Научная статья на тему 'Самореализация молодой личности посредством социальных сетей'

Самореализация молодой личности посредством социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
интернет / самореализация молодой личности / виртуальная самореализация / социальные сети / интернет-игры / Internet / self-actualization of young personality / virtual self-actualization / social networks / Internet games

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логачева Е.А.

Цель исследования – выявить зависимость самореализации молодой личности в интернете и самореализации в действительности. На основе изучения документальных источников, определены шесть основных этапов развития информатизации общества. В статье раскрыто содержание понятия самореализации личности в виртуальном и реальном мире. Сформированы формы и каналы виртуальной самореализации молодой личности, определены функции: как конструктивная и деструктивная, а так же причины примыкания молодежи к последней. Представлены направления позитивной и негативной виртуальной самореализации молодой личности. Сделан вывод, что самореализация в интернете не может полностью заменить самореализацию в реальной жизни, и служит только дополнением к традиционным формам самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realization of a young person through social networks

The purpose of the study is to identify the dependence of young person’s self-actualization on the Internet and self-actualization in reality. Based on the study of documentary sources, six main stages of development of informatization of society are identified. The article reveals the content of the concept of self-actualization of personality in the virtual and real world. Forms and channels of virtual self-realization of young personality are formed, functions are defined: as constructive and destructive, as well as the reasons of youth adhesion to the latter. The directions of positive and negative virtual self-realization of a young person are presented. It is concluded that self-actualization on the Internet cannot completely replace self-actualization in real life, and serves only as a supplement to traditional forms of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Самореализация молодой личности посредством социальных сетей»

Логачева Е.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.

Самореализация молодой личности посредством социальных сетей*

Аннотация. Цель исследования - выявить зависимость самореализации молодой личности в интернете и самореализации в действительности. На основе изучения документальных источников, определены шесть основных этапов развития информатизации общества. В статье раскрыто содержание понятия самореализации личности в виртуальном и реальном мире. Сформированы формы и каналы виртуальной самореализации молодой личности, определены функции: как конструктивная и деструктивная, а так же причины примыкания молодежи к последней. Представлены направления позитивной и негативной виртуальной самореализации молодой личности. Сделан вывод, что самореализация в интернете не может полностью заменить самореализацию в реальной жизни, и служит только дополнением к традиционным формам самореализации.

Ключевые слова: интернет, самореализация молодой личности, виртуальная самореализация, социальные сети, интернет-игры.

Logacheva E.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Natural Sciences, Information Technology and Management, Kamensk technological institute (Branch) of Platov SRSPU (NPI).

Self-realization of a young person through social networks

Abstract. The purpose of the study is to identify the dependence of young person's self-actualization on the Internet and self-actualization in reality. Based on the study of documentary sources, six main stages of development of informatization of society are identified. The article reveals the content of the concept of self-actualization of personality in the virtual and real world. Forms and channels of virtual self-realization of young personality are formed, functions are defined: as constructive and destructive, as well as the reasons of youth adhesion to the latter. The directions of positive and negative virtual self-realization of a young person are presented. It is concluded that self-actualization on the Internet cannot completely replace self-actualization in real life, and serves only as a supplement to traditional forms of self-actualization.

Key words: Internet, self-actualization of young personality, virtual self-actualization, social networks, Internet games.

На протяжении всей истории че- способы ее достижения различаются в ловечества самореализация человека разных странах и временах. всегда была важной проблемой, но В сегодняшнем мире - в совре-

* © Логачева Е.А., 2024.

самореализация молодой личности посредством социальных сетей

менном информационном обществе, вопрос самореализации становится особенно актуальным. Уже около двадцати лет соцсети играют большую роль в нашей жизни. они начинались как площадка для общения на расстоянии, но сегодня они предлагают множество возможностей. соцсети и весь мир интернета значительно упростили нашу жизнь, произошло расширение профессиональных статусов. Здесь мы можем найти друзей с общими интересами, решить экономические и социальные вопросы, а также проводить финансовые операции.

однако, как и у всего, так и у интерната есть история, он не всегда был такими, каким мы видим его сегодня. изучение литературных и интернет источников позволило нам разделить развитие соцсетей на шесть основных этапов:

• Зарождение: первые соцсети появляются в 1990-х годах и представляют собой простые онлайн-сообщества, где пользователи могут обмениваться информацией и коммуницировать.

