Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КИБЕРКОММУНИКАТИВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветренко Алексей Алексеевич

В статье рассматривается проблема киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте. Молодые люди, имеющие интернет-зависимость, чувствуют себя более уверенно и эмоционально комфортно в Интернет-пространстве, склонны к самореализации преимущественно в виртуальной реальности и теряют интерес к достижению успехов в реальной жизни. В результате проведенного экспериментального исследования установлено, что студенты с низким, средним и высоким уровнями киберкоммуникативной зависимости используют разные способы поведения и имеют разные типы отношений с окружающими людьми, которые могут препятствовать или способствовать их личностной самореализации и успешному профессиональному становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH CYBERCOMMUNICATIVE ADDICTION

The article deals with the problem of cybercommunicative addiction in adolescence. Young people with Internet addiction feel more confident and emotionally comfortable in the Internet space, tend to self-actualize mainly in virtual reality and lose interest in achieving success in real life. As a result of the experimental study, it was found that students with low, medium and high levels of cybercommunicative dependence use different modes of behavior and have different types of relationships with people around them, which can hinder or contribute to their personal self-realization and successful professional development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ»

УДК 159.923.2

А.А. Ветренко

(г. Тюмень)

особенности межличностных отношений

студентов первых курсов с киберкоммуникативной зависимостью

peculiarities of interpersonal relations of first-year students with cybercommunicatiye addiction

В статье рассматривается проблема киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте. Молодые люди, имеющие интернет-зависимость, чувствуют себя более уверенно и эмоционально комфортно в Интернет-пространстве, склонны к самореализации преимущественно в виртуальной реальности и теряют интерес к достижению успехов в реальной жизни. В результате проведенного экспериментального исследования установлено, что студенты с низким, средним и высоким уровнями киберкоммуникативной зависимости используют разные способы поведения и имеют разные типы отношений с окружающими людьми, которые могут препятствовать или способствовать их личностной самореализации и успешному профессиональному становлению.

Ключевые слова: профессиональное становление, личностная самореализация, интернет-зависимость, киберкоммуникативная зависимость, типы межличностных отношений, способы поведения, юношеский возраст.

The article deals with the problem of cybercommunicative addiction in adolescence. Young people with Internet addiction feel more confident and emotionally comfortable in the Internet space, tend to self-actualize mainly in virtual reality and lose interest in achieving success in real life. As a result of the experimental study, it was found that students with low, medium and high levels of cybercommunicative dependence use different modes of behavior and have different types of relationships with people around them, which can hinder or contribute to their personal self-realization and successful professional development.

Key words: professional development, personal self-realization, Internet addiction, cybercommunicative addiction, types of interpersonal relationships, ways of behavior, adolescence.

В период юности происходит формирование активной жизненной позиции, личностное и профессиональное самоопределение, формирование убеждений и ценностей. Для того чтобы стать компетентным специалистом, добиваться успехов в выбранной профессии и реализовать свои способности, молодым людям необходимы уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, развитые коммуникативные навыки, критическое и рациональное мышление, эмоциональная устойчивость, умения быстро ориентироваться и принимать решения в ситуациях неопределенности, быть мобильными и конкурентоспособными.

На становление личности в юности может оказывать негативное влияние зависимость от пользования сетью Интернет. Ки-беркоммуникативная зависимость является разновидностью интернет-зависимости, определяется, как зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что приводит к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными [10].

М. Ю. Крицина и А. В. Гордеева выявили, что старшеклассники, имеющие киберком-муникативную зависимость, чувствуют себя увереннее и эмоционально комфортнее в Интернет-пространстве, где они и удов-

летворяют потребности в общении и самореализации. В реальных отношениях они испытывают покорность, конформность. В конфликтном взаимодействии стараются держать нейтралитет, не склонны отстаивать собственное мнение [2]. По данным М. М. Эркеновой и Г.С. Галетиной, подростки, предрасположенные к киберкоммуни-кативной зависимости, более дружелюбны, нерешительны, конформны, застенчивы. Испытуемые, не предрасположенные к ки-беркоммуникативной зависимости, наоборот, проявляют уверенность в себе, имеют четкую позицию во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обеспечивает им большую свободу в общении [8].

Т. А. Бергис и Л. Р. Азизовой также установлены более низкие навыки общения у молодых людей юношеского возраста с более высоким уровнем интернет-зависимого поведения. Они отличаются податливостью, неспособностью отказывать, отстаивать свою точку зрения, напряженностью. И наоборот, низкий уровень интернет-зависимости выявлен у молодых людей с более развитыми коммуникативными навыками [1].

