получать сведение об уровне собственных возможностей. Анализ собственного психологического состояния оказывает большое влияние на оценку личных поведенческих возможностей.

Воспринимаемые индивидом свои психические состояния также могут оказывать воздействие на самоэффективность как позитивным, так и негативным образом. Если индивид при решении некой проблемы ощущает беспокойство и напряжение, он может прийти к заключению о том, что никак не способен достигнуть цели. Если он ощущает приятное возбуждение, позитивные чувства, то это, следовательно, увеличивает его самоуверенность. Необходимо отметить, что понимание самоэффективности зависит в большей степени не от самих физических характеристик, а от оценки этих состояний [8-9].

Исходя из вышесказанного, следует, что значимыми условиями формирования самоэффективности личности педагога выступают:

- переживание собственных успехов в деятельности;

- вербальная позиция, предполагающая психологическую помощь, уверенность в их возможностях, одобрение и позитивное оценивание;

- опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми, успешными в подобной деятельности;

- положительное психическое, эмоциональное состояние;

- способности саморегуляции поведенческих и психологических проявлений;

- сформированная взаимовыручка и поддержка в условиях коллективной работы.

Актуальность данной темы позволила провести исследование, целью которого стало изучение динамических характеристик самоэффективности педагогов МБДОУ №24 «Звездочка» города Пятигорска Ставропольского края. Исследование, в котором приняло участие 20 педагогов МБДОУ № 24 «Звездочка» города Пятигорска, позволило выделить такие характеристики личностной самоэффективности педагогов, как предметная самоэффективность и самоэффективность в общении. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: тест определения самоэффективности, (М. Шеер и Дж. Мад-дукс) и тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

Исследование самоэффективности личности педагога позволило выявить средний уровень данного показателя в деятельности у 55% респондентов и в общении у 44% респондентов. Данная категория педагогов в основном считает себя профессионально компетентными. 31% респондентов показали высокий уровень предметной самоэффективности, а в сфере общения только 22% респондентов. Исходя из этого, следует, что данные специалисты четко осознают свои профессиональные качества, а также уверены, что для выполнения профессиональных задач сумеют воспользоваться ими. У 13% педагогов был выявлен низкий уровень самоэффективности в деятельности, однако в сфере общения низкий уровень продемонстрировали 33% педагогов. Следовательно, данная категория педагогов не осознают всю важность своей профессии, они не смогут воспользоваться своими профессиональными качествами

как профессиональным инструментом в своей педагогической деятельности, другими словами, они педагогически некомпетентны.

Около 60% респондентов показали средний уровень проявления личностных профессионально важных качеств. Можно утверждать, что данные специалисты уверены в себе, проявляют позитивное сомо-отношение и экстремальный локус контроля. У 18,3% исследованных педагогов был выявлен высокий уровень ПВК; 22% протестированных педагогов обладают низким уровнем ПВК. Кроме этого, данное исследование позволило выявить нелинейный характер формирования личностной самоэффективности педагогов.

У респондентов с небольшим педагогическим стажем (менее 5 лет) нами была выявлена низкая оценка своих способностей, свойств характера, самоуважения. Данная категория респондентов не уверена в своей профессиональной компетентности для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

У респондентов, чей профессиональный педагогический стаж более 5 лет, показатели самоуважения резко возрастают, однако следует отметить, что также происходят изменения в мотивацион-ной сфере, появляются сомнения в правильном выборе профессии, что напрямую затрагивает уровень деятельностной самоэффективности. В процессе профессиональной педагогической деятельности педагогов наблюдается волнообразный рост уверенности в собственной успешности. Педагоги с профессиональным стажем более 10 лет имеют представление о том, насколько важную роль они играют в

дальнейшей жизни ребенка, а также осознают правильность выбора своей профессии.

Так как самоэффективность преподавателей считается одним из основных элементов их профессионального самосознания и для её успешного формирования необходима субъектная активность самих педагогов, в качестве рекомендаций можно посоветовать будущим педагогам формировать у себя потребность в саморазвитии и самопроектировании профессионального становления, активно включаться в освоение профессиональной деятельности уже на этапе вузовского обучения, заниматься самодиагностикой, раскрывая свои личностные и профессиональные ресурсы с последующим построением программы профессионального самовоспитания.

Анализ результатов исследования уровня самоэффективности педагогов МБДОУ №24 «Звездочка» позволил определить «проблемные зоны» обучения. Большинство характеристик данных сфер располагаются в пределах «средних» и «высоких» значений. Это предопределяет необходимость дальнейшего исследования данной проблемы, разработки методики для стимулирования формирования самоэффективности у педагога, чтобы изменять мышление и поведение, увеличивать мотивацию к деятельности, снижать степень тревожности и иных неблагоприятных чувств, образующихся при неудачах, а кроме того, содействовать социальному и психическому благополучию, максимальному профессиональному росту и, как итог, повышению успешности педагогической деятельности.

Примечания:

1. Бояринцева А.В. Тест на самоэффективность // Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж: Изд-во Моск. психолого-социального института: МОДЕК, 2003. С. 217-219.

2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики. М.: Смысл-Академия, 2006. 334 с.

3. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

4. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 53-58.

5. Капрара Дж.В., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 15-25.

7. Демкина Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей // Социосфера. 2011. № 4. С. 18-23.

8. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1997. 242 с.

9. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations. 1982. Vol. 35 (4). 321 р.

References:

1. Boyarintseva A.V. Self-efficacy test // Psychology of development of a competitive person. M.; Voronezh: Publishing house of Moscow Psychological and Social Institute: MODEK, 2003. P. 217-219.

2. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation: theories, facts, methodologies. M.: Smysl-Akademiya, 2006. 334 pp.

3. Grinko M.A., Petkov V.A. Preparation of future teachers for designing individual guide of teaching senior pupils // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 24-28.

4. Petkov V.A. Formation of the subject position of a senior pupil in professional self-determination // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4. P. 53-58.

5. Caprara G.V., Servon D. Psychology of personality. SPb.: Piter, 2003. 640 pp.

6. Leontyev D.A. Psychology of freedom: on the formulation of the problem of self-determination of personality // Psychological journal. 2000. Vol. 21, No. 1. P. 15-25.

7. Demkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of "mind" and "mentality" in the works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.

8. Romek V.G. Self-confidence as a socio-psychological characteristic of a person: Diss. for the Cand. of Psychol. degree. Rostov-on-Don, 1997. 242 pp.

9. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations. 1982. Vol. 35 (4). 321 рp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.