Научная статья на тему 'САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / личность / ограниченные возможности здоровья / образовательное интернет-пространство / self-realization / personality / disabilities / educational Internet space

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич, Кудинов Сергей Иванович

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, характеризующие особенности самореализации лиц с ОВЗ в интернет-пространстве. В ходе исследования установлено, что самореализация данной категории граждан наиболее успешно осуществляется в образовательном секторе интернет-пространства. Респонденты, пользующиеся образовательными услугами в интернет-пространстве, отмечают у себя более высокий уровень качества жизни и психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич, Кудинов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION OF A PERSONALITY WITH RESTRICTED HEALTH POSSIBILITIES IN A NETWORKED EDUCATIONAL SPACE

The article examines the results of an empirical study characterizing the features of self-realization of persons with disabilities in the Internet space. The study found that self-realization of this category of citizens is most successfully carried out in the educational sector of the Internet space. The respondents using educational services on the Internet, note that they have a higher level of quality of life and psychological well-being.

Текст научной работы на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

5. Основным средством самосовершенствования педагога служит своевременная реализация имеющегося у него ресурса. Преподаватель, работающий сегодня так же как работал вчера, обречен на отставание. Хороший педагог не знает, что такое «Рано», он знает, что такое «Поздно».

5. Ресурсное мышление преподавателя служит основным средством регуляции воспитательно-познавательной деятельности обучаемых.

7. Преподаватель создает такие условия, реализация которых трансформирует регуляцию воспитательно-познавательной деятельности студентов в осознанную саморегуляцию.

Литература

1. Кашапов М.М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 3—9.

2. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. — Ярославль, 2018. — 392 с.

3. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 26. С. 63—76.

4. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43—52.

5. Митина Л.М. Трансформация внутриличностных противоречий учителя в ресурс развития и смыслообразования // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой — М.: Психологический институт РАО, 2015. — С. 114—116.

6. Митина Л.М. Концептуальная модель рефлексивно-ресурсной детерминации разрешения внутриличностных противоречий учителя и ее методическое обеспечение // Сборник научных докладов «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете». — Габрово (Болгария): изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2015. Книга 1. Т. 2. С. 61—67.

7. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора: учеб. пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с.

8. Толочек В.А. Возможные траектории эволюции феномена способности: два «Измерения» // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. — М., 2020. — С. 133-140.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кудинов Станислав Сергеевич (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: kudinov84stas@ yandex.ru

Кудинов Сергей Иванович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: rudn.tgu@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, характеризующие особенности самореализации лиц с ОВЗ в интернет-пространстве. В ходе исследования установлено, что самореализация данной категории граждан наиболее успешно осуществляется в образовательном секторе интернет-пространства. Респонденты, пользующиеся образовательными услугами в интернет-пространстве, отмечают у себя более высокий уровень качества жизни и психологического благополучия.

Ключевые слова: самореализация, личность, ограниченные возможности здоровья, образовательное интернет-пространство.

SELF-REALIZATION OF A PERSONALITY WITH RESTRICTED HEALTH POSSIBILITIES IN A NETWORKED EDUCATIONAL SPACE

Kudinov Stanislav Sergeevich (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: kudinov84stas@yandex.ru

Kudinov Sergey Ivanovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: rudn.tgu@yandex.ru

Abstract. The article examines the results of an empirical study characterizing the features of self-realization of persons with disabilities in the Internet space. The study found that self-realization of this category of citizens is most successfully carried out in the educational sector of the Internet space. The respondents using educational services on the Internet, note that they have a higher level of quality of life and psychological well-being.

Keywords: self-realization, personality, disabilities, educational Internet space.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют около 10 % населения земного шара.

Анализ научно-методической литературы показывает, что в современных реалиях общества социальная поддержка субъектов с ограниченными возможностями здоровья реализуется по следующим направлениям: осуществление медицинского патронажа (медикаментозное лечение, лечебная физкультура и т.д.), экономической помощи (пособия по инвалидности, путевки на санаторно-курортное лечение), профессиональной помощи (трудоустройство в разных сферах), психологическое консультирование и реабилитация (поиск внутренних ресурсов для преодоления жизненных трудностей и психологической травмы). В то же время поддержка и сопровождение лиц с ОВЗ в контексте их самореализации и саморазвития находится на этапе зарождения, во всяком случае в России.

