Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/20PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Аристова И.Л., Венгеренко М.С. Связь стиля семейного воспитания матери и киберкоммуникативной зависимости подростков женского пола // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Aristova I.L., Vengerenko M.S. (2020). The relationship between the style of family education of the mother and the cyber-communicative dependence of female adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN320.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Аристова Ирина Леонидовна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: aristova.il@dvfu.ru
Венгеренко Мария Сергеевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Магистрант
E-mail: vengerenko.ms@students.dvfu.ru
Связь стиля семейного воспитания матери и киберкоммуникативной зависимости подростков женского пола
Аннотация. Статья посвящена проблеме киберкоммуникативной зависимости, как вида интернет-зависимости, но обладающей определенной спецификой. Изучение киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте представляется значимым в силу определенных возрастных задач, поскольку социальные сети выступают в качестве института, через который осуществляется процесс социализации. Социальные сети могут выступать как источник дополнительных возможностей, так и как благотворная среда для возникновения деструктивных элементов в жизни человека.
В статье рассматриваются социальные сети в контексте киберкоммуникативной зависимости, описываются основные показатели киберкоммуникативной зависимости, в том числе в подростковом возрасте. В статье представлен краткий обзор исследований проблемы киберкоммуникативной зависимости, причин и последствий ее возникновения. Киберкоммуникативная зависимость рассматривается авторами как следствие нарушений в различных сферах жизни человека. Семейное воспитание рассматривается во взаимосвязи с киберкоммуникативной зависимостью и социальными факторами.
Статья является результатом эмпирического исследования киберкоммуникативной зависимости подростков и их восприятия стиля семейного воспитания со стороны матери. Эмпирическое исследование проводилось в рамках диссертационной работы. В статье представлены данные о наиболее используемых социальных сетях в подростковой среде. В результате проведенного корреляционного исследования выявлены взаимосвязи, отражающие особенности родительского воспитания со стороны матери. Авторами рассмотрены возможные причины возникновения элементов непоследовательности и враждебности со стороны матери
https:// mir-nauki. com
во взаимосвязи с составом семьи, дана характеристика таким стилям воспитания. Авторами произведено сопоставление результатов настоящего исследования с результатами, полученными ранее. Определены дальнейшие перспективы исследований проблемы киберкоммуникативной зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость; киберкоммуникативная зависимость; детско-родительские отношения; стиль семейного воспитания; враждебность; непоследовательность; социальные сети
Окружающая действительность постоянно меняется. В связи с появлением новых информационных технологий, интернета и социальных сетей отчетливо прослеживается изменение форм взаимодействия между людьми.
Количество пользователей социальных сетей увеличивается с каждым годом. Так, например, отмечается рост использования социальных сетей среди молодежи в возрасте 16-19 лет, с начала 2018 года по первое полугодие 2019 года этот показатель вырос на 8 % [1]. Следует отметить, что отношение к социальным сетям неоднозначное. С одной стороны, социальные сети рассматриваются как расширение человеческих возможностей в различных сферах жизни, с другой стороны, как ухудшение качества общения между людьми и возникновение некоторых деструктивных элементов, например зависимости.
В научном сообществе все чаще говорят о киберкоммуникативной зависимости или зависимости от социальных сетей. Киберкоммуникативная зависимость является видом интернет-зависимости, но при этом имеет и свои особенности. В подростковом возрасте это выражается в высокой эмоциональной неустойчивости, возбудимости, индивидуализме, орентированности на свои собственные запросы, а не на интересы группы, эго-напряженности, враждебности, выраженности сенситивных черт характера [2, c. 17].
Киберкоммуникативная зависимость может привести к изменениям структуры личности. Часть исследователей рассматривает интернет как социальный институт, через который осуществляется процесс социализации [3, c. 112], иначе говоря, интернет является фактором социализации, который способствует формированию «фундаментально новых коммуникативных пространств, мировоззрения, а также норм и правил общества» [4], социальных установок [5, c. 151], изменению в поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферах [5, c. 151], изменению самосознания [6, c. 54].
Осуществляется постепенный переход от зависимого поведения, как способа периодического ухода от реальности, в образ жизни, в процессе которого человек в замкнутом круге постоянного ухода от жизненных трудностей, со временем приобретает свое «Я-виртуальное» [7, c. 127], происходит потеря навыка социальной адаптации и социализации [2]. Происходит потеря ценности значимых механизмов межличностной перцепции: «идентификация, эмпатия, рефлексия», способности «проявлять симпатию, оказывать эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям» [7, c. 127].
