Научная статья на тему 'Саморегулирование в системе государственного контроля организации предоставления качественной медицинской помощи'

Саморегулирование в системе государственного контроля организации предоставления качественной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ВРАЧ / MEDICINE / HEALTH / MEDICAL CARE / SELF-REGULATION / STATE CONTROL / PUBLIC HEALTH / DOCTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токторова Венера Кудайназаровна

Медицинская помощь населению одна из наиболее приоритетных направлений социальной политики любого государства. Однако необходимо контролировать данный процесс и со стороны государства, и со стороны самого населения. В статье рассмотрены основные нормативные документы, касающиеся рассматриваемого вопроса, проведен сравнительный анализ и предложены пути преодоления существующих проблем или их минимизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-regulation in the system of state control of the organization of the provision of quality medical care

Medical assistance to the population is one of the most priority areas of the social policy of any state. However, it is necessary to monitor this process on the part of the state, and on the part of the population itself. The article considers the main normative documents concerning the issue under consideration, a comparative analysis is carried out and ways of overcoming existing problems or their minimization are suggested.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование в системе государственного контроля организации предоставления качественной медицинской помощи»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2017, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 3 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Токторова В.К. Саморегулирование в системе государственного контроля организации предоставления качественной медицинской помощи // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №3. С. 23-39. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/317002 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Саморегулирование в системе государственного контроля организации

Аннотация. Медицинская помощь населению - одна из наиболее приоритетных направлений социальной политики любого государства. Однако необходимо контролировать данный процесс и со стороны государства, и со стороны самого населения. В статье рассмотрены основные нормативные документы, касающиеся рассматриваемого вопроса, проведен сравнительный анализ и предложены пути преодоления существующих проблем или их минимизация.

Ключевые слова: медицина, здоровье, медицинская помощь, саморегулирование, государственный контроль, здоровье населения, врач.

Практика государственного строительства развитых стран свидетельствует, что одной из эффективных форм взаимодействия государства и общества является предоставление права саморегулирования определенных сфер общественной жизни самим субъектам этой деятельности [1].

В основу совершенствования системы регулирования, как известно, должен быть положен принцип субсидиарности (дополнительности,

УДК 614

предоставления качественной медицинской помощи

Токторова Венера Кудайназаровна

аспирант

Кыргызско-Узбекский университет Кыргызстан, Ошская область, Ош г., Айтиеваулица, 27

СИ ief-nauk@yandex. ги

[email protected]

вспомогательности). Указанный принцип не позволяет государствам сконцентрировать все управленческие полномочия на верхних ступенях государственной власти и стимулирует процессы децентрализации осуществления властных полномочий. Поэтому сегодня в нашей стране нужно создавать более самостоятельные органы управления, деятельность которых должна базироваться на принципе самоорганизации и самоуправления, а это требует создания юридических лиц публичного права [2]. Такие структуры наделяют правом осуществлять часть функций сообщества представителей отдельных профессий, и которые называются организациями профессионального самоуправления (далее - ОПС).

Профессиональное самоуправление находит свое воплощение в форме саморегулируемых организаций. Но, нормативно деятельность данных организаций не регулируется специальными актами, существует два проекта закона, которые определяют их статус.

Первый законопроект называется Закона "О профессиональных саморегулируемых и самоуправляющихся объединениях», который определяет общие принципы деятельности профессиональных саморегулируемых и самоуправляющихся объединений, создаваемых с целью сбалансирования интересов участников объединения (представителей определенной профессии, производителей товаров, работ и услуг), потребителей (граждан) и государства для создания эффективного экономического и социального климата. Под профессиональным объединением понимают общественное объединение, которое создается путем самоорганизации физических и/или юридических лиц с целью реализации общих интересов, внедрение принципов саморегулирования и/или профессионального самоуправления в определенной профессии, сфере деятельности или отрасли в соответствии с уставом объединения.

