Научная статья на тему 'Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования'

Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1496
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ: "САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ" / "САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ" / "ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" / "ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" / LEGAL REGIME OF SELF-REGULATION / SUBJECT / PRINCIPLES AND METHODS OF SELF-REGULATION / SELF-REGULATION IMPROVEMENT MECHANISM / LEGAL CATEGORIES: "SELF-REGULATION" / "SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS" / "LEGAL STATUS OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS" / "SUBJECT OF LEGAL REGULATION"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Рассматриваются ключевые проблемы саморегулирования, его место в системе управления экономикой, предмет и принципы правового регулирования. Предлагается новый подход к развитию саморегулирования для повышения конкурентоспособной экономики, эффективности социального государства, обеспечения защиты прав предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-regulation - a legal regime, subject and principles of legal regulation

Key problems of self-regulation, its place in a control system of economy, a subject and the principles of legal regulation are considered. New approach to development of self-regulation for increase in competitive economy, efficiency of the social state, ensuring protection of the rights of businessmen is offered.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования»

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 2(2017) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru [email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2017, № 2 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 2 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №2. С. 4-22. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/217001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 342.97

Саморегулирование - правовой режим, предмет и принципы правового регулирования

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, ректор Образовательного частного учреждения

дополнительного профессионального образования «Международный институт качества

бизнеса»,

председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком », магистр права, академик Международной академии информатизации

Аннотация. Рассматриваются ключевые проблемы саморегулирования, его место в системе управления экономикой, предмет и принципы правового регулирования. Предлагается новый подход к развитию саморегулирования для повышения конкурентоспособной экономики, эффективности социального государства, обеспечения защиты прав предпринимателей.

Ключевые слова. Правовой режим саморегулирования, предмет, принципы и методы саморегулирования, механизм совершенствования саморегулирования, правовые категории: «саморегулирование», «саморегулируемые организации», «правовой статус саморегулируемых организаций», «предмет правового регулирования».

Цивилизация как стадия общественного развития наиболее полно характеризуется достигнутым уровнем эффективности экономики, сложившимися отношениями между обществом и властью, между классами,

[email protected]

социальными группами, а также условиями для развития и реализации возможностей человека [1]. Эффективность экономики зависит от успешности применения системы факторов, в числе которых исключительно важное место занимает саморегулирование.

При сравнении ключевых показателей развития экономик различных стран мира резервы роста становятся более очевидными. Так, например, по одному из ключевых показателей - значению валового внутреннего продукта (ВВП) (номинал) на душу населения в системе стран-членов ООН - с 2014 по 2016 г. рейтинг нашей страны последовательно снижается, и она занимает соответственно 57, 66, 72 место1. Новые резервы роста экономики и регулирования общественными отношениями становятся все более востребованными.

Способность экономики, общества к саморазвитию путем саморегуляции во многом зависит от успешности применения саморегулирования как нового направления регулирования общественных отношений.

В XXI веке уровень цивилизации в той или иной стране все больше зависит от таких факторов как саморазвитие, саморегуляция, саморегулирование. Рыночная экономика не освобождает от необходимости регулирования, она увеличивает возможности для достижения нужного результата, но не гарантирует его достижения.

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность, подконтрольность органов государственного управления обществу - все это позволяет реализовать факторы саморазвития, саморегуляции, саморегулирования и повысить эффективность при реализации этих факторов.

1 См.: Мхитарян Ю.И. Стратегия и практика успешного менеджмента: доклад на ХУЛ Международной конференции «Стратегия и практика успешного менеджмента», о. Гран-Канария, Испания, 30 сентября -9 октября 2016 г.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекс Российской Федерации (ГК РФ), предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли2. Рынок не способен устранить дефекты экономики и управления, не ориентирован на достижение социальных целей. Рыночная экономика освобождает от вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность, ускоряет действия, направленные на коммерциализацию и систематическое получение прибыли.

Нормативные правовые акты, ограничения управления рыночной экономикой, вводимые государственной властью в зависимости от качества государственного управления, а также нормы права, регулирующие общественные отношения, могут сглаживать или усиливать дестабилизирующий фактор, присущий рыночной экономике.

Влияние саморегулирования на регулирование рыночной экономикой определяется правовым режимом - совокупностью правовых норм, регулирующих эту сферу общественных отношений и закрепленных в нормативных правовых актах. В качестве основного нормативного правового акта рассматривается Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ3. Отдельные концептуальные положения нашли свое отражение в Концепции совершенствования

4

механизмов саморегулирования .

