Библиографический список
1. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. -М.: Наука, 1973.
2. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека : учеб. для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
3. Климов, Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) : уч. пособие / Е.А. Климов. - М.: МПСИ, 2006.
4. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога. 5-е изд. / Г.Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М. ;Л.: АПН РСФСР, 1947.
6. Коган Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. - М.: Издательский Дом «Классика-ХХ1», 2004.
7. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном искусстве / А.Б. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1975.
8. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - Репр . Воспр. Текста издания 1982. -
М.: Логос, 2007.
9. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : автореф. дис. ... д-ра психологич. наук / Ю.А. Цагарелли. - Л., 1989.
10. Сулейманов, РФ. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста : автореф. дис. ... д-ра психологич. наук / РФ. Сулейманов. - СПб., 2004.
Bibliography
1. Pavlov, I.P. Dvadcatiletniyj opiht objhektivnogo izucheniya vihssheyj nervnoyj deyateljnosti (povedeniya) zhivotnihkh / I.P. Pavlov. -M.: Nauka, 1973.
2. Iljin, E.P Psikhomotornaya organizaciya cheloveka : ucheb. dlya vuzov / E.P Iljin. - CPb.: Piter, 2003.
3. Klimov, E. A. O stanovlenii professionala: priblizhenie k idealam kuljturih i sotvorenie ikh (psikhologicheskiyj vzglyad) : uch. posobie / E.A. Klimov. - M.: MPSI, 2006.
4. Neyjgauz, G. G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih : zapiski pedagoga. 5-e izd. / G.G. Neyjgauz. - M.: Muzihka, 1988.
5. Teplov B. M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj / B. M. Teplov. - M. ;L.: APN RSFSR, 1947.
6. Kogan G.M. U vrat masterstva / G.M. Kogan. - M.: Izdateljskiyj Dom «Klassika-KhKhl», 2004.
7. Goljdenveyjzer, A.B. O muzihkaljnom iskusstve / A.B. Goljdenveyjzer. - M.: Muzihka, 1975.
8. Shadrikov, V.D. Problemih sistemogeneza professionaljnoyj deyateljnosti / V.D. Shadrikov. - Repr . Vospr. Teksta izdaniya 1982. - M.: Logos, 2007.
9. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti : avtoref. dis. ... d-ra psikhologich. nauk / Yu.A. Cagarelli. - L., 1989.
10. Suleyjmanov, R.F. Psikhologiya professionaljnogo masterstva muzihkanta-instrumentalista : avtoref. dis. ... d-ra psikhologich. nauk /
R.F. Suleyjmanov. - SPb., 2004.
Статья поступила в редакцию 01.02.2011
УДК 373.174.001.7 (574)
Aubakirova R. Zh. TECHNOLOGICAL APPROACH TO REALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON GRAPHIC ACTIVITY AT PRESCHOOL. In work is described technological approach to realization of educational process on graphic activity at preschool, is given concept of technolizing educational process, are allocated its structural components taking into account preschool education.
Key words: technological approach, technolizing of educational process, technological scheme, technological map, preschool, graphic activity.
Р. Ж. Аубакирова, канд. пед. наук, доц. СГУ имени Шакарима,
г.Семей, ВКО, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДШКОЛЕ
В работе описан технологический подход к реализации педагогического процесса по изобразительной деятельности в предшколе, дано понятие технологизации педагогического процесса, выделены его структурные компоненты с учетом предшкольного образования.
Ключевые слова: технологический подход, технологизация педагогического процесса, технологическая схема, технологическая карта, предшкола, изобразительная деятельность.
Проблема использования современных образовательных технологий в условиях вуза, средней общеобразовательной школы получила широкое освещение в массовой педагогической литературе. А вот в рамках дошкольного воспитания и предшколь-ной подготовки эта проблема не столь активно исследована. В данной статье нами предпринята попытка раскрыть особенности технологического подхода к организации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки.