М. М. Эркенова и Г.С. Галетина отмечают, что студенты, стремящиеся реализовать себя в виртуальном пространстве, не имеют достаточных возможностей удовлетворять свои потребности в реальном мире, что приводит к развитию у них внутриличностных конфликтов. Присущая студентам потребность в самореализации и готовность к самоизменениям не находят адекватного отражения в реальной действительности [9]. Исследователи также отмечают, что в раннем юношеском возрасте интернет-зависимое поведение, удовлетворяя потребность в избирательном общении, накладывает отпечаток на развитие всей личности: на учебную деятельность, формирование из-бегательных стратегий поведения, потерю интереса к самореализации и достижению успехов в реальном мире, вызывает серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере.

Проблема нашего исследования включает изучение особенностей межличностных отношений киберкоммуникативно зависимых молодых людей и поиск эффективных

психолого-педагогических средств, помогающих личностной самореализации и профессиональному становлению будущих специалистов.

Целью проведенного исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений у молодых людей юношеского возраста с киберкоммуника-тивной зависимостью. В экспериментальном исследовании участвовали студенты 1 курса (68 человек в возрасте 18 - 19 лет) педагогического и социально-гуманитарного факультетов ФГАОУ ВО «Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова», филиала Тюменского государственного университета.

Для выявления уровня киберкоммуни-кативной зависимости от социальных сетей применялся опросник А. В. Тончевой [6]. По результатам исследования был выявлен высокий уровень киберкоммуникативной зависимости у 5,8% опрошенных. Для них характерны постоянно высокий уровень интенсивности пользования социальной сетью, а также наличие эмоциональных и поведенческих компонентов зависимого поведения. Средний уровень установлен у 32,5% опрошенных. Эти студенты имеют периодическое проявление признаков зависимости, включающей периоды интенсивного пользования социальной сетью и периоды «отдыха». Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости выявлен у 42 (61,7%) человек. Эти студенты могут контролировать свое пользование социальной сетью, а также имеют приоритеты общения в реальной жизни.

Изучение межличностных отношений проводилось при помощи опросника Т. Лири, выявляющего преобладающий тип отношений (авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический); методики К. Томаса, характеризующей способы поведения (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) [3]. Статистически значимые различия определялись в средних значениях между группами испытуемых с помощью и-критерия Манна - Уитни.

Результаты диагностики по методике Т. Лири показали, что студенты с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости в большей степени склонны к альтруистическому (8,75 ср. балл), дружелюбному (7,7 ср. балл), зависимому (6,57 ср. балл) и подчиняемому (6,5 ср. балл) типам отношений. Менее характерными типами отношений для них оказались авторитарный (5,8 ср. балл), эгоистичный (4,8 ср. балл), подозрительный (4,8 ср. балл) и агрессивный (4,6 ср. балл). Все типы отношений выражены в адаптивной степени. Экстремальной степени выраженности нет (рис. 1).

У студентов с низким уровнем кибер-коммуникативной зависимости преобладающим является авторитарный (9,94 ср. балл) тип отношений, выраженный в экстремальной степени. Для этих студентов также характерны эгоистичный (8,63 ср. балл), агрессивный (8,35 ср. балл), подозрительный (8,16 ср. балл) типы. В меньшей степени в этой группе проявились альтруистический (5,77 ср. балл), дружелюбный (6,91 ср. балл), зависимый (5,24 ср. балл) и подчиняемый (5,04 ср. балл) типы, выраженные в адаптивной степени (рис. 2). Различия между двумя группами статистически достоверны (p<0,05, p<0,01).

Таким образом, у испытуемых с высоким и средним уровнями киберкоммуника-тивной зависимости преобладает фактор «дружелюбие» (7,04 ср. балл) в умеренной

степени выраженности над фактором «доминирование»^^ ср. балл), имеющим низкую степень выраженности. У испытуемых с низким уровнем киберкоммуника-тивной зависимости, наоборот, преобладающим фактором является «доминирование» (5,6 ср. балл), выраженное в умеренной степени, над фактором «дружелюбие» (-2,7 ср. балл), имеющим низкую степень выраженности (рис. 3), указывающий на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.

В результате проведенной диагностики по методике К. Томаса было установлено, что испытуемые, имеющие киберкомму-никативную зависимость, преимущественно используют компромисс (8,6 ср. балл), в меньшей степени прибегают к приспособлению (6,4 ср. балл), избеганию (6,1 ср. балл), сотрудничеству (5,2 ср. балл) и реже всего - к соперничеству (2,3 ср. балл). Испытуемые другой группы используют чаще всего компромисс (7,4 ср. балл), склонны к соперничеству (5,5 ср. балл), сотрудничеству (5,9 ср. балл), избеганию (5,7 ср. балл), приспособлению (5,1 ср. балл) (рис. 4). Достоверность различий между группами в средних показателях обнаружена в типах поведения: соперничество, компромисс и приспособление (p<0,01, p<0,05).

Таким образом, для студентов с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости характерны все способы поведения, но

Авто pu тарный

10

Алотр/истически g 5^3 Эгоист ич кый

й 8.75^-^-.