Эти нормативные правовые акты, как и исследования многих ученых юристов [2, 3], позволяют с разной степенью глубины подойти к пониманию места и значения саморегулирования, важности развития этого направления регулирования общественных отношений в повышении эффективности, конкурентоспособности экономики.

2 См.: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

3 См.: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/

4 См.: О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 2776-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192057/

Актуальность и необходимость более эффективного применения саморегулирования в системе факторов, регулирующих общественные отношения, более чем очевидна. Но для этого теория саморегулирования должна отличаться полнотой и правильностью применения правовых категорий, адекватно отражать явление, исследуемый предмет.

Существуют разные подходы к раскрытию содержания понятий «саморегулирование», «саморегулируемая организация», «предмет саморегулирования». Например, понятие «саморегулирование» раскрывается как самостоятельная «инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»5.

«Саморегулируемыми организациями» признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законом, основанные на членстве, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности6.

Раскрытие содержания правовых категорий позволяет (или не позволяет) создавать конструкции нормативных правовых актов, удовлетворяющих потребности общества и государства. Неполное раскрытие содержания категорий права, как и непонимание сути предмета правового регулирования, проблем экономики, управления приводит к результатам, прямо противоположным поставленным целям и задачам.

5 См.: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. Ст.2. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/ст.2

6 См.: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. П.1 Ст.3. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/

Именно этим можно объяснить тот факт, что Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»7 развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики было определено в качестве приоритетного направления административной реформы. «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»8 предусматривалось создание условий для развития механизма саморегулирования предпринимательского сообщества. Однако на практике государству до сих пор не удалось оказать поддержку развитию саморегулирования.

Саморегулируемые организации объединяют субъекты предпринимательской деятельности, участвующих в регулировании общественных отношений. Результативность их деятельности во многом определяется эффективностью норм права. Деятельность саморегулируемых организаций, как и успешность регулирования общественных отношений в целом, зависит как минимум от трех составляющих:

• полноты и правильности применяемых правовых категорий (понятий);

• полноты и правильности установленных целей и принципов;

• своевременности устранения юридических пробелов и коллизий.

Правовые категории «саморегулируемые организации»,

«саморегулирование», «предмет саморегулирования» недостаточно раскрывают существенное и отличительное в дефинициях. В условиях фактического отсутствия механизма поддержки саморегулирования это не способствовало повышению качества государственного управления, конкурентоспособности экономики. О чем и свидетельствуют приведенные

7 См.: Указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Режим доступа: http://base.garant.ru/186148/

8 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/

[email protected]

выше конкретные результаты развития отечественной экономики (см. значение ВВП (номинал) на душу населения).

В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях»9 фактически отсутствуют цели, основные принципы саморегулирования, а приведенные дефиниции, например, категории «саморегулируемая организация», не только не определяют их особенности, но и снижают содержание категории «ассоциация (союз)»10.

В соответствии со ст. 121 ГК РФ, ассоциацией (союзом) признаются объединения юридических лиц и (или) граждан, основанные на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Дефиниция, раскрывающая содержание (смысл) саморегулируемой организации посредством описания существенных и отличительных признаков, в своем качестве может только усиливать дефиницию содержания ассоциации (союза), потому что в организационно-правовом плане саморегулируемая организация - это ассоциация (союз), наделенная дополнительными правами и обязанностями, а не ассоциация (союз) с усеченными, нарушенными гражданскими правами и обязанностями.

В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» обязанности саморегулируемой организации не включают в себя представление интересов и защиту прав членов саморегулируемых организаций. В законе лишь отмечено, что саморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством

9 См.: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. П.1 Ст.3. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/

10 См.: Гражданский Кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/

Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти; участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых его независимыми экспертами проектов нормативных правовых актов; вносить на рассмотрение органов государственной власти и местного самоуправления предложения по формированию и реализации государственной политики и осуществляемой политики на уровне местного самоуправления; запрашивать в органах государственной власти информацию и получать от этих органов необходимую информацию.

Также в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация имеет право от своего имени и в интересах своих членов обратиться в суд о признании недействующим, не соответствующим Федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации.

Все вышеперечисленное составляет не только право, но и обязанность саморегулируемых организаций, так как этими обязанностями изначально обладают ассоциации (союзы). Но этими же гражданскими правами обладают все юридические лица. В чем же тогда состоит то существенное и особенное, что отличает некоммерческую организацию, получившую статус саморегулируемой организации?

Саморегулирование важно рассматривать как правовое средство, применение которого позволяет качественно изменять уровень регулирования общественных отношений, развитие экономики и общества. Но для этого нужны особый правовой механизм наделения саморегулируемых организаций дополнительными правами и система стимулирования, поддерживающая их деятельность, социальный статус.

