Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки'

Результаты опытно-экспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / GRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аубакирова Р. Ж.

В работе описаны результаты опытно-экспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в предшколе. Раскрыты задачи, особенности и результаты организации педагогического эксперимента в Республике Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF SKILLED-EXPERIMENTAL WORK ON TECHNOLIZING OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL PREPARATION CONDITIONS

In work are described results of skilled-experimental work on technolizing educational process in preschool. Problems, features and results of the organization of pedagogical experiment in Republic of Kazakhstan are disclosed

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки»

Библиографический список

1. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7.

2. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис ... д-ра пед. наук. - Екатеренбург, 2003.

3. Куликова, Л.Г. Проблемный подход в процессе изучения педагогической антропологии в современных социокультурных условиях (на материале педвуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.

4. Лагусева, Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2007.

Bibliography

1. Klarin, M.V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opihta / M.V. Klarin // Pedagogika. - 2000. - № 7.

2. Geyjkhman, L.K. Interaktivnoe obuchenie obtheniyu (obthepedagogicheskiyj pod-khod): dis ... d-ra ped. nauk. - Ekaterenburg, 2003.

3. Kulikova, L.G. Problemnihyj podkhod v processe izucheniya pedagogicheskoyj an-tropologii v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh (na materiale pedvuza): avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2009.

4. Laguseva, N.N. Nauchno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo obrazovaniya v gumanitarnom vuze: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Sankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 05.06.11

УДК 373.001.76 (574)

Aubakirova R. Zh. RESULTS OF SKILLED-EXPERIMENTAL WORK ON TECHNOLIZING OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL PREPARATION CONDITIONS. In work are described results of skilled-experimental work on technolizing educational process in preschool. Problems, features and results of the organization of pedagogical experiment in Republic of Kazakhstan are disclosed.

Key words: preschool education, educational-methodical complexes, pedagogical experiment, graphic activity.

Р.Ж. Аубакирова, канд. пед. наук, доц. СГУ им. Шакарима, г. Семей, ВКО, Республика Казахстан,

E-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В работе описаны результаты опытно-экспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в пред-школе. Раскрыты задачи, особенности и результаты организации педагогического эксперимента в Республике Казахстан.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, учебно-методические комплексы, педагогический эксперимент, изобразительная деятельность.

Одной из ключевой идей модернизации современного казахстанского образования является повышение его качества. Дошкольное воспитание в этой системе выступает стартовой ступенью, которая и определяет перспективу будущей жизни и деятельности человека. Педагогическое сообщество, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах [1-5], понимание важности реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества дошкольного образования. Для повышения качества дошкольного образования необходим высокий уровень профессионального развития педагогов, работающих в ДОУ. В данной статье предпринята попытка раскрыть результаты опытноэкспериментальной работы по технологизации педагогического процесса в предшколе.

При организации педагогического эксперимента мы исходили из необходимости диагностировать исходный уровень проблемы технологизации предшкольной подготовки. В основу формирующего эксперимента была положена программа, предусматривающая решение следующих задач:

1. Создать и апробировать спецкурс «Современные образовательные технологии в системе профессиональной деятельности учителя»

2. Создать учебно-методические комплексы по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду в условиях предшколы

3. Апробировать учебно-методические комплексы по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду в условиях предшколы

На решение вышеназванных задач был направлен формирующий эксперимент.

В решении данной проблемы значительна роль предлагаемого курса. «Современные образовательные технологии в

системе профессиональной деятельности учителя», разработанного нами в соавторстве с А.С. Магауовой и Ш.Д. Дуйсем-бековой. Данная программа в 1999 году стала обладателем гранта Фонда Сорос - Казахстан, была рекомендована МОН РК к использованию в практике преподавания в вузах Казахстана. Программа отражает содержание спецкурса, который необходим для совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов. Весь материал спецкурса представлен в виде трех модулей - концептуальные основы образовательных технологий; личность учителя и учащихся в системе образовательных технологий; дидактическое конструирование образовательных технологий. Каждый модуль обеспечен циклом лекционных и семинарских занятий, перечнем основных вопросов, списком рекомендуемой литературы по теме, вопросами для самоконтроля и творческими заданиями.

