Научная статья на тему 'Результативность коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции'

Результативность коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
687
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КИБЕРКОММУНИКАТИВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ТРЕНИНГ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садретдинова А.М.

Статья посвящена анализу результатов экспериментального исследования результативности коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции. Автором приводится описание программы тренинга, основанного на применении психотехнических игр, направленных на преодоление у подростков основных симптомов киберкоммуникативной зависимости через формирование и развитие навыков саморегуляции поведения и эмоций, конструктивное взаимодействие со сверстниками в реальном мире в эмоционально-позитивных условиях принятия и поддержки. Результаты проведенного автором эксперимента показали, что коррекция киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции является результативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результативность коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции»

УДК 373.5

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА САМОРЕГУЛЯЦИИ

Садретдинова А.М., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и

психологии, Оренбург

Аннотация: статья посвящена анализу результатов экспериментального исследования результативности коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции. Автором приводится описание программы тренинга, основанного на применении психотехнических игр, направленных на преодоление у подростков основных симптомов киберкоммуникативной зависимости через формирование и развитие навыков саморегуляции поведения и эмоций, конструктивное взаимодействие со сверстниками в реальном мире в эмоционально-позитивных условиях принятия и поддержки. Результаты проведенного автором эксперимента показали, что коррекция киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции является результативной.

Ключевые слова: подросток, киберкоммуникативная зависимость, интернет-зависимость, коррекция киберкоммуникативной зависимости, тренинг саморегуляции.

CORRECTION OF CYBER-COMMUNICATIVE ADDICTION IN ADOLESCENTS BY SELF-

REGULATORY TRAINING

Sadretdinova A.M., 2018

Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg

Annotation: еhe article is devoted to the analysis of the results of an experimental study of the effectiveness of correction of cyber-communicative addiction in adolescents through self-regulation training. The author describes the training program based on the use of psycho-technical games aimed at overcoming the main symptoms of cyber-communicative addiction in adolescents through the formation and development of self-regulation skills of behavior and emotions, constructive interaction with peers in the real world in emotionally positive conditions of acceptance and support. The results of the experiment conducted by the author showed that correction of the cyber-communication addiction in adolescents by means of self-regulation training is effective.

Key words: adolescent, cyber-communicative addiction, Internet addiction, correction of cyber-communication addiction, self-regulation training.

Возрастающее разнообразие и все большая популярность социальных сетей, процессы коммуникации в которых привлекают внимание современных подростков, приводят к тому, что общение онлайн становится наиболее предпочитаемым вариантом их времяпрепровождения. Опосредованное компьютером или мобильным устройством с выходом в Интернет общение предполагает снятие ряда значимых барьеров (неуверенность в себе, страх самопрезентации и др.), что для подростков делает такое общение наиболее привлекательным, в сравнении с реальным (А.Ю. Акопов, А.Е. Войкунский, Е.В. Змановская, А.В. Тончева). По данным всемирной статистики, приводимой ЮНЕСКО, около 50% людей разных возрастов состоят в какой-либо социальной сети, а часто и в нескольких сразу. В развитых странах в подростковой и юношеской среде эта цифра достигает 96%. Чрезмерная увлеченность общением в сети может приводить к зависимости, которая, в свою очередь, препятствует эффективному решению задач возрастного развития. Именно у подростков такая зависимость связана с реализацией ведущей деятельности - общения со сверстниками, что может иметь наиболее негативные последствия для развития личности (А.Ю. Акопов, Н.Н. Алексеенко, А.Е. Войкунский, Е.В. Змановская, Л.О. Пережогин, А.В. Тончева, М.А. Шаталина, Е.В. Шумакова и др.). Следовательно, коррекция киберкоммуникативной зависимости у подростков представляется значимой проблемой.

