Научная статья на тему 'Интернет как новое пространство самореализации молодёжи'

Интернет как новое пространство самореализации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6182
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЛОЖНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / THE INTERNET / THE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL / COMMUNICATION / CREATIVITY / A FALSE SELFACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна

В статье рассматриваются несколько направлений позитивной самореализации молодёжи в интернете: на основе сетевого общения; за счёт создания виртуального персонажа; путём экспериментирования с собственной идентичностью и электронным двойником; творческой деятельности. Обращается внимание на распространение среди подрастающего поколения негативных форм самореализации в сети. Обосновывается, что самореализация в интернете не заменяет самореализацию в регулярной действительности, но в совокупности с ней помогает становящейся личности найти себя и своё место в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses several areas of positive self-realization on the internet: on the basis of social networking, through the creation of a virtual character, by experimenting with its own electronic double-ganger and creativity. We pay the attention to the spread of negative forms of self-realization on the Internet among the younger generation. It is proved that self-realization on the internet is not a substitute for self-realization in the reality, but in the aggregate it helps to the becoming persons to find themselves and their place in the world.

Текст научной работы на тему «Интернет как новое пространство самореализации молодёжи»

Южанинова Е.Р.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

ИНТЕРНЕТ КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматриваются несколько направлений позитивной самореализации молодёжи в интернете: на основе сетевого общения; за счёт создания виртуального персонажа; путём экспериментирования с собственной идентичностью и электронным двойником; творческой деятельности. Обращается внимание на распространение среди подрастающего поколения негативных форм самореализации в сети. Обосновывается, что самореализация в интернете не заменяет самореализацию в регулярной действительности, но в совокупности с ней помогает становящейся личности найти себя и своё место в мире.

Ключевые слова: самореализация, интернет, потенциал личности, общение, творчество, ложная самореализация.

Во все времена для человека проблема самореализации является одной из самых насущных, но удовлетворение этой потребности для разных стран и разных времён достаточно сильно отличалось по направленности, формам и содержанию. Особую актуальность проблема самореализации личности приобретает сегодня, поскольку российское общество переживает кризис. Реформы, начинавшиеся с лозунга важности «человеческого фактора», на всём своём протяжении демонстрируют глубочайшее равнодушие к человеку. «Но эти же кризисные явления демонстрируют удивительный феномен - способность выстоять в самых сложных ситуациях. Одно из объяснений этого феномена, без сомнения, связано с феноменом самореализации личности», -считает Б.Ф. Чечет [9; 4].

Определяющей чертой современности является интернет, в котором реализуется целый спектр целей, ценностей, видов деятельности: коммуникативные, деловые, образовательные, досуговые, игровые. Наиболее активными пользователями являются подростки и молодёжь, проводящие ежедневно в сети большое количество времени. Интернет формирует специфическое миропонимание, отношение к действительности, из которых следуют соответствующие модели поведения, но, в силу того, что интернет получил широкое распространение лишь недавно, масштабных исследований, изучающих влияние интернета на подрастающее поколение ещё нет. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в разработке всех аспектов нахождения личности в интернет-пространстве, и проблемы самореализации в частности. Итак, обращение к данной теме обусловлено непреходящей

значимостью проблемы самореализации для каждого человека, с одной стороны, кризиснос-тью современного российского общества, с другой, и неисследованностью специфики реализации потенциала личности в интернете, с третьей.

Самореализация - это раскрытие и использование человеком своего потенциала через ту или иную деятельность посредством собственных усилий и сотворчества с другими людьми. Данное понятие многоаспектно и учеными рассматривается как процесс, потребность, форма, цель и результат (В.И. Андреев, Л.Н. Коган, В.Е. Кемеров, В.А. Сластёнин и др.). П.А. Горохов рассматривает самореализацию как практически ориентированную разновидность самопознания, являющегося разновидностью духовной деятельности. Он отмечает: «В основе духовной деятельности лежит процесс сотворения человеком самого себя. Субъект как бы «примеряет» на себя духовные богатства человечества, пропускает через свою душу объективный мир, делая его неотъемлемой частью своего ‘Я’» [2; 139].

Широкое употребление имеет и целый ряд других понятий, несомненно, связанных с проблемой самореализации: всестороннее развитие личности, самоидентификация, самовыражение, самоутверждение, самоактуализация, смысл жизни, жизненная стратегия. Все они связаны с проявлениями человеческого Я.