Вышеназванная программа неоднократно прошла положительную апробацию в стенах Семипалатинского государственного университета имени Шакарима, а именно на курсах переподготовки педагогических кадров и для студентов специальностей «Дошкольное воспитание и обучение» и «Педагогика и методика начального обучения», а также для магистрантов специальности «Педагогика и методика начального обучения» в Семипалатинском государственном педагогическом институте.

Кроме формирования готовности педагога к использованию современных образовательных технологий, нами была предпринята попытка создания учебно-методических комплектов по изобразительной деятельности на основе инновационных технологий. Разработанные в соавторстве с И.Б. Абремской комплексы были апробированы в Казахстане в 2002-2003 учебном году, и используются до настоящего времени в практике работы предшколы (2011 г. включительно).

Целью апробации учебно-методического комплекса явилось выявление степени целесообразности, практичности, доступности использования вышеназванного комплекса в педагогической деятельности в условиях предшколы.

Задачами внедрения явились:

- определить степень влияния изучаемого материала на формирование интереса детей к изобразительной деятельности, и развитие их эстетических чувств и творческого воображения;

- показать уровень сформированности общеучебных умений и навыков на основе поэтапной деятельности обучаемых;

- выявить возможности представленного материала в плане воспитания интереса к разным видам изобразительной деятельности, формирования способностей понимать содержание произведений изобразительного искусства, обучения работе с различными изобразительными материалами.

Программа внедрялась в сроки, установленные МОН РК с сентября 2002-2003 учебного года в 50 предшкольных группах и классах Республики Казахстан. На начальном этапе педагог определял уровень развития способностей по изобразительной деятельности детей, поступающих в классы и группы предшколы. Педагогу необходимо было проводить все учебные занятия по предмету «Изобразительная деятельность» и фиксировать итоговые показатели на соответствие предлагаемого комплекса по изобразительной деятельности целям и задачам воспитания в предшколе. В конце учебного года, на основании полученных промежуточных результатов, педагог представляет в департаменты образования на местах заключение по внедрению учебного комплекса по изобразительной деятельности в педагогический процесс предшколы.

В качестве итоговых показателей освоения учебного комплекса дети предшкольных классов должны:

- знать основные виды изобразительной деятельности;

- научиться понимать содержание произведений изобразительного искусства, вырабатывать самостоятельное суждение и давать собственную оценку;

- уметь самостоятельно выбирать тему, образ, изобразительные материалы, выразительные средства для передачи характера изображаемого объекта;

- уметь видеть богатство цветов, форм, предметов окружающего мира, правильно передавать относительную величину предмета, соотношение их частей;

- уметь рисовать сюжетные композиции с изображением человека, животных и природных явлений;

- освоить навыки работы с различными изобразительными материалами и составления композиций из различных материалов;

- уметь рисовать с натуры, по представлению сцены быта и труда людей, животных, птиц;

- уметь композиционно верно размещать рисунок на листе бумаги;

- научиться передать перспективу, пропорции, изображаемого предмета.

В ходе экспериментальной работы определились следующие показатели оценки качества и эффективности внедрения учебного комплекта по изобразительной деятельности в практику работы предшколы:

1. Соответствие учебного материала целевым установкам Программы предшкольного воспитания;

2. Соответствие содержания целям учебного занятия и реальным учебным возможностям учащихся;

Библиографический список

3. Содержание учебного материала позволяет обеспечить мотивацию деятельности, сотрудничество педагога и воспитанников, контроль и самоконтроль;

4. Соответствие методов обучения целевым задачам по изобразительной деятельности, возрастным особенностям детей 6-7 лет;

5. Уровень реализации программного материала по направлениям: рисование, аппликация, лепка;

6. Уровень достижения триединой цели обучения: познавательный аспект, воспитательный, развивающий;

7. Творческий характер учебной деятельности.

