Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/120PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 11.12.2018; опубликована 07.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Семеновских Т.В., Еровикова Д.С. Самореализация подростков в школьном ученическом самоуправлении // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/120PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Semenovskikh T.V., Erovikova D.S. (2018). Self-realization of adolescents in school student self-government. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/120PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 371.597 ГРНТИ 14.15.15
Семеновских Татьяна Викторовна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Институт психологии и педагогики Доцент кафедры «Психологии и педагогики детства» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6015-7497 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile .asp?id=432832
Еровикова Дарья Сергеевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Институт психологии и педагогики Направление «Педагогическое образование», профиль «Управление образованием»
Магистрант 2 года обучения E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1499-5507
Cамореализация подростков в школьном ученическом самоуправлении
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме самореализации подростков и совершенствованию деятельности школьного ученического самоуправления в образовательной организации. Приводятся определения понятий «самореализация» С.И. Кудинова, и «ученическое самоуправление» В.Т. Кабуш. Рассматривается ссылка на статью федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором содержатся важнейшие положения о правах обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. Уделяется внимание подростковому периоду обучающемуся, характеризующемуся личностными новообразованиями, которые способствуют самореализации в разных сферах взаимодействия, в том числе ученическом самоуправлении.
Представлена авторская разработка модели ученического самоуправления, способствующая самореализации подростков, где структуру модели составляют внешние условия ученического самоуправления и внутренние компоненты развития самореализации у старшеклассников. Выполнен обзор внешних условий, существующих в образовательной организации: организационные, кадровые, программно-методические, социально-психологические. Приводится мотивационно-смысловой аспект структурной модели
самореализации А.И. Крупнова, который составляет внутреннюю часть модели и представлен когнитивными, мотивационными и результативными характеристиками.
Предлагается классификация критериев и показателей оценки внешних и внутренних условий модели школьного ученического самоуправления. Актуальность исследования обусловлена адекватному анализу управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию модели школьного ученического самоуправления как условия самореализации подростков.
Ключевые слова: самореализация; подростки; ученическое самоуправление; критерии и показатели; условия; модель; управленческая деятельность
Введение
Управленческий процесс в образовательной организации представляет собой совместную деятельность органов административного управления и органов педагогического, ученического и родительского самоуправления и характеризуется объединением интересов в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
В части 6 статьи 26 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1, указывается, что «в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации: создаются советы обучающихся или иные органы».
Перед образовательной организацией стоит задача развития у подрастающего поколения качеств инициативного, ответственного и самостоятельного субъекта, способного творчески мыслить, участвовать в государственных и общественных делах и активно строить свои отношения с окружающими. Детское самоуправление помогает осознанно включаться в организацию школьной жизни, что позволяет активизировать процессы самореализации в школьном возрасте.
Трактовка терминов
В настоящее время существуют различные подходы к толкованию самореализации личности В.В. Байлук [1, с. 11], Л.А. Коростылева [7, с. 8], Г.К. Селевко [10, с. 25]. Мы придерживаемся подхода С.И. Кудинова, который под самореализацией подразумевает «совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [8, с. 32].
Для создания успешного процесса самореализации человек соотносит свои желания, намерения и интересы, провоцирующие личность к активности («хочу»), с возможностями, реально оценивая свой потенциал, отношение к нему и самооценку («могу»), и необходимостью, социальными требованиями к личности, а также самодисциплиной и социальным контролем («надо») [7, с. 57]. Но необходимо учесть затруднения, которые появляются в самореализации, когда: индивид не определил цель, которой хочет добиться в
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
https://mir-nauki.com
жизни; не представляет пути реализации своего потенциала; проявляет инициативу в выполнении планов других людей (учителей, родителей, друзей). Человек пытается построить планы в дальнейшей профессиональной сфере и личной жизни, понять свое истинное предназначение, начиная с юношеского возраста.
