Научная статья на тему 'Организационноэкономические основы активизации инновационных процессов в строительстве'

Организационноэкономические основы активизации инновационных процессов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / СТРОИТЕЛЬСТВО / INSTITUTIONAL FRAMEWORK / FOSTER INNOVATION AND CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эсетова Аида Махмудовна, Гасанова Наида Мухудадаевна

В статье рассмотрены организационно-экономические основы формирования институтов, оказывающих стимулирующую поддержку развития строительного комплекса, в частности, «Инвестиционный фонд Российской Федерации», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», «Банк развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASIS OF ACTIVATIONS INNOVATIVE PROCESSES IN CONSTRUCTION

Article examined the organizational and economic basis for the formation of institutions that provide support to the development of enabling the construction industry, in particular, «The investment Fund of the Russian Federation», JSC «Russian Venture Company», JSC «Russian Investment Fund for Information and Communication Technologies», «Development Bank».

Текст научной работы на тему «Организационноэкономические основы активизации инновационных процессов в строительстве»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ

ЭСЕТОВА A.M., ГАСАНОВА Н.М

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В

СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В статье рассмотрены организационно-экономические основы формирования институтов, оказывающих стимулирующую поддержку развития строительного комплекса, в частности, «Инвестиционный фонд Российской Федерации», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», «Банк развития».

ESETOVA A.M., CASANOVA N.M.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASIS OF ACTIVATIONS INNOVATIVE PROCESSES IN CONSTRUCTION

Article examined the organizational and economic basis for the formation of institutions that provide support to the development of enabling the construction industry, in particular, «The investment Fund of the Russian Federation», JSC «Russian Venture Company», JSC «Russian Investment Fund for Information and Communication Technologies», «Development Bank».

Ключевые слова: институциональные основы, стимулирование инноваций, строительство.

Key words ^institutional framework, foster innovation and construction.

В настоящее время происходит формирование рыночной модели инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новой технической и технологической основе. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу. Осознавая важность комплексной государственной системы стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, Правительство Российской Федерации создало ряд институтов, значительная часть которых в настоящее время эф-

фективно функционирует в качестве инфраструктуры инновационной системы, образуя центры превосходства.

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. [2].

Центры превосходства представляют собой конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие «центры превосходства» не связано с каким-либо специальным статусом организаций.

Важным условием для применения эффективно действующих инструментов стимулирования инновационного развития строительных предприятий являются особые экономические зоны, под которыми принято понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для национальных и иностранных предпринимателей [3].

Особые экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, увеличения валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса и, в конечном счете, для развития национальной экономики и ее более эффективной интеграции в мировую. Через международное разделение труда и более тесную интеграцию в мировые хозяйственные связи, свободные зоны выполняют задачи, определяемые стратегией экономического развития той или иной страны.

Особенностью создания технико-внедренческих зон является высокая концентрация малых инновационных компаний, так как именно малый инновационный бизнес направляет научно-исследовательскую и производственную деятельность на развитие наиболее коммерчески перспективных инновационных проектов.

По нашему мнению технико-внедренческие зоны, на территории которых планируется проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, целесообразно создавать на базе крупных научных и учебных организаций, которые, помимо высокого научно-технического потенциала, имеют эффективно действующие объекты инновационной инфраструктуры - центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры и инновационно-строительные комплексы.

Создание технико-внедренческих зон также целесообразно осуществлять для обеспечения интеграции науки, образования и промышленности при

условии выработки адекватных финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в таких зонах, что будет способствовать формированию интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию конкурентоспособной инновационной продукции.

Таблица 1

Инфраструктура инновационной деятельности строительных предприятий

1 2 3а 3б 4 5 6 7

Задачи институ-N. тов развития (по N. типам устраняе-N. мых «провалов N. рынка») Типы инсти- N. тутов развития Преодоление барьеров для диверсификации экономики (отраслевая политика) Развитие экономической инфраструктуры Преодоление «провалов» в сфере инноваций Поддержка социально- приоритетных отраслей и сфер Преодоление региональных дисбалансов Преодоление институциональных «провалов» Преодоление барьеров выхода на внешние рынки

