Научная статья на тему 'Саморегулируемые организации как основа совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности'

Саморегулируемые организации как основа совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIONS / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY / SELF-REGULATED ORGANIZATIONS / GOVERNMENT SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрыгина Елена Сергеевна

Рассмотрены проблемы институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности (на примере госкорпораций) и пути их решения. В частности, исследован институт саморегулирования как основа системы управления инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATED ORGANIZATIONS AS A BASIS TO IMPROVE THE INSTITUTIONAL SYSTEM OF STATE INNOVATION ACTIVITY

The author deals with the current problems of institutional system of the government support of innovation activity (on example of state corporations) and ways of their solutions. In particular, she studies the institute of self-regulation as a basis of innovation management system.

Текст научной работы на тему «Саморегулируемые организации как основа совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности»

их ограничивали в объемах продаж производимой ими на совместных предприятиях продукции на внутреннем рынке для защиты местных производителей. Также жестко ограничивались иностранные инвестиции в ряде ключевых отраслей, таких как автомобильная, сталелитейная и телекоммуникации. Однако после вступления в ВТО эти ограничения были ослаблены и Китай еще больше открыл свою экономику для внешнего мира. Для создания конкурентоспособных на мировом рынке производств Китай делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций, технологий и кадров. Для достижения этой цели в КНР были созданы «зоны высоких технологий», где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. В результате на территории Китая было создано много предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом.

Экономическая политика Китая своевременно поддерживалась законодательно, и таким образом страна превратилась в серьезного мирового конкурента. Россия может извлечь много полезного из китайского опыта привлечения ПИИ.

В настоящее время уровень ПИИ в экономику России является крайне низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство, поэтому необходима реализация следующих ре-

комендаций, направленных на изменение сложившейся ситуации:

1) Должно быть обеспечено максимальное использование иностранных инвестиций для модернизации производства в России, развития ведущих отраслей экономики и обеспечения их комплексного развития.

2) Должны быть приняты меры по уточнению законов, правовых и нормативных актов, необходимых для эффективной инвестиционной политики.

3) Проведение мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций должно быть направлено на повышение конкурентоспособности предприятий в России.

4) Необходимо изменение структуры национальной экономики, с целью развития перерабатывающей промышленности и сферы высоких технологий.

5) Следует повысить прозрачность и стабильность политической, правовой и судебной систем, вследствие чего произойдет снижение коррупции.

6) Иностранным инвесторам должна быть обеспечена защита прав на интеллектуальную собственность.

7) Политика привлечения ПИИ должна быть дифференцируемой по отраслям экономики России и обеспечивать комплексное развитие экономики с учетом национальных особенностей России.

УДК 338.24

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.С. Мандрыгина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены проблемы институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности (на примере госкорпораций) и пути их решения. В частности, исследован институт саморегулирования как основа системы управления инновационной деятельностью. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инновации; управление инновациями; инновационная деятельность; саморегулируемые организации; государственная поддержка инновационной деятельности.

SELF-REGULATED ORGANIZATIONS AS A BASIS TO IMPROVE THE INSTITUTIONAL SYSTEM OF STATE INNOVATION ACTIVITY E.S.Mandrygina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author deals with the current problems of institutional system of the government support of innovation activity (on example of state corporations) and ways of their solutions. In particular, she studies the institute of self-regulation as a basis of innovation management system. 1 figure. 8 sources.

Key words: innovations; innovation management; innovation activity; self-regulated organizations; government support of innovation activity.