Сегодня происходит активное обсуждение второго законодательного документа - проекта Закона "О саморегулируемых организациях",

[email protected]

разработанного с целью создания института саморегулируемых организаций, что будет способствовать повышению эффективности взаимодействия между субъектами, которые осуществляют хозяйственную и (или) профессиональную деятельности, и органами государственной власти. Для этого проектом Закона определяются правовые и организационные основы создания и деятельности саморегулируемых организаций, особенности правового регулирования и гарантии их деятельности, а также основные принципы их взаимодействия с органами государственной власти, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Этот проект также еще находится на доработке.

Современные авторы считают, что принятие такого регуляторного документа является чрезвычайно важным для повышения эффективности механизма государственного регулирования предоставления населению доступной и качественной медицинской помощи [3]. Важным направлением улучшения системы государственного регулирования организации оказания медицинской помощи населению является, по нашему мнению, ее децентрализация, то есть усовершенствование существующей модели регулирования с предоставлением права части важных (ключевых) рычагов влияния профессиональным объединением, а соответственно и расширение автономии медицинских учреждений путем создания организаций профессионального самоуправления (ОПС) [4]. Ведь, закрепление на законодательном уровне перечня организационно-хозяйственных полномочий, которые делегируются государством саморегулирующейся организациям, способствовать обеспечению оптимального баланса между осуществлением государственного регулирования органами государственной власти и / или органами местного самоуправления и рыночной саморегуляцией в сфере обеспечения медицинской помощи.

К таким организационно-хозяйственным полномочиям можно отнести: разработка и внедрение правил поведения, создания некоммерческих

[email protected]

медицинских организаций - поставщиков медицинской помощи; стандартов профессионального поведения на рынке медицинских услуг; выдача лицензий субъектам, которые предоставляют медицинские услуги; сертификация специалистов, осуществляющих соответствующий вид хозяйственной деятельности; проведение проверок осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, соблюдения требований законодательства, правил, стандартов профессионального поведения; прекращении (приостановлении) действия лицензии на осуществление соответствующего вида хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что вопрос нормативного обеспечения оптимального сочетания государственного регулирования и рыночной саморегуляции в стране активизирован после принятия в 2007 году на уровне СНГ Модельного закона о саморегулируемых организациях (далее - СРО) [5]. Данный Закон признает СРО как некоммерческое объединение определенных субъектов (ст.2), исходя из единства отрасли производства или рынка произведенных товаров (работ, услуг), созданное при условии ее соответствия всем установленным этим Законом требованиям:

1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности;

2) наличие правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми ее членами;

3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и

Правила и стандарты СРО ориентируют всех ее членов в направлении ответственности, открытости, этики, морали и т.д. (ст.4). Государства могут предусматривать случаи обязательного членства определенных субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО (ст.5). СРО

т.д. (Ст.3).

[email protected]

имеет право: обжаловать в установленном законодательством государства порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО или ее членов; принимать участие в обсуждении проектов национальных законов и иных нормативных правовых актов государства, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования и тому подобное; вносить на рассмотрение упомянутых органов предложения по вопросам формирования и реализации соответствующей политики государства и самоуправления по отношению предмета саморегулирования (ст.6).

В нашей стране институт саморегулирования используется достаточно недавно, но уже показывает свою эффективность в регулировании рынка финансовых услуг. В частности, в ряде законов и законодательных актов определяется сущность, функции и полномочия саморегулируемой организации (СРО). Несмотря на некоторые расхождения в толковании содержания СРО, основными характеристиками являются: добровольное объединение профессиональных участников определенного рынка, который нет целью получения прибыли, и создается с целью защиты интересов своих членов, и которому делегируются соответствующими государственными органами полномочия по разработке и внедрению правил поведения на соответствующих рынках. Саморегулируемая организация - это объединение субъектов определенной деятельности по признаку единства отрасли или рынка товаров и услуг, которые связаны, с одной стороны, с бизнесом, с другой - с выполнением публичных функций, требует государственного контроля. Исходя из такого определения можно констатировать, что саморегулирование - это механизм передачи ответственности производителям определенных услуг распределение рисков между государством и обществом.

