УДК 159(п): 371.015
Краснова Вера Ивановн
Аспирант кафедры педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
самореализация одаренного подростка как педагогическая проблема
Аннотация. Самореализация одаренного подростка одна из актуальных проблем современного образования. В статье представлены структурные характеристики и содержательное наполнение понятия «самореализация», отличительные особенности одаренного подростка, результаты диагностик, изучающих мнение одаренных подростков о самореализации.
Ключевые слова: самореализация, одаренный подросток, структурные характеристики понятия «самореализация».
Krasnova Vera Ivanovna
Postgraduate Department of Pedagogy Orenburg State Pedagogical University, [email protected], Orenburg
the self-realization of a gifted teenager AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The self-realization of a gifted teenager is one of the actual problems of modem education. The structural characteristics and the content filling of the self-realization concept, distinctive features of a talented teenager, diagnostic results examining the views of gifted teenagers about the self-realization are presented in the article.
Keywords: self-realization, gifted teenager, concept.
Уровнем социальной зрелости подростка является показатель измерения места значения подростка в процессе социального развития. В оценке этого развития главными становятся наличие и степень выраженности таких феноменов, как саморазвитие, самоидентификация, самореализация. Проблема самореализации сегодня одно из важнейших условий выживания как отдельного человека, так и человечества в целом [3]. Самореализация стала «неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта ... и ... любой уважающий себя человек обязан к этому стремиться» [6]. Исследователи отмечают особую роль подросткового возраста для формирования психологического феномена самореализации [1].
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обу-
structural characteristics of the self-realization
словленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуали-зирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (Э. В. Галажинский, 2002). Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования [5].
Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [4].
Генезис самореализации в нашем исследовании интегрирует следующие виды
248
Сибирский педагогический журнал ♦ № З / 2012
Таблица 1
Самоидентификация Саморазвитие Самоактуализация Самореализация
Цель деятельности
Отождествление личности с самой собой на основании самосознания, самоприня-тия, «обнаружение» себя в окружающей действительности и на соответствующем уровне формирование отношения к ней Положительные самоизменения личности в направлении своего «идеального Я» Выявление потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире и перевод их на следующем этапе (собственно самореализации) в активную форму в виде мотивов Воплощение своего субъективно ощущаемого предназначения
Форма проявления
Самоутверждение Самовыражение Личностное и профессиональное самоопределение Самореализация
деятельности: самоидентификацию, саморазвитие, самоактуализацию и собственно самореализацию [там же, с. 40], см. таблицу 1.
Мы проанализировали процесс становления самореализующейся личности. По нашему мнению, эти виды деятельности представлены в жизни одаренного подростка не последовательно, а совместно.
Одаренность с психологической точки зрения представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные,волевые,мотивационные,пси-хофизиологические и другие сферы психики [7, с. 31]. Одаренность - это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности [2, с. 13].
Творческий характер результата является принципиальным - непохожесть процесса его получения по сравнению с известными путями, нестандартность.
Об одаренности подростка следует судить, исходя из инструментального и мотивационного аспектов его поведения (А. И. Грабовский, Д. Б. Богоявленская). Инструментальный аспект характеризует способы деятельности и имеет следующие признаки:
1) наличие специфических стратегий деятельности: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого
овладения предметом, ведущее к иному видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений;
2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта;
3) высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное;
4) особый тип обучаемости, проявляющийся как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с резким изменением структуры знаний, представлений, умений.
Мотивационный аспект поведения отличается следующими характеристиками:
1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, цвету, техническим устройствам), к определенным формам собственной активности (физической, художественно-выразительной), сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;
2) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, поразительное упорство и трудолюбие;
3) повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, энтузиазме;
4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
5) высокая критичность по отношению к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [там же, с. 13].
Поведение одаренного подростка не обязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на анализ каждого индивидуального случая. Таким образом, одаренные подростки - это подростки, которые выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют «переходным», «трудным», «опасным», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости. Центральным психологическим новообразованием у подростка является чувстзо взрослости, которое выражается в его отношении к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Ярко проявляется стремление к общению с товарищами, интерес к коллективу и общественной жизни, возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых требований [7, с. 19, 21].
Изучение мнения одаренных подростков о процессе самореализации позволяет более точно осуществлять двусторонний характер обучения с учетом того, что одаренный подросток - активный субъект процесса обучения и воспитания. В течение некоторого времени мы изучали различными способами (анкетные опросы, диагностики) мнение одаренных подростков о самореализации. В данном случае мы анализировали материал анкет, диагностик, опросников одаренных
подростков шести школ Шарлыкского района Оренбургсоой области. Анализ мы на-чинази с выяснения интенсивности познавательной потребности одаренного подростка по В.С. Юркевичу, см. рис. 1.
Познавательная потребность
42% 22%
36%
Сильновыраженная II Умеренная ■ Слабовыраженная
Рис. ./.Распределенпеучащихсятестируемой группы по уровням проявления познавательной потребности
Было установлено, что 2М % подростков имеют сильно выраженную познавательную потребность, 36 % - умеренную познавательную потребность, 42 % - слабовыра-женную.
Определить зфовень творческого потенциала, соотнести его с представлениями респондента о своих способностях и возможно-таях позволила самодиагностика творческого потенциала снгласно АЮ.Козыревой. В анкете были представлены вопросы: «Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той или иной сфере деятельности», «Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира», «По-вашему профессию надо выбирать исходя из...». Представленные вопросы определяли границы любознательности, постоянство, слуховую память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности. Эти способности составляют основные качества творческого потенциала [8, с. 76]. Подростки оценивали свои способности и возможности и отмечали один из предложенных вариантов ответа, см. рис. 2.
Результаты оказались следующими: в 20 % респондентов заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей, в 42 % - вполне нормальный творческий
250
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2012
Творче ский потенциал
38 % 20 %
111 Высокий ^ Средний и Низкий
Рис. 2. Распределениеучащихся тестируемой группы по уровням проявления творческого потенциала
6. Леонтьев Д. С. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
B. Г. Щур. - М., 1997. - С. 156-175.
7. Рындак В. Г Мы родом из детства / Монография. - М.: Оренбург: Педагогический вестник; Оренбург. гос.ин-т менеджмента, 2006. -
C. 19-21.
8. Рындак В. Г., Москвина А. В. Личность. Творчество. Развитие. - М.: Педагогический вестник, 2001. - С. 70-79.
потенциал, подростки обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них еснь и проблемы, которые мршают процессу творче ства, у 38 % подростков творческий потенциал невелик, можно предположить, что подросток недооценивает себя, свои способности.
Таким образом, формирование потребности в самореализации является одной из важнейших задач возрастного становления. Подростки в аилу особенностей возраста не всеада ориентированы на познание себя, оценку своих возможностей и способностей, на определение смыслс и путей самореалн-зации, овладение умениями для ее осуществления. Испытывая трудности как объективные, так и субъективные, одаренные подростки нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке и стимулировании личностного развития.
Библиографический список
1. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: дис. ... д-ра пси-хол.наук. - Томск, 2002. - 320 с.
2. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. -2003. - № 8. - С. 13-18.
3. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 97-102.
4. Егорычева И. Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 37-49.
5. Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование// Русский гуманитарный интернет-университет: библиотека учебной и научной литературы, 2007. - URL: http://www. i-u.ru/biblio/archive/kudinov_samo/. -[дата обращения 21.11.2010]