Научная статья на тему 'Саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров в России'

Саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАДАЧИ / СУБЪЕКТЫ / ФУНКЦИИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленова С.Н.

Законодательством страны предусмотрено расширение деятельности саморегулируемых организаций в сфере регулировании бухгалтерского учета. В связи с этим в статье рассмотрены функции саморегулируемых организаций, предусмотренные законодательством, а также задачи создания нормативно-правовой базы бухгалтерского учета, которая позволит снизить его трудоемкость и получать достоверные данные о работе субъектов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров в России»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ В РОССИИ

С. Н. ПОЛЕНОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Саморегулирование как одна из областей профессиональной деятельности участников рыночных отношений способствует выполнению функций регламентирования отдельных видов профессиональной деятельности без вмешательства государственных органов исполнительной власти. В связи с этим сами экономические субъекты определяют собственную деятельность, поддерживая ее необходимый режим. Одновременно они не только участвуют в разработке правил деятельности, но и организуют контроль их выполнения.

Саморегулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 № 113-ФЗ) (далее — Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 315-ФЗ саморегулируемыми являются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Для признания саморегулируемой профессиональной организацией она должна соответствовать требованию п. 3 ст. 3 Закона № 315-ФЗ: объединение в ее составе в качестве членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности и не менее ста субъектов професси-

ональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.

Субъектами предпринимательской деятельности считаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектом профессиональной деятельности понимается физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, регулируемую федеральными законами (ст. 2 Закона № 315-ФЗ).

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области бухгалтерского учета, аудита, консалтинга, могут объединяться в саморегулируемые организации при соблюдении нижеперечисленных условий (ст. 3 Закона № 315-ФЗ):

1) наличия стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

2) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителем произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Основными функциями, выполняемыми саморегулируемыми профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов, являются:

1) разработка и установка требований к членству в саморегулируемой профессиональной организации специалистов в соответствующей сфере деятельности, а также условий приема их в такую организацию;

2) применение мер дисциплинарного воздействия, установленных законодательством и внутренними документами саморегулируемых профессиональных организаций по отношению к их членам, если они не соблюдали стандарты, правила саморегулируемой организации, что было выявлено в результате плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки осуществляются не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Внеплановая проверка производится по жалобе, поступившей в саморегулируемую профессиональную организацию на нарушение его членами требований, стандартов и правил, принятых в саморегулируемой организации;

3) образование третейских судов, разрешающих споры между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями оказанных членами саморегулирования профессиональных услуг, иными лицами в соответствии с законодательством;

4) анализ работы членов саморегулируемых профессиональных организаций, объединяющих бухгалтеров, аудиторов, консультантов, по данным отчетов, представляемых в саморегулируемую профессиональную организацию в соответствии с уставом или другими документами, утвержденными общим собранием ее членов.

Общее собрание членов саморегулируемой организации является высшим органом управления, созывается с периодичностью не реже одного раза в год. Оно утверждает устав такой организации и изменения в него, избирает членов постоянно действующего коллегиального органа управления, утверждает меры дисциплинарного воздействия при нарушении членами саморегулируемой организации требований принятых стандартов и правил, определяет приоритетные направления работы, утверждает отчет органа управления саморегулируемой организации, разработанные сметы и др.;

5) представление интересов своих членов в отношениях с федеральными, региональными и местными органами государственной власти. Так, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти она обязана представлять стандарты и правила саморегулируемой организации, условия членства в ней, сведения о запланированных и

проведенных проверках своих членов и их результатах;

6) организация профессионального обучения специалистов — членов саморегулируемых организации, аттестации или сертификации представляемых услуг;

7) обеспечение информационной открытости деятельности членов саморегулируемой организации, публикация информации о своей деятельности, включающей данные:

— о составе ее членов;

— об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности перед потребителями оказанных услуг;

— о членах, вышедших из состава саморегулируемой организации и их причинах;

— о субъектах профессиональной деятельности, вступивших в саморегулируемую организацию;

— об условиях вступления в нее;

— о стандартах и правилах саморегулируемой организации;

— о структуре и функциях органов управления;

— о решениях общего собрания членов саморегулируемой организации;

— о случаях привлечения к ответственности за нарушения законодательства при осуществлении профессиональной деятельности;

— об исках и заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;

— о составе и стоимости компенсационного фонда саморегулируемой организации;

— о результатах проверок работы членов саморегулируемой организации;

— о публикации годовой бухгалтерской отчетности и др.;

8) организация контроля за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в сфере соблюдения ими требований стандартов, правил саморегулируемой организации, условий членства в ней;

9) рассмотрение жалоб в отношении членов саморегулируемых организаций, нарушающих требования стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в ней.

Для этого создается дисциплинарная комиссия, которая может принять следующие меры дисциплинарного воздействия к ее членам:

а) выполнение предписания, которое обязывает устранить выявленные нарушения в определенные сроки;

б) вынесение предупреждения;

в) наложение штрафа, поступающего в компенсационный фонд саморегулируемой организации;

г) рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления (общим собранием членов) саморегулируемой организации;

д) иные меры, установленные внутренними документами этой организации.