Зависимость от социальных сетей особо опасна в подростковом возрасте, поскольку в этот период важное значение приобретает коммуникативная составляющая, кроме того, подростковый возраст «становится «проводником» норм и правил взаимодействия информационной эпохи в другие возрастные страты» [8].
Рассматривая предикторы киберкоммуникативной зависимости, исследователи связывают этот феномен с личностными особенностями, особенностями эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер человека [9; 10]. Так, согласно исследованию Н.Н. Самсоновой, использование интернет-коммуникаций связано с демонстративным
https:// mir-nauki. com
поведением и социальной фасилитацией [11, а 23]. К.Г. Дмитриев рассматривает интернет-зависимось во взаимосвязях с акцентуациями характера [12, а 5]. Существует мнение о том, что «основным фактором возникновения интернет-зависимости является не Интернет, а склонность человека к зависимости» [13, а 72].
Некоторые исследователи рассматривают киберкоммуникативную зависимость как «следствие нарушения отношений человека в различных сферах «реальной» жизни» [14]. О.И. Самосват сообщает о том, что деятельность подростков в социальных сетях можно рассматривать во взаимосвязях с «социальной фрустрацией и социальной изоляцией в не опосредованной реальности и поиском способов реализации социальных ролей» [14, а 152] в искаженном виде: «социального Я», «коммуникативного Я», «физического Я». Среди ведущих социальных ролей в реальной жизни указываются гендерные, семейные, статусные роли [14,
Отношения в семье рассматривается в контексте зависимости от интернета. Среди факторов интернет зависимости у подростков указывают ненадежные типы привязанности [15], вовлеченность родителей в процесс воспитания, стиль воспитания [16] и другие.
Таким образом, киберкоммуникативная зависимость может быть следствием особенностей личности, а также нарушений в различных сферах жизни. Киберкоммуникативная зависимость, являясь видом интернет-зависимости, имеет при этом свои особенности.
Изучение киберкоммуникативной зависимости у подростков важно в том числе в контексте такого значимого фактора как семейное воспитание, поскольку именно в семье происходит социализация, закладывается стиль поведения, формируются личность. Семья и семейное воспитание в этом контексте играет большую роль и может оказать как положительное, так и отрицательное влияние.
Исследования социальных сетей как способа коммуникации в подростковом возрасте важны для общества, поскольку такая коммуникативная деятельность подростка может привести к формированию зависимости от социальных сетей и утрате навыков межличностного общения. Также необходимо исследовать факторы возникновения киберкоммуникативной зависимости и ее взаимосвязи с другими элементами. Кроме этого, важное значение в профилактике киберкоммуникативной зависимости играет стиль семейного воспитания. Проблема исследования заключается в том, что существующие знания о киберкоммуникативной зависимости у подростков, имеют слабую научную основу, а также недостаточно применяются на практике.
В настоящее время в современной отечественной науке представлено немало трудов, посвященных проблеме интернет-зависимости. Однако, в отечественной научной литературе отсутствуют исследования взаимосвязи семейного воспитания и киберкоммуникативной зависимости, в том числе в подростковом возрасте.
Гипотеза нашего исследования - киберкоммуникативная зависимость подростков связана со стилем семейного воспитания.
Цель настоящего исследования - выявить и описать особенности связи семейного воспитания матерей и киберкоммуникативной зависимости подростков женского пола.
Для проведения исследования нами была разработана анкета из 12 вопросов, в том числе о половой принадлежности, возрасте, составе семьи и предпочтениях в использовании социальных сетей. Определение особенностей семейного воспитания подросткам осуществлялось на основании методики «Подростки о родителях» (ПОР) НИПНИ им. Бехтерева (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) в русскоязычной адаптации
c. 5].
методики авторов Э. Матейчика и П. Ржичана. Определение уровня киберкоммуникативной зависимости подростка определялось при помощи методики «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тончевой.
Наше исследование проводилось в два этапа. На первом этапе респондентами нашего исследования стали учащиеся седьмых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51 с углубленным изучением японского языка г. Владивостока» женского пола в возрасте 13-14 лет в количестве 18 человек. На втором этапе эмпирическую базу исследования составили 24 подростка женского пола в возрасте 13-14 лет, пользователи сайта https://anketolog.ru, проживающие на территории Российской Федерации. Общее количество респондентов - 42 человека.
