Научная статья на тему 'Изучение самоопределения в предпочтительных видах деятельности одаренных подростков'

Изучение самоопределения в предпочтительных видах деятельности одаренных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснова В. И.

Формирование потребности в самоопределении является одной из важнейших задач возрастного становления одаренных подростков. В ходе исследования проведено изучение самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных подростков, выявлены их позитивные стороны и ограничения. Результаты исследования используются в организации целенаправленной педагогической поддержки и стимулировании личностного развития одаренных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SELF-DETERMINATION GIFTED TEENAGERS’ PREFERABLE ACTIVITIES

The formation of requirement for self-determination is one of the major problems of gifted teenagers’ age formation. The survey deals with the self-determination of gifted teenagers’ preferable activities, reveals their positive aspects and limitations. The results of research are used in organization of purposeful pedagogical support and stimulation of gifted teenagers’ personal development.

Текст научной работы на тему «Изучение самоопределения в предпочтительных видах деятельности одаренных подростков»

Краснова В.И.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: kwi_dubrowka@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Формирование потребности в самоопределении является одной из важнейших задач возрастного становления одаренных подростков. В ходе исследования проведено изучение самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных подростков, выявлены их позитивные стороны и ограничения. Результаты исследования используются в организации целенаправленной педагогической поддержки и стимулировании личностного развития одаренных подростков.

Ключевые слова: одаренность, современный одаренный подросток, самоопределение.

Проблема обучения и воспитания одаренных подростков приобрела особое значение на пороге XXI века. Направленность отечественной системы образования на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к подросткам, проявляющим неординарные способности [4].

Сущность понятия «одаренность» интерпретируется в психолого-педагогической литературе в ста тридцати вариантах, что является свидетельством огромного накопленного эмпирического материала по данной проблеме [2].

Разделяя точку зрения В.И.Панова, мы рассматриваем одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом исследователь считает, что одаренный подросток «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки могут быть постоянными или иметь временный характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей» [4, с.31].

Самым сложным в детском развитии традиционно считается подростковый возраст. Центральным психологическим новообразованием у подростков является чувство взрослости, которое выражается в его отношении к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость [6]. Ярко проявляется стремле-

ние к общению с товарищами, интерес к коллективу и общественной жизни, возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или мешают ему быть на высоте предъявляемых требований.

Сравнительные исследования отечественными психологами социокультурных особенностей современных подростков и подростков 1970—1980-х гг. подтверждают факт значительных ценностных изменений (С.Д.Поляков). Данные исследований указывают на значимость анализа новых социокультурных феноменов в жизни подростков (реклама, использование мобильных телефонов, компьютерных игр и других новых социокультурных реалий). Неизменной осталась главная характеристика подросткового возраста - противоречивость. С одной стороны, отмечается их нежелание участвовать в коллективной деятельности, уклонение от школьных обязанностей, лень, пренебрежение групповыми интересами в угоду своим личным интересам, натянутость отношений с педагогами, родителями, другими взрослыми. Но в то же время говорится об их потребности в общественно значимой деятельности, где они смогли бы самореализоваться; в группе сверстников, где происходит их социализация; в значимом для них взрослом образце поведения и возможном варианте своей собственной жизни [5].

Самостоятельным этапом социализации, сущность которого заключается «в формировании у одаренного подростка осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества», является самоопределение [7, с.65].

По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает,

что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

Рассмотрим результаты теста самоопределения, ставившего своей целью выяснить предпочтительные виды деятельности одаренных подростков. Контингент респондентов составили 150 учащихся общеобразовательных школ Шарлыкского района Оренбургской области.

Тест состоит из вопросника, содержащего 90 утверждений, таблицы ответов и таблицы подсчетов результатов согласно Е.П.Ильину [3]. Учащимся было предложено прочитать каждое утверждение опросника и перечеркнуть квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если они считают это утверждение справедливым по отношению к ним. В качестве примера приведем некоторые утверждения опросника: «В своих действиях я нуждаюсь в точных инструкциях со стороны», «Я предпочитаю сам увидеть то, о чем говорят», «Во всем найти рациональное зерно мне не удается», «Люблю копаться в словарях и энциклопедиях», «Люблю искать взаимосвязь между собой и всем человечеством», «Люблю больше создавать, а не разрушать», «Иногда мне кажется, что я скоро сделаю открытие», «Я почти всегда собран, готов к напряженной работе», «Я иногда на истории решаю задачи по математике», «Я иногда способен к самоанализу» и т. д.

Было установлено, что 22% подростков целеустремленны, 9% нуждаются в творческом общении, 13% умеют управлять собой, 11% имеют богатство фантазии, 6% настойчивы и доказательны, 8% интересуются культурными ценностями, 9% имеют логические и аналитические навыки, 7% стремятся к техническому изобретательству, для 15% интересны простые исследования.

Проанализировав ограничения, мы пришли к выводу, что у 10% подростков недостаточная целеустремленность, у 13% - слабая потребность в творческом общении, 6% непредсказуемы, у 8% - дефицит фантазии, у 9% - нейтральное отношение к ситуации, у 13% - слабый интерес к культурным ценностям, у 7% -недостаточность логических и аналитических навыков, у 23% - нейтральное отношение к техническому изобретательству, у 11% - слабое стремление к простым исследованиям.

Таким образом, формирование потребности в самоопределении является одной из важнейших задач возрастного становления. Подростки в силу особенностей возраста не всегда ориентированы на познание себя, оценку своих возможностей и способностей, на определение смысла и путей социализации, овладение умениями для ее осуществления. Испытывая трудности как объективные, так и субъективные, одаренные подростки нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке и стимулировании личностного развития.

27.01.2011

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 87-90.

2. Дмитриенко В.А., Кулемзина А.В. Феномен детской одаренности в теоретико-педагогическом осмыслении // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2005. - №2. - С. 59.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - С. 143-144.

4. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. - 2001. - №4. - С.31.

5. Поляков, С. Д. Современный отечественный подросток и социокультурная ситуация развития // Мир психологии. -2008. - №3. - С. 148-149.

6. Рындак, В.Г. Мы родом из детства / Монография / В.Г.Рындак. - М.: Оренбург: Педагогический вестник; Оренбург. гос.ин-т менеджмента, 2006. - С.19-21.

7. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. - 1984. - №4. - С. 65.

Сведения об авторе:

Краснова В.И., аспирант кафедры педагогики Оренбургского государственного педагогического

университета, e-mail: kwi_dubrowka@mail.ru

UDC 373.01: 371.015

Krasnova V.I.

Orenburg State Pedagogical University

E-mail.: kwi_dubrowka@mail.ru

THE STUDY OF SELF-DETERMINATION GIFTED TEENAGERS’ PREFERABLE ACTIVITIES

The formation of requirement for self-determination is one of the major problems of gifted teenagers’ age formation. The survey deals with the self-determination of gifted teenagers’ preferable activities, reveals their positive aspects and limitations. The results of research are used in organization of purposeful pedagogical support and stimulation of gifted teenagers’ personal development.

Key words: endowments, a modern gifted teenager, self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.