Тончева Анна Валерьевна
Toncheva Anna Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Chuvash state University named after I.N. Ulyanov Аспирант/post-graduate student E-Mail: [email protected] 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диагностика киберкоммуникативной зависимости
Diagnostics cyber communication addiction
Аннотация: В данной работе сделан акцент на изучение наиболее распространенной формы Интернет-зависимости - киберкоммуникативной зависимости, вызванной неумеренным общением в социальной сети. Представлена методика диагностики уровня киберкоммуникативной зависимости и ее апробация, результаты диагностики уровня киберкоммуника-тивной зависимости.
The Abstract: In this paper the focus is on the study of the most common forms of Internet addiction - cyber communication addiction, caused by excessive communication in a social network. The methods of diagnostics of a level of cyber communication addiction and its testing, the results of the diagnostic level cyber communication addiction.
Ключевые слова: Интернет-зависимость, киберкоммуникативная зависимость, методика диагностики уровня киберкоммуникативной зависимости.
Keywords: Internet addiction, cyber communication addiction, methods for diagnostics of level cyber communication addiction.
***
В последнее время говорят и пишут об Интернет-зависимости очень много, как в России, так и за рубежом. С появлением новых Интернет-технологий появляются и новые виды Интернет-зависимости. Американский ученый Кимберли Янг [7, с.26] выделяет пять основных типов Интернет-зависимости:
1) компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
2) компульсивная навигация в Сети (net compulsions): компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;
3) перегруженность информацией (information overload): патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4) киберсексуальная зависимость (cybersexual addiction): зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых»;
5) киберкоммуникативная зависимость (cyber-relational addiction): зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными.
Под киберкоммуникативной зависимостью в работе мы будем понимать зависимость личности от общения в наиболее популярной коммуникационной среде Интернет - социальной сети. По мнению Н. Семенова, сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру используют социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей [5]. В Т0П-10 самых посещаемых сайтов Рунета входят 3 социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Мой мир) [4].
В этой связи в настоящее время именно киберкоммуникативная зависимость становится наиболее распространенной разновидностью интернет-зависимости.
Диагностика склонности к киберкоммуникативной зависимости и выявление группы риска играет важную роль в профилактике и коррекции зависимости. Для этого необходимо иметь надежные диагностические методики, которые бы позволили с высокой степенью достоверности определить уровень киберкоммуникативной зависимости. В настоящее время имеются методики выявления Интернет-зависимости в целом: тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг в адаптации В. А. Буровой (Лоскутовой), тест «Шкала интернет-зависимости Чена» (S.H. Cnen, 2003 год, Китай) в адаптации К.А. Феклисова, тест на Интернет-зависимость С. А. Кулакова, однако на данный момент нет методики для определения ее разновидностей, в частности, киберкоммуникативной зависимости.
Поэтому нами разработан опросник на выявление уровня киберкоммуникативной зависимости. Опросник состоит из 20 вопросов, составленных на основе признаков киберкоммуникативной зависимости, которые приведены на сайтах All Social Networking Sites (все о социальных сетях) [3], Руформатор (перевод статьи «22 симптома зависимости от социальных сетей» портала Examiner.com) [1], а также теста на зависимость от Facebook, составленного доктором Сесиль Шу Андреассен (Норвегия) [6].
Название опросника. Опросник на киберкоммуникативную зависимость.
Назначение. Диагностика уровня киберкоммуникативной зависимости.
Оцениваемые качества. Киберкоммуникативная зависимость.
Возрастная категория. 10+.
Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно.
Материал опросника.
1. Как часто Вы находитесь в беспрерывном режиме «онлайн» более 2-х часов в сутки?
2. Как часто Вы испытываете непреодолимое желание использовать социальную сеть?
3. Как часто Вы проводите время, думая о социальной сети и составляя план действий
в ней?
4. Как часто Вы используете социальную сеть, чтобы уйти от личных проблем?
5. Как часто Вы обновляете страницу?
6. Как часто Вы ощущаете раздражительность и беспокойство при отсутствии возможности посетить «страницу» в социальной сети?
7. Как часто Вы испытываете потребность следить за обновлением событий на странице вне зависимости от места нахождения?
8. Как часто Вы добавляете незнакомых людей в список «друзей?»
9. Как часто Вы кричите, ругаетесь, или иным образом выражаете досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в социальной сети?
10. Как часто, не находясь за компьютером, Вы используете такие выражения, как «спс» или «пжл»?
11. Как часто Вы испытываете потребность добавлять фотографии в альбом социальных сетей?
12. Как часто Вы проверяете свой телефон на предмет обновления в социальной сети?
13. Как часто Вы все новости узнаете из социальных сетей?
14. Как часто Вы можете проспать на учебу после ночи, проведенной в социальной сети?
15. Как часто посещение социальных сетей улучшает Ваше настроение?
16. Как часто в компании с друзьями Вы обсуждаете новости социальных сетей?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно сократить время проведения в социальной сети?
18. Как часто Вы меняете социальный статус в сети?
19. Как часто Вы страдаете из-за того, что ваша любимая сеть не работает?
20. Как часто Вы изрекаете «Да! Точно!», кивая головой в знак согласия к очередному сообщению?
Ключ к опроснику. Ответы даются по пятибалльной шкале: всегда (5 баллов), очень часто (4 балла), часто (3 балла), иногда (2 балла), очень редко (1 балл). Максимальная сумма баллов - 100.