Для обоснования объединения двух выборок, нами был применен критерий х2. При уровне статистической значимости р < 0,05, х2 составил 11.407, что меньше критического значения для v = 18, следовательно расхождения между распределениями статистически не достоверны.
На вопрос пользуетесь ли вы социальными сетями, 100 % респондентов ответили утвердительно. На вопрос о том, какую социальную сеть вы используете чаще всего 55 % респондентов указали социальную сеть «Вконтакте», 19 % чаще всего использует, 14 % -«TikTok», 10 %, 10 % - сервис «Youtube», а 2 % - «Likee». Данные представлены на рисунке 1.
25
20
15
10
5
55%
I УЧтТГЧ.
60% 50% 40% 30% 20% 10%
0 ^ ^ ^ ^ —0% Вконтакте Instagram УоиШЬе Т1кТок Ыкее
Рисунок 1. Наиболее часто используемая социальная сеть среди подростков (составлено авторами)
В результате проведенного эмпирического исследования, нами было установлено, что 55 % респондентов имеют низкий уровень киберкоммуникативной зависимости, 43 - средней уровень и 2 % - высокий. Данные представлены на рисунке 2.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
55%
43%
2%
низкии уровень
среднии уро вень высо кии уровень
Рисунок 2. Уровень киберкоммуникативной зависимости подростков женского пола (составлено авторами)
https:// mir-nauki. com
В результате линейного корреляционного анализа нами была обнаружена значимая корреляция между шкалами враждебность (0,71), непоследовательность (0,76) (оценка матери) и шкалой киберкоммуникативной зависимости, при уровне статистической значимости р < 0,05.
Враждебность матерей воспринимается дочерьми как подозрительность к семейной среде, определенная дистанция к членам семьи. Такое поведение матери, часто приводит к «отгороженности и возвышению себя над остальными» [17, с. 12]. Непоследовательность матери дочери описывают как резкий перепад методов и приемов воспитания.
Поскольку, враждебность и непоследовательность в поведении матери наблюдается именно в семьях, где девочка воспитывается матерью и отчимом, то мы полагаем, что именно такие изменения в семейной системе, как отсутствие родного отца и присутствие отчима могут приводить к враждебности и непоследовательности матери в отношении дочери. В такой семье у ребенка может возникать эмоциональная неустойчивость, чувство вины, кроме того, возможно нарушение развития коммуникативно-эмпатической сферы подростка. Эти факторы могут послужить благоприятной почвой для ухода подростка от реальности в киберкоммуникативное пространство.
Также, необходимо отметить, что для подростков с киберкоммуникативной зависимостью характерно наличие враждебности [2, с. 17]. Как мы полагаем, враждебное взаимодействие в таких семьях может становиться образцом поведения для подростка в социальной сети и в реальной жизни, что может сопровождаться, в дальнейшем, потерей навыка социальной адаптации и социализации.
Полученные нами результаты эмпирического исследования также свидетельствуют о значимой корреляции (0,5) между шкалой позитивного интереса матери и киберкоммуникативной зависимости подростка.
Позитивный интерес интерпретируется как положительное отношение, основанное на психологическом принятии, может проявляться в отношении как «к маленькому ребенку» наряду с заботой может проявляться в ограничении самостоятельности, потворствовании интересам дочери.
Аналогичные результаты эмпирического исследования были получены ранее и в отношении проблемы интернет-зависимости. Так, М.А. Богомоловой, Т.А. Бузиной было установлено, что, неустойчивость стиля семейного воспитания имела значимую корреляцию (0,69) с уровнем интернет-зависимости. Кроме того, были установлены положительные корреляции с гипопротекцией, потворсвом (0,66), игнорированием потребностей ребенка, недостаточностью требований - обязанностей [18].
Таким образом, мы можем констатировать факт наличия связи между киберкоммуникативной зависимостью у подростков женского пола и стилем воспитания матери, содержащим элементы непоследовательности, враждебности, чрезмерной заботы и потворства. На наш взгляд, причины появления непоследовательности и враждебности в семейном воспитании матерей в отношении подростков с киберкоммуникативной зависимостью подлежат дальнейшему исследованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева А.А. Павлова, Т.С. Зависимость молодежи от социальных сетей. Образовательные ресурсы и технологии. 2019. №4 (29). Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU».
