РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
МАГОМЕДОВ А.Г.,КАЗИЕВА Ж.Н.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья посвящена проблеме формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности строительного предприятия. Проанализированы место и роль финансовых и нефинансовых институтов инновационного развития, обоснована необходимость создания механизма, обеспечивающего их целостность и результативное взаимодействие.
Ключевые слова: инновационная деятельность, строительные предприятия, инновационная инфраструктура, институты развития, технопарки, центры субконтрактации, саморегулируемые организации.
MAGOMEDOV АKAZIEVA ZH.N.
THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE CONSTRUCTION ENTERPRISES
The article devoted to the problem of formation and development of innovation infrastructure of construction enterprise. Analyzed the place and the role of financial and non-financial institutions, innovation development, substantiates the necessity of creating mechanism ensuring the integrity and efficient interaction.
Keywords: innovative activity, construction enterprises, innovative infrastructure, development institutions, technology parks, centers of subcontracting, self-regulatory organizations.
Несмотря на сохраняющийся значительный инновационный потенциал нашей страны, его направленность на реализацию новаций в строительном производстве оказалась недостаточной для повышения конкурентоспособности строительной продукции. В связи с этим на современном этапе развития экономики России приоритетное внимание должно быть уделено активизации инновационной деятельности предприятий, развитию строительного производства на новой технической и технологической основе. Именно в инновационной деятельности заключаются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии материальных и трудовых затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства. Формирование рыночной модели инновационного развития строительства, как и экономики в целом, предполагает создание системы институтов развития, обеспечивающих мощные стимулы для генерирования устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные.
На сегодняшний день для стимулирования инноваций в строительстве используются разнообразные финансовые и нефинансовые институты [5]. Государственные финансовые институты развития (инновационные фонды, банки развития, государственные лизинговые компании, фонды и агентства регионального развития и т.д.) предоставляют хозяйствующим субъектам прямое или косвенное финансирование в различных формах (кредиты, займы, гарантии, лизинг, приобретение ценных бумаг, участие в капитале) для осуществления инвестиционных проектов в приоритетных сферах. Их задача — отбор и финансовая поддержка проектов, важных для развития национальной экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости или сложности используемых финансовых инструментов.
Нефинансовые институты развития не предоставляют ни прямого, ни косвенного финансирования хозяйствующим субъектам. Их задача — формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности в широком смысле, включая предоставление специализированных информационных, консультационных и посреднических услуг в тех сферах, где подобные услуги отсутствуют или слабо развиты. К нефинансовым институтам развития относятся технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны, центры трансферта технологий, центры субконтрактации, центры энергосбережения и др.
Осознавая важность комплексной государственной системы стимулирования инновацион-
_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_
ной деятельности хозяйствующих субъектов, правительство Российской Федерации создало ряд финансовых институтов развития, значительная часть которых в настоящее время эффективно функционирует в качестве инфраструктуры инновационной системы:
1. Инвестиционный фонд Российской Федерации. Финансирование проектов осуществляется на основе частно-государственного партнерства. Через Инвестиционный фонд государство стимулирует наиболее масштабные, в т. ч. инфраструктурные проекты.
2. ОАО «Российская венчурная компания». На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49% от их инвестиционных ресурсов.
3. ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». Задачей фонда является поддержка перспективных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий на начальном этапе их развития.
4. Банк развития. В мае 2007 г. Федеральный закон о Банке развития подписан президентом Российской Федерации, в июле 2007 г. утвержден Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Закон предусматривает создание госкорпорации на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития (РосБР) и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк). Целью создания госкорпорации является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, содействие привлечению иностранных инвестиций, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Предполагается, что он будет функционировать в тех жизненно важных для государства отраслях (сферах) экономики, в которые частный капитал не поступает или поступает в недостаточной мере, что позволит обеспечить сбалансированный экономический рост в стране.
В качестве нефинансового инструмента, стимулирующего инновации, свое развитие в стране получили технопарки. В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических программ и проектов, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, оценку степени риска этих предложений, оказывают содействие в проведении НИР и передаче их результатов в производство. Они предоставляют инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИР, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, содействие в правовой и коммерческой защите ИС. Следует, однако, иметь в виду, что, в отличие от зарубежных, российским технопаркам приходится преодолевать немалые трудности [1]. Они не получают серьезных финансовых вливаний. Даже в условиях нормальной экономики научному парку, чтобы встать на ноги, необходимо 5-6 лет, в течение которых ему надо помогать.
Важным условием для применения эффективно действующих инструментов стимулирования инновационного развития строительных предприятий являются особые экономические зоны, под которыми принято понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для национальных и иностранных предпринимателей [6].
Особые экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, увеличения валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса и, в конечном счете, для развития национальной экономики и ее более эффективной интеграции в мировую. Через международное разделение труда и более тесную интеграцию в мировые хозяйственные связи, свободные зоны выполняют задачи, определяемые стратегией экономического развития той или иной страны.