Под самореализацией нередко понимается процесс (И.Д. Егорычева, Л.Е. Климова, В.С. Поликарпов) или совокупность процессов (комплексное явление) - от физического развития до развития высших форм творчества (М.С. Иванов). Причём самореализация может рассматриваться как эволюционирование личности.

Некоторые исследователи рассматривают самореализацию как социально-психологический феномен, обеспечивающий полноценное жизне-творчество (И.Э. Бекешкина, М.А. Недашковс-кая, Л.В. Сохань, В.А. Тихонович).

Начиная с работ представителей зарубежной гуманистической психологии, самореализацию часто рассматривают как высшую потребность (К.Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм). Данная потребность является экзистенциальной, т. е. состоянием вечным и неизменным в свое основе. Г.К. Черкасов считает, что потребность в самореализации - это «одна из фундаментальных человеческих потребностей» [8; 113]. Многие современные исследователи также относят самореализацию к социальным (А.В. Грибакин), высшим потребностям, потребностям роста (Р.А.Зо-бов, В.Н. Келасьев), к которым помимо самореализации присоединяются потребности в любви, общении, самоактуализации, признании человека как личности, уважении, достижении признания, компетентности, статуса.

Самореализация связывается одновременно с поиском, утверждением и реализаций ценностей личности, её особого пути (Л.А. Корос-тылёва, М.С. Иванов, А.В. Кирьякова). Б.Ф. Чечет рассматривает самореализацию и потребность в ней в категориях синергетики, поскольку основаниями самореализации являются хаос и порядок (самоорганизуемость).

Результатом анализа различных определений самореализации и подходов к её рассмотрению, стала следующая дефиниция: самореализация - это социально и индивидуально детерминированный процесс раскрытия личностью своего потенциала (интеллектуального, физического, духовного, творческого) и переведение его в актуальное состояние на основе системы личностных смыслов и ценностных ориентиров посредством различных видов деятельности и сотворчества с другими людьми [10, с. 21]. Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности, личность никогда не может удовлетворить её полностью. Самореализация сопряжена с бесконечным поиском самого себя, всегда связана со стремлением к самосовершенствованию, предполагает некий продукт, не обязательно имеющий материальную форму.

Самореализация возможна только на основе диалектической взаимосвязи самоизменения

и мироизменения, поскольку мир осмысливается и осваивается личностью на основе постижения и открытия самого себя. Эти процессы соотносятся с двумя фундаментальными антропологическими характеристиками - само-тождественностью (отражающей обращённость к миру человека) и самотрансценденцией (отражающей обращённость к человеку в мире). Самотрансцендирование предполагает стремление и возможность личности выйти за собственные пределы, трансцендировать себя в различные области, позволяет рассмотреть базовые отношения человека с миром, с Другим, с Абсолютом. Самотрансцендирование, выход за пределы собственного Я, предполагает ещё одну немаловажную характеристику человека - его незамкнутость, открытость, поиск, нацеленность на самосовершенствование. А это предполагает становление человека как существа многомерного за счёт творческой, активной деятельности, за счёт связи с другими людьми, т. е. поиска центра своего бытия вне себя.

Содержание самореализации личности раскрывается в проявлении личностного потенциала человека через различные виды активности. В реализации своего личностного потенциала человек проявляет субъектность как способность к совершенствованию себя и окружающего мира и разрешению противоречий между объективными и субъективными условиями существования. Сущность самореализации заключается в воплощении, «опредмечивании» человеком в рамках деятельности своего творческого потенциала, включающего в себя систему личностных смыслов, направленность и меру активности, способность к рефлексии и внутренний диалогизм. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Зачастую ощущение неполноценности, ущербности и даже бессмысленности жизни рождается в человеке в связи с ограничением или вовсе отсутствием возможностей для раскрытия и реализации его потенциала. Между личностной самореализацией и развитием общества существует диалектическая связь, поскольку динамичность позитивных социальных изменений напрямую зависит от инициативности и творческой активности его индивидов и,

наоборот, поступательное эволюционное развитие общества создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности, раскрытия потенциала каждого. Современный мир демонстрирует самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных индивидов и больших социальных групп. Ситуация, в которой первостепенной значимостью обладают информация и коммуникация, предъявляет человеку повышенные требования, в первую очередь к его интеллектуальным способностям, творческому потенциалу, желанию и стремлению их реализовать.