2. Антонова А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика: автореф. дис. ... к-та психологических наук / Антонова А.А. - Москва, 2014. 19 с.
3. Ефимова Т.В., Береснева А.Г. Интернет и подростковая агрессивность: грани и проблемы. Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8. С. 108116.
4. Тарханова И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет коммуникации. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-molodezhi-sredstvami-internet-kommunikatsiy (дата обращения: 01.05.2020).
5. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. ... к-та психологических наук / Безбогова М.С. - Москва, 2016.
212 c.
6. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды. Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49-56.
7. Самойлик А.А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества. Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 2. Т.2. С. 126-128.
8. Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013. № 30. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 18.12.2018).
9. Бобылева А.А., Павлова Е.В. Факторы формирования киберкоммуникативной зависимости у студентов ВУЗа. Вестник АмГУ. 2019. №86. Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU».
10. Шутова Н.В., Баранова Ю.М. Экспериментальное исследование особенностей проявления киберкоммуникативной зависимости у современных подростков. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13640 (дата обращения: 18.12.2018).
11. Самсонова, Н.Н. Взаимосвязь интернет коммуникаций социального поведения молодежи: автореф. дис. ... к-та психологических наук / Самсонова Н.Н. -Москва, 2018. - 26 с.
12. Дмитриев, К.Г. Психологические детерминанты интернет зависимости в юношеском возрасте: автореф. дис. ... к-та психологических наук / Дмитриев К.Г. - Москва, 2013. 22 с.
13. Зюзь Д., Колодзинский Л. Интернет-зависимость студенческой молодежи. Инновационное образование и экономика. 2016. № 21. С. 71-76.
14. Самосват, О.И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: дис. ... к-та психологических наук / Самосват О.И. - Ярославль, 2016. 258 c.
15. Lin M.P., Ko H.C. & Wu Y.W. Prevalence and psychosocial risk factors associated with internet addiction in a nationally representative sample of college students in Taiwan. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 2011. № 14. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21651418 (дата обращения: 13.01.2020).
16. Huang S., Hu Y., Ni Q. Parent-children relationship and internet addiction of adolescents: The mediating role of self-concept. Current Psychology. URL: https://doi.org/10.1007/s12144-019-00199-9 (дата обращения: 13.01.2020).
17. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб». 2001. 68 c.
18. Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции. Медицинская психология в России. 2018. № 2(49) С. 1-13. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2018_2_49/nomer02.php (дата обращения 10.10.2019).
Aristova Irina Leonidovna
Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: aristova.il@dvfu.ru
Vengerenko Maria Sergeevna
Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: vengerenko.ms@students.dvfu. ru
The relationship between the style of family education of the mother and the cyber-communicative dependence of female adolescents
Abstract. The article is devoted to the problem of cybercommunicative addiction, as a type of Internet addiction with certain specifics. The study of cybercommunicative dependence in adolescence seems significant due to certain age-related tasks, since social networks act as an institution through which the process of socialization is carried out. Social networks can act as a source of additional opportunities, as well as a beneficial environment for the emergence of destructive elements in human life.
The article discusses social networks in the context of cyber-communicative dependence, describes the main indicators of cyber-communicative dependence, including in adolescence. The article provides a brief overview of studies of the problem of cyber-communicative dependence, the causes and consequences of its occurrence. Cyber-communicative dependence is considered by the authors as a consequence of violations in various areas of human life. Family education is considered in conjunction with cyber-communicative dependence and social factors.
The article is the result of an empirical study of the cyber-communicative dependence of adolescents and their perception of the style of family education on the part of the mother. An empirical study was conducted as part of a dissertation. The article presents data on the most used social networks in the teenage environment. As a result of the correlation study, relationships were identified that reflect the characteristics of parental education on the part of the mother. The authors examined the possible causes of elements of inconsistency and hostility on the part of the mother in conjunction with the composition of the family, a characteristic of such styles of education. The authors compared the results of this study with the results obtained previously. Further prospects for investigating the problem of cybercommunicative dependence are determined.
Keywords: internet addiction; cyber-communicative addiction; parent-child relationships; family education style; hostility; inconsistency; social networks