Решающей ролью школы для стадии ранней юности является удовлетворение школьником его познавательных и социально-психологических потребностей. Подростковый период связан с развитием новообразований в структуре личности, которые в разных сферах взаимодействия (учебный коллектив, семья, общешкольные, неформальные коллективы и т. д.) способствуют самореализации индивидуума. В образовательной организации такой деятельностью может выступать ученическое самоуправление.
По мнению В.Т. Кабуш [5, с. 36] ученическое самоуправление обучающихся заключается в самостоятельности, инициативности, возможности принимать решения и самореализации личности в интересах коллектива. Данное самостоятельное движение включает различные виды деятельности: учебно-познавательную, социокультурную, культурно-просветительскую, общественную и другую.
Среда ученического самоуправления, в которой происходит развитие процесса самореализации личности, содержит не только поддержку и помощь, но и определенные составляющие для изучения, совершенствования и реализации возможностей обучающихся [2,
Учитывая основы моделирования ученического самоуправления и структурных составляющих процесса самореализации, нами предложена модель ученического самоуправления, способствующая самореализации подростков. Цель: создание условий для формирования у подростков стремления к самореализации в условиях современной школы через освоение навыков социального взаимодействия.
Структуру модели (рисунок) составляют внешние условия развития самореализации у старшеклассников, участвующих в школьном ученическом самоуправлении. Внешними движущими силами, оказывающими влияние на самореализацию в процессе ученического самоуправления, является социальное окружение и условия деятельности.
Социальное окружение - это совокупность участников отношений в образовательной организации: обучающиеся, родители или законные представители несовершеннолетних, педагогические работники и администрация организации, осуществляющая образовательную деятельность. Социальное окружение может способствовать реализации школьником своего потенциала, либо определять препятствия, преодолевая которые ученик стремится к самореализации.
Еще одной определяющей самореализацию структурой выступают условия деятельности ученического самоуправления в образовательной организации [6, с. 73-85]. Данные условия организуют взаимодействие субъектов, обеспечивающее свободу, инициативу и активность личности. Внешними рассмотрены условия, существующие в образовательной организации: организационные, кадровые, программно-методические, социально-психологические.
Организационные условия обеспечивают функционирование ученического самоуправления на следующих уровнях: общешкольные органы, коллектив класса, индивидуальный.
с. 69; 4, с. 181; 9, с. 27].
Модель ученического самоуправления
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГРАММНО- I СОЦИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Рисунок. Модель ученического самоуправления, способствующая самореализации подростков (составлен авторами)
Кадровые условия - возможность личностного роста в сфере самоуправления педагогов, школьников и их родителей. Важно в течение учебного года обучать актив ученического самоуправления, привлекая педагогов, психологов и родителей. Формы обучения могут быть, как лекции, так и круглые столы, и дискуссии, различные конкурсы на тему значимых проблем и вопросов организации и развития ученического самоуправления. Высшие показатели личностного роста равны высокому уровню самостоятельности и ответственности членов ученического самоуправления, на что влияет активность в личных достижениях и делах коллектива.
Программно-методические условия состоят в том, что развитие ученического самоуправления невозможно без проработанности нормативно-правовой базы. Методические документы содержат основные принципы работы ученического самоуправления, общую стратегию, и перспективу по его развитию. Цели четко определены, к которым коллективу необходимо стремиться, постановлены задачи, для решения которых уже готов актив ученического самоуправления.
За результативностью деятельности ученического самоуправления необходим систематический контроль с целью коррекции и достижения наилучших результатов. Для развития самоуправления школьников в число программно-методических условий входит совершенствование нормативно-правовой базы. Программа организации самоуправления отличается гибкостью использования, вариативностью, содержательностью и открыта для внесения изменений.
https://mir-nauki.com
Социально-психологические условия - заключаются в том, что развитие ученического самоуправления невозможно без тесного взаимодействия школьников с администрацией, педагогическим и родительским комитетом, с общественными организациями и другими социальными партнерами. Благодаря взаимодействию можно рассмотреть проблемы и возможности развития ученического самоуправления с разных сторон и выявить основные направления деятельности. Условия учета индивидуальных особенностей личности участников ученического самоуправления призваны обеспечить определенные психолого-педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов, способствующие их самореализации.