1Мандрыгина Елена Сергеевна, аспирант, тел.: (3952) 510047, e-mail: elenamandrygina@ya.ru Mandrygina Elena Sergeevna, postgraduate, tel.: (3952) 510047, e-mail: elenamandrygina@ya.ru

В настоящий момент в Российской Федерации действует курс на инновационное развитие экономики. Однако существующие методы государственной поддержки инновационной деятельности вызывают критику не только со стороны самих получателей бюджетных средств, но и со стороны высшего руководства государством. Так, на прошедшем в конце декабря 2009 г. заседании президентской комиссии по модернизации экономики Дмитрий Медведев заметил, что, хотя инвестиционные программы госкомпаний и достигают внушительных объемов (в 2010 году, как и в 2009, это около 2 трлн руб.), на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) из этой суммы тратится всего 2%. Очевидно, что существующее положение дел необходимо менять, иначе курс на инновационное развитие так и останется лишь лозунгом, не воплощенным в жизнь. Дело в том, что в развитых странах локомотивом инноваций выступает, как правило, малый и средний бизнес. В России такая ситуация вряд ли может быть названа реальной, поскольку доля малого и среднего бизнеса в экономике по-прежнему мала. А так как государство не в состоянии достаточным образом простимулировать этот сектор экономики, то речь о создании на его базе платформы для развития инноваций в крупном масштабе вряд ли можно вести. В Российской Федерации, упор был сделан на госкорпорации, что, как показала практика, также не является эффективным. Настоящее исследование посвящено совершенствованию существующей институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности путем создания саморегулируемых организаций. Однако прежде чем говорить о совершенствовании, необходимо рассмотреть существующую схему поддержки инновационных предприятий на примере госкорпораций «Ростехнологии» и «Роснано».

Госкорпорации как действующая система государственной поддержки инновационной деятельности. Российская корпорация нанотехнологий создана в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 г. № 139-ФЗ О Российской корпорации нанотехнологий. В соответствии с указанным федеральным законом корпорация действует в целях:

1) содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий;

2) развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий;

3) реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

Корпорация для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

1) рассматривает проекты в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;

2) осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;

3) осуществляет финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере наноиндустрии;

4) осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;

5) осуществляет мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств корпорации;

6) выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная корпорация «Ростехнологии» создана на основе Федерального закона от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ О государственной корпорации «Ростех-нологии». В соответствии с указанным федеральным законом целью деятельности госкорпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Осуществляется данное содействие двумя путями:

1) обеспечением поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых госкорпорация "Ростехнологии" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения;

2) привлечением инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Основными функциями госкорпорации "Ростехно-логии" являются:

1) содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции, проведении перспективных исследований и развитии технологий;

2) обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

3) участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения, а также организации в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества;

4) привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

5) осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и

маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

6) оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;

7) оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

8) осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

На наш взгляд, существенным недостатком в организации указанных корпораций является следующее. Во-первых, высшее руководство (генеральный директор, наблюдательный совет) корпораций назначается Президентом и (или) Правительством РФ. И хотя в законах заявлено, что органы государственной власти и органы муниципального самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, о полной независимости в таком случае, очевидно, говорить нельзя. Во-вторых, руководство корпорациями не обладает специальными знаниями в инновационных сферах. Это просто управленческое звено. Однако именно это управленческое звено и принимает все ключевые решения, от которых зачастую во многом зависит судьба того или иного проекта. Конечно, при корпорациях создается Научно-технический совет из лиц, имеющих опыт и специальные знания в указанных сферах. Но данный орган является лишь консультативным, и его члены назначаются наблюдательным советом (Роснано) либо правлением (Ростехнологии), и соответственно этими же органами они могут быть досрочно смещены со своей должности. Научно-техническое обоснование при принятии решений корпорациями, в принципе, может вообще не учитываться, поскольку мнение научно-технического совета, совета профессионалов носит лишь консультативный характер. Значит, руководство высокотехнологичным, инновационным сектором осуществляют люди, которые вообще в профессиональном смысле от него далеки. Отсюда и низкие результаты освоения бюджетных средств, и низкая эффективность их деятельности. На основании вышеизложенного можно сделать закономерный вывод: лучше допускать к управлению выделяемыми на развитие инновационной сферы средствами не чиновников, а самих субъектов инновационной сферы, то есть самих предпринимателей и научно-техническое сообщество. Возникает вопрос, каким образом можно соединить две сферы: государственной поддержки инновационной деятельности, с одной стороны, и самоорганиза-

ции предприятий инновационной сферы - с другой. По нашему мнению, эффективной формой взаимодействия государства и предприятий инновационной сферы могут стать саморегулируемые организации предприятий инновационной сферы.