Личность представляет собой не просто «незавершённый проект», а нечто, в принципе незавершимое, поэтому способность человека меняться, адаптироваться к условиям обеспечивает открытость человека как системы, что создаёт простор для свободы и творчества. Сегодня человек сталкивается не только с повышенными требованиями к нему, но и имеет большую свободу и больший выбор жизненных путей и стратегий, в том числе, с возможностью полнее познать себя, максимально реализовать свой потенциал, жить яркой, насыщенной творчеством жизнью, полнее выразить самобытность и уникальность внутреннего мира.

Пространство интернета обеспечивает достаточно широкие возможности для проявления себя в комфортных условиях: разные виды и формы коммуникативного взаимодействия; неограниченное число потенциальных собеседников, друзей; возможность заявить о себе широкой аудитории; анонимность; возможность прервать неудобный контакт; непредставлен-ность телесности; большое количество сайтов развлекательного, обучающего, информационного характера; сайты и форумы, удовлетворяющие потребности в хобби, творчестве и т. д. Безусловно, особой ценностью обладает возможность эксперимента с собственной личностью, возможность поиска, «примерки» на себя черт характера, образов, ролей, манер презентации, поведения и общения.

Несмотря на относительную недавность возникновения этого пространства самореализации личности, уже есть исследования, его затрагивающие. Так, культуролог М.А. Климанова рассматривает интернет как область самореализации, как наиболее распространённое хобби современного человека. Психолог М.С. Иванов

рассматривает самореализацию сквозь призму интернет-игр. В этих работах подобная самореализация рассматривается как выполняющая компенсаторные функции и порой мнимая. И.Г. Со-щенко, А.Ю. Фимин самореализацию в интернете связывают с интернет-коммуникацией, а О.В. Павловская с самотворчеством.

Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев отмечают параллельность процессов самореализации и самоутверждения, поскольку «закрепление той или иной формы самореализации фактом признания её социальной ценности и значимости можно рассматривать как самоутверждение личности» [4; 87-91]. Исследователями приводится следующая классификация форм самоутверждения/самореализации: 1) статусное самоутверждение, т. е. самоутверждение через достижение определённого статуса, положения в обществе; 2) поисковое самоутверждение, заключающееся в непрерывном поиске и смене различных видов деятельности, что заключается в смене профессий, увлечений, друзей, интересов; 3) самоутверждение как самоцель, т. е. утверждение себя любыми средствами, привлекающими внимание, выделяющими из толпы (хиппи, панки); 4) престижное самоутверждение, заключающееся в попытке повысить собственную значимость через приобретение престижных, модных вещей (автомобилей, техники, картин); 5) самоутверждение на основе накопительства денег, материальных ценностей; 6) самоутверждение за счет приобщения к источникам информации, которыми владеет интеллектуальная элита общества; 7) самоутверждение через творчество, в котором максимально раскрываются потенции и способности человека. Это интегрированная форма, объединяющая и самореализацию через расширение границ собственного сознания, и приобщённость к новым видам информации.

Не сложно заметить, что все эти формы самореализации возможны в сети. Рассмотрим только те, которые наиболее часто выбираются подростками и молодёжью, т. к. некоторые формы самореализации в интернете для них недоступны или не представляют большого интереса (например, деловая самореализация за счёт использования экономических возможностей для ведения бизнеса или политическая активность, участие в электронной демократии и т. п.).

Статусное самоутверждение, например, возможно за счёт получения того или иного статуса в