Данные критерии выражались в виде балльных оценок: реализовано полностью - 2 балла; реализовано частично - 1 балл; не реализовано - 0 баллов.

Таким образом, эффективность учебного комплекса измеряется по формуле:

Эук = (сумма баллов, выставленных экспертом: Е максимальная сумма баллов) • 100%.

При Эук более 85 % и отсутствии оценок 0 - оптимальный уровень; если Эук от 65 % до 84 % - достаточный уровень; если Эук от 45 % до 64 % - критический уровень.

Далее, используя методы ранжирования, шкалирования и вычисления среднего арифметического, мы попытались выявить количественный уровень эффективности учебного комплекса, эффективность учебного комплекса составила 87 %, что в целом определяет оптимальный уровень.

В целом была дана положительная оценка УМК по изобразительной деятельности, разработанная нами в соавторстве с Абремской И.Б. Позднее МОН РК рекомендовало и издательство «Алматьїкітап» подготовило УМК на государственном языке в качестве альтернативного.

В данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

1. Разработанный нами спецкурс «Современные образовательные технологии в системе профессиональной деятельности учителя» (в соавторстве А.С. Магауовой и Ш.Д. Дуй-сембековой) и учебно-методические комплексы по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду (в соавторстве с И.Б. Абремской) были рекомендованы МОН РК к использованию в педагогическом процессе предшкольных групп и классов Республики Казахстан (2003-2010 гг.). Это свидетельствует об эффективности проделанной работы в данном направлении.

2. Установлена степень целесообразности, практичности, доступности использования учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности в педагогической деятельности в условиях предшколы;

3. Определена высокая степень влияния изучаемого материала на формирование интереса к изобразительной деятельности и развития эстетических чувств, творческого воображения детей;

4. Показаны пути формирования общеучебных умений и навыков на основе поэтапной деятельности обучаемых;

5. Выявлены возможности представленного материала в плане воспитания у детей интереса к разным видам изобразительной деятельности, формирования у них способностей понимать содержание произведений изобразительного искусства, а также обучения дошкольников работе с различными изобразительными материалами.

1. ГОСО РК 1.001-2009 Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения. - Астана, 2009.

2. ГОСО РК 3.08.001-2004 «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность 050101 - Дошкольное обучение и воспитание». - Астана, 2004.

3. Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду. Астана-Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской Академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1999.

4. Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы / сост. Татаурова Н.Л., Шепелева А.П. [и др.]. - Семипалатинск, 1999.

5. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Одобрена Правительством Республики Казахстан 24 февраля 2004 года (протокол №3), Астана, 2004.

Bibliography

1. GOSO RK 1.001-2009 Doshkoljnoe vospitanie i obuchenie. Osnovnihe polozheniya. - Astana, 2009.

2. GOSO RK 3.08.001-2004 «Obrazovanie vihsshee professionaljnoe. Bakalavri-at. Specialjnostj 050101 - Doshkoljnoe obuchenie i vospitanie». -Astana, 2004.

3. Programma predshkoljnoyj podgotovki deteyj 5-7 let v detskom sadu. Astana-Almatih, Respublikanskiyj izdateljskiyj kabinet Kazakhskoyj Aka-demii obrazovaniya im. Ih. Altihnsarina, 1999.

4. Programma predshkoljnoyj podgotovki deteyj 6-7 let v usloviyakh shkolih / cost. Tataurova N.L., Shepeleva A.P. [i dr.]. - Semipalatinsk, 1999.