Саморегулирование как принцип организации предприятий однородной сферы. Идея саморегулирования в той или иной профессиональной сфере деятельности имеет длительную историческую традицию. Принято считать, что саморегулирование предпринимательских отношений появляется в Средние века в Западной Европе, где возникают первые объединения купцов.

Суть саморегулирования состоит в том, что хозяйствующие субъекты, действующие на одном рынке, самостоятельно устанавливают для себя правила и стандарты и следуют им. Ключевым в данном установлении является то, что указанные правила и стандарты исходят не от государства, а от самих хозяйствующих субъектов и ими же устанавливаются. Поскольку самостоятельно следить за их выполнением им затруднительно, то создается так называемая саморегулируемая организация для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и применения санкций к нарушителям.

Впервые термин «саморегулируемая организация» (self-regulatory organization) появился в США и Великобритании. Именно поэтому саморегулируемые организации там имеют ряд особенностей. К примеру, в США СРО не только разрабатывают правила и стандарты, но и осуществляют функции, сходные с лицензированием профессиональной деятельности на фондовом рынке. Так, чтобы стать профессиональным участником рынка ценных бумаг в США, достаточно стать членом СРО. Получение лицензии в этом случае необязательно

В настоящее время в большинстве развитых стран СРО действуют практически во всех областях общественной жизни и, особенно, в бизнесе. Профессиональные ассоциации врачей, юристов, аудиторов, арбитражных управляющих наряду с государством регулируют отношения, вырабатывают правила и ограничения, каждая в своем сегменте деятельности. Отдельные отраслевые ассоциации компаний охватывают в США, например, более 80 процентов субъектов соответствующего рынка.2

Как отмечают эксперты, изучавшие проблемы развития саморегулирования в мире в рамках проекта Tacis, существуют три основных сценария, при которых возникло саморегулирование в разных странах, при этом они выделяют три основных вида саморегулирования, которое существует в настоящее время в мировой практике .

1) Первый вариант характерен для ситуации, когда государство передает власть СРО (делегированное саморегулирование). Такое саморегулирование

2См.: Швагерус С. Саморегулирование // www.forum.sro.org.ua/showthread.php?t=57

3 Швагерус С. Там же.

распространено в управлении лицами различных профессий, например, юристами, врачами, бухгалтерами, и до недавнего времени в Великобритании оно применялось в области финансовых услуг. Законодательством обычно предусмотрена система лицензирования. Определенные действия невозможно предпринимать, если вы не являетесь членом саморегулируемого органа и не подчиняетесь его правилам. Таким образом, сфера действия универсальна для тех, кто желает осуществлять эти действия.

2) Другим видом саморегулирования является такой порядок, при котором ряд предприятий изъявляют желание перейти на самоуправление (добровольное саморегулирование). Представители этих предприятий добровольно берут на себя обязательства поступать согласно установленному порядку. Упомянутые обязательства выходят за рамки правовых требований или установленных норм в областях, в которых отсутствуют соответствующие законы. Мониторинг за соблюдением добровольно принятых норм, а также применением штрафных санкций в случае их несоблюдения, осуществляется соответствующим органом саморегулирования.

3) Смешанное саморегулирование объединяет два описанных выше варианта. Оно характерно для тех стран, где государство четко обозначило в законодательном порядке, что соблюдение норм саморегулирования эквивалентно соблюдению закона. Нормы устанавливаются органом, имеющим представителей в управляемой отрасли (иногда представители имеются и в других отраслях). Эта схема не предусматривает ни обязательного членства, ни обязательного соблюдения норм. Возможна проверка соблюдения членами установленных норм и применение санкций в отношении организаций, не соблюдающих эти нормы. Другим вариантом могут быть правовые санкции, применяемые в обычном порядке.

Несмотря на то что институт саморегулирования разрабатывался в отечественной правовой науке, появление саморегулируемых организаций в России явилось заимствованием зарубежного опыта.

