«Студенческий инфантилизм», характерный в определенной степени для всех поколений, представленных в университете, выражается в следующем:
— нежелание взрослеть, готовность продлить студенческую жизнь, получая еще одно высшее образование;
— отсутствие выраженной профессиональной мотивации, реального образа своего будущего;
— неготовность строить перспективные планы;
— упрощенное представление о целях и задачах университетского образования;
— отсутствие ассертивного поведения как способности отстаивать собственные позиции;
— доминирование чувства неопределенности и непредсказуемости;
— мозаичный образ мира, ценностная эклектика;
— отсутствие исторического мышления;
— стремление делегировать кому-нибудь ответственность за успешность своей деятельности (родителям, преподавателям университета, куратору, старосте группы).
Образовательная среда университета слабо адаптивная, и требуется адресная деятельность преподавателей вуза по снижению ее потенциальных опасностей. Среди множества факторов, позволяющих снизить возможные риски, — учет особенностей студентов в контексте теории поколений. Знакомство преподавателей университета с основными положениями межпоколенной концепции поможет предотвратить риски, наиболее типичные для различных цивилизационных групп студентов.
Литература
1. Федотенко И.Л., Тарантей Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в образовательной среде университета в контексте потенциальных рисков // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / Под редакцией Л.М. Митиной. 2018. С. 52-57.
2. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности: монография. - М.; СПб: Нестор-История, 2019.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ПРИНЦИП УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ткач Любовь Тимофеевна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E- mail: [email protected]
Музенитова Эльмира Адиловна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E- mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются особенности освоения студентами опыта межпоколенчес-ких отношений в профессиональной педагогической деятельности через организацию диалога культур в образовательном процессе вуза посредством сотворчества преподавателя и студентов.
Ключевые слова: культура, диалог, взаимодействие, сотворчество, погружение, семейная педагогика, домашнее воспитание.
DIALOGUE OF CULTURES AS A PRINCIPLE OF ESTABLISHING INTERGENERATIONAL RELATIONS BY MEANS OF MULTICULTURAL PEDAGOGICAL EDUCATION
Tkach Liubov Timofeevna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E- mail: [email protected]
Muzenitova Е^га Аdilovna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences (PhD equivalent), Associate Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E- mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the features of students mastering the experience of intergenerational relations in professional pedagogical activity through the organization of a dialogue of cultures in the educational process of the University through the co-creation of the teacher and students.
Keywords: culture, dialogue, interaction, co- creation, immersion, family pedagogy, home education.
Актуальной проблемой современного этапа развития образовательных систем разного уровня выступает необходимость создания условий для освоения культуры и саморазвития обучающихся. Помогать формирующемуся профессионалу искать свой смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы его бытие и общение с другими людьми, с окружающим миром было достойным — одна из функций педагогики диалога.
Анализируя разнообразные подходы к определению понятия «диалог», нами было установлено, что ученые едины во мнении о том, что диалог выступает как способ поиска и осознания личностных смыслов, но при этом они по-разному его трактуют: как средство духовного единения, самореализации людей (Ф. Гемстергойс, К. Ясперс); способ научного познания, самосознания и самоосознания человека, приобщения к духовному миру культурных преобразований (В.С. Библер, А.А. Ухтомский, Ф. Шлейер-махер); сущность бытия человека (М.М. Бахтин, М. Бубер, Л. Фейербах).
Для разработки поликультурного содержания педагогического образования интерес представляет концептуальный подход М.М. Бахтина в обосновании метода диалога культур как «единства становящейся (развивающейся) идеи на разных этапах ее развития». Именно такой подход открывает путь для сотворчества как единственно верного механизма взаимодействия представителей разных поколений. Ученый утверждал, что «истина не заложена в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину в процессе их диалогического общения». Диалог — это диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных («последних», по формулировке Бахтина) вопросов бытия [1].
Нам близка позиция М.М. Бахтина в рассмотрении человека как уникального мира культуры, который вступает во взаимодействие с другими личностями-культурами, творит себя в процессе такого взаимодействия и воздействует на других. Именно такой подход впоследствии был использован B.C. Библером, В. Оконем и другими учеными при разработке теории и практики диалогового обучения. Диалог в их концепциях выступил в качестве основного механизма «взаимовлияния личностей-культур, который интерпретируется исследователями как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе» [4].
В ранее проведенном исследовании на основе представления педагогической культуры как общения двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры (Е.В. Бондаревская и др.) [2] диалог культур был представлен нами как «принцип поликультурного образования, обусловливающий толерантный процесс взаимодействия носителей различных культур в образовательном пространстве среды, обеспечивающий
самопознание, взаимообогащение и реализацию субъектной культуры. Принцип диалога культур требует бережного, уважительного отношения к каждой личности, каждой человеческой индивидуальности и предполагает, что любой человек неповторим и уникален. В этой связи актуальным и востребованным в поликультурном образовании становится современный педагог, который является связующим звеном между всеми воспитательными институтами и факторами, влияющими на личность» [4]. И при этом он сам должен быть личностью — «человеком, самостоятельно осуществляющим свою деятельность, уникально и критически мыслящим» [3, с. 5].
