Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-смысловая деятельность / содержание образования / технология / образовательный проект / погружение / personal-semantic activity / content of education / technology / educational project / immersion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткач Любовь Тимофеевна, Музенитова Эльмира Адиловна, Неделкова Анна Александровна

В статье раскрываются особенности становления личностно-смысловой деятельности студентов в ходе освоения содержания учебного курса и представлены этапы реализации технологии «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя», применение которой позволяет студентам осваивать опыт профессиональной деятельности на основе овладения его когнитивным, деятельностным компонентами и формирования ценностного отношения к педагогической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткач Любовь Тимофеевна, Музенитова Эльмира Адиловна, Неделкова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL AND SEMANTIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF MASTERING THE CONTENT TEACHER EDUCATION

The article reveals the features of the formation of personal and semantic activity of students during the development of the content of the training course and presents the stages of implementation of the technologyImmersion in professional and pedagogical activity through culture with the support of a teacher”, the use of which allows students to master the experience of professional activity on the basis of mastering its cognitive, activity components and forming a value attitude to pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

7. Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 114—121.

8. Кудинов С.И., Кулишевская И.В. Особенности самореализации студентов с разными типами стратегий поведения / Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2019. № 2 (50). С. 62-71.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ткач Любовь Тимофеевна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: tkachlt@mail.ru

Музенитова Эльмира Адиловна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Неделкова Анна Александровна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), старший преподаватель кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности становления личностно-смысловой деятельности студентов в ходе освоения содержания учебного курса и представлены этапы реализации технологии «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя», применение которой позволяет студентам осваивать опыт профессиональной деятельности на основе овладения его когнитивным, деятельностным компонентами и формирования ценностного отношения к педагогической культуре.

Ключевые слова: личностно-смысловая деятельность, содержание образования, технология, образовательный проект, погружение.

FORMATION OF PERSONAL AND SEMANTIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF MASTERING THE CONTENT TEACHER EDUCATION

Tkach Liubov Timofeevna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: tkachlt@mail.ru

Muzenitova ЕМга Аdilovna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences (PhD equivalent), Associate Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: dpism_pgy@mail.ru

Nedelkova Anna Alexandrovna (Tiraspol, Pridnestrovie, Republic of Moldova), Senior Lecturer of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: naa82@mail.ru

Abstract. The article reveals the features of the formation of personal and semantic activity of students during the development of the content of the training course and presents the stages of implementation of the technology "Immersion in professional and pedagogical activity through culture with the support of a teacher", the use of which allows students to master the experience of professional activity on the basis of mastering its cognitive, activity components and forming a value attitude to pedagogical culture.

Keywords: personal-semantic activity, content of education, technology, educational project, immersion.

Общество всегда предъявляло к личности педагога и его деятельности особые требования. Такое заключение правомерно вытекает из осуществленного нами ретроспективного анализа эволюции требований к профессионализму преподавателя [7]. Мы убеждены в том, что соответствие этим требованиям, «становление профессионально-личностной культуры будущего специалиста во многом определяется качеством отбора содержания его подготовки» [7, с. 3], качеством организации и методического сопровождения освоения опыта профессиональной деятельности.

Методологической основой проводимого нами исследования, связанного с отбором содержания педагогического образования в вузе, выступают труды Е.В. Бондаревской, которая считала, что «система профессиональной подготовки педагога коррелирует с профессиональной культурой и включает следующие компоненты: подготовку учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализацию образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизацию гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграцию курсов педагогики, психологии и методики; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированную оценку не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства» [7, с. 7—8].

В 90-е годы прошлого века, в условиях перехода к информационному обществу, в научной школе Е.В. Бондаревской стала разрабатываться технология личностно ориентированной педагогической культуры учителя, которая выступала в качестве способа творческого освоения педагогической деятельности. Е.В. Бондаревской были определены новые блоки научно-педагогических знаний, умений и навыков, выражающих сущность педагогической культуры учителя: методологические, теоретические, научно-методические и проектировочно-технологические. Е.В. Бондаревская высшей ценностью образования считала человека, а «высшие смыслы и цели образования связывала с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным, культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации» [4]. Согласно авторской концепции Е.В. Бондаревской о подготовке учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе, целью высшего педагогического образования является воспитание педагога как человека культуры — свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности с высоким уровнем педагогической культуры, предполагающей гуманистическую педагогическую позицию, знание педагогических теорий, развитое педагогическое мышление, психологическую грамотность, владение педагогическими технологиями, умение обосновать выбор педагогических систем, культуру профессионального поведения [4, с. 6]. Фундаментом успеха профессионально педагогической деятельности, по мнению ученого, является система ценностных ориентаций преподавателя: отношение к педагогическому труду, к личности обучающегося, к личности педагога и к самому себе как представителю педагогической субкультуры.

Становится очевидным, что личность педагога призвана аккумулировать высокую профессиональную компетентность, широту взглядов, умение общаться и взаимодействовать, способность отказаться от сложившихся подходов в формах и методах обучения и воспитания, обеспечить раскрепощение личности обучающегося в образовательном процессе, освободить его от страха перед педагогом, оценкой, ошибкой, создав ситуацию свободного выбора и сотрудничества. Это в полной мере относится и к тем, кто учится, и к тем, кто преподает.

