Научная статья на тему 'Самореализация и саморазвитие современной молодежи через интернет-ресурсы'

Самореализация и саморазвитие современной молодежи через интернет-ресурсы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
951
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / INTERNET / YOUTH / SELF-REALIZATION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Короткова Маргарита

В эпоху информационного общества огромное влияние на самореализацию и саморазвитие молодого поколения оказывают современные информационные технологии, предоставляющие свободный выход в сеть Интернет. Несмотря на все преимущества Интернет-ресурсов для самообразования молодежи, Интернет имеет и негативные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION AND SELF-DEVELOPMENT OF MODERN YOUTH THROUGH INTERNET RESOURCES

During an era of information society huge influence on self-realization and self-development of the younger generation render the modern information technologies providing free access to the network the Internet. Despite all advantages of Internet resources to self-education of youth, the Internet has also negative sides.

Текст научной работы на тему «Самореализация и саморазвитие современной молодежи через интернет-ресурсы»

N 1. Май 2018 г.

27

Маргарита Короткова

к.ю.н., доцент кафедры таможенного дела Казанского кооперативного института Россия, г. Казань pearl86@yandex.ru

Margarita Korotkova

PhD in Law, associate professor of customs affairs of the Kazan cooperative institute, Russia, Kazan

pearl86@yandex.ru

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

SELF-REALIZATION AND SELF-DEVELOPMENT OF MODERN YOUTH

THROUGH INTERNET RESOURCES

Аннотация. В эпоху информационного общества огромное влияние на самореализацию и саморазвитие молодого поколения оказывают современные информационные технологии, предоставляющие свободный выход в сеть Интернет. Несмотря на все преимущества Интернет-ресурсов для самообразования молодежи, Интернет имеет и негативные стороны.

Ключевые слова: Интернет, молодежь, самореализация, саморазвитие

В последние годы ключевым способом тиражирования информации стал Интернет. Всемирная паутина - это целый мир, со своими «жителями», ресурсами, правилами и наполнением, это время и пространство, свернутые до мгновения передачи информации из мира «сети» в реальный мир. Учитывая многообразие информационных технологий, которые стали доступны широкому кругу населения, необходимо задуматься о том, какое влияние они оказывают на общество, личность, психику отдельного человека, о том, как влияют Интернет-ресурсы на поведение нового поколения.

Учитывая очевидную необыкновенность интернета как развлекательного и образовательного ресурса, ключевым аспектом в котором идет отход от «материальности» и «реальности», - то вопрос о самореализации в рамках этой площадки представляет площадку для многочисленных дискуссий.

Самореализация личности на протяжении всей истории человечества была ключевой вехой для прогресса не только отдельной единицы из общества, но всего общества в целом. Сейчас, в творческих порывах проявить себя на основе старых систем - не так просто, ввиду того, что в рамках этих самых «старых систем» все шедевры уже созданы, и потенциально новое воплотить сложно. В контексте этого, проистекает некий «духовный кризис» среди творцов, когда воплощать свои идеи приходятся иными путями, когда нужно адаптироваться к современным проявлениям культуры. Истинное и глубокое творчество становится редкостью, ибо

Summary. During an era of information society huge influence on self-realization and self-development of the younger generation render the modern information technologies providing free access to the network the Internet. Despite all advantages of Internet resources to self-education of youth, the Internet has also negative sides.

Keywords: Internet, youth, self-realization, self-development

в массовой культуре все сейчас создается на основе суррогата, выкаченного из уже существующих предметов искусства. «Но эти же кризисные явления демонстрируют удивительный феномен - способность выстоять в самых сложных ситуациях. Одно из объяснений этого феномена, без сомнения, связано с феноменом самореализации личности», -считает Б.Ф. Чечет [1, с. 27]. Это означает, что при реализации идеи, сильную личность не остановит мнение общественности, и возвышение может произойти на любой площадке, любыми путями.

Так или иначе - самореализация в любое время была важным вопросом для личности, и в этом смысле - Интернет, как площадка для свободных воплощений идей и порывов, на современном этапе, вполне удобен. Особенно активными пользователями на этой площадке являются подростки и молодёжь, проводящие ежедневно в сети большое количество времени. И можно с уверенностью заявить, что Интернет в известной мере формирует для них специфическое миропонимание, отношение к действительности, в том числе о том, каким образом можно провести самореализацию и саморазвитие. Отход от «классических» методов самореализации (в рамках спортивной, творческой сферы или успех в профессии) и переход на альтернативные методы самореализации (работа фри-лансером, монетизация блога и т.д.) - тенденция последних лет. И в плане внутренних ощущений и воплощения своих идей и талантов - это та же самореализация, только новым путем, продиктован-

28 _

ным современностью.

Что следует понимать под самореализацией? В теории, это раскрытие и использование личностью своего потенциала через ту или иную деятельность посредством собственных усилий и сотворчества с другими людьми. П.А. Горохов рассматривает самореализацию как практически ориентированную разновидность самопознания, являющегося разновидностью духовной деятельности. Он отмечает: «В основе духовной деятельности лежит процесс сотворения человеком самого себя. Субъект как бы «примеряет» на себя духовные богатства человечества, пропускает через свою душу объективный мир, делая его неотъемлемой частью своего «Я» [2, 139].

Особенно интересен в этом контексте так же тот факт, что при наличии потребности в самореализации, личность никогда не может удовлетворить её полностью, хоть и удовлетворяет её в единичных актах деятельности. Самореализация сопряжена с бесконечным поиском самого себя, всегда связана со стремлением к самосовершенствованию, и предполагает некий продукт, не обязательно имеющий материальную форму.