5. Koncepciya razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan do 2015 goda // Odobrena Praviteljstvom Respubliki Kazakhstan 24 fevralya 2004 goda (protokol №3), Astana, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.06.11

УДК 373.1.02:372.8 УДК 378.02:372.8

Breitigam E.K., Karakozov S.D. MAIN MATHEMATIC CONCEPTS WHOLENESS AT SCHOOL AND IN AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. The article deals with the problem of teaching material wholeness of the subject area «mathematics»; the article outlines the conditions for wholeness comprehension of teaching material in the process of mathematical concepts formation.

Key words: teaching material wholeness, conceptual framework system, system-forming concept, actualized method, qualified-operational methodes of concept formation.

Э.К. Брейтигам, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected];

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме целостности учебного материала предметной области «математика»; выделены условия целостного постижения учебного материала в процессе формирования математических понятий.

Ключевые слова: целостность учебного материала, система базовых понятий, системообразующее понятие, актуализированный, классификационно-операционный способы формирования понятия.

Системообразующими элементами учебных дисциплин курсов математики в школе и вузе являются математические понятия. От качества усвоения математических понятий зависит успешность обучения, а целостность учебного материала практически всегда называется в качестве обязательного педагогического требования. При этом само понятие целостности (учебного материала, методической системы, системы понятий и др.) рассматривается с различных позиций.

Рассмотрим те из них, которыми активно пользуются в педагогических исследованиях последних лет:

1) целостность системы [wholeness, integrity of a system] -принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, его свойств и отношений в системе от его места, функций и т. д. внутри целого;

2) целостность информации (также целостность данных)

- термин в информатике и теории телекоммуникаций, который означает, что данные полны, условие того, что данные не были изменены при выполнении любой операции над ними, будь то передача, хранение или представление; целостность данных - свойство, при выполнении которого данные сохраняют заранее определённый вид и качество;

3) целостность данных (в теории баз данных) означает корректность данных и их непротиворечивость.

В статье, в основном, будем ориентироваться на первую трактовку понятия, однако вторую и третью трактовки рассмотрим как дополняющие первую.

Известно, что понятия представлены в сознании человека в виде более или менее упорядоченных систем. Знания о строении систем понятий и их развитии имеют большое значение для педагогической и дидактической практики. Именно системы понятий, закрепленные в долговременной семантической памяти, являются теми внутренними психологическими структурами, на которых строятся процессы мышления и от которых зависит качество мыслительной деятельности, интеллект. Более того, практически любая учебная дисципли-

на может рассматриваться как система понятий и отношений (взаимосвязей) между ними.

Исследованиями психологов показано, что если в начало обучения какого-то раздела учебной дисциплины положить системообразующее понятие, то это позволяет затем осуществить последовательное выведение многообразия всех явлений данной учебной дисциплины и последующее приведение их в систему. Такое построение курса, как показано исследованиями Н.Ф. Талызиной [1], позволяет обучающимся самостоятельно ориентироваться в изучаемом предмете. Подобное структурирование учебного материала называется генетическим; оно позволяет включить имеющийся опыт в новую систему, переосмыслить новые факты, их обобщить и систематизировать. Такое построение содержания - это путь к целостному знанию. Системообразующее понятие является той «клеточкой», из которой развивается новый личностный опыт, новое осмысление изучаемой реальности.

Понимание довольно жёсткой логической структуры предмета (методы обоснования, доказательства, выводов), а также понимание идей и методов, которые надёжно «спрятаны» в формулах, алгоритмах, приёмах и формальных методах доказательства, в принципе трудно разделимо в образовательном процессе и может быть реализовано лишь в условиях целостного постижения нового.

Наиболее разработанной применительно к методике обучения математике является трактовка понятия целостности постижения учебного материала Е.И. Лященко.

Целостность - это внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающего. Условие внутреннего единства означает, что его элементы имеют объединяющую основу (принцип построения, общую идею, единую трактовку и т. п.). Целостное постижение учебного материала предполагает «установление содержательных, а не только логических связей между свойствами понятий. Установление же содержательных связей создаёт возможности для обретения учащимися смысла изучаемых положений»

- пишет Е.И. Лященко [2, с. 19].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.