игре, он может быть получен, например, за счёт количества голосов, определяющих «Мисс / мистера сайта месяца» и т. п. Поисковое самоутверждение может выражаться в количестве всевозможных контактов и друзей в социальных сетях, за счёт возможности выбирать, менять и проходить многочисленные обучающие курсы; игры, чаты, виртуальные выставки и музеи, просмотр фильмов, спектаклей, передач сполна обеспечивают возможность поиска вариантов увлечений и развлечений. Самоутверждение как самоцель присуща иногда патетичным и склонным к фраппированию посетителям форумов и сайтов, которые могут оставлять скандальные комментарии, выбирать яркий и непохожий на другие ник. Отчасти эта форма самореализации присуща хакерам и киберпанкам (а это, как правило, молодые люди), которые самоутверждаются за счёт взлома баз данных без какой-либо корыстной цели. Престижное самоутверждение возможно за счёт создания определённого имиджа, реальные основания которого в сети проверить невозможно, а, следовательно, такое самоутверждение безболезненнее и совершенно не затратно в финансовом плане, по сравнению с созданием престижа в реальном мире. Престижное самоутверждение, пожалуй, является одним из самых лёгких, приятных и быстрых форм виртуального самоутверждения. Самоутверждение за счёт приобщения к источникам информации в интернете также для многих не составляет труда - в считанные секунды можно получить доступ к какой угодно информации, однако очень немногие могут по-настоящему эффективно искать и обрабатывать узкоспециализированные источники и ещё меньше тех, кто имеет доступ к специальным сведениям (как правило, это уже упоминаемые хакеры). Самоутверждение через творчество тоже возможно, ведь интернет заполняет большое количество сайтов, на которых можно научиться не только создавать персональные страницы, художественные произведения, снимать клипы и даже фильмы и т. п., но и представить результаты своего творчества, разместив фото и видео, устроив целые виртуальные экспозиции. Творческий потенциал реализуется также за счёт создания своей виртуальной личности или игрового персонажа и в общении с другими пользователями.

Различают два способа самореализации -вертикальную и горизонтальную. Вертикальная самореализация проявляется в стремлении

к власти, достижению успеха, деньгам, удовольствию. Горизонтальная (интеллектуально-духовная) самореализация связана с широтой взглядов, любознательностью, сопровождается стремлением к равенству и принятием культурно иных, осуждением дискриминации и «спокойным» отношением к деньгам, способствует социальной стабильности и гармонии [6; 388-394]. По мнению Н. В. Водяновой [1], интернет обеспечивает возможность в равной мере как горизонтальной самореализации, так и вертикальной, поскольку предназначен не только для удовлетворения потребностей в познании и общении, но и является экономическим и развлекательным пространством.

Вышеизложенное подтверждает, что интернет можно рассматривать как многомерное пространство для самореализации личности.

При рассмотрении самореализации в интернете применима в какой-то степени трёхуровневая идеализированная модель самореализации современного человека, предложенная Н.А. Кебиной. В данной модели воплощена типичная диалектика отрицания отрицания, когда первый уровень - уровень индивидуализма, эгоизма и себялюбия (бытие в себе и для себя) представляет тезис, а второй уровень - самоотрицание, альтруизм (бытие для других) - представляет антитезис, а на третьем уровне - уровне «обогащённого возвращения к себе» - осуществляется синтез. В соответствии с предложенной ею моделью, Н.А. Кебина определяет самореализацию как «циклическое трёхуровневое взаимообусловленное движение от самолюбия через самозабвение к обогащённому возвращению к себе», которое «определяется перестройкой системы личностных смыслов» [5; 18].

Самореализация проходит более успешно и полноценно в том случае, когда человек включён в достаточное число социальных связей, поэтому особую значимость имеет межличностная коммуникация. С одной стороны, общение с другими людьми даёт возможность обрести новые смысли, цели и ценности, а, с другой, происходит трансляция собственного накопленного знания, опыта, что обеспечивает не только преемственность, но и «продление своего бытия в других». Таким образом, происходит слияние двух аспектов самореализации - творчества и коммуникации. Эти аспекты имеют особое значение в случае самореализации личности посредством интернета.

Наиболее отчётливо увидеть специфику самореализации в интернете, в силу ряда их особенностей, помогают чаты, форумы и бло-госфера. Большой удельный вес времени, проводимого в социальных сетях, ICQ, чатах позволяет говорить о современном молодом человеке как о Homo communicandi virtualiter. Значимость интернет-общения в жизни подрастающего поколения позволяет условно назвать его «виртуально-общающимся».

По сути, интернет является творческой лабораторией, где человек может искать собственную идентичность, экспериментировать с ней, пробовать разные способы самореализации. На наш взгляд, интернет-самореализация может расцениваться и как компенсаторная (в случае проблем с самореализацией в действительности), и как пробная, экспериментальная, но полноценная по качеству, хотя и, безусловно, более узкая, нежели самореализация в реальности. Виртуальная самореализация может выступать своеобразным трамплином для реализации в регулярной действительности.