Медицинские услуги относятся к разряду доверительных благ, то есть как раз к той категории благ, которые предполагают саморегулирования

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

деятельности их производителей [6]. В проекте закона о внесении изменений в закон "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике", прямо предусмотрено создание и деятельность в сфере охраны здоровья профессиональных самоуправляющихся организаций (ассоциаций) медицинских и фармацевтических работников.

Проектом закона о внесении изменений в закон "Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике" указано, что создание и функционирование такого общественного института, как профессиональное самоуправление, является важнейшим механизмом системы государственного регулирования организации оказания медицинской помощи населению. Создание общественной системы регулирования врачебной деятельности, во главе которой будет стоять национальная лекарственная самоуправляемая организация, даст возможность в случае частичного сохранения за органами государственной власти нормативно-распорядительных и надзорно-разрешительных функций положить на нее значительную часть ответственности за деятельность системы здравоохранения.

При этом следует отметить, что целью принятия данного законодательного акта является институционализация (законодательное введение) единой самоуправляющейся врачебной организации для модернизации управления системой охраны здоровья путем внедрения системы профессионального самоуправления в области медицины и повышения роли медицинского сообщества в вопросах обеспечения качества деятельности и авторитета медицинской профессии в обществе [7].

Врачебное общество должно играть ведущую роль в системе общественного контроля здравоохранения, выполняя при этом образовательную и юридическую функции [8]. Выступая в защиту врачей и пациентов, общество могло бы принять участие в установлении стандартов в области медицинского образования, медицинской практики и врачебной этики,

[email protected]

а также способствовать повышению профессионального уровня медицинских работников [9].

Основными обязанностями общества могли бы стать обеспечение подготовки необходимого количества квалифицированных врачей, поддержание высокого уровня профессиональных знаний, награждение медицинских работников за особые заслуги, помощь в осуществлении переподготовки медицинских кадров, выполнение регуляторных функций [10].

Профессиональное врачебное самоуправление рассматривается как предусмотренная законом система управленческих отношений между всеми представителями определенной профессии, призванная консолидировать усилия представителей определенной профессии в отношениях с органами государственной власти, с обществом и между собой [11]. То есть законом предоставляются управленческие полномочия с целью успешного функционирования определенной профессии в интересах всего общества. Такое профессиональное самоуправление представляется собственной, определенной законом представительной организацией, построенной на принципах децентрализации, и находится она под наблюдением государственной власти.

Формирование механизма государственного регулирования интегрированной медицинской помощи на базовом уровне с обеспечением ее доступности и качества показывает, что в структуре данного механизма функционируют следующие институты:

- государственное регулирование (органы государственной власти и органы местного самоуправления);

- негосударственное публично-правовое регулирование (организации профессионального самоуправления - профессиональные врачебные ассоциации, научные медицинские общества и т.п.);

- личное добровольное регулирования (общественные организации -благотворительные фонды, Общество Красного Креста, независимые аналитические центры и т.д.).

[email protected]

Институт саморегулирования и его формы - организации профессионального самоуправления, может активно развиваться лишь при условии поддержки государством процессов их функционирования в рамках общего регулирования их деятельности без вмешательства во внутреннюю деятельность. Целью государственного стимулирования институционализации саморегулируемых организации является необходимость разграничения функций между государственным и общественным регулированием. Содействие организации профессионального самоуправления предполагает активное участие саморегулируемых организаций в процедурах допуска к профессии (лицензирование).

Вышеупомянутое дает нам основания утверждать об актуальности обеспечения законодательного сопровождения - разработке правового механизма интеграции саморегулируемых организаций в механизм государственного регулирования интегрированной медицинской помощи на базовом уровне с обеспечением ее доступности и качества [12].

К основным функциям СРО можно отнести нормирования и контроль профессиональной деятельности своих членов в пределах своей компетенции; защита профессиональных интересов своих членов в спорах с органами власти и потребителями; гарантия гражданской ответственности своих членов в минимально установленных размерах; профессиональная общественная экспертиза законопроектов.