Современный мир показывает самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных индивидов и больших социальных групп. Ситуация, в которой первостепенной значимостью обладают информация и коммуникация, предъявляет человеку повышенные требования, в первую очередь к его интеллектуальным способностям, творческому потенциалу, желанию и стремлению их реализовать. К тому же, в Интернет-среде достаточно лишь немного отстать от «трендов», и твое место займет другой.

Безусловно, самореализация на базе всемирной паутины - возможна. Саморазвитие же должно проистекать не только на основе Интернета - при фокусировании на одном источнике информации качество обработки этой информации постепенно будет снижаться, хоть формы подачи этой информации и будут различными (текстовые статьи, аудио-лекции, вебинары и прочее). Нельзя не отметить, что благодаря Интернету, даже за столь непродолжительный период существования данного ресурса - появилось некоторое количество зарекомендовавших себя талантов, использовавших для творческого старта порталы в Интернете. Обращая внимание на их успех, аналогичной дорогой пытаются идти целые эшелоны творческой молодежи, с разной степенью успеха достигая своих целей.

С развитием средств массовой информации и Интернета люди получили невероятные возможности. Если предыдущее поколение ходило в библиотеку, чтобы найти нужную информацию, книгу или журнал, то сейчас один «клик» — и все отобра-

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

жено на страничке. Такое «убыстрение» получения информации может даже вызвать зависимость именно от такого вида получения информации - и как следствие, у человека вырабатывается полная невозможность обучения на иных системах. Такой человек в состоянии понять только результаты поисковика, и в собственной «базе данных» эти ответы попросту не усвоятся, ввиду краткосрочного использования этих данных. Однако, когда человек знает, что ищет, и мыслит самостоятельно, то он не поддается «вредному» влиянию Интернета, желтой прессы и других подобных источников и имеет свою точку зрения. Такие люди становятся на порядок выше в интеллектуальном плане, и могут получать быстрое и доступное неплохое образование, общаться с людьми из разных стран, слушать любимую музыку, смотреть фильмы и многое другое, даже в рамках интернета, без последствий к зависимости от этого источника. Основные реальные проблемы интернет-зависимости: утрата личностью аутентичности; склонность к депрессиям, в крайней своей форме переходящая иногда в суицид; эгоцентризм.

Погруженность современного человека в глубины такой «цивилизации», прежде всего, лишает его самотождественности. Об опасности растворения конкретной личности в сфере «нереального» предупреждали философы-экзистенциалисты самых разных направлений весь прошлый век, но даже они не могли предположить столь глубокого погружения человека в недра виртуальной реальности, какое происходит сегодня при использовании «всемирной паутины».

Однако нужно понимать, что переходом в «виртуальный мир» человек так же в каком-то смысле подразумевает выход из реальности, по причине неудовлетворенности в общении или невозможности самореализации. В таком смысле - это довольно опасная тенденция, потому как зависимость от постоянной самореализации в рамках иной системы может привести к тому, что при спаде актуальности человек теряет всю свою репутацию и не в состоянии интегрироваться в иную систему.

Под влиянием окружающей среды, в процессе воспитания происходит социализация молодого человека, формируется его мировоззрение. В мире всё более усиливающее влияние оказывают средства массовой информации, особенно Интернет. Несформировавшееся мировоззрение молодого человека испытывает на себя два мощных потока позитивной и негативной информации. В социальные сети ежедневно выкладывается огромное количество видео, музыки, фильмов, среди которых можно встретить редкие и ценные образцы на любой вкус. Кроме того, молодежь, которая занимается различной творческой деятельностью, способна

N 1. Май 2018 г.

отыскать себе круг людей по своим интересам с целью совершенствования и развития своего мастерства. К числу отрицательных последствий на мировоззрение подростков можно отнести упрощенное общение. Бездушные смайлики заменяют эмоции и чувства, теряется живое общение, появляются различные молодежные слэнги; сокращаются слова, где пропадает вся красочность слов. Также большим минусом будет являться то, что Интернет, и в частности социальные сети, наводнили пестрящие надписи, слоганы, картинки и фильмы, пропагандирующие пошлость, глупость и насилие. Молодые люди, каждый день сталкиваются с множеством грубой и нецензурной информации. То есть, на подсознательном уровне программируется аморальное и жестокое поведение, которое становится естественным. У молодежи формируются в сознании фальшивые ценности, границы совести,

_ 29

доброты, порядочности и чести сужаются или отходят на второй план. Многих людей агитируют в различные сообщества, секты, клубы самоубийц. Особенно это распространилось в последнее время, с подстрекательством юных пользователей к суициду («Синий Кит», «4:20» и т.д.).

Таким образом, в современных условиях чрезвычайно необходимы надлежащие меры в рамках проводимой государственной молодежной политики по развитию духа интеллектуализма, возвращению высоких культурных и духовных ценностей, повышению значимости семьи и т.д. Очень важно предпринимать такие меры, которые будут предотвращать появление компьютерной зависимости у молодых людей, способствующие формированию ценностного отношения к своему здоровью. Если не будут приниматься перечисленные меры, то зависимость людей может превратиться в манию.

Список литературы

1. Чечет Б.Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности: автореф. дисс. ... канд. фи-лос. наук. Иркутск, 2002.

2. Горохов П.А. Ens realissimum. Жизнь и философия Иоганна Вольфганга Гёте. Монография. Оренбург, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.