В результаты теоретического анализа научных источников [1; 2; 3; 4; 6; 8; 9; 10] по проблеме исследования мы выяснили, что процесс коррекции киберкоммуникативной зависимости строится на основании развития личности и ее отдельных качеств, в числе которых важное место занимает саморегуляция, т.к. в числе характеристик киберкоммуникативной зависимости упоминаются сниженные показатели саморегуляции поведения, такие как трудности со своевременным выходом из интернета, невозможность переключиться с общения онлайн на более значимую деятельность и т.д. В силу этого, использование средств тренинга саморегуляции в коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков представляется результативным. Наиболее целесообразным в плане коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков в тренинге саморегуляции является применение психотехнических игр, коррекционные свойства которых, с одной стороны, способствуют формированию и развитию эффективной саморегуляции, а с другой стороны способствуют включению подростка в реальное общение со сверстниками, характеризующееся позитивным настроем, принятием и направленностью на решение общих задач, что может способствовать снижению потребности в онлайн-общении в социальных сетях и мессенджерах.

Для проверки предположения о результативности применения средств тренинга саморегуляции в коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростов нами было организовано экспериментальной исследование с участием 50 подростков (12-14 лет). Получение эмпирических данных на констатирующем и контрольно-оценочном этапах эксперимента осуществлялось с помощью двух опросных методик: «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тончевой [7] и «Шкала интернет-зависимости Чена» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова [5]. Обработка данных проводилась с применением расчетов математико-статистических критериев (непараметрические критерии различий U-Манна-Уитни и Т-Вилкоксона).

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в выборке подростков большинство испытуемых имеют средний (36%) и высокий (44%) уровни киберкоммуникативной зависимости. При таких показателях общение онлайн оказывает существенное влияние на жизнь подростков, так как в сравнении с реальным взаимодействием оказывается более предпочтительным. При высоком уровне киберкоммуникативной зависимости подростки могут «уходить» от действительности, непрерывно включаясь в процесс общения в социальных сетях и мессенджерах. Также у подростков с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости нами были выявлены такие характерные особенности поведенческой аддикции, как снижение контроля над стремлением к общению в сети (компульсивные симптомы: постоянная проверка сообщений в социальных сетях, мессенджерах и др.), острые переживания тревоги и беспокойства, роста желания быть онлайн при ограничении доступа к сети интернет (симптомы отмены), постоянное возрастание количества времени, необходимого для удовлетворяющего потребности в онлайн-общении пребывания в сети интернет (симптомы толерантности), проблемы самоконтроля времени пребывания в сети. Подростки с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости (80% выборки) были разделены нами на контрольную и экспериментальную группы (по 20 человек в каждой), которые по результатам математико-статистической проверки не показали наличия статистически значимых различий по всем изучаемым показателям киберкоммуникативной зависимости (по U- Манна-Уитни).

На формирующем этапе эксперимента нами была составлена и апробирована программа коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции. Достижению коррекционных целей в программе способствуют следующие задачи:

1) развитие навыков осознанной саморегуляции поведения;

2) развитие навыков саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

3) формирование конструктивных форм поведения в реальном общении со сверстниками;

4) формирование ценностного отношения к реальному общению;

5) развитие уверенности в себе в реальном взаимодействии со сверстниками;

6) развитие осознанности и навыков саморегуляции времени пребывания онлайн и потребности в общении в социальных сетях.

Программа включила 10 занятий по 2-2,5 часа, проводимых в группах по 8-10 человек 2 раза в неделю. Основное содержание занятий по программе составили психотехнические игры и упражнения, направленные на преодоление основных симптомов киберкоммуникативной зависимости через формирование и развитие навыков саморегуляции поведения и эмоций, конструктивного взаимодействия со сверстниками в реальном мире, осознание негативных последствий киберкоммуникативной зависимости и выработку способов ее преодоления в реальном взаимодействии со сверстниками в эмоционально-позитивных условиях принятия и поддержки.

Приведем далее краткое содержание занятий по программе коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции (табл. 1).

Таблица 1. Содержание занятий по программе коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции

Тема Цели и основное содержание занятий

Вводное (1 занятие) Цель: формирование положительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (выбрать ритуал). Упражнение «Ода о себе». Упражнение «Горящая свеча». Упражнение «Ресурсное состояние». Игра « Интервью».Игра «Волшебные туфли».