• Бум: в начале 2000-х годов соцсе-ти становятся популярными и массово используются людьми по всему миру. В это время появляются такие платформы, как MySpace и LinkedIn.

• Доминирование Facebook: в 2004 году Facebook запускается и быстро становится лидером среди соцсетей. он предлагает более удобный интерфейс, больше функций и широкие возможности для социальной коммуникации.

• Мобильное развитие: с развитием смартфонов и мобильного интернета в 2010-х годах соцсети становятся доступными везде и всегда.

• Развитие специализированных платформ: в последние годы появились специализированные соцсети, такие как Instagram для фото и видео, Twitter

для коротких сообщений и LinkedIn для профессиональной сети.

• Интеграция соцсетей в повседневную жизнь: сейчас соцсети стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы используем их для общения, деловых целей, развлечений и получения информации.

Это лишь краткое описание мировых этапов развития соцсетей, и конечно каждый из них имеет свои особенности и детали.

на 12-м Российском форуме по управлению интернетом, который состоялся 28 сентября 2022 года, вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в России насчитывается около 130 миллионов интернет-пользователей, что составляет примерно 90% населения страны. он также отметил необходимость разработки новых международных норм ответственного поведения в цифровой среде для всех заинтересованных сторон. По данным Международного союза электросвязи, общее число пользователей интернета составляет более 5 миллиардов человек, что составляет две трети от общего числа населения. согласно статистике, Россия занимает шестое место среди стран-лидеров по доступности интернета [1].

Таким образом, мы видим, что современная виртуальная среда предлагает широкий спектр возможностей, ценностей и видов деятельности, таких как коммуникация, бизнес, образование, развлечения, игры. наиболее активными пользователями являются подростки и молодежь, проводящие в сети значительное количество времени ежедневно. Эта социально-демографическая группа относится к группе повышенного риска из-за «социального колебания», которое связано с периодом формирования социальной зрелости,

вступления во взрослую жизнь, адаптации к ней и ее будущим изменениям [2].

Самореализация - это процесс, в рамках которого личность стремится к достижению своего полного потенциала, развитию своих способностей и талантов, поиску смысла и целей в жизни. Это осознанное и активное участие человека в собственном развитии, самопознании и достижении успеха в выбранной сфере деятельности.

Понятие самореализации исследуется в научном мире с разных точек зрения, рассматривая его как динамичный процесс, проходящий через несколько стадий [3]. Этот процесс можно описать как последовательность следующих шагов: осознание потребности, выбор подходящей формы самореализации, определение цели и достижение результата.

самореализация включает в себя не только достижение материальных и профессиональных целей, но и развитие эмоциональной, интеллектуальной и духовной сферы. П.А. Горохов в своих работах и рассматривает самореализацию, как разновидность самопознания в духовной сфере [4]. Личность стремится выразить свои уникальные черты, интересы и ценности, принимая активное участие в жизни, обществе и культуре.

Кроме того, важным фактором самореализации является общение и взаимодействие с другими людьми. В интернете человек может найти поддержку, вдохновение и обмен опытом в общении с единомышленниками, наставниках. Коллективные проекты и сотрудничество также могут способствовать самореализации.

По сути, интернет является творческим центром формирования самореализации, где человек может искать собственную идентичность, экспери-

ментировать с ней, пробовать разные способы виртуальной самореализации.

На наш взгляд, виртуальная самореализация может расцениваться как форма:

• компенсационная (при проблемах с самореализацией в действительности, т.е. дополняющей);

• пробно-экспериментальная (полноценная, но деформированная, не полная чем самореализация в реальности).

На наш взгляд виртуальная самореализация может выступать своеобразным стартовым пунктом для реализации в повседневной действительности, она возможна по трем каналам:

• компьютерного искусства;

• виртуального общения;

• компьютерных сетевых игр.

В своем исследовании В.П. Гончаров [5, C. 22], делает акцент на новую форму самореализации в интернете -это виртуальная самопрезентация. он утверждает: «человеческая личность представляют собой сложный, изменчивый социокультурный феномен и трансформации в культуре и обществе. Виртуальная личность не противостоит реальной, а дополняет её, она позволяет реальной личности ощутить новую форму причастности к миру».