Комплексная государственная программа реабилитации лиц с ОВЗ с последующей их адаптацией все больше требует включения психологической составляющей, имеющей большое значение как для повышения эффективности реабилитационных мероприятий, так и дальнейшей самореализации в системе профессиональных и социальных отношений.

Как показывают исследования [8], ключевым фактором успешной социальной адаптации является самореализация субъекта деятельности. Проблема самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями на данный момент актуальна, но мало изучена. В общем плане самореализация личности отдельно и всесторонне стала рассматриваться в отечественной психологии с недавнего времени, хотя при всем этом остается вопросом, входящим в проблемное поле разных наук.

Оставаясь в поле психологических исследований, можно выделить ряд основных авторских идей, проливающих свет на проблему самореализации. Самореализация как саморазвитие (Д.И. Фельдштейн); самореализация как самовыражение (Н.Б. Крылова, Е.В. Селезнева); самореализация как свойство (Б.Г. Ананьев); самореализация как процесс (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, И.Д. Егорычева); самореализация как сложное системное образование личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Е.А. Никитина).

Несмотря на методологические разночтения в исследованиях самореализации, исследователи чаще всего рассматривают ее либо как процесс, либо как деятельность [1—4]. В своих предыдущих публикациях мы отмечали системный характер этого феномена [5—7].

Цель настоящего исследования заключалась в изучении особенностей самореализации лиц с ограниченными возможностями. В исследовании приняли участие 123 респондента с ОВЗ (нарушение опорно-двигательного аппарата), из которых по результатам

анкетирования была выделена группа социально активных респондентов в количестве 46 человек. Возраст испытуемых от 18 до 55 лет, образование среднее, неоконченное высшее и высшее.

Исследование проводилось в двух группах одновременно. Первая группа в количестве 77 человек ведут обычный образ жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, не работают, не включены активно в социальные институты общества, интернет используют исключительно для получения информации развлекательного характера.

Вторая группа в количестве 46 человек имеют круг реального общения с людьми, не страдающими ОВЗ. Активно используют интернет-ресурсы для самообразования, это различного рода сайты с обучающими программами, в том числе профессиональными. Курсы повышения квалификации по разным направлениям.

В качестве методов и методик исследования использовались анкетирование и тестирование. Для изучения самореализации применялся «Многомерный опросник самореализации личности» С.И. Кудинова.

На первом этапе использовалась авторская анкета для выявления самооценки своей самореализации. Анкета включала четыре раздела. В первом блоке вопросы касались уровня своей удовлетворенности настоящим, своими действиями и достижениями, ощущением успешности. Второй блок оценивал оптимистичность будущего, третий — доминирующие ценности и четвертый — реализацию себя в различных аспектах жизнедеятельности. Отмеченные в анкете блоки вопросов соответствуют отдельным критериям самореализации.

На втором этапе эмпирического исследования использовалась авторская методика «Тест суждений самореализации личности» С.И. Кудинова. Стандартизация теста проводилась в течение двух лет на выборке студентов с первого по пятый курс, учащихся старших классов, а также на учителях, врачах и военных специалистах.

Результаты исследования показали, что в группе респондентов с пассивным образом жизни, где основным источником получения положительным эмоций служат развлекательные интернет-сайты, высокий уровень самореализации не указал ни один испытуемый. Больше половины данной подгруппы (74 %) оценили уровень самореализации ниже среднего и 26 % как низкий. В качестве основных трудностей самовыражения назвали ограниченное здоровье, отсутствие доступных социальных общностей (творческих, спортивных, развлекательных). Свое будущее этим респондентам видится еще более трудным в связи с разрушением здоровья, ухудшением социально-экономической ситуации в стране и увеличивающимся равнодушием со стороны общества и отдельных граждан. Наиболее важной ценностью отмечают наличие государственных программ поддержки инвалидов. В качестве личностных ценностей выделяют здоровье, счастливую семейную жизнь и наличие хороших и верных друзей. Примечательно, что у этих респондентов снижена социальная активность, они практически выпали из процесса социализации, мало чем интересуются и не включаются в общественную жизнь.

Несколько иная картина прослеживается по самооценке самореализации у лиц с активной жизненной позицией. Респонденты данной группы распределились следующим образом. 31 % оценивают уровень своей самореализации как достаточно высокий. Эти испытуемые преимущественно посещают сайты с разными развивающими программами. Значительная доля сайтов охватывает образовательные программы — от изучения иностранных языков и кулинарии до курсов повышения квалификации по разным направлениям. Наибольшая часть данной группы респондентов (69 %) определили уровень своей самореализации как средний и выше среднего. Они также активно посещают образовательные сайты и значительную часть времени отводят на информационные и развлекательные сайты. Круг их интересов достаточно широкий. В целом они удовлетворены

своей жизнью. Среди других увлечений респонденты данной группы отмечают чтение книг и журналов, кулинарию, физическую культуру, живопись и литературу.