«Кто Я?» (1 занятие) Цель: формирование интереса к собственной личности, сплоченности группы, актуализация рефлексивных процессов. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Скульптура состояния (настроения)». Игра «Жизненное пространство». Упражнение «Убеждения». Игра «Уверен на все 100». Игра «Именитая персона».

«Эмоции и чувства» (2 занятия) Цель: знакомство с различными видами эмоций и чувств, развитие навыков осознания собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов саморегуляции и выражения негативных чувств и эмоций. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Ресурсное состояние». Упражнение «Скульптура состояния (настроения)». Игра «Я сильный - я слабый». Упражнение «Ящик с обидками». Игра «Цвет эмоций». Игра «Пессимист, Оптимист, Шут». Упражнения «Зато я...». Упражнение «Рисуем чувства». Дыхательные упражнения на расслабление, снятие напряжения.

«Я и Интернет» (3 занятия) Цель: осознание роли отрицательных привычек в жизни человека, таких как чрезмерное использование интернета, и развитие навыков саморегуляции общения в сети. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Ревизия взаимоотношений». Большая игра «Мой виртуальный мир и Я». Упражнение «Я, ты, он, она.». Большая игра «Мой реальный мир и Я».

Упражнение «Я могу!». Упражнение «Зачем мне Сеть». Упражнение-рефлексия «Что дает мне и что забирает у меня Интернет?». Упражнение «100 способов самоконтроля». Дыхательные техники для расслабления, снятия напряжения.

«Свой среди чужих или свой среди своих?» (2 занятия) Цель: формирование навыков общения, успешного взаимодействия, развитие навыков саморегуляции поведения в различных ситуациях. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Игра «Давай поругаемся!». Игра «Рай и ад». Упражнение «Интервью». Упражнение «Преодоление обвинения». Игра «Биография друга». Упражнение «Сиамские близнецы». Большая игра «Мир друзей».

Подводим итоги (1 занятие) Цель: подведение итогов всего цикла занятий, обобщение и закрепление полученного опыта. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Скульптура состояния (настроения)». Упражнение «Ящик с обидками». Упражнение «100 способов самоконтроля». Игра «Биография друга». Упражнение-рефлексия «Мой реальный мир». Подведение итогов, обратная связь.

В процессе апробации программы подростки проявляли высокую заинтересованность содержанием занятий, предлагаемыми психотехническими играми. Нами было отмечено, что в начале программы испытуемые проявляли неуверенность и стеснительность в общении со сверстниками, а к концу программы - гораздо большую уверенность в общении со сверстниками, развитые навыки коммуникации и более позитивные эмоции, что может свидетельствовать о результативности проведенной работы.

На контрольно-оценочном этапе эксперимента нами проводилась оценка результативности программы коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции. Для этого нами проводилось повторное эмпирическое исследование с последующей оценкой динамики показателей киберкоммуникативной зависимости в контрольной и экспериментальной группах, а также сравнение результатов контрольной и экспериментальной.

Выделение контрольной и экспериментальной групп подростков производилось на основании выявления высокого или среднего уровня киберкоммуникативной зависимости, т.е., до апробации программы низких показателей в группах не встречалось (табл. 2).

Таблица 2. Уровни киберкоммуникативной зависимости в контрольной и экспериментальной группах подростков до и после реализации коррекционной программы

Уровень ККЗ Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Низкий 0% 0% 0% 30%

Средний 45% 45% 45% 55%

Высокий 55% 55% 55% 15%

Средний балл 68,4 70,6 73,7 58,2

После реализации программы коррекции киберкоммуникативной зависимости, как можно видеть из таблицы 2, в экспериментальной группе количество низких показателей киберкоммуникативной зависимости увеличилось с 0% до 30%, а количество высоких - напротив,

снизилось с 55% до 15%. В контрольной группе при этом динамика снижения уровневых показателей киберкоммуникативной зависимости не была выявлена.

Анализ средних показателей по характеристикам киберкоммуникативной зависимости по методике CIAS в контрольной и экспериментальной группах также показал, что соотношение показателей в двух группах подростков изменилось (рис. 1).