Прикладные инновации Инновации в сфере стратегических технологий

Универсальные банки развития X X X X X X X X

Отраслевые банки развития X X

Институты поддержки прикладных инноваций (бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные фонды и др.) X

Институты поддержки развития стратегических технологий X

Фонды и агентства социального развития X

Фонды регионального развития X

Технопарки Х Х

Особые экономические зоны Технико-внедренческие Х

Промышленно-производственные Х

Туристско-рекреационные Х

Моноинструментальные институты развития (государственные лизинговые компании, ипотечные агентства и др.) X

Экспортно-импортные банки и страховые агентства X

Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительном разнообразии как форм институтов развития, так и механизмов реализации ими своих функций (табл. 1.)

Так, государственные финансовые институты развития (далее также -ГФИР) предоставляют хозяйствующим субъектам прямое или косвенное финансирование в различных формах (кредиты, займы, гарантии, лизинг, приобретение ценных бумаг, участие в капитале) для осуществления инвестиционных проектов в приоритетных сферах. К их числу относятся универсальные и специализированные банки развития, экспортно-импортные банки, экспортные страховые компании, государственные лизинговые компании, инновационные фонды, фонды и агентства регионального развития, фонды и агентства социального развития, и т.д. Их задача - отбор и финансовая поддержка проектов, важных для развития национальной экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости или сложности используемых финансовых инструментов. К их задачам также относится информационно-консультационная деятельность, направленная на облегчение частному бизнесу действий в инвестиционной сфере.

Наиболее масштабной является деятельность универсальных банков развития, которые могут реализовывать практически весь спектр отмеченных выше задач. В некоторых странах такие банки также координируют деятель -ность других национальных финансовых и нефинансовых институтов развития.

Наряду с универсальными, существуют и специализированные институты развития - отраслевые, экспортно-импортные, инновационные и т.д. Специализация способствует повышению эффективности деятельности институтов развития, поскольку она позволяет сделать эту деятельность максимально предсказуемой для участников рынка, снизить издержки и повысить качество оценки проектов. Специализация одновременно упрощает оценку эффективности деятельности институтов развития.

Нефинансовые институты развития не предоставляют ни прямого, ни косвенного финансирования хозяйствующим субъектам. Их задача - формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности в широком смысле, включая предоставление специализированных информационных, консультационных и посреднических услуг в тех сферах, где подобные услуги отсутствуют или слабо развиты. К нефинансовым институтам развития относятся технопарки, промышленные парки, «бизнес-инкубаторы», технико-внедренческие промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны, центры трансферта технологий, центры субконтрактации, центры развития дизайна, центры энергосбережения и др. В мировой практике такие институты играют важную роль в создании кластеров - систем горизонтальных связей в экономике (межфирменных сетей, промышленных районов, особых экономических зон).

На современном этапе формирования институтов развития стимулирующую поддержку инновационной деятельности отечественных хозяйствующих субъектов оказывают:

1. Инвестиционный фонд Российской Федерации. Финансирование проектов осуществляется на основе частно-государственного партнерства. Через Инвестиционный фонд государство стимулирует наиболее масштабные, в том числе инфраструктурные проекты.

2. ОАО «Российская венчурная компания ».На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями.

3. ОАО «Российская венчурная компания» было создано летом 2006 года решением Правительства Российской Федерации [4]. Российская венчурная компания - государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49% от их инвестиционных ресурсов.

4. ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно -коммуникационных технологий». Задачей фонда является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Принято постановление Правительства Российской Федерации о создании ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

5. Банк развития. В мае 2007 г. федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации, в июле 2007 г. утвержден Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Закон предусматривает создание госкорпорации на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития (РосБР) и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк).

Целью создания госкорпорации является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, содействие привлечению иностранных инвестиций, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Предполагается, что он будет функционировать в тех жизненно важных для государства отраслях (сферах) экономики, в которые частный капитал не поступает или поступает в недостаточной мере, что позволит обеспечить сбалансированный экономический рост в стране. В соответствии с законом банк может осуществлять дилерскую, депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятель-

ность доверительного управляющего ценными бумагами, денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в госсобственности. Также сохраняется возможность брокерской деятельности на переходный период, который будет действовать до соответствующего решения Правительства РФ. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

В июле 2007 г. Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий». В соответствии с законом, корпорация создается в целях реализации государственной политики в научно-технической и инновационной сфере, содействия перехода российской экономики на инновационный путь развития, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Имущество корпорации формируется за счет имущественного взноса РФ, средств федерального бюджета, доходов, получаемых от деятельности корпорации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений.