Идея передачи ряда функций от государства к саморегулируемым организациям является составной частью административных реформ, проводимых в 2003-2004 и 2006-2010 гг. В результате указанных реформ саморегулируемым организациям планируется постепенно передавать отдельные государственные функции в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, упрощением разрешительных процедур, а также возложить на эти организации некоторые контрольные и надзорные функции.

В качестве концептуальных основ Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ в пояснительной записке к его проекту указано на следующее. Важнейшей функцией СРО определена защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником СРО противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация, что

автоматически переводит весь процесс разбирательства конфликта в качественно иную плоскость. Индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием.

Закон «О саморегулируемых организациях» в силу норм его ст. 1 не является единым законодательным актом, охватывающим вопросы правового статуса СРО во всех областях экономической деятельности. Указанный закон не распространяется на сферу обращения ценных бумаг, банковскую сферу, а также на сферы деятельности инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и жилищных накопительных кооперативов. Кроме того, нормы комментируемого закона носят рамочный характер и могут быть детализированы или изменены в иных законодательных актах федерального уровня, которыми регулируется предпринимательская или профессиональная деятельность определенного вида.

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законом, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

При этом особенности деятельности отдельных саморегулируемых организаций регламентируются не только нормами указанного Федерального закона, а могут устанавливаться и иными федеральными законами. Среди названных законов на сегодняшний момент можно указать следующие:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ);

- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ";

- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".

При этом какого-либо закрытого перечня организаций, в отношении которых может быть применено указанное правило, нет. На сегодняшний момент такие особенности могут быть установлены в отношении любой из саморегулируемых организаций.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» дает следующее определение: саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерче-

ских организациях", при условии ее соответствия всем следующим требованиям:

1) СРО - это некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных законом;

2) СРО основана на членстве;

3) СРО объединяет субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведен-

участники саморегулируемой организации определенного вида, а именно: научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, предприятия, осуществляющие внедрение инновационных разработок в производство и т.п. (подробный список организаций всех видов будет уточнен в ходе последующих исследований).

Итак, из рисунка видно, что на территории Рос-

Государство

СРО в области робототехники

/

-- -\ СРО в области новых материалов

) ( *

1

СЮ „ СЮ

СЮ

Схема взаимодействия государства и инновационных предприятий через саморегулируемые организации

ных товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

4) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

5) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

6) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Таким образом, законодатель в Российской Федерации создал институт саморегулирования как альтернативу лицензированию с целью снижения государственного воздействия на различные секторы экономики. Однако, как было указано выше, саморегулирование в различных отраслях имеет свои особенности, которые и закреплены в отраслевом законодательстве. На основании вышеизложенного автором предлагается создать на основе института саморегулирования в Российской Федерации организацию взаимодействия и поддержки предприятий инновационной сферы, основные принципы которой будут изложены далее.

Саморегулируемые организации предприятий инновационной сферы. Для того чтобы лучше понять суть предлагаемой системы, представим ее в виде схемы (см. рисунок), где п1, п2, ... пп - конкретные

сийской Федерации создаются саморегулируемые организации, объединяющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские и иные предприятия указанного типа, имеющие однородное направление исследования. При этом необходимо отметить, что саморегулируемые организации (СРО) создаются в форме некоммерческих организаций (наиболее приемлемая форма - некоммерческое партнерство), членство в которых носит добровольный характер. Государство, в лице уполномоченных органов, выделяет бюджетные средства для развития конкретной инновационной отрасли, которые, в свою очередь, предоставляются соответствующей СРО (данный процесс на рисунке обозначен 1). Поскольку основным органом, регулирующим деятельность СРО, является общее собрание всех участников СРО, то распределение бюджетных средств по направлениям исследований внутри одной области будет осуществляться именно общим собранием участников СРО, на котором каждый участник имеет один голос (данный процесс на рисунке обозначен 2). Таким образом, распределение бюджетных средств, направленных на развитие инновационной сферы, будет в конечном итоге осуществляться не чиновниками, а научным и предпринимательским сообществом этой области, которое, очевидно, более глубоко разбираясь в предметном содержании исследований, будет в состоянии качественнее оценить перспективы того или иного проекта и необходимость первоочередного выделения средств. Таким образом, эффективность освоения и использования выделяемых бюджетных средств удастся значительно повысить, а вместе с тем повысить эффективность системы государственной поддержки инновационной деятельности.