Отметим, что существенно меняется статус профессиональных объединений в сфере здравоохранения. Так к полномочиям профессиональных объединений переходят функции: создание некоммерческих медицинских организаций, предоставляющих медицинской помощи - амбулаторий ОП / СМ (общей практики / семейной медицины) [13]; стандартизации медицинской помощи (частично или полностью) от структур Минздрава [14]; сертификации / аттестации медицинских кадров от аттестационных комиссий при управлениях здравоохранения областных государственных администраций [15]. Такая

[email protected]

децентрализация государственного управления позволит решить комплекс важных вопросов, как на рынке медицинских услуг, так и на рынке труда, в частности, повышение профессиональной компетентности медицинских кадров (обновление знаний в соответствии с мировыми тенденциями).

Создание некоммерческих медицинских организаций, например амбулаторий ОП / СМ, при условии внесения этого вида деятельности в устав саморегулируемой организации, существенно улучшит доступность медицинской помощи населению в сельской местности [16]. Деятельность их в составе саморегулируемых организаций также будет способствовать удовлетворению объективных потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет предоставления платных медицинских услуг, средств из страховых организаций за оказание медицинской помощи застрахованным лицам, благотворительных (добровольных) юридических и физических лиц, что будет способствовать многоканальности финансирования.

Функцией, которая действительно может улучшить ситуацию в сфере медицинской помощи, является разработка, внедрение и соблюдение «Этического» кодекса, где должны быть освещены взаимоотношения между всеми субъектами оказания медицинской помощи [17].

Важно отметить, что интегрирование саморегулируемых организаций в механизм государственного регулирования - это, прежде всего, экономия бюджетных средств на содержание аппарата управления, профессиональный подход к подготовке любого регуляторного акта, профессиональная ответственность, профессиональное понимание и решение конкретных вопросов и задач по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, реализация возможностей граждан принимать непосредственное участие в управлении государственными делами через процедуру делегирования соответствующих полномочий профессиональным самоуправляемым и саморегулирующимся объединениям, а также

[email protected]

формирование новой культуры партнерства профессионалов, власти, бизнеса и общества.

Процесс интегрирования саморегулируемых организаций в механизм государственного регулирования интегрированной медицинской помощи на базовом уровне с обеспечением ее доступности и качества целесообразно представить через организационный механизм государственного управления здравоохранением [18].

Следует отметить, что на сегодня в Минюсте зарегистрировано несколько ассоциаций медицинского профиля (лекарственных и фармацевтических), многие из которых не работают активно. Часто случается, что они дублируют друг друга - существует по 3-4 ассоциации одного профиля. Поэтому стоит определиться с главными профессиональными объединениями и установить определенные "правила игры" для саморегулируемых организаций через регламентирование их создания и функционирования.

В основу такого регламента могут быть положены Рекомендации Совета Европы, предлагающие правительствам создавать благоприятные условия в юридической и налоговой системе для финансирования и управления общественными медицинскими организациями, а бюджет здравоохранения, насколько возможно, должен включать статьи для поддержания их деятельности - выполнение ими публичных (делегированных государством) полномочий.

Стоит отметить, что при значительных преимуществах (снижение государственных расходов, профессиональный контроль за качеством услуг, повышение ответственности участников рынка за свои действия, более действенные механизмы обратной связи) системе саморегулирования присущи и существенные риски, прежде всего [19]: непрофессионализм участников и непрофессионализм контроля, безответственность, отсутствие реального контроля, конфликт интересов. Указанные риски можно минимизировать путем корректной организации системы саморегулирования, а именно коллективным

[email protected]

управлением, информационной открытостью, коллективной ответственностью, установлением квалификационных требований к СРО и кодекса профессионального поведения, наличием конкуренции между СРО.

На наш взгляд, целесообразной для предупреждения вышеупомянутых рисков будет организация системы саморегулирования через принцип коллегиальности управления. Высшим органом СРО является общее собрание членов объединения, которое созывается с периодичностью и в порядке, установленном уставом.