В качестве инструмента стимулирующего инновации свое развитие в стране получили технопарки. В их создании принимают участие учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступают инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществляют подготовку квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий. Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 - 2010 годах создавались на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников. Технопарками в сфере высоких технологий предоставляются необходимые предприятиям, размещенным на территории данных технопарков, услуги что позволит предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

В настоящее время государством реализуются мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Принят ряд программ по поддержке малого наукоемкого бизнеса, включающих такие меры, как софинансирование расходов предприятий на патентование. На конкурсной основе отбираются субъекты Российской Федерации, которые получают субсидию из федерального бюджета в размере денежных средств, внесенных субъектом Российской Федерации в качестве имущественного взноса в создаваемый в регионе для реализации программы поддержки малого инновационного бизнеса Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.

В отраслях, стратегически важных для обеспечения безопасности, используется такой механизм, как создание государственных холдингов. Создание корпораций позволяет обеспечить концентрацию интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для создания высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. При этом создание холдинга позволяет избежать избыточной конкуренции между компаниями из России на внешних рынках.

В целом анализ созданных и создаваемых институтов развития позволяет сделать вывод о наличии всех основных элементов поддержки инновационной деятельности строительных предприятий со стороны государства, которые включают как стимулирование инфраструктуры (включая финансовую, в том числе и венчурную) на федеральном и региональном уровне, так и непосредственное участие государства в реализации инновационных проектов.

Однако, на наш взгляд, функции институтов инновационного развития строительных предприятий недостаточно четко определены. Часть направлений развивается слишком медленно, прежде всего, это связано с финансированием проектов малого инновационного бизнеса в строительстве на самых ранних стадиях развития, когда у предприятия может быть недостаточно средств даже на разработку бизнес-плана. Часть институтов предполагает чрезмерное государственное вмешательство в строительную отрасль, в связи с этим сфера их применения должна быть жестко ограничена, cэтой целью в строительстве были созданы саморегулируемые организации (СРО). Согласно законодательству с 1 января 2010 года лицензирование отдельных видов строительной деятельности (строительство, подготовка проектной документации и инженерные изыскания) заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях (СРО), которые предполагают наличие компенсационного фонда [5].

Однако практика показывает, что ввести саморегулирование в такой капиталоемкой отрасли, как строительство, очень не просто. По Ф3-315 «О саморегулируемых организациях», так называется некоммерческое объединение субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности любого вида на основе добровольного членства, разрабатывающее, самостоятельно устанавливающее и следящее за четким выполнением определенных стандартов и требований. Предполагается, что СРО с помощью создаваемого при них компенсационного фонда должны обеспечить страхование гражданской ответственности застройщиков и покрытие возможных убытков в случае некачественного строительства. Кроме того, предполагается, что СРО будут заниматься созданием новых стандартов и правил, модернизацией существующих СНиПов и ГОСТов. Для СРО в сфере строительных работ требуется не менее ста членов, каждый из которых внесет не менее 1 млн руб. в компенсационный фонд СРО. Проектировщики должны собрать в свою организацию не менее 50 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, каждому из которых придется внести по 500 тыс. руб. Аналогичные требования существуют и в сфере инженерных изысканий. Каждая строительная

организация, желающая выступать в качестве генподрядчика, должна вступить в СРО, чтобы продолжить свою деятельность на рынке.

Для реализации инновационной политики, рассмотренных нами институтов инновационной системы, следует выделять главные приоритеты финансовой и экономической стабилизации, а также ведущие направления развития экономики строительства на основе инновационной стратегии строительных предприятий.

С учетом этого требования инновационная стратегия строительного предприятия представляет собой постановку и реализацию задач стратегического масштаба в рамках его инновационной деятельности. Инновационная стратегия строительного предприятия характеризуется принципами, критериями, стратегическими индикаторами, приоритетами, ценностными установками материально-технологической инновационной деятельности в целом и в его стратегических зонах хозяйствования, а также программами развития, в которых они реализуются.