Современный этап предшкольной подготовки требует поиска новых образовательных технологий, обеспечивающих дифференциацию, гибкость и вариативность содержания образования. Необходимость их использования в условиях реформирования системы образования объясняется тем, что технологии могут способствовать совершенствованию учебного процесса и достижению результатов в кратчайшие сроки. В то же время одной из главных задач является вооружение педагогов глубокими основами наук, навыков применения современных образовательных технологий в условиях предшколы, что будет способствовать более планомерному и безболезненному процессу подготовки дошкольников к школьной жизнедеятельности. В Ка-
захстане в рамках дошкольного воспитания освоены и довольно активно применяются такие технологии, как «Шаг за шагом», «Самопознание» С. Назарбаевой, игровые технологии, здоровьесберегающие, авторские и т. д. Однако они не получили широкого научного обоснования, не систематизированы и мало изучены.
Необходимо выделить несколько общих моментов при анализе образовательных технологий, применяемых в условиях предшкольной подготовки:
• каждая технология целесообразна и ведет к определенному результату;
• практически во всех технологиях прослеживается технологическая цепочка, ведущая к достижению поставленных целей. То есть, каждая технология представляет собою систему последовательных действий или элементов, находящихся друг с другом в строгой логической последовательности;
• выбор средств, методов, приемов обучения обусловлен целевыми ориентирами технологии;
• многие технологии представлены технологическими картами, технологическими сведениями или техникой выполнения
заданий, что в значительной мере облегчает работу по формированию искомых качеств или способностей, так как отражает поэтапность умственных действий ребенка;
• каждая из перечисленных технологий опирается на возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, психологические особенности их познавательной деятельности;
• педагогические технологии содержат в себе элементы целеобразования, проектирования, реализацию структурных компонентов, анализ результатов познавательной деятельности, диагностирования результатов работы практически на каждом этапе педагогической технологии;
• основными принципами педагогической технологии являются принципы целостности педагогического процесса, системности и последовательности формируемых действий, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
Для того чтобы иметь четкое представление о сущности, структуре, критериях и уровнях технологизации педагогического процесса, мы прибегли к моделированию исследуемого феномена. Теоретическая модель, как правило, проектируется на определенных методологических и концептуальных основаниях. В данном исследовании ведущими в методологическом аспекте являются теория личности, теория деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий. Определившись с концептуальной основой исследования, мы вплотную подошли к определению понятия. Мы считаем, что технологи-зация педагогического процесса в условиях предшколы - это механизм поэтапной реализации совокупности системных элементов целостного педагогического процесса, ведущий к эффективным результатам обучения и воспитания детей предшколь-ного возраста.
Технологизация представляет собой совокупность технологических процессов: технология установления педагогически целесообразных отношений, технология моделирования педагогического процесса, технология осуществления педагогического процесса, технология управления педагогическим процессом, анализ осуществленной технологии педагогического процесса и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Названные процессы характеризуют поэтапное развертывание педагогического процесса во времени и имеют циклический характер.
Технологический подход к реализации педагогического процесса по изобразительной деятельности в предшколе сопряжен с созданием технологической карты, схемы, сведений не только о технологиях рисования, лепки и других видов деятельности, но и подразумевает технологию осуществления педагогического процесса, связанного с реализацией целей, задач, содержания, средств, форм, методов и приемов педагогической деятельности. Педагог предшколы, зная технологические особенности каждого названного процесса, может безошибочно конструировать и реализовывать педагогический процесс практически на любом занятии. Будь то математика, развитие речи или музыка. Технологизация педагогического процесса в предшколе, безусловно, начинается с установления педагогически целесообразных отношений. Это организация гармоничного личностно-ориентированного взаимодействия в системе «Педагог - обучающийся». А далее педагог моделирует педагогический процесс. В этом случае можно предложить технологическую карту, которая реально отражает целостность целей, задач, содержания, средств, форм, методов и приемов педагогической работы. Осуществление педагогического процесса возможно посредством системного управления им. И завершается определенный цикл педагогического процесса анализом осуществленной технологии и моделированием новой педагогической задачи. Хорошим подспорьем в работе педагога явится технологическая схема, содержащая поэтапность выполнения действий обучающимися.