Внедрение компетентностного подхода повлекло за собой поиск путей достижения требуемых образовательным и профессиональным стандартами результатов освоения содержания педагогического образования. Основное противоречие высшего

профессионального образования состоит в том, что при наличии знаний и умений выпускники испытывают трудности в их применении в процессе профессиональной деятельности. Решению этой проблемы способствовало внедрение в практику преподавания технологий, разрабатываемых на основе идей контекстной модели обучения (А.А. Вербицкий), профессионально-ориентированного обучения (В.И. Слободчи-ков и др.). При этом нами было учтено, что для личностно-ориентированного подхода, согласно концепции Е.В. Бондаревской, важны «личностные смыслы учения», нужны «не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности». Е.В. Бондаревская подчеркивала, что следует «содержание с уровня значений перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как социальная, нравственная, эстетическая или другая какая-либо ценность» [1, с. 103].

Концептуальные идеи культурологического личностно-ориентированного образования нацеливают на необходимость проектирования содержания педагогического образования в контексте культуры и создания культурных сред, позволяющих обучающимся идентифицироваться в педагогической деятельности на основе приобретаемого опыта: когнитивного, деятельностного, творческой самореализации и эмоционально-ценностного отношения к профессии [8]. В этой связи актуальной проблемой продолжает оставаться качество «процесса подготовки педагога как связующего звена между всеми воспитательными институтами и факторами, влияющими на личность обучающегося» [5]. И при этом он сам должен быть личностью — «человеком, самостоятельно осуществляющим свою деятельность, уникально и критически мыслящим» [3, с. 5].

В процессе освоения дисциплин основной профессиональной образовательной программы нами используется авторская технология «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя» (Л.Т. Ткач) [6]. Мы понимаем погружение как «диалог между "Я-педагог" (знаю, могу, владею, умею ) и реальной педагогической действительностью, поиск смысла деятельности (зачем, как, что нужно сделать), принятие решения, собственные практические действия, результат, рефлексия» [6, с. 117]. Технология реализуется поэтапно.

Первый этап носит ознакомительный характер. На этом этапе преподавателем используется лекция, организуется работа студентов по подборке материалов с заранее указанных сайтов в интернете по вопросам семинарского занятия. В процессе выполнения самостоятельной работы осуществляется подготовка выступлений с обоснованием необходимости и важности освоения темы, ее актуальности и значения в профессиональном становлении.

Следующий этап — деятельностный — предполагает выполнение ряда действий, обеспечивающих владение содержанием темы и формирование умений и навыков ее применения в практике: разучивание и чтение фольклора, выполнение физических упражнений, физминутки, рисование и др. Обязательным условием выступает описание выполняемых действий: зачем и почему.

Третий этап состоит в осмысливании приобретенных знаний и сформированных умений с позиции применения в профессионально-педагогической деятельности: провести игру, организовать изготовление игрушки, показ театра и т.д. с учетом особенностей детей в соответствии с профилем подготовки.

Четвертый этап — заключительный — предполагает «проведение серии практико-ориентированных семинаров в виде деловых игр, мини-конференций, диспутов, круглых столов», а также промежуточная аттестация по дисциплине, состоящая из теоретической и практической части, «что позволяет студентам демонстрировать уровень своей компетентности и способствует саморефлексии» [6, с. 118].

Технология положена в основу построения содержания учебно-методических пособий по различным видам производственной практики в магистратуре. В настоящее время ее применение апробируется при изучении курса «Поликультурное образование», составной практико-ориентированной частью которой является образовательный проект «Народоведение Приднестровья» [2].

Продолжение исследования видится нами в определении содержания для освоения в условиях дистанционного обучения и организации мониторинга отношения обучающихся к разнообразным методам и приемам активизации их познавательной активности через систему заданий для самостоятельного отбора содержания культурных практик детей дошкольного возраста.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов н/Д, 2000. - 352 с.

2. Гукаленко О.В., Ткач Л.Т., Панова Л.Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3 (50). С. 153-163.

3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

4. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.

5. Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов н/Д, 2002. - 185 с.

6. Ткач Л.Т. Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя // Образовательные технологии: журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высш. и сред. проф. образования / учредитель: НИИ школ. технологий. - М.: Нар. Образование. - 2011 г. № 1 C. 117-121.

7. Ткач Л.Т., Марачковская О.Л., Ушнурцева Н.Н. Руководство преподавателя-практиканта: содержание и технологии: учеб. пособие. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2018. - 144 с.

8. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Tkach L.T. Рedagogical culture dialogics as a factor in competent teacher training / European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. -London, 2020. С. 184-189.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОДАРЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ПО ЗАРУБЕЖНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ)

Щебланова Елена Игоревна (Москва, Россия), доктор психологических наук, заведующий лабораторией, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elenacheblanova@ mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются изменения в понимании одаренности и задач образования одаренных детей, обусловленные многолетними научными исследованиями этого феномена и практикой работы с одаренными учащимися. Анализ обзорных зарубежных публикаций об основных сдвигах парадигм в этой области свидетельствует о необходимости перехода от доминирования проблемы идентификации одаренных индивидов к решению проблемы создания окружения, взаимодействие с которым будет способствовать реализации богатства возможностей разных индивидов.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, образование, окружение, развитие, изменение парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.