Представление и защита интересов членов саморегулируемых организаций, регулирование общественных отношений при выполнении предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства составляют предмет саморегулирования.

Саморегулирование - неотчуждаемое право гражданина, человека, юридического лица. Саморегулируемые организации выполняют важнейшую социальную функцию, решают задачи социального государства. Они в силу своего назначения являются одной из основ социального государства.

Правовой статус саморегулируемых организаций определяется установленными нормами права, положениями их деятельности, совокупностью прав и обязанностей, не противоречащих основам гражданского права и конституционным нормам. Он аккумулирует конституционно-правовой и гражданско-правовой статус человека и юридического лица.

В качестве целей системы саморегулирования важно рассматривать:

• представление интересов и обеспечение защиты прав человека, гражданина, юридических лиц и общества;

• регулирование общественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности, совершенствование нормативных правовых актов;

• организация социального партнерства с органами власти;

• оказание содействия созданию благоприятных условий, обеспечивающих развитие человека, гражданина, юридических лиц, общества;

• оказание содействия созданию условий для развития частной и иных форм собственности, недопущение недобросовестной конкуренции, коррупции;

• оказание содействия обеспечению имущественной ответственности участников экономической деятельности;

[email protected]

• оказание содействия созданию условий для деятельности саморегулируемых организаций.

Как уже отмечалось, в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» не определены основные принципы саморегулирования. Пять принципов нормативно-правового регулирования саморегулируемых организаций установлены Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования11:

1. Принцип эффективной коллективной ответственности членов саморегулируемой организации.

2. Принцип единства отрасли.

3. Принцип ответственности субъектов саморегулирования за нарушения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

4. Принцип информационной открытости.

5. Принцип делегирования полномочий и отраслевого совместного регулирования.

Принципы осуществления деятельности саморегулируемыми организациями не могут противоречить принципиальным основам гражданского законодательства, имеющим обязательный характер, среди которых:

• принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

• принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;

• принцип неприкосновенности собственности;

• принцип свободы договора;

11 См.: О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 2776-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 192057/

• принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;

• принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

• принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;

• принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав, обеспечение их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своих интересах. Гражданские права не могут быть ограничены.

Принципы саморегулирования не могут противоречить нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ГК РФ, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам своим имуществом, а не имуществом другого юридического лица. Принцип коллективной имущественной ответственности в явном виде возник в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования.

Применение этого принципа может быть использовано только при приоритете личной (индивидуальной) имущественной ответственности. Коллективная имущественная ответственность не может заменить отсутствие личной (индивидуальной) имущественной ответственности,

неэффективность норм права, регулирующих общественные отношения. Не может коллективная имущественная ответственность стать преградой на пути недобросовестной конкуренции, коррупции, криминализации экономики.

В качестве одного из основных принципов саморегулирования можно рассматривать принцип индивидуальной имущественной ответственности и дополнительной имущественной ответственности каждого члена

саморегулируемой организации. При этом форма дополнительной имущественной ответственности не должна иметь законодательного ограничения. В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» отражены ограничения и возможность выбора одной из двух форм имущественной ответственности: создание личного и (или) коллективного страхования; формирование компенсационного фонда.

Способов дополнительной имущественной ответственности может быть значительно больше. Так, и финансирование работ по разработке стандартов, правил, требований, и создание системы контроля, и проведение работ для обеспечения соответствия стандартам, правилам, требованиям, и взносы в саморегулируемую организацию - все это разнообразные формы дополнительной имущественной ответственности.

Введение каких-либо законодательно установленных ограничений по применению способов обеспечения имущественной ответственности является нарушением гражданских прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций и т.д., которые должны быть восстановлены в законодательном и (или) судебном порядке.

Принцип единства отрасли, установленный в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, не в полной мере отражает положения Федерального закона «О саморегулируемых организациях»: саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъекты

предпринимательской деятельности исходя из единства отраслей производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В связи с этим, важно рассматривать совместно принцип единства отрасли или рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Принципы единства отрасли или рынка произведенных товаров (работ, услуг) независимо от формы саморегулирования предусматривают добровольную свободу объединений, что является одной из основ конституционного строя, гражданского законодательства [2, 4]. Нарушение конституционного принципа свободы объединений, нарушение гражданских прав человека, гражданина, юридических лиц требует своего восстановления в соответствии с основами гражданского законодательства в законодательном и (или) судебном порядке.