Самореализация через компьютерное творчество может идти тремя путями: компьютерное искусство, виртуальное общение и компьютерные сетевые игры. В интернете можно общаться с живыми людьми посредством текста (хотя многие сайты и форумы используют специальных роботов, обменивающихся репликами с настоящими пользователями, создавая иллюзию общения) или более полно при помощи скайпа. В любом случае текст, игровой образ или произведение компьютерного искусства являются творческими актами. В результате творится либо конкретный объект (произведение), либо образ субъекта, поскольку человек сам выступает произведением, которое не может существовать в виртуальном мире без ответной реакции Другого [7; 77-81].

Н.В. Гончаров считает, что новой формой самореализации можно считать виртуальную самопрезентацию в интернете. Человеческое Я, человеческая личность представляют собой сложный, изменчивый социокультурный феномен и трансформации в культуре и обществе меняют формы проявления человеческого Я. Создаваемая реальной личностью, виртуальная является продуктом творчества, новой формой творчества себя. Как правило, виртуальная личность не противостоит реальной, а допол-

няет её, это новая форма конструирования «Я». Автор статьи согласен с Н.В. Гончаровым, что «благодаря интернету в создание личностного «Я-проекта» входит создание его виртуальной ипостаси, через которую личность также связана с миром, как и через привычное социальное взаимодействие. Виртуальная личность позволяет реальной личности ощутить новую форму причастности миру» [3; 22].

Ещё одним направлением самореализации личности, особо предпочтительным для подростков и молодёжи, являются интернет-игры. Самореализация в интернет-играх может происходить за счёт создаваемых в игре персонажей, когда образ конструируется либо на основе реальных черт личности, либо на основе тех особенностей, которыми человек хотел бы обладать, либо на основе симбиоза реальных и желаемых качеств. Многие игры предполагают создание предыстории, биографии персонажа, в процессе игры персонаж живёт, «достраивает» себя во взаимодействии с другими субъектами игры. Одной из самых привлекательных особенностей данного вида развлечений является возможность прожить разные варианты событий, разные жизни. Психологи объясняют популярность игр желанием найти себя, получить возможность лучше себя понять, примерив на себя образ другого человека, создав альтернативный вариант собственного Я, с помощью которого нередко пытаются избавиться от комплексов.

Особое чувство свободы и защищённости одновременно, столь важное для человека, входящего во взрослую жизнь, способствует самореализации Я человека в виртуальной реальности, помогая вместе с тем, в какой-то степени откорректировать это Я для реальной жизни. В качестве примера экспериментирования с собственной идентичностью и появления электронных личностей в рамках интернета можно привести «игровые дневники», которые существуют на игровых сайтах. Тем не менее, мы рассматриваем интернет-игры как компенсаторную форму самореализации личности, которая не может полностью актуализировать духовное начало в человеке, раскрыть потенциал личности, который в дальнейшем можно продуктивно и полностью использовать в реальности.

Исследователи, занимающиеся проблемами самореализации личности в пространстве интернета, как правило, затрагивают вопрос о ка-

честве такой самореализации: можно ли её считать полноценным видом (формой) или следует признать неполноценной, ущербной, а то и ложной. К примеру, внимание этому вопросу уделяют М.С. Иванов, Л.Е. Климова, А.М. Климано-ва, Н.В. Южакова и др. Большинство исследователей приходят к выводу, что самореализация может быть как конструктивной, истинной, дополняющей самореализацию в действительности, так и деструктивной, ложной, неистинной.

Основной причиной ложной самореализации в интернете многие считают затруднения в самореализации в действительности и снятие этих проблем в сети. У молодого человека в повседневности могут быть проблемы разного рода: невостребованность обществом, ориентированным на одномерную, одностороннюю личность, которой легко управлять; зависимость от взрослых, подчинённость, отсутствие самостоятельности в выборе жизненноважных решений; отсутствие профессии, работы, приносящей доход и моральное удовлетворение; проблемы в непосредственном общении с людьми; невозможность найти способы самореализации в реальном мире; отрицательный опыт предыдущих попыток самореализации; неспособность найти достойные способы самореализации в окружающем мире; физическая ограниченность или увечья; приобретённые дурные привычки (непродуктивные схемы поведения, излишняя агрессивность, пассивность и безвольность); нежелание совершать внутреннюю работу над собой (анализировать и совершенствовать собственное поведение, развивать самосознание).

К способам ложной самореализации справедливо относят антисоциальные и асоциальные формы самореализации, какими являются агрессия, преступность, вандализм, приём алкоголя и наркотиков и т. д. К формам ложной самореализации в интернете можно отнести «троллинг» и «кибербуллинг». Они являются не просто ложными, но и психологически и социально опасными!