Для достижения высоких результатов внешних условий необходимо учитывать внутренние условия личности, его потребности, интересы и способности. В основу внутренних условий был положен мотивационно-смысловой аспект структурной модели самореализации А.И. Крупнова [8, с. 33], который представлен когнитивными, мотивационными и результативными характеристиками.
Основой самореализации являются природные предпосылки (его темперамент, природные задатки), качества личности школьника, сформированные в процессе образования и воспитания, которые составляют основу когнитивного компонента. Потребности, намерения, желания и стремления, побуждающие к активности участника ученического самоуправления, размыты в подростковом возрасте, поэтому задача педагога создать условия для самопознания возможностей школьников для дальнейшего самоосуществления.
Следующим компонентом оценки внутренних условий личности является мотивационный. Стремление возникает в процессе осознания потребностей и принятия решений. Мотивационные состояния, обеспечивающие направленность деятельности, и выражающиеся в принятии стимула, поисковой активности, выбор конкретной цели и формировании намерения достичь цель (побуждение и инициация). В основе данного компонента лежит самооценка и самопознание своих возможностей. Желания побуждают действия, затем возникают мотивы направленности к определенной деятельности, в которой ее цель и процесс становится привлекательными для обучающегося.
Заключающим компонентом самореализации выступает реализация привычных способов поведения, иначе результативность. Движение к осуществлению воображаемого образа будущего, появление смысла в позициях действий при движении к цели, к осознанному образу ценностей в жизни и деятельности. На данном этапе важно установить компромисс между самоконтролем (контроль над собственной деятельностью) и социальным контролем (требования со стороны общества). Преобладание одного из данных составляющих может иметь негативные последствия для личности обучающегося.
Процесс открытия самого себя, реализации своих возможностей и способностей вдохновляет и рождает устремленность к новым достижениям, к дальнейшему совершенствованию своего потенциала. Личность начинает самостоятельно выбирать цели и средства управления своей деятельностью, выполнения жизненных целей, одновременно совершенствуя свои способности, воспитывая себя.
Итог модели самореализации - результат перехода от целеполагания к целеосуществлению, от получения знаний к практике, перевод будущих целей в настоящее, может представляться в процессе деятельности, в приобретенных знаниях, в продуктах жизнедеятельности, в способности постоянно познавать самого себя [3, с. 76].
Мониторинг модели школьного самоуправления
Рассмотрим критерии и показатели оценки внешних условий модели школьного ученического самоуправления (таблица 1). Одним из основных критериев является функционирование ученического самоуправления на всех уровнях: индивидуальный, коллектив класса, общешкольные органы. Для более результативного функционирования необходимо соблюдать следующие показатели:
1. Многообразие форм и направлений деятельности с учетом специфики органов самоуправления.
2. Соответствие цели и задач содержанию деятельности ученического самоуправления.
3. Наличие и активность школьной газеты, сайта, деятельность в социальных сетях.
Следующим критерием является возможность личностного роста в сфере самоуправления педагогов, школьников и их родителей. Для того чтобы продиагностировать и оценить данный критерий необходимо выделить характерные показатели, такие как:
1. Наличие и качество методических материалов для педагогов, координирующих самоуправление и для актива обучающихся.
2. Наличие подготовленных педагогов и системы их подготовки.
3. Наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения.
Проработанность нормативно-правовой базы является важной частью работы ученического самоуправления и выступает критерием оценки модели. В основу оценивания нами были заложены следующие характерные показатели, описывающие данный критерий:
1. Актуальность нормативной базы с учетом изменений федерального и регионального законодательства.
2. Наличие и соответствие локальных актов, регулирующих деятельность органов самоуправления, российскому законодательству.