Основные направления инновационной стратегии строительного предприятия могут быть сформулированы следующим образом:

0 целесообразное и рациональное использование наиболее доступных результатов инновационной деятельности для выполнения генеральной цели предприятия, удовлетворения потребности в определенном виде продукции или предоставления определенных видов услуг;

0 обеспечение и экономное использование инновационных ресурсов в ходе освоения продуктов нововведений;

0 использование творческой инициативы и инновационной активности персонала предприятия, а так же передового опыта и потенциала специалистов из сторонних организаций, являющихся разработчиками нововведений.

В соответствии с положениями стратегического менеджмента, осуществляя инновационную деятельность, строительное предприятие может применять одну из следующих видов инновационных стратегий: наступательную, защитную, промежуточную, лицензионную, пионерскую [1].

Наступательная стратегия характеризуется высоким риском, высокой окупаемостью в случае успеха и используется предприятиями, стремящимися быть лидерами в продвижении нового продукта на рынок. Наступательная стратегия эффективна лишь в случаях выбора соответствующего перспективного вида продукции, на котором строительное предприятие концентрирует свои силы и ресурсы.

Защитная стратегия предусматривает невысокий уровень риска и используется строительными предприятиями, способными получать прибыль в условиях конкуренции. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение «затраты - результат» в инновационном процессе. Такие предприятия ориентируются на инновации - продукты и располагают достаточным инновационным потенциалом для их модификации.

Лицензионная (имитационная) стратегия предполагает ориентацию на приобретение инновационных решений, полученных другими предприятиями. Нам практике даже крупные строительные предприятия не располагают достаточными возможностями для проведения широкомасштабной инновационной деятельности. Вместе с тем, лицензионная (имитационная) стратегия позволяет проводить сбалансированное распределение ресурсов между проведением собственных исследований и приобретением лицензий.

Промежуточная стратегия основана на дифференциации продукции и стремлении удерживать преимущества по максимальной доле минимального рынка. Это стремление обусловлено желанием уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями, поскольку борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал. В тоже время в учете специальных запросов потребителя преимущества на стороне того предприятия, который посвящает свою деятельность их изучению и удовлетворению. Свою, дорогую и высококачественную продукцию они ориентируют на те категории потребителей, которых не устраивает стандартная продукция. В этом случае преимущества получают малые и средние строительные предприятия.

Пионерская стратегия связана с созданием новых или преобразованием старых сегментов рынка. В этом случае строительное предприятие стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначального единоличного присутствия на нем. В чистом виде наблюдать пионерскую стратегию сложно из-за ее кратковременного характера, но именно она лежит в основе всех научно-технических сдвигов. Подобная стратегия связанна со стратегией поглощения или слияния одной компании с другой.

На наш взгляд, стратегические приоритеты инновационного развития строительного предприятия должны быть ориентированы, прежде всего, на оптимизацию инновационных ресурсов за счет привлечения капиталов.

Не следует забывать, что выбор инновационной стратегии зависит конкурентного статуса строительного предприятия, стадии жизненного цикла продукта и применяемых инноваций.

В условиях бурно развивающейся отрасли и низкого уровня конкуренции предпочтительна наступательная стратегия. При разрастании рынка и усилении конкуренции выгоднее обратиться к защитной стратегии улучшения продуктов или лицензионную стратегию. На этапе зрелости строительного производства (в условиях небольшого темпа роста) или спада и высокого уровня конкуренции строительное предприятие должно ориентироваться на защитную стратегию технологических инноваций или лицензионную стратегию.

Литература

1. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. - М.: Прогресс, ч.1,ч.2, 1982.

2. Колесник С., Шихалиева Д.С. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства// Инновационные процессы в решении социально-культурных, экономических и правовых проблем: сборник статей и материалов 7-ой науч.практ. конф. Студ, спир. И преп.. -Минеральные Воды, 2009. Вып.6.

3. Колыванов В.ЮБ., Омаров О.А., Шихалиева Д.С. Организационно-экономические аспекты совершенствования управления развитием предприятий строительного комплекса//Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. -№4(39).

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 года

5. Ф3-315 «О саморегулируемых организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.