Интерпретация результатов опросника. 0-49 баллов - низкий уровень киберкомму-никативной зависимости; 50-79 - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на Вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем; 80-100 баллов - высокий уровень киберкоммуникативной зависимости, использование социальных сетей вызывает значительные проблемы в Вашей жизни.
Степень надежности опросника определяли повторным тестированием в идентичных условиях (ретесты) через б недель и вычислением в программе Microsoft Excel коэффициента корреляции между показателями первого и второго теста. Коэффициент линейной корреляции составил 0,742 при уровне значимости p<0,05, что свидетельствует о высоком уровне надежности опросника. Проведение ретеста и его статистическая оценка позволяет показать, что данная методика измеряет одни и те же свойства (характеристики) через определенный временной интервал (отсроченная повторная диагностика).
С помощью данного опросника нами проводилось исследование на выявление уровня киберкоммуникативной зависимости учащихся 9-10 классов МБОУ СОШ №2 и МБОУ СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. Возраст опрошенных 1415 лет. Выборка составила 188 человек, из которых 104 девочки (55,3%) и 84 мальчика
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью электронных таблиц Microsoft Excel и программы Statistica, все полученные данные являются достоверными (p<0,01). Результаты, полученные по данной методике, следующие: низкий уровень киберкоммуникативной зависимости характерен 148 подросткам (78,7%), средний уровень киберкоммуникативной зависимости выявлен у 32 подростков (17%), высокий уровень киберкоммуникативной зависимости - у 8 подростков (4,3%), что соотносится с данными, полученными исследователем интернет-зависимости В. А. Буровой (Лоскутовой).
Результаты тестирования показали, что 23,4% подростков часто находятся в беспрерывном режиме «онлайн» более 2-х часов в сутки, 12,8 % - очень часто, 8,5% - всегда. При-
(43,7%).
мерно треть респондентов (32%) испытывают непреодолимое желание использовать социальную сеть: всегда-2,1%, очень часто - 17,1%, часто - 12,8%. Около 13% подростков часто (8,5%) и очень часто (4,3%) раздражаются при отсутствии возможности посетить «страницу» в социальной сети, кричат и ругаются или иным образом выражают досаду, когда кто-то пытается отвлечь их от пребывания в социальной сети, а четверть подростков часто (10,6%), очень часто (8,5%) и всегда (6,4%) страдают из-за того, что их любимая сеть не работает. Более четверти подростков отмечают, что посещение социальных сетей часто (21,3%), очень часто (4,3%), всегда (2,1%) улучшает настроение. Около 20% опрашиваемых подростков часто (10,6%) и очень часто (10,6%) используют социальную сеть, чтобы уйти от личных проблем. Достаточно большой процент респондентов часто (23,4%) и очень часто (8,5%) пытались безуспешно сократить время проведения в социальной сети.
Значительное количество респондентов отмечают, что обновляют страницу в социальной сети часто - 25,5%, очень часто - 12,8%, всегда - 2,1%. Треть подростков испытывают потребность часто (21,3%) и очень часто (8,5%) следить за обновлением событий на странице вне зависимости от места нахождения, при этом 6,4% подростков часто проверяют свой телефон на предмет обновления в социальной сети, 8,5% - очень часто, 2,1% - всегда. Около четверти опрашиваемых подростков часто (10,6%), очень часто (8,5%) и всегда (2,1%) испытывают потребность добавлять фотографии в альбом социальных сетей. 12,8% респондентов часто меняют социальный статус в сети.
Более трети респондентов узнают новости из социальных сетей: часто - 23,4%, очень часто - 8,5%, всегда - 4,3%. Около 10% опрашиваемых подростков в компании с друзьями обсуждают новости социальных сетей. Опрашиваемые подростки всегда (4,3%), очень часто (4,3%) и часто (6,4%) добавляют незнакомых людей в список «друзей».
34% опрашиваемых подростков очень часто (23,4%), часто (10,6%), не находясь за компьютером, используют такие выражения, как «спс» или «пжл», около 20% изрекают «Да! Точно!», кивая головой в знак согласия к очередному сообщению. Иногда может проспать на учебу после ночи, проведенной в социальной сети, только 8,5% респондентов.
В результате апробации установлено, что предложенная диагностическая методика является достоверным способом выявления уровня киберкоммуникативной зависимости. Проведенное исследование показало, что проблема киберкоммуникативной зависимости подростков существует, и результаты исследования помогут принять педагогам и психологам соответствующие меры по ее устранению.
ЛИТЕРАТУРА
1. 22 симптома зависимости от социальных сетей [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.ruformator.ru/statvi/250310/22-cimptoma-zavisimosti-ot-socialnvh-setev (дата обращения 2.02.2012 г.).
2. Бурова (Лоскутова), В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета /В. А. Бурова (Лоскутова) //Тезисы докладов 60-61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. - Новосибирск, 2000.
3. Все о социальных сетях. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
http://allsocialnetworkingsites.com/Зависимость от социальных сетей. (дата обращения
2.02.2012).
4. Золотой серфер. ТОП сайтов. [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://goldserfer.ru/top-sit.es/ (Дата обращения 14.05.2012 г.).
5. Семенов, Н. Все о социальных сетях. Влияние на человека. Проблема социальных сетей [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.seonews.ru/columns/detail/122951.php (дата обращения 14.05.2011 г.).
6. Ученые составили тест на зависимость от Facebook [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
http://itnovosti. 1719-uchenve-sostavili-test-na-zavi simost-ot-facebook.html (дата обращения
9.05.2012 г.).
7. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
Рецензент: Кириллова Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Врио начальника ФКОУ ДПО УЦ УФСИН Росси по Чувашской республике.