16 14 12 10 8 6 4 2 0

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа -15.1

11.4

9.2

14.2

11.5

10.3 9.8

7.2

Шкала Шкала симптомов Шкала симптомов Шкала проблем с

компульсивных отмены толерантности управлением

симптомов временем

Рис. 1. Средние показатели характеристик киберкоммуникативной зависимости в контрольной и экспериментальной группах после реализации коррекционной программы

По данным гистограммы можно заметить, что по всем рассматриваемым характеристикам киберкоммуникативной зависимости в контрольной группе выявляется наличие выраженной склонности к зависимости от общения в сети, тогда как в экспериментальной группе после реализации программы все показатели являются более низким, в сравнении с контрольной группой и данными констатирующего этапа эксперимента.

Напомним также, что выделенные нами контрольная и экспериментальная группы по результатам констатирующего этапа эксперимента не показывали статистически достоверных различий по параметрам уровня киберкоммуникативной зависимости и ее отдельных характеристик. На контрольно-оценочном этапе нами также производились расчеты непараметрического критерия U-Манна-Уитни для определения наличия и достоверности различий в показателях киберкоммуникативной зависимости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Обнаружилось, что всем изучаемым показателям в контрольной и экспериментальной группах подростков обнаруживаются статистически достоверных различия: уровень киберкоммуникативной зависимости является более низким у подростков экспериментальной группы, в сравнении с контрольной (статистически значимо, 0,01); компульсивные симптомы (статистически значимо, 0,05), симптомы отмены (статистически значимо, 0,05), симптомы толерантности (статистически значимо, 0,01), а также проблемы с управлением временем (статистически значимо, 0,01) также являются менее выраженными у подростков экспериментальной группы, в сравнении с контрольной.

Также нами проводилась оценка динамики показателей киберкоммуникативной зависимости у подростков двух групп с помощью расчетов непараметрического критерия различий Т-Вилкоксона. В контрольной группе статистически значимой динамики по всем измеряемым показателям киберкоммуникативной зависимости выявлено не было. В экспериментальной группе по всем измеряемым показателям киберкоммуникативной зависимости выявлена статистически значимая динамика при сравнении данных констатирующего и контрольно-оценочного этапов эксперимента, указывающая на снижение уровня киберкоммуникативной зависимости и выраженности ее отдельных характеристик (статистически значимо, 0,05 и 0,01).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют считать результативной коррекцию киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции,

т.к. развитие эффективной саморегуляции способствует включению подростка в реальное общение со сверстниками, характеризующееся позитивным настроем, принятием и направленностью на решение общих задач, что способствует снижению потребности в онлайн общении.

Список литературы

1. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - C. 90-100.

2. Дроздикова-Зарипова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. - Казань: Отечество, 2012. - 280 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Уч. пос. для студентов ВУЗа / Е.В. Змановская. - М.: Академия. - 2008. - 288 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20098489.

4. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, А.А. Антоненко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 7 (30). - С. 7. - URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_1_30/nomer10.php#top.

5. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / Сост. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко и др. - М. МГМСУ, 2011. -32 с.

6. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. - 2006. - № 4. - С. 42-50.

7. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А.В. Тончева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012. - № 4. - С. 1-5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/diagnostika-kiberkommunikativnoy-zavisimosti.

8. Тончева, А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте / А.В. Тончева // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. - С. 131-136.

9. Хомерики, Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Н.С. Хомерики. - СПб.: ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России, 2013. - 24 с.

10. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

УДК 378-146

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВУЗА

Байкина Е.А., 2018,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, аспирант кафедры

педагогики, Волгоград

Аннотация: в рамках данной статьи проведен анализ обстоятельств, которые необходимо учитывать при создании системы компететностно-ориентированных оценочных средств по основным профессиональным образовательным программам вуза. Особое внимание уделено критериям качества системы оценочных средств, учет которых, позволит разработчикам основных профессиональных образовательных программ создать надежную систему оценочных средств, позволяющую проводить поэтапное и комплексное диагностирование уровня сформированности компетенций у студента вуза.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, компетенция, система оценочных средств, компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.