«Троллинг» и «кибербуллинг» - слова в нашем языке и явления в нашей жизни совсем новые, тем не менее, нуждающиеся в немедленном осмыслении, поскольку являются проявлением тёмной, «хайдовской» стороны личности в интернете. Инновационные коммуникационные технологии не только связывают огромное количество пользователей деловыми, дружес-

кими, любовными контактами, но и, к сожалению, служат платформой для совершения киберпреступлений против личности, государств, фирм, корпораций, банков. Формами киберпреступлений против личности являются «трол-линг» и «кибербуллинг».

«Троллинг» (от англ. trolling - блеснение, ловля рыбы на блесну) - размещение в интернете, в основном на дискуссионных площадках, чатах, форумах и в блогах, сообщений, задевающих людей с целью провоцирования взаимных оскорблений, конфликтов. Такого рода антигуманные действия могут быть легко пресечены модераторами, системными операторами, которые могут отфильтровать сообщения негативного характера, сам адресат может покинуть психологически некомфортную территорию интернета, не возвращаясь к ней более. В отличие от «троллинга», «кибербуллинг» гораздо серьёзнее и болезненнее воспринимается его жертвами. «Кибербуллинг» (cyber-bullying, от англ. bull - бык, с близкими по смыслу значениями -задирать, провоцировать, нападать, проявлять агрессию, травить, терроризировать) может также называться киберзапугиванием и вызывает серьёзные опасения психологов, родителей (поскольку чаще этому подвергаются подростки со стороны своих сверстников), правоохранительных органов и всех людей, неравнодушных к проявлениям террора.

«Кибербуллинг» может принимать различные формы: анонимные угрозы, использование личной информации, кибер-отчуждение (исключение из круга общения), флейминг (обмен фразами, перерастающий в конфликт), создание двойника виртуальной личности (компрометирующее поведение двойника разрушает авторитет исходной виртуальной личности), киберпреследования, хеппислепинг (сцены реального насилия, снятые на камеру и размещённые в интернете). Таким образом, «кибербуллинг» включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого - шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном - психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. К сожалению, уже есть примеры попыток самоубийств, часть из которых удалась, среди детей, подростков и молодёжи, пострадавших в результате подобных антигуманных действий в сети.

Распространение «кибербуллинга» является свидетельством проблем общества, т. к. в интернете, как в зеркале, отражается то, что происходит в социуме. Если общество не относится к личности как к ценности, игнорирует её проблемы и переживания, проявляя цинизм во многих вопросах, то естественно, что в интернете, где отсутствуют многие традиционные границы, императивы морали, ответственности и совести будут нарушаться с большей лёгкостью. На наш взгляд, проблема моральной устойчивости в интернете не проявилась ещё в полной мере, тем не менее, она требует неотлагательного рассмотрения, поскольку затрагивает именно подрастающее поколение, для которых безнаказанность поведения в сети становится не просто ежедневной нормой, но моделью поведения.

Интернет является своеобразной копией, отражением мира реального, но как любая копия, имеет и отличия. Поэтому он предоставляет как традиционные способы самореализации (совпадающие со способами самореализации в реальности), как например, общение, так и дополнительные, как например, сетевые игры, построение образа и жизненного пути персонажа. В связи с этим уместно рассматривать интернет как техно-социо-культурное явление, представляющее собой уникальное пространство, расширяющее поле деятельности человека за счёт использования дополнительных технических и технологических возможностей, отсутствующих в регулярной действительности, и предоставляющее возможность каждому пользователю реализовать свой потенциал. Самореализация в интернете не может заменять самореализацию в регулярной действительности, а может рассматриваться лишь как осуществление части потенций индивида, по-

этому, в зависимости от контекста, она является компенсаторной или комплиментарной самореализацией. В связи с этим самореализация современного человека становится более насыщенной и несколько видоизменённой по сравнению с доинтернетовским временем.

Итак, анализ проблемы показал, что существует несколько направлений позитивной самореализации в интернете: самореализация на основе интернет-общения; за счёт создания виртуального персонажа (пусть и игрового); путём экспериментирования с собственным электронным двойником; творческая деятельность. Но обращает на себя внимание распространение среди подростков и молодёжи негативных форм самореализации в интернете - «кибербуллинг» и «троллинг».