Самым сложным вопросом правового регламентирования деятельности саморегулируемых организаций (как объединений юридических лиц определенной сферы деятельности или как физических лиц, объединенных по профессиональному признаку) является делегирование полномочий государственными органами субъектам профессиональных

самоуправляющихся объединений [20].

СРО смогут получить право собирать и анализировать данные от участников, проводить их проверки, сертифицировать специалистов и осуществлять методическое обеспечение своей деятельности. Все решения о делегировании полномочий должны регистрироваться в Министерстве юстиции. СРО получат право участвовать в формировании государственной политики в определенной сфере хозяйственной или профессиональной деятельности. Они также смогут защищать интересы участников перед контролирующими организациями.

Таким образом, интегрирование саморегулируемых организаций в механизм государственного регулирования интегрированной медицинской помощи на базовом уровне с обеспечением ее доступности и качества требует принятия соответствующего законодательного акта, среди основных положений которого должно быть определено: основные механизмы деятельности саморегулируемых организаций; организационно-правовые

[email protected]

формы саморегулируемых организаций; механизм делегирования полномочий государственных органов, в частности в части лицензирования и сертификации.

Институционализация СРО позволит более эффективно использовать управленческий аппарат, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления тотального контроля. Это будет способствовать, с одной стороны, существенному уменьшению численности занятых в надзорных органах государственного аппарата и освобождению высококвалифицированных чиновников для решения других стратегических и перспективных задач, а с другой, - согласованию интересов всех заинтересованных лиц.

1. Мхитарян Ю.И. Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования // Век качества. 2017. № 2. С. 4-22.

2. Соловьев А.А. Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по спортивному кодексу Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 28-31.

3. Кузнецова К.Ю., Асланова М.М., Шихбабаева Ф.М. Система цифровой микроскопии - информационный источник мониторинга за биогельминтозами на территории Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С. 51-53.

4. Мицык Г.Ю. Система субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей // Диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. - Москва, 2013. - 190 с.

5. Шашкова А.В. Международная и национальная практика противодействия коррупции и отмыванию незаконных доходов. Практика корпоративного поведения. - Москва, 2014. - 270 с.

Литература

[email protected]

6. Волченко Н.Н., Гладунова З.Д., Славнова Е.Н., Ермолаева А.Г. Возможности иммуноцитохимического исследования в онкологии: Тезисы // Новости клинической цитологии России. 2003. Т. 7. № 1-2. С. 49-50.

7. Шойхет Я.Н., Титова Е.А., Коновалов В.К., Титова Л.А. Рентгенологические и допплерографические признаки поражения легких у больных сахарным диабетом // Казанский медицинский журнал. 2007. Т. 88. № 6. С. 532-536.

8. Ибрагимов А.М. Еще раз о международно-правовой системе гарантий // Международное публичное и частное право. 2011. № 1. С. 2-4.

9. Орлов В.И., Линде В.А., Дубровина С.О., Ермолова Н.В., Зинкин В.И., Маркарьян И.В. Консервативное лечение шеечной беременности // Проблемы репродукции. 2011. № 2. С. 39-42.

10. Рухляда Н.Н. Клинико-морфологическая диагностика и обоснование тактики эндохирургического лечения аденомиоза у женщин репродуктивного возраста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 40 с.

11. Шевченко А.Н., Кит О.И., Комарова Е.Ф., Никипелова Е.А., Демидова А.А., Пакус Д.И., Сергань В.А., Филатова Е.В., Хомутенко И.А. Особенности тканевой экспрессии ферментов протеолиза внеклеточного матрикса и их ингибиторов больных раком мочевого пузыря // Онкоурология. 2017. Т. 13. № 2. С. 96-103.

12. Бабичев В.И., Марова Е.И., Кузнецова Т.А., Адамская Е.И., Кадашев Б.А., Астафьева Л.И., Яцишина О.Н., Шкарубо А.Н. Рецепторы половых гормонов в пролактиномах гипофиза у больных разного пола // Проблемы эндокринологии. 2007. Т. 53. № 1. С. 42-46.