Данные, полученные с помощью теста суждений самореализации (С.И. Кудинов), позволили установить специфические особенности самореализации у респондентов с ограниченными возможностями в интернет-пространстве.

Анализируя специфику проявления самореализации у респондентов с низкими показателями активности, можно констатировать, что в структурной организации данного феномена доминируют признаки, выступающие барьером самовыражения, — пессимистичность, экстернальный локус контроля и пассивность поведения. Иными словами, респонденты испытывают значительные трудности при самореализации, тревожность, страхи, стеснительность, которые выступают препятствием для наиболее полного самовыражения и проявления активности. Кроме этого, они ощущают отсутствие либо недостаток сферы приложения своих сил и способностей, равнодушие окружающих, незнание и отсутствие опыта позиционирования своих возможностей и целый ряд других факторов.

Отмеченные препятствия к полноценной самореализации вызывают эмоциональный отклик у респондентов, характеризующийся упадком сил, снижением настроения, раздражительностью, апатией и пессимистическим восприятием своей перспективы. Примечательно, что респонденты при этом полностью полагаются на окружение, других людей, обстоятельства — экстернальность. В том, что они не могут полностью реализоваться, виновны, с их точки зрения, обстоятельства и другие люди. В то же время основными побудительными силами к проявлению самореализации выступают личностно-значимые ценности и эгоцентрические мотивы. Иначе говоря, испытуемые склонны проявлять активность, для того чтобы реализовать свое Я только тогда, когда видят личную выгоду, перспективу, в противном случае им скучно, неинтересно, трудно и т.п.

Совершенно противоположная картина в выраженности составляющих самореализации наблюдается в группе активных респондентов, посещающих образовательные сайты. В иерархии выраженности составляющих самореализации ведущие позиции занимают удовлетворенность качеством жизни, результативность, оптимистичность, интернальная саморегуляция и мотивация достижения. То есть они удовлетворены своим настоящим, стремятся смотреть с надеждой в ближайшую перспективу, строят амбициозные планы на будущее, полагаются только на себя, и это позволяет им, по всей видимости, жить интересной наполненной событиями жизнью, ощущать себя значимыми и нужными в обществе людьми.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить существенные аспекты в особенностях и механизмах проявления самореализации личности с ограниченными физическими возможностями. Полученные результаты служат основой для более глубокого исследования данной проблемы.

Литература

1. Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития // Мир психологии. 2005. № 1. С. 15—24.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

4. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997, с. 156-177.

5. Галажинский Э.В. Детерминация самореализации личности: направления исследований // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 года: в 8 т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

7. Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 114—121.

8. Кудинов С.И., Кулишевская И.В. Особенности самореализации студентов с разными типами стратегий поведения / Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2019. № 2 (50). С. 62-71.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ткач Любовь Тимофеевна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: tkachlt@mail.ru

Музенитова Эльмира Адиловна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Неделкова Анна Александровна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), старший преподаватель кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности становления личностно-смысловой деятельности студентов в ходе освоения содержания учебного курса и представлены этапы реализации технологии «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя», применение которой позволяет студентам осваивать опыт профессиональной деятельности на основе овладения его когнитивным, деятельностным компонентами и формирования ценностного отношения к педагогической культуре.

Ключевые слова: личностно-смысловая деятельность, содержание образования, технология, образовательный проект, погружение.

FORMATION OF PERSONAL AND SEMANTIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF MASTERING THE CONTENT TEACHER EDUCATION

Tkach Liubov Timofeevna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: tkachlt@mail.ru

Muzenitova ЕМга Ädilovna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences (PhD equivalent), Associate Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Nedelkova Anna Alexandrovna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Senior Lecturer of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: naa82@mail.ru

Abstract. The article reveals the features of the formation of personal and semantic activity of students during the development of the content of the training course and presents the stages of implementation of the technology "Immersion in professional and pedagogical activity through culture with the support of a teacher", the use of which allows students to master the experience of professional activity on the basis of mastering its cognitive, activity components and forming a value attitude to pedagogical culture.

Keywords: personal-semantic activity, content of education, technology, educational project, immersion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.