Самореализация в интернете может пониматься через диалектическую связь таких явлений как самотождественность и самотрансцен-денция, устойчивость и изменчивость, что предполагает, с одной стороны, некое цельное, устойчивое ядро личности, в котором отражается самобытность и специфичность человека, его тождественность самому себе, и некоторые образования, являющиеся результатом обращённости человека к миру, результатом его само-трансцендирования, некоего приобретения, обогащения взглядами, целями, ценностями, смыслами, с другой стороны.

Самореализация в интернете, позволяющая человеку быть разным, динамичным, быстро реагировать на изменения в окружающем мире, находиться в постоянном поиске и обретении, на наш взгляд, лучше всего отражает специфику современности. Она не может заменить самореализацию в регулярной действительности, но в совокупности с ней помогает становящейся личности найти себя и своё место в этом мире.

10.05.2013

Список литературы:

1. Водянова, Н.В. Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект. Дис... к. филос. н. Челябинск, 2009. - 167 с. http://lib.chgaki.ra:82/_layouts/searchresults.aspx

2. Горохов, П.А. Еш геа^тиш. Жизнь и философия Иоганна Вольфганга Гёте. Монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 344 с.

3. Гончаров, В.П. Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации. Автореф. дисс... к.филос.н. Ростов-на-Дону: ЗАО «Центр универсальной полиграфии», 2012. - 24 с.

4. Зобов, Р.А., Келасьев, В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 2001. - 280 с.

5. Кебина, Н.А. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности. Автореф. дис...д. филос.н. М.: Издательство Московского государственного университета, 2004. - 345с.

6. Лебедева, Н.М., Татарко А.М. Ценности культуры и развитие общества. М.: Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 527 с.

7. Павловская, О.В. Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества. Дис...к.филос.н. Тюмень, 2006. - 165 с. http://mail2.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/09.00.01/1453.pdf

8. Черкасов, Г.К. Социальная закономерность и образ жизни. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 180 с.

9. Чечет, Б. Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности: автореф. дисс.... к. филос. н. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. технического университета, 2002. - 27 с.

10. Южанинова, Е. Р. Интернет-коммуникация как способ самореализации личности // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №5.

Сведения об авторе:

Южанинова Екатерина Рафаэлевна, доцент кафедры социальной философии Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2314, тел. (3532) 372583, е-mail: [email protected]

UDС 004.738.5:159.923 Yuzhaninova E.R.

Orenburg state university, e-mail: [email protected] INTERNET: A NEW SPACE OF SELF-REALIZATION

The article discusses several areas of positive self-realization on the internet: on the basis of social networking, through the creation of a virtual character, by experimenting with its own electronic double-ganger and creativity. We pay the attention to the spread of negative forms of self-realization on the Internet among the younger generation. It is proved that self-realization on the internet is not a substitute for self-realization in the reality, but in the aggregate it helps to the becoming persons to find themselves and their place in the world.

Key words: self-realization, the Internet, the potential of the individual, communication, creativity, a false selfactualization.

Bibliography:

1. Vodianova, N.V. Self-identity in the space of the Internet: the philosophical-anthropological aspect. Dis... to Philosophy, n. Chelyabinsk, 2009. - 167 p.

2. Gorokhov PA. Ens realissimum. The life and philosophy by Johann Wolfgang Goethe: A monograph. Orenburg: IPK GOU OSU, 2006. - 344 p.

3. Goncharov, V.P Internet as a factor in the transformation of culture and personal self-realization. Author. Ph.D. diss... Rostov-on-Don: JSC «Center of universal printing», 2012. - 24 p.

4. Zobov, R.A., Kelasev, V.N. Human self-realization: an introduction to anthropology. St. Petersburg.: Publishing House of St. Petersburg University, 2001. - 280 p.

5. Kebin, N.A. Sense-bases of formation and self-fulfillment. Dis... doctors filos.nauk. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 2004. - 345 p.

6. Lebedeva, N.M., Tatarko A.M. The value of culture and society. Moscow House of HSE, 2007. - 527 p.

7. Pavlovskaya, O.V. Computer creativity in the information society. PhD Dis... Tyumen, 2006. - 165 p.

8. Cherkasov, G.K. Social law and way of life. - Irkutsk: Publishing House of Irkut. University, 1985. - 180 p.

9. Chechet, B.F. Essence, the conditions and trends of self-realization. Diss... k.f.n. Irkutsk, Publishing House of Irkut. State. University of Technology, 2002. - 157 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.