13. Вербицкий Е.В., Топчий И.А. Габитуация вызванных потенциалов у лиц низкой, умеренной и высокой тревожности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2005. Т. 55. № 4. С. 514-517.

[email protected]

14. Скороходов А.П., Дутова Т.И. Анализ полиморфизма генов, определяющих носительство гипергомоцистеинемии при повторных ишемических инсультах у лиц молодого и среднего возраста // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2013. Т. XLV. № 1. С.

15. Поздняков А.В., Карташев А.В., Тютин Л.А., Виноградов В.М., Пожарисский К.М. Протонная магнитно-резонансная спектроскопия при послеоперационной химиолучевой терапии больных злокачественными глиомами головного мозга // Вопросы онкологии. 2008. Т. 54. № 2. С. 164-169.

16. Котова Т.Г., Цыбусов С.Н. Улучшение результатов лечения рака легкого путем оптимизации метода криодеструкции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2016. № 5. С. 79-81.

17. Панченков Д.Н., Кудрявцев П.В., Иванюгин В.А., Иванов Ю.В., Курдо С.А., Лакунин К.Ю., Нечунаев А.А. Лапароскопическая аппендэктомия: медицинские и социально-экономические аспекты // Эндоскопическая хирургия. 2012. Т. 18. № 2. С. 9-15.

18. Лаврентьев А.Р., Трусов Н.А., Коннов И.А. Местное самоуправление в России: состояние и перспективы. - Дзержинск, 2014. - 526 с.

19. Shashkova A.V. Russian business law. - Москва, 2007. - 483 с.

20. Соловьев А.А. Особенности правового положения высшего совета магистратуры французской республики // Право и образование. 2014. № 7. С.

Self-regulation in the system of state control of the organization of the provision

of quality medical care

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40-44.

56-71.

Toktorova Venus Kudainazarovna

graduate student Kyrgyz-Uzbek University

[email protected]

Kyrgyzstan, Osh oblast, Osh, Aitieva street, 27

Ch ief-nauk@yandex. ru

Abstract. Medical assistance to the population is one of the most priority areas of the social policy of any state. However, it is necessary to monitor this process on the part of the state, and on the part of the population itself. The article considers the main normative documents concerning the issue under consideration, a comparative analysis is carried out and ways of overcoming existing problems or their minimization are suggested.

Keywords: medicine, health, medical care, self-regulation, state control, public health, doctor.

1. Mkhitaryan Yu.I. Samoregulirovaniye - pravovoy rezhim, predmet i printsipy pravovogo regulirovaniya [Self-regulation - the legal regime, the subject and principles of legal regulation] / Yu.I. Mkhitaryan // Vek kachestva [The age of quality]. 2017. no 2. pp. 4-22.

2. Solov'yev A.A. Institut mediatsii v Rossii i protsedury uregulirovaniya sporov s uchastiyem posrednika po sportivnomu kodeksu Frantsii [Institute of Mediation in Russia and dispute settlement procedures with the participation of an intermediary on the French sports code] / A.A. Solov'yev // Sport: ekonomika, pravo, upravleniye [Sport: Economics, Law, Management]. 2011. no 2. pp. 28-31.

3. Kuznetsova K.Yu., Aslanova M.M., Shikhbabayeva F.M. Sistema tsifrovoy mikroskopii - informatsionnyy istochnik monitoringa za biogel'mintozami na territorii Rossiyskoy Federatsii [The system of digital microscopy is an information source of monitoring for biohelminthoses in the territory of the Russian Federation] / K.Yu. Kuznetsova, M.M. Aslanova, F.M. Shikhbabayeva // Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya [Public Health and Habitat]. 2016. no 5 (278). pp. 51-53.

4. Mitsyk G.Yu. Sistema sub"yektov otnosheniy, reguliruyemykh zakonodatel'stvom o zashchite prav potrebiteley [System of subjects of relations governed by legislation on the protection of consumers' rights] / G.Yu. Mitsyk // Dissertatsiya ... kandidata yuridicheskikh nauk: 12.00.03 [Thesis ... Candidate of Juridical Sciences: 12.00.03]. - Moskva, 2013. - 190 p.

