УДК 373.017.92
Аубакирова Рахила Жуматаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
В работе дано описание технологий рисований, которые можно использовать в предшкольной подготовке детей. Раскрыты элементы орнаментального искусства казахов, используемые в учебном процессе предшкольников.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, технологии рисования, орнамент, технологическая карта, технологическая схема, изобразительная деятельность, технологии казахского ковроткачества, ювелирного искусства, войлоковаляния.
Aubakirova Rakhila Zhumataevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology of Semey State University named after Shakarim [email protected]
THE USE OF ETHNOCULTURAL IDEAS IN PRESCHOOL PREPARATION OF CHILDREN
The description of drawing technologies which can be used in preschool preparation of children has been given in the article. The elements of ornamental art of Kazakhs that are used in the educational process of preschool children are presented.
Key words: preschool education, drawing technologies, ornament, technological map, technological scheme, art activity, technologies of the Kazakh carpet weaving, jeweler’s art and felting.
Сегодня достаточно остро стоит проблема формирования гуманистически ориентированной личности. Основная линия в области воспитания современной молодежи состоит в создании условий, необходимых для проявления нравственных качеств во всех сферах деятельности, в пропаганде общечеловеческих ценностей. Следует выработать устойчивую систему воспитательной работы, начиная с дошкольного возраста. Одним из путей формирования нравственных ценностей является этнокультурное образование. Этнокультурное образование детей в рамках предшколы осуществляется через формирование знаний о технологиях ковроткачества, войлоковаляния, ювелирного дела, художественной обработки дерева, кожи казахского народа и т.д. В этой связи обращение к наследию казахского народа, к изучению опыта народной педагогики, к взглядам казахских просветителей является одним из путей выхода из сложившейся ситуации. В данной статье предпринята попытка раскрыть технологические сведения об орнаментальном искусстве казахов, с помощью которых можно обогатить знания детей о быте казахского народа, воспитать в них патриотические качества, толерантность, развить творческие способности.
На занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду, у детей предшколы можно сформировать элементарные представления о технологиях казахского ковроткачества:
Таблица 1
Технологии казахского ковроткачества
№ Название технологии ковроткачества Технологические сведения и приемы
1 Тукти клем ворсовые ковры. Ворсовые ковры были обязательной и важной частью приданого невесты, ценными подарками на празднествах. Они украшали юрту. В композиции казахского ковра выделяют центральное поле - кол и каймовую раму -корган, коршан. Каймовые рамы состояли из нескольких орнаментальных полос: гул, жапырак, жулдыз, кошкар муйиз, ботагоз и другие.
2 Такыр клем безворсовые ковры. Они ткались практически на всей территории Казахстана. Самый распространенный способ создания безворсового ковра - алаша терме. Лицевая и обратная стороны ковра имеют одинаковый рисунок. Терме имеют полосы с тканым рисунком в виде ромбов с роговидными узорами. Основные цвета: красный, черный, синий или красный, зеленый и желтый
3 Араби клем создали арабы, переселившиеся в Среднюю Азию. Узоры в Араби клем располагаются по вертикали и разграничиваются цветными полосами. Композиционными мотивами являются ала бас - пестрая голова, карга туяк - след вороны, бота гоз - глаз верблюжонка
4 Текеметы использовались в юрте как напольные ковры
б Сырмак войлочные ковры, выполненные мозаичным или инкрустационным способом. Трудоемкие сырмаки украшают стену юрты. Аппликация однотонными по белому полю, шнуровая вышивка по однотонному войлоку
6 Шашакты сырмак нарядные кошмы с бахромой из окрашенного конского или козьего волоса. Войлочные ковры выполнялись способом мозаики, аппликации, вышивки
7 Курак лоскутное шитье. В казахском быту лоскутным шитьем выполняются многие предметы: курак корпе - одеало, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеало для пеленания ребенка
8 Шым ши узорные циновки. Технология создания циновки проста: стебли степного тростника - чия- очищают, накалывают рисунок, а затем по рисунку чия обматывают цветной шерстю.Технологические схемы можно подкреплять наглядным изображением ковров. Это обеспечит правильное восприятие учебного материала.
На занятиях по лепке, аппликации знакомство с искусством казахского народа можно продолжить через ознакомление с технологией войлоковаляния. Педагог раскрывает особенности изготовления ковров разными технологическими способами. Безусловно, наглядное изображение, подкрепленное интересным рассказом, оживит педагогический процесс.
При конструировании занятий по лепке, ручному труду используются знания об организации ювелирного дела среди казахов. Нужно не только знакомить с технологией их изготовления на занятиях, но прививать любовь к искусству родного края, родного народа. Следующие ювелирные украшения можно предложить рассматривать на занятиях, и некоторые элементы для изготовления детьми на занятиях по лепке из пластилина или соленого теста:
Таблица 2
Технологии ювелирного искусства казахов
№ Название ювелирных украшений Технологические сведения
1 Г оловные украшения это многочисленные серьги, заколки для тюрбана
2 Подвески для волос шашбау, шолпы
3 Серьги сырга, их названия связаны с формой и материалом
4 Шейные и нагрудные украшения моншак, тана, алка, бой тумар, капсырма
5 Тана круглая брошь, орнаментированная чеканкой, гравировкой, перламутровыми вставками.
6 Ониржиек массивное украшение с вертикальным ярусным построением узорных пластин
7 Алка состоит из сцепленных монет, камней или стекол в оправе, медальонов, гравированных, чеканных или филигранных
8 Бой тумар специальное украшение с полой треугольной коробочкой или полой цилиндрической трубочкой с конусообразными концами, куда закладывалась бумажка с молитвами, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерстью.
9 Украшения для рук браслет блезик, жузик - кольца, сакина - перстень. Венчики колец были разнообразной формы: круглые, многогранные, прямоугольные, квадратные, грушевидные, овальные
10 Капсырма парные застежки с петлей или крючком для женского камзола
Обогатить знания детей о быте казахского народа необходимо через ознакомление с художественной обработкой дерева и кожи. Особую ценность будут иметь наглядные материалы, свидетельствующие о технологии изготовления предметов быта. Так, например, из дерева готовились следующие предметы быта казахского народа:
Предметы посуды: ожау, саптыаяк - черпаки для разлива кумыса, тегене - миски для кумыса, тостаган - глубокие чаши, астау - блюда для мяса.
Мебель: тосагаш - кровать, сандык - сундук, адалбакан - вешалки, жук аяк - подставки для вещей, бесик - кроватка для новорожденного.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз, адырна.
О художественной обработке кожи педагог может рассказать, используя красочные иллюстрации из журналов, демонстрации изделий из кожи. Он поясняет, что кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления поясов, домашних сосудов, ковров, сундуков, конских принадлежностей. Основной прием украшения кожи - тиснение.
Для данной работы новым является систематизация технологических сведений об орнаментальном искусстве казахов, необходимых педагогу предшколы для обогащения знаний детей о быте казахского народа, воспитания в них нравственных и патриотических качеств, толерант-
ности, развития творческих способностей.
Таким образом, нельзя рассматривать проблемы воспитания детей без опоры на знание национальных особенностей народа, его психологии, традиций и обычаев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2000.
3. Оригами и аппликация / авт.-сост.: С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова. СПб., 1998.
4. Парнах М.А. Уроки изобразительного искусства: методическое пособие для учителей, воспитателей и родителей. М., 2000.
5. Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы / сост. Н.Л. Татаурова, А.П. Шепелева и др. Семипалатинск, 1999.
6. Толенбаев С., Омирбекова М. Способы создания орнаментов / пер. У. Жамековой. Алма-Ата, 1993.
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 2000.