/I 4 < га

Др ужел юб н м й 1 i С ) Щ 4,6 Агрессивный

7,7 Щ

5а ей tu мс»1и С, Подозрительный

Подчиняемый

Рис. 1. Типы отношений у студентов с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости.

Автсч>1 тарный 10

Альтруистический Эгоистичный

а®

5,77

Зависимьй

Агрессивный 35

д6

Подозркгельньй

Подч ИЬНЁМЫЙ

Рис. 2. Типы отношений студентов с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости.

чаще всего они прибегают к компромиссу. Этой группе испытуемых присуща тактика соперничества, в то время как студенты с киберкоммуникативной зависимостью этот способ поведения используют очень редко. У студентов, имеющих киберкоммуникатив-ную зависимость, наблюдаются приспособление, избегание и сотрудничество, а предпочитаемой тактикой поведения также является компромисс. В этой группе способы поведения компромисс и приспособление встречаются чаще, чем в группе студентов, не имеющих киберкоммуникативной зависимости.

Обобщая результаты диагностики, можно сделать выводы о том, что из обследованных 68 первокурсников только 26 человек (38,3%) имеют киберкоммуникативную зависимость. Студенты с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости более отзывчивые, бескорыстные; склонны к проявлению симпатии, сострадания; стремятся подчиняться, помогать, проявлять теплоту и дружелюбие, склонны к сотрудничеству и компромиссам, но вместе с тем более робкие и неуверенные в себе, доверчивые, имеют конформные установки, подвержены мнению окружающих,

8

4

2 0 -2 -4

7.С»

1 1

0182 т

41 А

£ .<г

ВыеохкП н средой уровни шюммян

/v

к /

•2,7

Фвкторц

Сч*

КкжиЛ уровню

М1ШМ1Л11

Рис. 3. Соотношение факторов «доминирование» - «дружелюбие» у студентов с высоким, средним и низким уровнями киберкоммуникативной зависимости.

х

1 о ю

ф s

I ф

ф ф

г <

ф

о.

U

10 8 6 4 2 О

JF

<9

А*

У

/ у

g>

Способы поведения

Высоки й и средний у рое ни зависимости

Низкий довен&зависимосги

Рис. 4. Способы поведения у студентов с высоким, средним и низким уровнями киберкоммуникативной зависимости.

не пытаются отстаивать собственные интересы и часто склонны уступать в пользу другой стороны. Студенты с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости более уверены в себе, критичны по отношению к окружающим, стремятся к лидерству в общении, к доминированию, больше полагаются на свое мнение и готовы его отстаивать, но вместе с тем оказались более агрессивны, эгоистичны, подозрительны. В конфликтной ситуации часто прибегают к компромиссу и используют разные способы поведения - сотрудничество, избегание, соперничество, приспособление.

Полученные нами данные во многом согласуются с результатами исследований других авторов - Т. А. Бергис, Л. Р. Азизо-вой, М. Ю. Крициной, А. В. Гордеевой, М. М. Эркеновой, Г.С. Галетиной. Установленные в данном исследовании особенности межличностных отношений студентов, имеющих разные уровни киберкоммуникативной зависимости, необходимо учитывать в процессе их профессионального становления, при выборе психолого-педагогических способов личностной и профессиональной самореализации.

Литература

1. Бергис Т. А., Азизова Л. Р. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения личности раннего юношеского возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №1. - С. 46-49.

2. Крицина М. Ю., Гордеева А. В. Особенности процесса киберсоциализации подростков в современном информационном пространстве // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых, 17-20 октября. - Донецк, 2017. - С. 52-55.

3. Минаева В. М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Триста, 2004. - 128 с.

4. Палютина И. Н. Личностные детерминанты зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2638/2200_53551_f74df1.pdf (дата обращения: 3. 02. 2021)

5. Cашникова С. Е., Нелидкин А. М., Массала Д. Б. Интернет-зависимость молодежи: проблемы и пути их решения // Интернет как реальность. Сборник докладов II-ой Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 123-129.

6. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 4 (13). - С. 138-143. - Режим доступа: - URL https://naukovedenie.ru/PDF/64pvn412.pdf (дата обращения: 5.02.2021)

7. Тончева А. В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 6. - С. 138-143. - Режим доступа: — URL https://naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf (дата обращения: 3.02.2021)

8. Эркенова М. М., Галетина Г. С. Гармонизация структур интегральной индивидуальности студентов как условие профилактики киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: — URL https://pglu.ru/upload/iblock/728/38.pdf (дата обращения: 3.02.2021)

9. Эркенова М. М., Галетина Г. С. Тенденции развития киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - №4. - С. 12 - 16.

10. Young K. S. Treatment outcomes with Internet Addicts // CyberPsychology & Behavior. - 2007. - Vol. 10. - № 5. - Р. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.