Принцип ответственности субъектов саморегулирования за нарушение законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях не в полной мере охватывает зону ответственности субъекта саморегулирования. Более полно ответственность такого субъекта отражает принцип ответственности субъектов саморегулирования за нарушение законодательства Российской Федерации, требований, установленных саморегулируемой организацией. Здесь под требованиями, конечно, необходимо понимать любые требования, установленные в форме стандартов, правил, положений и т.д. саморегулируемой организации.

Принцип информационной открытости означает не только открытость информации о деятельности, публичность процедур, но и установление ключевых показателей деятельности, прозрачность достигнутых результатов.

Принцип делегирования полномочий и отраслевого совместного регулирования в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования не раскрыт и требует дополнительной проработки, но, очевидно, он может быть рассмотрен как принцип социального партнерства, делегирования полномочий и сорегулирования. При этом права субъектов саморегулирования не могут быть ни кому переданы. Взаимодействие органов власти должно осуществляться непосредственно с саморегулируемыми организациями, их членами. В случае нарушения этих

гражданских прав на законодательном уровне они должны быть восстановлены в законодательном и (или) судебном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеприведенные пять принципов не в полной мере раскрывают потенциал и особенность деятельности саморегулируемых организаций. Поэтому они должны быть дополнены такими принципами, как:

• принцип представления защиты интересов и прав человека, гражданина, юридических лиц и общества;

• принцип регулирования общественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности;

• принцип законности и совершенствования нормативных правовых актов;

• принцип оказания содействия созданию благоприятных условий, обеспечивающих развитие человека, гражданина, юридических лиц, общества;

• принцип оказания содействия созданию условий для развития частных и иных форм собственности, недопущение недобросовестной деятельности, конкуренции, коррупции;

• принцип создания условий для деятельности саморегулируемых организаций.

Данные принципы, определяющие деятельность саморегулируемых организаций, основаны на реализации конституционных, гражданских норм права, его применение позволит создать условия для повышения конкурентоспособности экономики и государства.

Предлагаемые принципы позволяют расширить и повысить эффективность норм права саморегулирования. В таблице приведено их сравнение с принципами, приведенными в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования.

Таблица

Принципы саморегулирования, изложенные в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, а также предлагаемые изменения и дополнения

№№ п/п

Принципы, приведенные в Концепции совершенствования

механизмов саморегулирования

Предлагаемые принципы саморегулирования

Принцип эффективной коллективной ответственности членов саморегулируемой организации_

Принцип приоритета личной имущественной ответственности и дополнительной имущественной ответственности

2

Принцип единства отрасли

Принцип единства отрасли или рынка произведенных товаров (работ, услуг)

Принцип ответственности субъектов

саморегулирования за нарушения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях_

Принцип ответственности субъектов саморегулирования за нарушения законодательства Российской Федерации, требований, установленных саморегулируемой организацией

4

Принцип информационной открытости_

Принцип информационной открытости

Принцип делегирования полномочий отраслевого совместного регулирования

Принцип социального партнерства, делегирования полномочий сорегулирования_

6

Принцип представления прав и защиты интересов человека, гражданина, юридических лиц и общества_

Принцип регулирования общественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности

8

Принцип законности и совершенствования нормативных правовых актов_

9

Принцип оказания содействия созданию благоприятных условий, обеспечивающих развитие человека, гражданина, юридических лиц, общества

1

3

5

7

10 Принцип оказания содействия для создания условий для развития частных и иных форм собственности, недопущение недобросовестной деятельности, конкуренции, коррупции

11 Принцип создания условий для деятельности саморегулируемых организаций

Несмотря на несовершенство правовых категорий, принципов действующего законодательства, саморегулируемые организации играют важную роль в регулировании общественных отношений. Они составляют одну из основ социального государства, потому что позволяют ориентировать предпринимательскую деятельность на достижение не только систематической прибыли, но и социальных целей, помогают осуществлять более эффективные действия органам власти и (или) должностным лицам, совершенствовать нормативно-правовые акты, реализовывать нормы конституционного, гражданского права.

Выводы

1. Конкурентоспособность экономики страны в глобальной экономике -проблема и ответственность не только государства, органов государственного управления, но и общества, его институтов.

2. Саморегулирование - одна из основ социального государства, неотчуждаемое право гражданина, человека, юридических лиц.

3. Совершенствование саморегулирования - важнейшая задача, ее решение непосредственно влияет на качество государственного управления, защиту интересов предпринимателей, конкурентоспособность экономики страны и государства в глобальной экономике.

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 2(2017) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru [email protected]

4. На протяжении четырнадцати лет государству не удается оказать должную поддержку развитию саморегулирования. Во многом это связано с тем, что понятия «саморегулирование», «саморегулируемая организация» и другие применяются как символы, а не как правовые категории. Применяемые принципы в определенной степени противоречат основным началам гражданского законодательства и не в полной мере позволяют учитывать возможности российского гражданского законодательства.