5. Shashkova A.V. Mezhdunarodnaya i natsional'naya praktika protivodeystviya korruptsii i otmyvaniyu nezakonnykh dokhodov. Praktika korporativnogo povedeniya [International and national practice of combating corruption and laundering of illicit proceeds. Practice of corporate behavior.] / A.V. Shashkova. - Moskva, 2014. - 270 p.

6. Volchenko N.N., Gladunova Z.D., Slavnova Ye.N., Yermolayeva A.G. Vozmozhnosti immunotsitokhimicheskogo issledovaniya v onkologii: Tezisy [Possibilities of immunocytochemical research in oncology: Abstracts] / N.N.

REFERENCES

[email protected]

Volchenko, Z.D. Gladunova, Ye.N. Slavnova, A.G. Yermolayeva // Novosti klinicheskoy tsitologii Rossii [News of clinical cytology in Russia]. 2003. T. 7. no 12. pp. 49-50.

7. Shoykhet Ya.N., Titova Ye.A., Konovalov V.K., Titova L.A. Rentgenologicheskiye i dopplerograficheskiye priznaki porazheniya legkikh u bol'nykh sakharnym diabetom [X-ray and Dopplerographic signs of pulmonary disease in patients with diabetes mellitus] / Ya.N. Shoykhet, Ye.A. Titova, V.K. Konovalov, L.A. Titova // Kazanskiy meditsinskiy zhurnal [Kazan Medical Journal]. 2007. T. 88. no 6. pp. 532-536.

8. Ibragimov A.M. Yeshche raz o mezhdunarodno-pravovoy sisteme garantiy [Once again on the international legal system of guarantees] / A.M. Ibragimov // Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo [International public and private law]. 2011. no 1. pp. 2-4.

9. Orlov V.I., Linde V.A., Dubrovina S.O., Yermolova N.V., Zinkin V.I., Markar'yan I.V. Konservativnoye lecheniye sheyechnoy beremennosti [Conservative treatment of cervical pregnancy] / V.I. Orlov, V.A. Linde, S.O. Dubrovina, N.V. Yermolova, V.I. Zinkin, I.V. Markar'yan // Problemy reproduktsii [Reproduction problems]. 2011. No 2. pp. 39-42.

10. Rukhlyada N.N. Kliniko-morfologicheskaya diagnostika i obosnovaniye taktiki endokhirurgicheskogo lecheniya adenomioza u zhenshchin reproduktivnogo vozrasta [Clinico-morphological diagnostics and substantiation of tactics of endosurgical treatment of adenomyosis in women of reproductive age] / N.N. Rukhlyada // Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora meditsinskikh nauk [The dissertation author's abstract on the competition of a scientific degree of the doctor of medical sciences]. - Sankt-Peterburg, 2004. - 40 p.

11. Shevchenko A.N., Kit O.I., Komarova Ye.F., Nikipelova Ye.A., Demidova A.A., Pakus D.I., Sergan' V.A., Filatova Ye.V., Khomutenko I.A. Osobennosti tkanevoy ekspressii fermentov proteoliza vnekletochnogo matriksa i ikh ingibitorov bol'nykh rakom mochevogo puzyrya [Peculiarities of tissue expression of enzymes of proteolysis of extracellular matrix and their inhibitors in patients with bladder cancer] / A.N. Shevchenko, O.I. Kit, Ye.F. Komarova, Ye.A. Nikipelova, A.A. Demidova, D.I. Pakus, V.A. Sergan', Ye.V. Filatova, I.A. Khomutenko // Onkourologiya [Oncourology]. 2017. T. 13. no 2. pp. 96-103.

12. Babichev V.I., Marova Ye.I., Kuznetsova T.A., Adamskaya Ye.I., Kadashev B.A., Astafyeva L.I., Yatsishina O.N., Shkarubo A.N. Retseptory polovykh gormonov v prolaktinomakh gipofiza u bol'nykh raznogo pola [Receptors of sexual hormones in prolactinomas of the pituitary gland in patients of different sex] / V.I. Babichev, Ye.I. Marova, T.A. Kuznetsova, Ye.I. Adamskaya, B.A. Kadashev, L.I. Astafyeva, O.N. Yatsishina, A.N. Shkarubo // Problemy endokrinologii [Problems of endocrinology]. 2007. T. 53. no 1. pp. 42-46.