Библиографический список
• В своей работе мы опирались на определения технологической карты и технологической схемы, данные В. М. Монаховым. Он трактует технологическую карту как документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде. А технологическая схема понимается им как условное изображение технологии образовательного процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы с обозначением логических связей между ними [3]. Мы попытались применить технологические карты и схемы на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду в предшколе. Технологический подход к занятиям по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручному труду в предшколе сопровождался разработкой технологических карт, схем и сведений, которые нашли отражение в учебно-методических комплексах, разработанных нами в соавторстве с И. Б. Абремской. Они состоят из методического пособия и альбомов. Содержание учебно-методического комплекса было разработано в соответствие с требованиями Концепции предшкольной подготовки от 1 декабря 1999 г. и адекватно количеству занятий в учебном году, представленных в Базисном учебном плане предшкольных классов, утвержденных Комитетом среднего и профессионального образования Республики Казахстан.
Методическое руководство по изобразительному искусству имеет целью:
• формирование интереса к изобразительной деятельности, способности понимать содержание произведений изобразительного искусства;
• развитие эстетических чувств, творческого воображения детей;
• воспитание интереса к разным видам изобразительного искусства, умения видеть богатство цветов, форм предметов окружающего мира.
Методическое руководство по изобразительному искусству отражает вариативность и разнообразие содержания, форм, методов работы на современном этапе; ориентирует на социально-личностное, познавательное, интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка; учитывает национально-культурные традиции в развитии детей предшкольного возраста.
В данной работе новыми являются результаты опытной работы по внедрению учебно-методических комплексов по изобразительной деятельности в предшколе.
В методическом руководстве представлены перспективное планирование в виде технологической карты, примерные конспекты занятий с разными направлениями работ (аппликация, лепка, рисование), перечень дидактических игр, задания и упражнения для самостоятельной работы по изучаемым темам.
Раздел «Рисование» предполагает работу в тетради по изобразительному искусству для предшкольника, где особое внимание уделяется технологии работы, а также способам активизации познавательной и творческой деятельности детей.
Разделы «Лепка» и «Аппликация» предполагают наличие технологических схем, представленных в альбоме, где раскрывается поэтапная деятельность по изготовлению детских работ.
В методическом пособии представлены список используемой литературы; глоссарий терминов по изобразительному искусству, приложение с краткими сведениями о художниках и репродукциями их работ.
Таким образом, технологический подход к реализации педагогического процесса по изобразительной деятельности в предшколе сопряжен с созданием технологической карты, схемы, сведений не только о технологиях рисования, лепки и других видов деятельности, но и подразумевает технологию осуществления педагогического процесса, связанного с реализацией целей, задач, содержания, средств, форм, методов и приемов педагогической деятельности.
1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. I Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.
2. Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. I В.М. Монахов II Педагогика. - 1997. - № 6.
3. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса I В.М. Монахов - Волгоград, 1998.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии I В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.
Bibliography
1. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii. I G.K. Selevko - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998.
2. Monakhov, V.M. Aksiomaticheskiyj podkhod k proektirovaniyu pedagogicheskoyj tekhnologii. I V.M. Monakhov II Pedagogika. - 1997. - № 6.
3. Monakhov, V.M. Tekhnologicheskie osnovih proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo processa I V.M. Monakhov - Volgograd, 1998.
4. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii I V.P. Bespaljko - M.: Pedagogika, 1989.
Статья поступила в редакцию 01.02.2011
УДК 373.2
Sazanova N. P SELF-REGULATION AS A METHOD OF PROFESSIONAL BURNOUT OF THE PEI (PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION) EXPERTS. The article deals with the professional pedagogical self-regulation revealing as a method of prophylaxis and overcoming professional burnout syndrome of pre-school institutions teachers. The author reveals the major means of self-regulation that can be used by teachers during educational process in the system of cooperation with its participants. The readiness to self-regulation under different conditions and in different situations of pedagogical activity is connected with a high degree of adaptivity, experts professionalism and the preservation of their professional health
Key words: self-regulation, professional burnout, professional health, teacher of pre-school education (or teacher of pre-school institution), means of self-realization.