5. Саморегулирование предлагается рассматривать как правовое средство, применение которого позволяет качественно изменять уровень регулирования общественных отношений, развитие экономики и общества на основе мер, разработанных участниками рынка и направленных на совершенствование предпринимательской деятельности, взаимодействие с органами власти.

6. Предметом саморегулирования предлагается рассматривать представление и защиту интересов членов саморегулируемых организаций, регулирование общественных отношений при выполнении предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства.

7. Дополнительная имущественная ответственность субъектов права, ставших членами саморегулируемой организации, может выступать в разных формах, определяться общим собранием членов саморегулируемой организации и не ограничиваться нормативно-правовыми актами.

8. Саморегулируемые организации - ассоциации (союзы), осуществляющие социально-ориентированную деятельность, представляющие интересы и защищающие права своих членов, которые участвуют в регулировании общественных отношений при выполнении предпринимательской деятельности на основе

[email protected]

разработки требований к предпринимательской деятельности и обеспечении законности.

9. Правовой режим саморегулирования - это особые принципы и методы правового регулирования общественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности, применяемые саморегулируемыми организациями.

10. Правовой статус саморегулируемых организаций определяется установленными нормами права, положениями их деятельности, представляющими совокупность прав и обязанностей, не противоречащих основам гражданского права и конституционным нормам. Он аккумулирует конституционно-правовой и гражданско-правовой статус человека и юридического лица.

11. Предложенный подход к развитию теории и практики саморегулирования позволит более эффективно обеспечить защиту прав и интересов участников рынка, окажет содействие в повышении качества государственного управления, конкурентоспособности экономики страны и государства.

12. Цели и принципы развития саморегулирования - обеспечение защиты прав и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц, общества; создание условий для развития человека, гражданина, юридических лиц, установления социального партнерства с органами государственного управления, противодействия недобросовестной конкуренции, коррупции; совершенствование законодательства; обеспечение имущественной ответственности участников экономической деятельности; создание условий для деятельности добросовестных саморегулируемых организаций и их членов.

Литература

[email protected]

1. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного общества / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101-107.

2. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: монография. М.: Статут, 2013. 382 с.

3. Путин В.В. Демократия и качество государства: статья, 6 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.putm-itogi.ru/2012/02/06/statya-v-v-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva/ (дата обращения 02.02.2017 г.).

4. Мхитарян Ю.И. Проблемы развития института гражданского общества в строительной отрасли [Электронный ресурс] // Век качества. 2016. № 1. С. 1-16. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/116001.pdf. (дата обращения 02.02.2017 г.) Загл. с экрана.

Self-regulation - a legal regime, subject and principles of legal regulation

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics,

Rector of Educational Private Institution ofAdditional Professional Education

"The International Institute of Quality of Business",

Chairman of the Public Project "For Effective System of Self-Regulation of Construction Branch", CEO of Self-Regulating Organization "Soyuz StroySvyazTelekom ",

Master of Laws,

Academician of the International Academy of Informatization

Abstract. Key problems of self-regulation, its place in a control system of economy, a subject and the principles of legal regulation are considered. New approach to development of self-regulation for increase in competitive economy, efficiency of the social state, ensuring protection of the rights of businessmen is offered.

[email protected]

Keywords; legal regime of self-regulation, subject, principles and methods of self-regulation, self-regulation improvement mechanism, legal categories: "self-regulation", "self-regulatory organizations", "legal status of self-regulatory organizations", "subject of legal regulation".

1. Mhitarjan Ju.I. Nacional'naja bezopasnost' v uslovijah informacionnogo obshhestva / Ju.I. Mhitarjan // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2016. № 8. S.

2. Leskova Ju.G. Konceptual'nye i pravovye osnovy samoregulirovanija predprinimatel'skih otnoshenij: monografija. M.: Statut, 2013. 382 s.

3. Putin V.V. Demokratija i kachestvo gosudarstva: stat'ja, 6 fevralja 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.putm-

itogi.ru/2012/02/06/statya-v-v-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva/ (data obrashhenija 02.02.2017 g.).

4. Mhitarjan Ju.I. Problemy razvitija instituta grazhdanskogo obshhestva v stroitel'noj otrasli [Jelektronnyj resurs] // Vek kachestva. 2016. № 1. S. 1-16. Rezhim dostupa: http://www.agequal.ru/pdf/2016/116001.pdf. (data obrashhenija 02.02.2017 g.) Zagl. s jekrana.

REFERENCES

101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.