Следует отметить, что автором в настоящей ста-

тье обозначен лишь принципиальный подход к решению заявленной проблемы. Однако исследования в настоящем направлении продолжаются, и предложен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиограф

1. О государственной корпорации «Ростехнологии»: Фе-дер. закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ // Российская газета. 2007. № 264п.

2. О Российской корпорации нанотехнологий: Федер. закон от 19.07.2007 №139-ФЗ // Российская газета. 2007. N 159

3. О саморегулируемых организациях: Федер. закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Рос. Газ. 2007. № 273.

4. Батяев А.А., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ ''О саморегулируемых организациях''. СПС ''Консультант-Плюс'', 2009.

5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1

ная система и структура в дальнейшем будут изучены более тщательно и подробно.

ский список

декабря 2007 г. № Э15-ФЗ "О саморегулируемых организациях". СПС ''Консультант-Плюс'', 2008.

6. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 121 - 126.

7. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. № 8. С. 89-98.

8. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: сб. ст. / отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 34.

УДК 65.013:331.108

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА К КАЧЕСТВУ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

И.Н. Махмудова1

Тольяттинский государственный университет, 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.

Раскрыто значение качества рабочей силы для развития и конкурентоспособности промышленных организаций. На практическом материале представлено современное состояние и структура рабочей силы промышленных предприятий. Выявлены основные направления изменения качества рабочей силы. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: качество рабочей силы; содержание и характер труда; производительность труда; ценности в труде; потребность в развитии; инвестиции в рабочую силу.

MANPOWER COSTS AND THEIR IMPORTANCE FOR RUSSIAN ENTERPRISES I.N.Mahmudova

Togliatti State University, 14 Belarusskaya St., Togliatti, 445667.

The author presents a resource-based approach to the employee. She reveals the role and importance of the manpower quality. The author determines the content and appropriateness of material costs for the manpower quality development for the progress and competitiveness of industrial organizations. 3 sources.

Key words: quality of manpower; productivity; enterprise resources; manpower costs; cost payback.

Традиционное администрирование в условиях промышленного производства, выражавшееся в чрезмерном контроле и узкой специализации, обнаружили свою несостоятельность. Динамично изменившаяся среда потребовала гибкости, расширения производственных функций, умений, экономических и гуманитарных знаний от работников современного предприятия. А расширение применения новых средств автоматизации потребовало соответствующего кадрового обеспечения, наращивания профессионализма, расширения полномочий, ответственности, инициатив работников.

Внедрение передовых производственных систем поставило перед работниками жесткую альтернативу: либо освоение новых знаний и умений и полное раскрытие своего трудового потенциала на рабочем мес-

те, либо реальная возможность остаться без работы.

Это, в свою очередь, вызвало серьезные изменения в структуре и характеристиках рабочей силы.

Однако следует отметить противоречивый характер процессов внедрения новых технологий и, соответственно, их социальных результатов.

Как правило, первоначально эти процессы приводят к повышенной степени физической и нервно-психической напряженности (интенсификации труда), затем - к ускоренной утомляемости работников в связи с ужесточением производственного режима. Иногда ухудшаются и условия труда (повышаются вибрация, загазованность, шумы, тепловыделения, увлажненность производственных помещений), возрастает степень его опасности .

Уровень работоспособности работника, испыты-

1Махмудова Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухучета, тел.: (8486) 539219, e-mail: econom703@tltsu.ru

Mahmudova Irina Nikolayevna, Candidate of Economics, associate professor of the chair of Economics, Finance and Accounting, tel.: (8486) 539219, e-mail: econom703@tltsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.