3. Планирование деятельности органов ученического самоуправления на год, месяц, неделю.
Критерий «активность социального партнерства» включает в себя следующие показатели:
1. Наличие взаимодействия с администрацией образовательной организации.
2. Наличие взаимодействия с педагогическим и родительским самоуправлением.
3. Наличие взаимодействия с общественными организациями и другими социальными партнерами.
Заключительным критерием внешних условий является учет индивидуальных особенностей личности. Показатели данного критерия следующие:
1. Наличие диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.
2. Мониторинг личностных возможностей актива ученического самоуправления.
3. Учет данных диагностики в планировании последующей деятельности, проектировании или корректировке программ.
Таблица 1
Критерии и показатели оценки внешних условий модели школьного ученического самоуправления
Условия Критерии Показатели
Организацио нные Функционирование на всех уровнях: индивидуальный, коллектив класса, общешкольные органы Многообразие форм и направлений деятельности с учетом специфики органов самоуправления.
Соответствие цели и задач содержанию деятельности ученического самоуправления.
Наличие и активность школьной газеты, сайта, деятельность в социальных сетях.
Кадровые Возможность личностного роста Наличие и качество методических материалов для педагогов, координирующих самоуправление и для актива обучающихся.
Наличие подготовленных педагогов и системы их подготовки.
Наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения.
Программно-методические Проработанность нормативно-правовой базы Актуальность нормативной базы с учетом изменений федерального и регионального законодательства.
Наличие и соответствие локальных актов, регулирующих деятельность органов самоуправления, российскому законодательству.
Планирование деятельности органов ученического самоуправления на год, месяц, неделю.
Социально-психологические Активность социального партнерства Наличие взаимодействия с администрацией образовательной организации.
Наличие взаимодействия с педагогическим и родительским самоуправлением.
Наличие взаимодействия с общественными организациями и другими социальными партнерами.
Учет индивидуальных особенностей Наличие диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.
Мониторинг личностных возможностей актива ученического самоуправления.
Учет данных диагностики в планировании последующей деятельности, проектировании или корректировке программ.
Составлена авторами
Для мониторинга внутренних условий личности мы сформировали методическое обеспечение диагностики развития компонентов самореализации старших подростков (таблица 2).
Критерий «самопознание своих возможностей», показателями которого являются: уверенность в своих способностях; оригинальность в подходе раскрытия своих возможностей; готовностью к принятию и созданию новых идей; переживание оптимистичных эмоций в момент активного самовыражения в различных видах деятельности.
Критерием для мотивационных состояний является субъектность. Способность человека выступать, как субъект, который ставит перед собой цель, принимает самостоятельные и ответственные решения, готов познавать себя и окружающий мир, осмысливает жизнь, соотнося с результатом (прошлым), процессом (настоящим) и целью (будущим). Критерий находит отражение в следующих показателях: наличие активной позиции в процессе деятельности; способности к рефлексии; свободе выбора и ответственности за него; осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого; ориентация доминирующих побуждений на других людей или на себя.
Следующим критерием является такое качество личности, как конструктивность. Качество раскрыто в следующих показателях: ответственность за то, что происходит, за свои
поступки; умение управлять собой, сохранение внутренней стабильности; критический самоанализ; способность создавать основу для дальнейшей плодотворной работы, достигать поставленных целей.
Таблица 2
Критерии и показатели оценки внутренних условий модели школьного ученического самоуправления
Компоненты Критерии Показатели Методики
Когнитивный Самопознание своих возможностей Уверенность в своих способностях; оригинальность в подходе раскрытия своих возможностей; готовностью к принятию и созданию новых идей; переживание оптимистичных эмоций в момент активного самовыражения в различных видах деятельности. Методика «Стремление и способности учащихся к самореализации» Е.Н. Степанова
Мотивационный Субъектность Наличие активной позиции в процессе деятельности; способности к рефлексии; свободе выбора и ответственности за него; осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого; ориентация доминирующих побуждений на других людей или на себя. Методика «Конструктивность мотивации» О.П. Елисеева
Результативность Конструктивность Ответственность за то, что происходит, за свои поступки; умение управлять собой, сохранение внутренней стабильности; критический самоанализ; способность создавать основу для дальнейшей плодотворной работы, достигать поставленных целей.