По этому поводу Н.и. Ноздрина [6], считает «между самореализацией и самопрезентацией личности существует тонкая грань. Если человек активно себя «продвигает» и порой даже навязывает, это производит неприятное впечатление на остальных людей. Это уже не самореализация, а проблема недостатка внимания».

интернет-игры являются ещё одним каналом самореализации личности, особенно популярным среди подростков и молодежи. В них молодежь создает персонажей, сочетая свои ре-

альные и желаемые качества. Игры предоставляют возможность развить предысторию и биографию персонажа, а также прожить различные варианты жизни и событий.

Психологи объясняют привлекательность игр желанием найти себя, лучше понять себя и избавиться от комплексов, прикидываясь другими людьми. Однако интернет-игры не могут полностью раскрыть потенциал и духовную составляющую личности, а также не могут быть полностью использованы в реальной жизни. Тем не менее, эта категория самореализации личности, нами отнесена к обеим ее формам, и как компенсационной и как пробно-экспериментальной.

исследуя самореализацию в интернете, возникает вопрос о ее качестве: является ли она полноценной или неполноценной, ложной. Большинство исследователей считает, что самореализация может быть как конструктивной и дополняющей реальную жизнь, так и деструктивной и ложной [7].

Причиной деструктивной и ложной самореализации в интернете, считаются затруднения в реальной самореализации. Нами выделены весомые проблемы молодого человека в повседневности:

• невостребованность обществом (может создавать ощущение неполноценности и неудовлетворенности, что заставляет молодых людей искать признание и удовлетворение в виртуальном мире);

• зависимость от взрослых и отсутствие самостоятельности в выборе жизненно важных решений (может привести к поиску свободы и самовыражения в интернете, где молодые люди могут чувствовать себя более независимыми);

• отсутствие профессии и работы, которые приносят доход и моральное

удовлетворение (может вызывать чувство безнадежности и неспособности успешно самореализоваться в реальности);

• проблемы в непосредственном общении с людьми могут приводить к поиску социальной поддержки и связей в виртуальном мире, где коммуникация может быть более удобной и менее требовательной;

• невозможность и неспособность найти достойные способы самореализации в реальности, отрицательный опыт предыдущих попыток самореализации, физическая ограниченность или увечья (может привести к поиску альтернативных путей самовыражения и саморазвития в интернете);

• приобретенные дурные привычки и нежелание совершать внутреннюю работу над собой (может стимулировать ложную самореализацию в интернете, где можно скрывать свои проблемы и недостатки).

Антисоциальные формы самореализации личности, такие как агрессия, преступность, вандализм и мн. др. -отнесем к способам деструктивной и ложной самореализации, сюда отнесем «троллинг» и «кибербуллинг» в интернете. Они являются не просто ложными, но и социально опасными - ки-берпреступлениями против отдельной личности, организаций, государств.

Виртуальное распространение «ки-бербуллинга» отражает проблемы, существующие в обществе. Интернет является отражением социума, но имеет свои особенности. он предоставляет возможности для самореализации как традиционные, так и дополнительные.

Интернет, как техно-социо-куль-турное явление, предоставляет человеку уникальное пространство для расширения его деятельности и самореализации. За счет использования

дополнительных технологических возможностей, которые отсутствуют в реальной жизни, интернет, является мощным инструментом, который расширяет и обогащает возможности самореализации человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что самореализация в интернете не может полностью заменить самореализацию в реальной жизни, она может служить дополнением к традиционным формам самореализации.

В связи с этим, самореализация современного человека становится более насыщенной и видоизмененной по сравнению с эпохой до возникновения интернета. Интернет предоставляет множество возможностей для самореализации, как позитивной, так и негативной.

Вот некоторые направления позитивной самореализации через интернет:

• общение в сети: интернет предоставляет возможность общаться с людьми со всего мира, находить единомышленников, обмениваться мнениями;

• создание виртуальных персонажей: многие платформы позволяют выразить свою индивидуальность и творческий потенциал;

• экспериментирование с электронным двойником: соцсети предоставляют возможность создавать и управлять своим онлайн-образом, это позволяет экспериментировать с разными аспектами своей личности;

• творческая деятельность: интернет является отличным местом для выражения своих творческих способностей через блоги, видео, фотографии и другие форматы контента;

• деление достижений: интернет позволяет делиться своими достижениями с другими людьми, получать

обратную связь и поддержку, что стимулирует личностный рост.