По нашему мнению, технико-внедренческие зоны, на территории которых планируется проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, целесообразно создавать на базе крупных научных и учебных организаций, которые, помимо высокого научно-технического потенциала, имеют эффективно действующие объекты инновационной инфраструктуры — центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры и инновационно-строительные комплексы.
Перспективной формой стимулирования инновационной деятельности строительных предприятий региона может стать создание центров взаимодействия науки и предпринимательских структур (центров субконтрактации), где целевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны выполняться по заказам заинтересованных организаций [2].
Основной задачей подобных центров субконтрактации должно являться получение и распространение инновационных идей, перспективных разработок, новых научно-технических знаний, а полученный доход направляться на осуществление инновационных исследований и
www.rppe.ru
239
Магомедов А.Г., Казиева Ж.Н.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
разработок, подготовку и переподготовку соответствующих кадров, осуществление соответствующего технического и технологического оснащения. Прогнозирование, контроль и оценка деятельности организаций подобного рода должны осуществляться специализированным советом, состоящим из представителей государственных органов власти, научного сообщества и предпринимательских структур.
Роль центра субконтрактации заключается в том, чтобы найти способ повысить эффективность применения производственных мощностей, которыми располагают строительные предприятия в конкретном регионе. Эта необходимость возникла из признания того факта, что предприниматели, работающие в том или ином регионе, слабо знакомы друг с другом и не имеют возможности получать точную информацию о производственно-технологических возможностях своих коллег, которые они могли бы использовать для выполнения своих производственных программ. В этих целях составляются реестры субконтракторов, поставщиков и контракторов.
Центры субконтрактации являются средоточием технической информации и местом, где обрабатываются предложения и заявки от потенциальных контрагентов и деловых партнеров и где сводятся воедино предложение и спрос на услуги субконтракторов и поставщиков. Таким образом, центр субконтрактации является межфирменной службой, которая обеспечивает экономию средств и рационализацию связей между строительными предприятиями.
Как показало исследование, к настоящему моменту система центров субконтрактации достаточно разнородна по своему составу и организационным возможностям участников. Часть центров — отдельные хозяйствующие субъекты с собственным штатом, некоторые центры представляют собой отделы в составе территориальных торгово-промышленных палат. К наиболее развитым центрам субконтрактации можно отнести Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства (Москва), центры в Санкт-Петербурге, Ярославской области, Республике Татарстан, Чувашской Республике и некоторые другие.
В целом, анализ созданных и создаваемых институтов развития позволяет сделать вывод о наличии всех основных элементов поддержки инновационной деятельности строительных предприятий со стороны государства, которые включают как стимулирование инфраструктуры на федеральном и региональном уровне, так и непосредственное участие государства в реализации инновационных проектов в строительстве.
Однако, на наш взгляд, функции институтов инновационного развития строительных предприятий недостаточно четко определены. Часть направлений развивается слишком медленно, прежде всего, это связано с финансированием проектов малого инновационного бизнеса в строительстве на самых ранних стадиях развития, когда у предприятия может быть недостаточно средств даже на разработку бизнес-плана. Часть институтов предполагает чрезмерное государственное вмешательство в строительную отрасль. В связи с этим сфера их применения должна быть жестко ограничена. С этой целью в строительстве были созданы саморегулируемые организации (СРО). Согласно законодательству с 1 января 2010 г. лицензирование отдельных видов строительной деятельности (строительство, подготовка проектной документации и инженерные изыскания) заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях (СРО), которые предполагают наличие компенсационного фонда [6]. Предполагается, что СРО с помощью создаваемого при них компенсационного фонда должны обеспечить страхование гражданской ответственности застройщиков и покрытие возможных убытков в случае некачественного строительства. Кроме того, СРО будут заниматься созданием новых стандартов и правил, модернизацией существующих СНиПов и ГОСТов.
Основной задачей государственного управления институтами развития, стимулирующими инновационную деятельность строительных предприятий, сегодня является создание благоприятной экономической среды. При этом необходимо иметь в виду, что развитие данных структур заключается не в расширении составляющих, а в создании механизма, обеспечивающего их целостность и результативное взаимодействие.
Литература
1. Дубровская, Е. С. Научные парки как специализированные субъекты инновационной деятельности // Дни науки социально-экономического факультета Казанского государственного технологического университета : сб. материалов конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. — Казань, 2002.
2. Магомедов, А. Г., Магомедов А. А. Организационно-экономический механизм стимулирования инновационной деятельности строительного предприятия. — Махачкала: ФГБОУ ВПО «ДГТУ», 2012.
3. Новоселов, А. С. Рыночная система региона : воспроизводственный аспект // Регион : экономика и социология. 2007. № 1.
4. Солдатов, А. А. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий //Инновационные процессы и социально-экономическое развитие. — М., 2004. Вып. 2.
5. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы». Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
6. Федеральный закон о саморегулируемых организациях от 01.12.2007г. № 315.
240
www.rppe.ru