Н.П. Сазонова, к.п.н., доц. АлтГПА, г. Барнаул. Е-mail: [email protected]
САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена раскрытию возможностей профессионально-педагогической саморегуляции как средства профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания специалистов дошкольных учреждений. Автором раскрыты основные способы саморегуляции, которые могут использовать педагоги в образовательном процессе, в системе взаимодействия с его участниками. Готовность к саморегуляции в различных условиях и ситуациях педагогической деятельности связывается с высокой адаптивностью и профессионализмом специалистов, сохранением их профессионального здоровья.
Ключевые слова: саморегуляция, профессиональное выгорание, профессиональное здоровье, педагог дошкольного образования (или педагог дошкольного учреждения), способы саморегуляции.
Динамичность общества, изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, качественно меняют требования к специалистам, уровню их педагогического мастерства, общей и профессиональной культуре. Педагог в дошкольном учреждении является важнейшим воспитательным средством и образцом поведения для детей. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между дошкольниками, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности. Особенностями специалиста определяется эффективность формирования качеств личности воспитанников. Он постоянно находится в центре внимания детей, родителей, коллег, администрации. В ходе взаимодействия с детьми, воспитатель нередко сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями, не имеющими однозначного решения, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Вместе с тем, повышаются требования к характеру исследовательской и проектировочной деятельности специалистов. Педагоги входят в различные экспериментальные, творческие группы, участвуют в разработке программ, образовательных проектов, занимающих значительное время в течение дня. Следствие перегрузок - ухудшение самочувствия, снижение работоспособности.
Профессиональная деятельность педагога часто сопровождается повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. Стохастичность этой деятельности, необходимость быть образцом для подражания дошкольникам в каждый момент общения с ними определяет стрессогенность профессии, ее высокую эмоциональную насыщенность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога ДОУ снижают эффективность образовательного процесса, способствуют возникновению в структуре личности негативных черт, нарушают благоприятный климат в коллективе детей, разрушают психическое здоровье участников взаимодействия, ведут к профессиональным деформациям.
Одним из проявлений профессиональной деформации является «эмоциональное выгорание» или «педагогическая усталость». Явление характеризуется сложившимся в ответ на отрицательное влияние профессиональной среды стереотипом эмоционального и профессионального поведения педагога. Провоцирующими факторами является сам характер профессиональной деятельности, многообразие выполняемых функций, высокий коэффициент активности и ответственности. Наличие множества профессиональных обязанностей педагогов вступа-
ет в противоречие с невысоким престижем профессии, низкой материальной оценкой труда воспитателей ДОУ. Это, в свою очередь, порождает неудовлетворенность профессией, формализацию общения с детьми, отчуждение от инноваций в образовании. Педагог, являясь постоянным образцом (поведения, общения, деятельности) для детей и родителей, объектом контроля и анализа управляющих органов, исчерпывает свои внешние и внутренние резервы.
Источником возникновения эмоционального выгорания являются также личностные характеристики педагога - преобладающие черты слабого типа высшей нервной деятельности, особенности характера, низкая самооценка, неудовлетворенность самореализацией в жизни и профессии, отсутствие способности к рефлексии и саморазвитию.
Эффективным способом, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания является саморегуляция. От того, как педагог умеет управлять собой, своими состояниями, восстанавливать внутренний комфорт и работоспособность, во многом зависят личностный успех и результаты дошкольного образования, его качество, а также профессиональное здоровье самих специалистов.
Способность педагога к саморегуляции своих состояний, действий, поступков, работоспособности, творческого самочувствия является одним из действенных механизмов самовосстановления человека, предотвращения профессиональных деформаций. В педагогической литературе саморегуляция рассматривается как способность педагога владеть собой, самостоятельно и осознанно управлять своей деятельностью, психическими состояниями, создавать положительный эмоциональный климат в детском сообществе.
Таким образом, профессиональная саморегуляция рассматривается нами как системное, интегральное, профессионально важное качество специалиста. Оно заключается в возможности устанавливать соответствие между требованиями педагогической деятельности в каждый момент осуществления, текущими состояниями личности, ее действиями в конкретных ситуациях и проявляется в способности субъекта к самоизменению и саморазвитию [1, с. 15].
Структуру этого «синтетического» качества составляют целый ряд личностных компетенций. Ведущими из них мы выделяем:
- понимание значимости профессиональной саморегуляции в эффективности педагогической деятельности;