Перед потребителями профессиональных услуг в области бухгалтерского учета, аудита, консультационной деятельности, осуществляемых членами саморегулируемых организаций, они могут применять способы имущественной ответственности перед потребителями:

1) создание системы личного и (или коллективного) страхования, предполагающей минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена, составляющей не менее чем 30 тыс. руб. в год;

2) формирование компенсационного фонда в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее 3 тыс. руб. за каждого члена. В его пределах саморегулируемая организация несет ответственность по обязательствам своего члена в результате причинения вреда из-за недостатков оказанной им профессиональной услуги.

Наибольшую активность в формировании саморегулируемых организаций в учетной деятельности проявили аудиторские организации, что по правилам Федерального закона от 30.12.2008 № 302-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обусловлено обязательностью их вхождения в одну из саморегулируемых организаций в качестве ее члена. В связи с этим в настоящее время1 саморегулируемыми организациями аудиторов являются: Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» (НП АПР); Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (НП ИПАР); Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (НП МоАП); Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП РКА); Некоммерческое партнерство «Аудиторская

Ассоциация Содружество» (НП ААС).

Саморегулируемые организации в области предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета, аудита, их ассоциации и союзы, иные

1 По состоянию на 13.05.2014 [4].

некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета по правилам ст. 22 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), относятся к субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Им отводится существенная роль в создании и совершенствовании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета: федеральных и отраслевых стандартов, их экспертизе, разработке рекомендаций по бухгалтерскому учету, созданию международных стандартов финансовой отчетности.

В соответствии с положениями ст. 24 Закона № 402-ФЗ саморегулируемые организации наделены полномочиями по:

1) разработке проектов федеральных стандартов, проведению публичных обсуждений этих проектов, представлению их в уполномоченный федеральный орган;

2) участию в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участию в экспертизе проектов федеральных стандартов по бухгалтерскому учету;

4) обеспечению соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан;

5) разработке и принятию рекомендаций в области бухгалтерского учета;

6) разработке предложений по совершенствованию федеральных стандартов бухгалтерского учета;

7) участию в разработке международных стандартов финансовой отчетности.

Уполномоченный орган проводит разработку федеральных стандартов по бухгалтерскому учету по правилам ст. 28 Закона № 402-ФЗ, когда ни один из субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать запланированный в соответствии с программой федеральный стандарт. Следовательно, в соответствии с Законом № 402-ФЗ основными разработчиками федеральных стандартов по бухгалтерскому учету являются субъекты негосударственного регулирования в лице саморегулируемых организаций, их ассоциаций, союзов.

Между тем в области нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся предмета саморегулирования, согласно п. 3 ст. 6 Закона № 315-ФЗ они имеют право:

— участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования;

— направлять в органы государственной власти РФ заключения о результатах проведенных экспертиз проектов нормативных правовых актов;

— выносить на рассмотрение органов государственной власти РФ предложения по формированию и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования;

— запрашивать в органах государственной власти РФ и получать от них информацию для выполнения саморегулируемой организацией функций федерального законодательства.

Отсутствие в составе прав саморегулируемых организаций функций по разработке федеральных стандартов в сфере предмета их деятельности, что предусмотрено Законом N° 402-ФЗ, свидетельствует о противоречиях в законодательстве и требует их устранения.

С другой стороны, анализ задач, которые поставлены саморегулируемыми организациями аудиторов в области разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета и решений других задач, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, показал, что только одна из внесенных в реестр саморегулируемая организация, действующая в сфере аудита, — Некоммерческое партнерство (НП) «Институт Профессиональных Аудиторов», одной из задач своей деятельности считает участие в разработке проектов федеральных стандартов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а НП «Российская Коллегия аудиторов» в соответствии с провозглашенными целями должно принимать участие в совершенствовании нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета.

Другие саморегулируемые организации аудиторов, несмотря на отсутствие в их учредительных документах задач по разработке нормативно-правовой базы по бухгалтерскому учету, также принимают участие в такой работе. Так, НП «Аудиторская Палата России» (СРО НП АПР) за период с 01.06.2012 по 31.05.2013 разработало предложения по устранению противоречий положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых документов, по упрощению бухгалтерского учета

и отчетности малых предприятий и разработке единого стандарта по учету в малом предпринимательстве и др.2

Однако сложившаяся ситуация свидетельствует о проблемах разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету саморегулируемыми организациями. Принятие в 2011 г. нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не привело к интенсификации работы в области расширения нормативно-правовой базы бухгалтерского учета.

Кроме того, не разработана и не утверждена программа разработки федеральных стандартов, а последнее Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011 утверждено приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н.

Список литературы

1. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 13.05.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minfin. ru/ ru/accounting/reestr_selfreg/reestr/.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3.

4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 302-Ф3.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011): приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н.

6. Отчетный доклад о деятельности саморегулируемой организации аудиторов НП «Аудиторская Палата России» (СРО НП АПР) за период с 01.06.2012 по 31.05.2013. [Электронный ресурс] URL: http:// www. sroapr. ru/docs/2013/sobrdoc. pdf].

2 Отчетный доклад о деятельности саморегулируемой организации аудиторов НП «Аудиторская Палата России» (СРО НП АПР) за период с 01.06.2012 по 31.05.2013. URL: http:// www sroapr. ru/docs/2013/sobrdoc. pdf]. С. 24, 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.