Составлена авторами
На основании предложенных критериев и показателей мы можем представить объективную картину результативности модели школьного ученического самоуправления в образовательной организации, с помощью которой будут созданы условия для самореализации подростков.
Выводы
Таким образом, ученическое самоуправление - это требование современного российского законодательства. Задача образовательной организации создать необходимые условия, помочь школьникам для организации работы совета обучающихся и оказывать поддержку всем структурам ученического самоуправления.
В случае согласованности составляющих предложенной модели, можно говорить о единой программе самореализации субъекта в рамках ученического самоуправления в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах его жизнедеятельности. Комплекс критериев и показателей будет способствовать адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию модели школьного ученического самоуправления как условия самореализации подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В.В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха [Текст]: монография / В.В. Байлук. - Екатеринбург, 2011. - 383 с.
2. Емельянова И.Е. Профессиональная самореализация воспитания как основа освоения ребенком способов саморазвития [Текст] / И.Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №10. -С. 68-74.
3. Еровикова Д.С., Семеновских Т.В. Школьное ученическое самоуправление как средство самореализации обучающихся в старшем подростковом возрасте // Сб. трудов XIX Всерос. студ. науч.-практич. конф. Нижневартовского гос. ун-та 0405 апреля, 2017. - Нижневартовск: Изд-во: Нижневартовский гос. ун-т, 2017. - С. 74-78.
4. Жураковская В.М. Технологии самореализации личности учащегося [Текст] / В.М. Жураковская // Преподаватель XXI век. - 2007. - №2. - С. 176-182.
5. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика [Текст]: пособие для кл. рук. и педагогов-организаторов / В.Т. Кабуш. - Минск.: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям». 1999. - 187 с.
6. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
7. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст]: монография / Л.А. Коростылева. - М: РГБ, 2001. -403 с.
8. Кудинов С.И. Системная модель самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов, А.И. Крупнов // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 28-36.
9. Прутченков А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 112 с.
10. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьников: Как стать экспериментальной площадкой [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 181-185.
https://mir-nauki.com
Semenovskikh Tatiana Viktorovna
Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
Erovikova Dariya Sergeevna
Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
Self-realization of adolescents in school student self-government
Abstract. The article is devoted to the actual problem of self-realization of adolescents and the improvement of the activities of school student self-government in an educational organization. In this article are noted the definitions of the concepts of "self-realization" by S.I. Kudinov, and "student self-government" V.T. Kabush. A reference to the article of the federal law of December 29, 2012 No. 27303 "On Education in the Russian Federation", which contains the most important provisions on the rights of students to participate in the management of an educational organization, is considered. Attention is paid to the adolescent period of the student, characterized by personal neoplasms, which contribute to self-realization in various areas of interaction, including student self-government.
The author's development of a model of student self-government is presented, contributing to the self-realization of adolescents, where the structure of the model consists of the external conditions of student self-government and the internal components of the development of self-realization among high school students. It is dealt with the external conditions existing in the educational organization: organizational, personnel, program-methodical, social and psychological. It is given the motivational-notional aspect of the self-realization structural model of A.I. Krupnova, which makes up the inner part of the model and is represented by cognitive, motivational and effective characteristics.
A classification of criteria and indicators for assessing the external and internal conditions of the school student self-government model is proposed. The relevance of the study is due to an adequate analysis of management activities and the further improvement of the school self-government model as a condition for the self-realization of adolescents.
Keywords: self-realization; adolescents; school student self-government; criterions and indicators; conditions; model; management activity