13. Verbitskiy Ye.V., Topchiy I.A. Gabituatsiya vyzvannykh potentsialov u lits nizkoy, umerennoy i vysokoy trevozhnosti [The gabitation of evoked potentials in persons with low, moderate and high anxiety] / Ye.V. Verbitskiy, I.A. Topchiy //

[email protected]

Zhurnal vysshey nervnoy deyatel'nosti im. I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity im. I.P. Pavlova]. 2005. T. 55. no 4. pp. 514-517.

14. Skorokhodov A.P., Dutova T.I. Analiz polimorfizma genov, opredelyayushchikh nositel'stvo gipergomotsisteinemii pri povtornykh ishemicheskikh insul'takh u lits molodogo i srednego vozrasta [Analysis of the polymorphism of genes determining the carriage of hyperhomocysteinemia in repeated ischemic strokes in young and middle-aged people] / A.P. Skorokhodov, T.I. Dutova // Nevrologicheskiy vestnik. Zhurnal im. V.M. Bekhtereva [Neurological Herald. Journal of them. V.M. Bechterew]. 2013. T. XLV. no 1. pp. 40-44.

15. Pozdnyakov A.V., Kartashev A.V., Tyutin L.A., Vinogradov V.M., Pozharisskiy K.M. Protonnaya magnitno-rezonansnaya spektroskopiya pri posleoperatsionnoy khimioluchevoy terapii bol'nykh zlokachestvennymi gliomami golovnogo mozga [Proton magnetic resonance spectroscopy in postoperative chemoradiotherapy in patients with malignant brain gliomas] / Pozdnyakov A.V., Kartashev A.V., Tyutin L.A., Vinogradov V.M., Pozharisskiy K.M. // Voprosy onkologii [Oncology]. 2008. T. 54. no 2. pp. 164-169.

16. Kotova T.G., Tsybusov S.N. Uluchsheniye rezul'tatov lecheniya raka legkogo putem optimizatsii metoda kriodestruktsii [Improving the results of treatment of lung cancer by optimizing the method of cryodestruction] / T.G Kotova., S.N. Tsybusov // Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Yestestvennyye i tekhnicheskiye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Natural and technical sciences]. 2016. no 5. pp. 79-81.

17. Panchenkov D.N., Kudryavtsev P.V., Ivanyugin V.A., Ivanov Yu.V., Kurdo S.A., Lakunin K.Yu., Nechunayev A.A. Laparoskopicheskaya appendektomiya: meditsinskiye i sotsial'no-ekonomicheskiye aspekty [Laparoscopic appendectomy: medical and socioeconomic aspects] / D.N. Panchenkov, P.V. Kudryavtsev, V.A. Ivanyugin, Yu.V. Ivanov, S.A. Kurdo, K.Yu. Lakunin, A.A. Nechunayev // Endoskopicheskaya khirurgiya [Endoscopic surgery]. 2012. T. 18. no 2. pp. 9-15.

18. Lavrent'yev A.R., Trusov N.A., Konnov I.A. Mestnoye samoupravleniye v Rossii: sostoyaniye i perspektivy [Local self-government in Russia: state and prospects] / A.R. Lavrent'yev, N.A. Trusov, I.A. Konnov. - Dzerzhinsk, 2014. - 526 p.

19. Shashkova A.V. Russian business law / A.V. Shashkova. - Moskva, 2007. - 483 p.

20. Solov'yev A.A. Osobennosti pravovogo polozheniya vysshego soveta magistratury frantsuzskoy respubliki [Peculiarities of the Legal Status of the Higher Council of the Magistracy of the French Republic] / A.A. Solov'yev // Pravo i obrazovaniye [Right and Education]. 2014. no 7. pp. 56-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.