Проектируя поликультурное содержание педагогического образования, мы предположили, что обращение к истории и фактам этнической культуры, их трансформация в тексты педагогической культуры будет способствовать становлению позиции поликультурно-ориентированного педагога, владеющего опытом диалогичного взаимодействия с представителями родительской и детской субкультур. Сотворчество преподавателя и студентов как представителей разных поколений и субъектов образовательного процесса с различным уровнем опыта педагогической деятельности выступает лейтмотивом разработанной нами технологии «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя» [5].
Так, в содержание дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание» [6] включены темы, позволяющие накапливать профессиональный опыт на основе установления диалога во времени и пространстве культуры при условии признания первостепен-ности семьи в воспитании детей и необходимости учета особенностей межпоколенческих отношений. Для погружения в исторический аспект становления особенностей домашнего воспитания организуется семинар на тему «Народная педагогика как основа домашнего воспитания». По основным вопросам плана студенты готовят краткие сообщения:
1. Взаимодействие народной и религиозной систем воспитания.
2. Основы семейной педагогики:
— литературные источники древности («Поучение» Владимира Мономаха, «Пчела», «Прологи», «Златоуст», «Домострой»);
— работы А.Н. Радищева. Н.И. Новикова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова и других прогрессивных мыслителей по проблемам семьи и домашнего воспитания;
— русская классическая педагогика о необходимости изучения семьи и важности семейного воспитания (К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др.);
— современные экспериментальные исследования по проблемам семьи и семейного воспитания;
При анализе практики семейного воспитания на основе дневниковых записей (B.C. Мухина, Н.А. Менчинская), публикаций семьи Никитиных и др. студенты определяют основные методы и средства воспитания ребенка в семье, устанавливают их взаимосвязь с народной педагогикой, оценивают эффективность использования.
Третий вопрос занятия «Использование народной педагогики в современном семейном воспитании» раскрывается на основе результатов выполнения исследовательских заданий по отбору пословиц, в которых отражаются семейные традиции, обычаи, заповеди (студенты должны отметить их (не)возможность применения в современных условиях) и колыбельных песен (русских, молдавских, украинских) с анализом заложенных в них целей воспитания и определением ценностей (общечеловеческих, этнических), выраженных в них.
Изучение темы «Современные подходы к организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей» предполагает формирование трудовых умений педагога в этой области и накопление педагогического опыта:
— когнитивного (лекция): обоснование необходимости взаимодействия общественного и семейного воспитания; психолого-педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения (ОУ) с семьей; особенности взаимодействия ОУ с особыми типами семей; традиционные и нетрадиционные формы организации работы ОУ с семьей; диалогичность общения с родителями, методы активизации родителей; подготовка ребенка к посещению ОУ;
— деятельностного, творческого и эмоционально-ценностного (цикл лабораторных и практических занятий), экскурсия в образовательное учреждение. В беседе с представителями администрации студенты уточняют особенности организации взаимодействия образовательного учреждения с родителями (формы работы, регулярность их проведения и т.д.), знакомятся с планом работы родительского комитета, изучают и анализируют наглядную информацию для родителей, создают эскизы родительских уголков, стендов и др.; анализируют сценарии и доклады к родительским собраниям, самостоятельно разрабатывают план проведения родительского собрания (заседания семейного клуба, консультации и др.).
После изучения тем «Современные подходы к организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей» и «Педагогическая культура родителей» проводится интегрированное занятие в два этапа.
Первый этап — семинар «Аукцион идей», на котором экспертная группа оценивает представляемую форму работы по следующим критериям: название формы работы; преобладающий метод познавательной информации; частота ее использования в практике работы с родителями; длительность воздействия; степень активности участников (педагогов и членов семей); варианты технологии применения (в зависимости от типа семьи, ее религиозных убеждений, этнической принадлежности и др.); широта и глубина представления.
Второй этап — деловая игра «Организация взаимодействия с родителями» — реализуется в процессе промежуточной аттестации по дисциплине. Студенты распределяют роли (заведующая, заместитель заведующей по образовательной деятельности, психолог, воспитатели, родители, дети и т. д.) в соответствии со сценарием самостоятельно выбранной формы взаимодействия с родителями. В процессе самоподготовки они изучают методы активизации родителей, особенности организации разнообразных форм работы с ними, определяют тематику и разрабатывают сценарий проведения одной из них. Традиционным стало проведение заседания семейного клуба по различной тематике.
Выполняемые студентами ролевые задания предполагают учет межпоколенческих отношений, субъектности членов семьи и их возможные позиции при раскрытии выбранной темы. Такой подход к освоению особенностей организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей позволяет целенаправленно формировать требуемые профессиональные умения и навыки, развивать ценностно-смысловое отношение к профессии.
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
2. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Под общ. ред. Бондаревской Е.В. — Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 170 с.
3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
4. Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Ростов н/Д, 2002. — 185 с.
5. Ткач Л.Т Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя // Образовательные технологии. 2011. № 1. С. 117—121.
6. Ткач Л.Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебно-методический комплекс. — Тирасполь, 2007. — 52 с.