однако, есть и негативные направления самореализации, которые причиняют вред другим людям, такие как:

• «кибербуллинг»;

• «троллинг».

Важно использовать интернет для позитивной самореализации, уважая права и чувства других пользователей. самореализация - это процесс, который позволяет человеку раскрыть свой потенциал, развить свои способности и достичь смысла и целей в жизни. Это требует самодисциплины, настойчивости, самопознания и взаимодействия с другими людьми. Важно помнить, что самореализация - это индивидуальный путь, который каждый человек может пройти в своем собственном темпе и в соответствии со своими ценностями и потребностями.

Виртуальная самореализация молодых людей открывает перед ними возможность быть гибкими, адаптивными и быстро реагировать на изменения в окружающем мире. Она позволяет им постоянно искать и обретать новые знания и опыт, что является важным аспектом современности. Виртуальная самореализация не заменяет самореализацию в реальном мире, которая формируется через взаимодействие с семьей, школой, сверстниками и другими социальными агентами. Решение, как использовать свой аккаунт и с кем общаться - это ответственность самого человека. он может выбрать использовать интернет для общения с «хорошими» людьми и расширения своего кругозора в полезной социальной области, или же пойти по пути «запрещенных» тем.

References

[1] News - Government of Russia (government.ru) official.

website. // URL: http://government.ru/news/46639/ (11.15.2023).

[2] Logacheva E.A., Logacheva Yu.S., Pyatitskaya A.V. Healthy lifestyle of student youth - opportunities for formation in the educational sociocultural environment / Vestn. South-Russia state tech. University (Novocherk Polytechnic Institute). Ser. Soc.-econ. Sciences. 2018. № 3. P. 140-144.

[3] Burdyuzha E.A. Concert activity as a means of self-real-

ization for students of a university of culture and arts: specialty 13 00 02 "Theory and methodology of teaching and education": abstract of a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Elena Anatolyev-na Burdyuzha; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2008. 23 p.

[4] Ens realissimum. The life and philosophy of Johann Wolf-

gang Goethe: monograph / P.A. Gorokhov. - Orenburg: IPK GOU OSU, 2021. 401 p.

[5] Goncharov V.P. The Internet as a factor in the transfor-

mation of culture and personal self-realization: specialty 09.00.13 "Philosophical anthropology, philosophy of culture": abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / Goncharov Valeriy Petrovich; SFU. - Rostov-on-Don, 2012. 27 p.

[6] Nozdrina N.I. Personal self-realization through blog-

ging // International scientific research journal. 2014. № 2-2 (21). P. 104-105.

[7] Yuzhaninova E.R. The Internet as a new space for youth

self-realization. // Bulletin of OSU. 2013. № 7. P. 82-89.

Список литературы

[ 1 ] Новости - Правительство России (government.ru) офиц. сайт. // URL: http://government.ru/news/46639/ (Дата обращения: 15.11.2023).

[2] Логачева Е.А., Логачева Ю.С., Пятицкая А.В. Здо-

ровый образ жизни студенческой молодежи - возможности формирования в образовательной социокультурной среде / Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочерк. политехи. ин-та). Сер. Соц.-эконом. науки. 2018. № 3. C. 140-144.

[3] Бурдюжа Е.А. Концертная деятельность как сред-

ство самореализации студентов вуза культуры и искусств: специальность 13 00 02 «Теория и методика обучения и воспитания»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бурдюжа Елена Анатольевна; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2008. 23 с.

[4] Ens realissimum. Жизнь и философия Иоганна Воль-

фганга Гёте: монография / П.А. Горохов. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2021. 401 с.

[5] Гончаров В.П. Интернет как фактор трансформации

культуры и личностной самореализации: специальность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Гончаров Валерий Петрович; ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2012. 27 с.

[6] Ноздрина Н.И. Самореализация личности по-

средством ведения блога // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-2 (21). С. 104-105.

[7] Южанинова Е.Р. Интернет как новое пространство

самореализации молодёжи. // Вестник ОГУ. 2013. № 7. С. 82-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.